За последние 2 года я прочитала больше сотни книг. Разных. Интересных и не очень. Всего чуть больше сотни. И почти полторы тысячи лежат на полках и в файлах. Большую часть из них я никогда не прочту. Предупреждаю, многабукаф.

1) Мое большое открытие - Йен Макдоналд. Лунный цикл. Люблю такие истории. Сложные, многослойные, детализированные. 

Рассказ о будущем, где Луна - обжита и обитаема. История пяти семейств лунных колонизаторов, полная интриг, крови, секса, странных ритуалов и удивительной фантастической лунной реальности. Говорят, что автор вдохновлялся ИП, но я не читала Мартина, поэтому ни согласиться ни опровергнуть не могу. В книге фактически нет главного героя, почти все они главные. Нет хорошего и антагониста-злодея. Есть те, кому сочувствуешь чуть больше, а ненавидишь чуть меньше)

Из плюсов помимо того, что это очень крепкая научная фантастика: хорошо проработанные объемные герои с характерами и историей; интересный нетривиальный сюжет; детализированные локации; замечательная точность и опора на научность. Дочитав третью книгу, поймала себя на том, что размышляю о том, как могли развиваться события дальше, и что можно было бы предпринять, чтобы избежать драматичных и кровавых драм. 

Минус: моя попытка читать на английском провалилась, я просто запуталась нахрен во всех действующих лицах и уже на десятой странице перестала понимать кто и что и где. На русском немного проще с этим разобраться.

А в монолог Лукасинью Корта о химии, физике и экономике лунного торта я просто влюбилась: 

(...) У тортов есть язык. Лимонные брызги говорят: «Мне кисло от этих отношений». Апельсин заявляет то же самое, но надежда еще не потеряна. Кило-торт говорит, что все в мире идет как надо, все хорошо и баланс не нарушен, Четыре Базиса в гармонии друг с другом. Ваниль говорит: «Осторожно, скука»; лаванда надеется или сожалеет. Иногда и то и другое. Засахаренные розовые лепестки намекают: «Сдается мне, ты плутуешь», а вот розовая глазурь предлагает: «Давай заключим контракт здесь и сейчас». Синие фрукты для грустных дней, когда накатывает настоящий вакуум и тебе нужны друзья или просто чье-то доброжелательно настроенное тело. Красные и розовые фрукты – это секс. Все об этом знают. Взбитые сливки нельзя есть в одиночку. Таковы правила. Корица – ожидание, имбирь – воспоминание, гвоздика же означает боль, настоящую или душевную. Розмарин – сожаление, базилик – уверенность в своей правоте. «Ну вот, я же говорил» – это базилик. Мята символизирует ужас. Мятный торт – плохой торт. С кофе все серьезнее некуда, и он говорит: «Чтобы тебя осчастливить, я бы передвинул Землю в небесах».

Это если говорить о тортах в социальном смысле. Но есть еще научная сторона. Ты знала, что торты на Луне вкуснее? Отправившись на Землю и попробовав торт, ты разочаруешься. Он покажется тебе плоским, тяжелым и плотным. Это связано с размером пор и структурой мякиша, а структура мякиша на Луне куда лучше. Каждый торт, который ты делаешь, связан с тремя науками: химией, физикой и архитектурой. Физика – это тепло, газовое расширение и сила тяжести. Физика отвечает за те составляющие торта, что должны подняться, превозмогая гравитацию. Чем она меньше, тем выше они поднимаются. Ты можешь подумать, что если при низкой силе тяжести структура мякиша получается лучше, не будет ли торт, изготовленный в невесомости, совершенным? Вообще-то нет. Он расширится во все стороны, и в итоге у тебя получится большой шар из пузырящейся смеси для торта. Когда ты соберешься его печь, будет очень трудно сделать так, чтобы тепло добралось до сердцевины. Она останется сырой.

Дальше идет химия. У нас есть Четыре Базиса, и у торта или кекса они тоже имеются. Для нас это воздух, вода, данные и углерод. Для кекса – мука, сахар, масло, яйца или какая-нибудь другая жидкость. Берем два-пятьдесят граммов муки, два-пятьдесят граммов сахара, два-пятьдесят граммов масла, два-пятьдесят граммов яиц – то есть примерно пять штук. Вот это и есть базовый кило-кекс. Сахар и масло надо смешать, чтобы получился крем. Я это делаю рукой. Вкладываю часть себя. Пузырьки воздуха, заключенные в жире, создают пену. Теперь добавляем яйца и взбиваем. В яйцах есть белки, которые обволакивают пузырьки воздуха и не дают им взрываться и схлопываться при нагреве. Потом медленно добавляем муку. Действовать надо неспешно, потому что, если всыпать муку слишком быстро, растянешь клейковину.

Клейковина – это такой белок в составе пшеницы, и он эластичный. Без него все, что пекут, было бы плоским. Растяни его слишком сильно, и получишь хлеб. Хлеб и торт – это две полные противоположности в том, что может случиться с пшеницей. Я использую особые сорта мягкой, самоподнимающейся муки из пшеницы с низким содержанием белка. Это означает, что в них есть компонент, который реагирует и создает газ, взрывающий пузырьки клейковины. Вот почему мои кексы сладкие и рассыпчатые.

Выпечка – это как строительство города: весь фокус в том, как ухватиться за воздух и удержаться на месте. Клейковина создает колонны и клетки, которые поддерживают вес сахара и жира. Они должны стоять, они должны держать, и они должны беречь внутреннюю часть, которой должно хватать воздуха и воды. Надо создать оболочку, благодаря которой кекс останется влажным и легким. Для этого нужен сахар; он позволяет корочке обрести цвет и закрепиться при более низкой температуре, чем внутренность кекса. Все это связано с карамелизацией. Похоже на газовое уплотнение, которое не дает нашему воздуху просочиться сквозь камень.

И после всего этого наступает черед выпекания. Выпекание – процесс из трех частей: подъем, закрепление и побурение. По мере роста температуры кекса весь воздух, который ты в него вбил, расширяется и растягивает клейковину. Потом примерно при шестидесяти градусах по Цельсию начинает действовать разрыхлитель, выпуская из яиц СО2 и водяной пар – и вжух! Твой кекс поднимается до своей конечной высоты. Примерно при восьмидесяти градусах по Цельсию яичные белки собираются и клейковина теряет эластичность. Наконец, происходит реакция Майяра – побурение, о котором я тебе говорил, – которая закрепляет поверхность. Тем самым она запирает влагу внутри, если все было сделано как следует.

Теперь наступает самая сложная часть: надо решить, готов ли кекс к тому, чтобы его вынули из печи. Это зависит от множества мелочей – влажности, сквозняков, давления воздуха, температуры окружающей среды. В этом суть искусства. Когда ты думаешь, что он готов, вынь его, пусть постоит минут десять, отделится от фольги для выпечки, а потом вывали его на подставку – и пусть остывает. Попытайся не отломить кусочек сразу же, как только достанешь его из духовки.

Теперь переходим к экономике кекса. Его надо вынуть из духовки. У нас нет духовок. У большинства из нас нет даже кухонь: мы питаемся в заведениях, где подают горячую еду. Духовки в таких заведениях совсем не похожи на те, которые нужны для выпекания кексов. Духовку надо делать на заказ, а на всей Луне, наверное, человек двадцать знают, как соорудить духовку на уровне глаз для выпечки кексов.

Итак, Четыре Базиса: мука, сахар, масло, яйца. Мука – это измельченные семена растения пшеница. Это своего рода трава. На Земле она – один из основных источников углеводов, но здесь, на Луне, мы ее не особо используем, потому что она не дает столько энергии, сколько места и ресурсов на нее тратится. Нужно пятнадцать сотен литров воды, чтобы вырастить сто граммов пшеницы. Мы получаем углеводы из картошки, ямса и кукурузы, потому что они куда эффективнее превращают воду в пищу. Поэтому для того, чтобы сделать муку, нам приходится специально выращивать пшеницу, потом собирать семена и измельчать их в тонкую пыль. Молоть муку еще труднее, чем строить печи для кексов – в целом мире, наверное, всего лишь пять человек знают, как построить мельницу.

Масло – это твердый жир, полученный из молока. Я использую только масло из коровьего молока. У нас есть коровы – в основном для людей, которые любят мясо. И если ты подумала, что для выращивания пшеницы нужно много воды, то знай: для одного килограмма молочной продукции требуется в сто раз больше.
Яйца. С ними все не так уж трудно, поскольку яйца – значительная часть нашего рациона. Но наши яйца меньше Земных, потому что мы разводим птиц меньшего размера, а это значит, что придется экспериментировать, чтобы подобрать правильное количество.

С сахаром все просто – мы можем его выращивать или производить, но тот, кто выпекает кексы, использует много разных видов сахара. Есть необработанный, чистый тростниковый, обычный сахар, кондитерский сахар, сахарная пудра, сахарная мастика – иногда они нужны все для одного-единственного торта. Итак, теперь ты понимаешь, что даже для обычного кило-кекса понадобятся вещи и навыки, которые встречаются редко и стоят дороже драгоценностей. Когда ты пробуешь торт, ты вкушаешь саму нашу жизнь.

И вот почему, пусть все на свете можно напечатать, торт – это идеальный подарок. (...)

Моя оценка 10 лунных тортов из 10.

2) Ниже ноля. Дэвид Кепп

Это шлак. Я должна об этом сказать. Эту книгу мне активно рекламировали: вау! это круто, интересно, захватывающе. Но это хреновая хрень. И мне даже сложно сказать, что в ней хуже всего. Там плохо всё.

Описание с книжного сайта:

1989 год. Два агента спецслужб - Роберто Диаз и его напарница Трини Романо - отправляются на задание в Австралию. В местной общине, после падения туда обломков космического спутника начался мор. Оказывается, там поселился грибок - мутант, получивший название, Cordyceps novus. Он не просто паразитирует, но и меняет поведение зараженных.
Образец грибка в итоге прячут в подземном хранилище США, но позже бункер приватизируют и переоборудуют под обычный склад.
2019 год. "Чужой" вырывается наружу, и на его пути оказываются живые существа. Неясно, кто заразился, а кому пока повезло.
Роберто Диаз и Трини Романо снова в строю.
Итак, главный вопрос, кто кого?

- Автор — известнейший голливудский сценарист, много лет работающий со Стивеном Спилбергом.
- Роман по жанру является кроссовером хоррора и научно-фантастического триллера.
- Реалистично показана работа агентов Пентагона по борьбе с биотерроризмом.
- Роман-катастрофа, пронизанный опасностью новой мировой эпидемии.

Первые страниц 30 довольно обещающие, загадочный гриб, большая проблема. А потом вы понимаете, что автор решил не запариваться и написал в стиле и так сойдет. Я честно игнорировала шероховатости и алогизмы ровно до момента, где автор начал выдавать мысли грибка от первого лица. То есть вот именно так вы читаете последовательные мыслишки грибочка, ну типа как дневник пациента психушки. И становится понятно, что чувак то бишь писатель даже не пытался как-то эту хрень приблизить к реальности, изобретя какой-то вариант "мыслительной деятельности", и проконсультировавшись с микологом, попробовать придумать обоснованную версию его существования. 

И вот вы читаете недосекретные материалы, где не дана скалли и не фокс малдер бегают за гопником грибком. Вы читаете про идиотов, которых почему-то называют секретным агенством какой-то там защиты. Потом прибегают другие гопники уже настоящие. Устраивают пиф-паф. Умный грибочек продолжает философически всех побеждать. К концу книги я устала от концентрата гопников и тупых идиотов настолько, что решила, что не буду больше дочитывать то, что за 50 страниц не показалось достойным прочтения.

Моя оценка 2 интеллектуальных гриба из 10 чисто за первые 30 страниц.

3) Хороший сын, или Происхождение видов. Чон Ючжон

Из аннотации: Характерный металлический запах будит Ючжина рано утром. Вскоре молодой мужчина обнаруживает тело родной матери, лежащей в луже крови у лестницы их сеульского дуплекса. Единственное событие прошлой ночи, которое он может вспомнить, - это мать, зовущая его по имени.
Был ли это крик о помощи… или о пощаде?

Достойная книга для любителей психологического триллера. Практически все действие книги происходит в квартире ГГ за исключением отдельных флешбеков и пары сцен. По-настоящему тонко и страшно вы видите развитие чудовища. И самым страшным в этом является не тяжесть преступления. Самым страшным является обыденность, неизбежность и непоправимость. Вымышленный сюжет легко ложится на реальность, в которой психические недуги - не редкость, диагностика - не проста, а лечение зачастую имеет множество ньюансов.

Опасен или не опасен человек, дееспособен или нет, потенциально криминален или нет? Вопросы, которые как послевкусие сопровождали меня какое-то время после прочтения.

10  тарелок водорослевого супа из 10 за исследование зла. 

ПС. Пост написан сохранения собственного здравомыслия для в период сложного эмоционального состояния. полагаю, такое не только со мной. если книги помогут разгрузить нервы и голову, то это ок.

Подпишитесь на наш
Блоги

Что почитать и не читать

21:36, 26 февраля 2022

Автор: winniema

Комменты 43

L

Автор, спасибо вам огромное., что вы еще находите силы для постов. Эмоциональное состояние не просто сложное. оно тяжелое, это я о себе, писать нет желания, особенно здесь. Обзор отличный. Первая книга заинтриговала. Мартина читала, понравилось, если эта книга похожа, то должна "зайти". А вот третья, может, и хорошая, но пока не хочу такое читать, и так хреново на душе, не хочу еще книжных монстров.

M

История про гриб-убийцу прямо завлекает своей нетривиальностью. Иногда треш почитать тоже вполне полезно и заходит, когда надо ментально разгрузиться и обнулить мозг по дефолту. Присодиняюсь, что эта книга у Чон Ючжон прям хороша, и кстати, переводчик у неё другой, а не тот что у первой книги на русском этой же писательницы "Семилетняя ночь" - такое красивое издание, колористика обложки, шрифт, титулы главы, такой мощный пиар книги делало АСТ, один из первых переведённых на русский романов современнейшей корейской прозы, до этого рынок переводов с корейского на русский был тухлый, в основном классики 20 века. Но Семилетняя ночь - это ад для читателя, роман довольно объемный, но настолько неадаптированный для неготового русского читателя перевод. Хоть бы дали список имён и кратких описаний героев вначале, невозможно разобраться с именами это кто, сын, отец или другой работник дамбы, или мститель, а там ещё модный приём нелинейной хронологии событий, черт ногу сломит просто... Спасибо, карту дамбы и лесопарка перед книгой дали, хотя бы пальцем можно было проследить, что где вообще творилось... Хотя сама фабула стоящая

Аватар

Читаю Амитава Гоша «Маковое море». Хорошие приключения, преимущественно индийские, в 19 веке. У меня был сильный запой с Дэвидом Митчеллом в прошлом году, прочитала все книги разом и это меня погрузило в абсолютно удивительный мир.

L

И ещё прочитала ИП и сразу вспомнила про старика Мартина. Как он там? Закончил ли писать ветра зимы.....

L

Автор, вы молодец. А мне в последнее время все сложнее начать снова читать - мозг стал клиповым.

Подождите...