Опубликовано пользователем сайта

Что читаем

Почему хныкала Фрида?

179
Почему хныкала Фрида?

Вчера был день рождения основного прототипа булгаковской Маргариты - третьей жены писателя Елены. Она родилась 2 ноября 1893 года.

Вспомнилось, как в прошлом году ходили на экскурсию, посвященную роману, увидели дом в Большом Гнездниковском переулке недалеко от Тверского бульвара, где Булгаков познакомился с Еленой и перенес это место на страницы книги для первой встречи Мастера и Маргариты, как я написала пост об этом, и там в Инстаграме у меня возник спор с одной любительницей романа.

Меня упрекнули в том, что мне не жалко Фриду - девушку с Бала Сатаны, ту самую "бедняжку", которую преследует носовой платок с синей каемочкой и которая хнычет и жалуется Маргарите. Что только она ни делала с платком - сжигала, выбрасывала, резала, а каждое утро просыпается и видит его вновь. 

Платок преследует Фриду, потому что она убила своего новорожденного сына, запихав этот платочек ему в рот. И, может, это со мной что-то не так, но мне кажется странным, что Маргарита, зная историю Фриды, не только жалеет ее, но и в решающий момент, когда Воланд собирается исполнить ее желание (всего одно), говорит не о мастере, которого так любит и ради которого и продала душу дьяволу, а просит о прощении Фриды. 

Многие оправдывают убийцу, потому что по сюжету хозяин кафе, в котором работала Фрида, изнасиловал ее, а через 9 месяцев она родила сына, которого отнесла в лес, убила и закопала в земле. Меня привлек момент, когда на балу, услышав эту историю, Маргарита спрашивает "А где же хозяин этого кафе?", на что Кот Бегемот восклицает "Да при чем тут он? Ведь он не душил младенца в лесу", и после этих слов возлюбленная мастера с гневом бросается на кота.

Я бы тоже задала такой вопрос на месте Бегемота. Не потому, что считаю хозяина кабака невиновным, наоборот. Он понесет свое наказание, если не в суде, то перед Богом. Кара настигнет его, но сейчас ведь речь не о нем, а о Фриде. Был там еще момент на балу, когда вроде Азазелло показал на одного грешника и поведал, что поделился с ним рецептом приготовления яда для устранения конкурента.

Так вот к чему я веду - ни Азазелло отравил конкурента и ни хозяин кабака запихнул ребенку платок. У людей был выбор, и они сделали его по собственной воле. Меня удивило, что многие девушки оправдывают Фриду тем, что ей было бы сложно растить ребенка (забегая вперед, скажу, что не было бы, и позже напишу почему). В жизни всегда много искушений, соблазнов и испытаний. Каждый из нас может оказаться в сложной ситуации, перед сложным выбором, но если мы принимаем решение, то это НАШЕ решение и мы несем за него ответственность, только мы, а не кто-то другой. Это лично мое мнение.

Ну вот простой пример - Иванов проспал на работу, и руководитель спрашивает его, почему он не пришел на работу вовремя, а тот искренне не считает себя виноватым в том, что это он сам лег поздно, что это он до утра смотрел сериалы или по дороге в офис решил заскочить по личным делам в магазин, и отвечает "А Петров и Сидоров тоже опоздали!". При чем тут Сидоров и Петров, если речь идет конкретно о тебе и конкретно ты должен отвечать за конкретно твой поступок?   

И мне непонятно, почему Маргарита с такой легкостью перенесла всю ответственность за убийство ребенка с Фриды на хозяина кафе. Как говорят булгаковеды, просто писатель не считал Фриду виновной. 

Что касается Фриды, то у нее был реальный прототип. В булгаковском архиве сохранилась выписка из книги известного швейцарского психиатра Огюста Фореля о его пациентке Фриде Келлер. Она работала швеей, захотела зарабатывать больше и начала подрабатывать в выходные в кабаке, с хозяином которого у нее возникла связь. От него Фрида забеременела, родила сына, сдала в приют, по правилам которого должна была забрать его в 5-летнем возрасте. Когда настал срок, ее тетя из Мюнхена хотела взять мальчика к себе, но Фрида забрала сына, убила в лесу, закопала его и хладнокровно сообщила в приют, что он уехал в Мюнхен. Она вовсе не была беспомощной бедняжкой, которая не знала как прокормить ребенка. Поэтому мне ее не жалко. И не стыдно за то, что не жалко. А вам жалко Фриду?

Оставьте свой голос:

697
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

just1try
just1try

думаю маргарита не оправдывала фриду. это был долг королевы - оправдать неосторожно подаренную надежду. а так-то она явно знала, с кем проводила время на том балу)

poe-de-spell
poe-de-spell

Очень интересное у Вас видение, Автор! Спасибо за пост. Мне жалко Фриду, Но я тоже никогда не понимала, почему в романе автор дарует прощение именно ей. Книга, которую каждый период жизни читаешь новыми глазами и мозгами

AdrianaSuvorova1
AdrianaSuvorova1

poe-de-spell, я бы еще хоть как-то поняла, если бы у Маргариты было несколько желаний, но ведь одно было, и она пожертвовала Мастером ради Фриды. Никак это понять не могу.

queenmargo
queenmargo

AdrianaSuvorova1, Маргарита совершила благородный поступок, не так важно на сколько она оправдывала Фриду, просто пожалела её... Такие порывы вполне вписываются в характер героини

LilahKin
LilahKin

AdrianaSuvorova1, потому что - Никогда и ничего не просите! (для себя) Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас

AdrianaSuvorova1
AdrianaSuvorova1

LilahKin, вот это как раз я хорошо запомнила еще со школьных времен.

Julia555
Julia555

LilahKin, а я никогда не понимала популярности этой фразы. И до сих пор не понимаю. М.и.М это роман- перевертышь, его нельзя понимать прямо или буквально. Это очень спорная книга, особенно с точки зрения морали. "Не просите" это призыв к гордыне. А мы все по сути просим. Вы устраиваетесь на работу это вы просите. Ищите место в саду для ребенка, обращаетесь в больницу к врачам, да вся жизнь это просьбы. Одолжение или услуга одних другим. Или я не так что то понимаю?

zaza_azcenazi
zaza_azcenazi

Julia555, правильно понимаете.
Просите и дано вам будет - это один из основных постулатов христианства.
Мастер и Маргарита- роман перевертыш, поэтому все здесь ровно наоборот

_stirlitz_
_stirlitz_

Julia555, согласна.
эта фраза исходит от Воланда, от "отца гордыни"
помните что Христос говорит по этому поводу "просите - и дано вам будет, ищите и найдете, стучите и отворят вам"
прямо противоположное.
Маргарита и Мастер вообще не праведники у Булгакова. в конце их не берут в рай и Воланд дает им покой.

valerianne
valerianne

_stirlitz_, в ад они попали, если честно.

_stirlitz_
_stirlitz_

valerianne, почему в ад?

valerianne
valerianne

_stirlitz_, по описанию. Эти окна с цветными стёклами загораживают от меня Свет (с). Женщина - прогнать которую ты уже не сможешь. Мой приют - вечный приют - скалы мой приют - романс Шуберта - унылое и депрессивное произведение... Там иносказательно, хоть и привлекательно вроде, но описывается личный ад, как для Фриды с платком. У Мастера нет друзей, кто будет приходить к нему по вечерам? Он утратил писательский дар, что он будет сочинять? Он будет сидеть один, без друзей, за пустым столом, мучаясь авторским бесплодием, слушать тоскливую музыку, смотреть в окна на загороженный от него свет рядом с женщиной, прогнать которую он не может.

_stirlitz_
_stirlitz_

valerianne,
"Право, то, что я предлагаю вам и то, о чем просил Иешуа за вас же - еще лучше, - говорил Воланд. Неужели вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? итд."

"Слушай беззвучие, - говорила Маргарита, - и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни - тишиной. Я уже вижу венецианское стекло и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Вот твой дом, твой вечный дом. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я"

_stirlitz_
_stirlitz_

valerianne, мое толкование несколько отличается от вашего.
во-первых, то, о чем просил для Мастера Иешуа, не может быть жестоким и плохим. И нет никаких оснований подозревать Воланда в неисполнении слова. его могущество не больше Иешуа. в отношении Мастера они заодно.

ну и по мелочам, по пунктам. нет друзей - так появятся, об этом прямо говорится.
желание писать - появится так же, как пропало, были бы условия. а нет, и суда нет.
депрессивную музыку необязательно слушают только в депрессии. так же как бодрую - в приподнятом состоянии. исхожу из личного опыта пребывания в депрессии. и никто не сказал что Мастер будет слушать ТОЛЬКО Шуберта.
слова "не сможешь меня прогнать" - ответ Маргариты на попытки Мастера отгородить ее от себя с целью обезопасить. То есть из любви к ней, а не потому что надоела. Это ли не жертва истинной любви? Почему пребывание с любимой женщиной вы толкуете как ад, мне непонятно.
Тогда и брак это потенциалтный ад. К тому же расстаться можно и там, где они пребывают, было бы желание Маргариты. Мы вообще мало что знаем о возможностях этого места.
В целом описание отвечает желанию Мастера обрести тишину и покой. Я думаю тут отразилось желание самого Булгакова.

valerianne
valerianne

_stirlitz_,
но почему именно Шуберта, почему именно о нем речь? Там Шуберт ведь появляется в романе еще один раз, когда Варенуха в театре берет трубку звонить на квартиру Лиходеева, то слышит романс Шуберта - скалы мой приют. И тут снова - приют и Шуберт...
С точки зрения именно христианства - никакого покоя быть не может, тут или рай, или ад. Если Иешуа не берет Мастера к себе в Свет, стало быть - отправляет в ад. Иешуа ведь не награждает Мастера сам, он просит сделать это Воланда. А дары от Воланда... ну, такие)
ранних версиях романа, был такой фрагмент

Варенуха «побежал к телефону. Он вызвал номер квартиры Берлиоза. Сперва ему почудился в трубке свист, пустой и далекий, разбойничий свист в поле. Затем ветер. И из трубки повеяло холодом. Затем дальний, необыкновенно густой и сильный бас запел, далеко и мрачно: „... черные скалы, вот мой покой.. . черные скалы... “. Как будто шакал захохотал. И опять „черные скалы.. . вот мой покой... “

_stirlitz_
_stirlitz_

valerianne, да с чего их в ад, какие-такие они страшные грешники?
вы представляете, чтобы Бог позволил Воланду помещать за здорово живёшь людей в ад?
вы забыли о чистилище и о том, что "в доме Отца Моего обителей много". это как раз о месте для каждого, по степени духовного роста.

valerianne
valerianne

_stirlitz_,
Маргарита продала душу дьяволу, а следовательно никуда, кроме как в ад попасть и не могла. И определил их туда вовсе не Воланд. Он мог бы просто спокойно уехать, оставив влюблённых в своём подвале. А взять их с собой и даровать им покой просил Иешуа.
Описано то место, куда они попали в посмертии, весьма даже красиво и лирично. Но все это - Шуберт, Фауст, витражи загораживающие свет - все это одновременно имеет и иные, вовсе не радостные аннотации...
Я роман читала давно, и любила давно. Сейчас меня раздражает всякая чертовщина.

Miriel
Miriel

_stirlitz_, там это не очень очевидно, но я тоже думаю, что они в аду. Это следует из описания в конце романа

will-o-the-wisp
will-o-the-wisp

_stirlitz_, соглашусь с Валерианной, что если брать христианство, как основу, ТО МИМ в аду. Просто потому, что ад - это Вечность без Бога. А рай - соответственно вечность в единении с Ним.
Потому и Левий просит за них от имени Христа (нелепица, конечно)- они не могут быть в Свете и быть рядом с добром. Левий просит их не мучить. Они умерли и не смогут никогда покаяться. Так же как и Фрида, к слову. Т.к. покаяние - роскошь доступная лишь живым.

_stirlitz_
_stirlitz_

will-o-the-wisp, а как же чистилище?
и потом, чем они такие уж грешники, что прямиком в ад, мне вот что непонятно.
таким манером мы все тут присутствующие должны составить им компанию.
мне видится место их пребывания таким царским подарком от Воланда и милосердием от Иешуа, а где оно, что оно, мы не знаем. но точно не ад.
"В доме Отца Моего обителей много" - как раз об этом, разные обители для разных степеней грешности, не исключается "повышение" уровня, т.е. близости к богу.
ад - это отсечение от бога навечно. хотя и тут с оговоркой - все зависит от грешника, если раскается, то бог всегда протягивает руку. ад это само нераскаяние

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Оксана Лаврентьева рассказала Агате Муцениеце о разводе, изменах, скандальном фильме Tatler и браке с Цыпкиным
В сети появился трейлер нового эпизода сериала "Эйфория" с Зендаей в главной роли
Аня Тейлор-Джой — звезда сериала "Ход королевы" и наших сердец: что мы о ней знаем
Колсон Бэйкер рассказал, что Меган Фокс помогла ему побороть наркотическую зависимость
Кейт Мосс снялась для Vogue спустя 28 лет после дебюта на страницах глянца
Джиджи Хадид поделилась новыми фото, сделанными незадолго до рождения дочери
Пока все дома: Мадонна поделилась редкими кадрами с шестью детьми и молодым бойфрендом
Женщина в красном: Селена Гомес снялась для обложки мексиканского Vogue
На 99-м году жизни умерла президент Пушкинского музея Ирина Антонова
Звезда сериала "Теория большого взрыва" Джонни Галэки расстался с возлюбленной Алайной Мейер спустя два года отношений
Дочь Пола Уокера почтила память отца в годовщину его смерти
Инсайдер подтвердил слухи о романе Рианны и A$AP Rocky
Модная битва: Наталья Давыдова против Виктории Шеляговой
Тушь, соль для ванны, пилинг-пенка и другие бьюти-новинки до 1 000 рублей
Полина Гагарина официально подала на развод с Дмитрием Исхаковым
Лето на "Сплетнике": Кайли Дженнер, Полина Гагарина и другие встречают зиму на пляже
Как Татьяна Навка, Алла Пугачева, Светлана Лобода и другие звезды отметили День матери
Беременная Эмили Ратажковски наслаждается солнечной погодой в Лос-Анджелесе