Всю Европу накрыла прекрасная погода, но мы знаем, лето не вечно. Последние жаркие денечки подходят к концу. Все, кто смог, вырвались в отпуск, кто не смог, наслаждается отдыхом в городе и на даче. Я желаю вам, каким бы ни было ваше лето, получить от него максимум приятного!

А пока возвращаемся к нашим книгам. Загадка была:"Следующей будет дивная книга о том, что в театральной среде все примерно так, как мы с вами здесь обсуждаем". И она оказалась слишком расплывчатой, поскольку книгу не угадал никто.

А между тем, это был роман...

Айрис Мердок. Море, море.

Роман написан от первого лица в форме дневниковых записей. Главный герой — известный театральный режиссер и бывший актер Чарльз Эрроуби. 

Как же я откладывала книгу Айрис... Одно было желание: не разочароваться в ней. Первая ее книга понравилась безумно, потому и тяжко было брать вторую, а вдруг не то, а вдруг промах? Но нет, и я думаю, Айрис теперь попала в список моих любимых авторов. Она воистину прекрасна. 

60-летний театральный режиссер решил найти уединение в маленькой деревушке на берегу моря. Он купается, бродит по берегу, немножко возится с домом и с головой погружается в свое хобби - кулинарию (за описания продуктов и блюд, мне кажется, можно карать жестко - я истекла слюной, настолько вкусно все расписано). 
Но от прошлого не убежать, и все оно, прожитое и непрожитое, вторгается постепенно: друзья, любовницы, первая и несбывшаяся по сути любовь. В итоге у Чарльза есть шанс чему-то научиться, что-то исправить, что-то понять в своем прошлом, сделать что-то, что раньше не мог. 

Однако, мало что у него вышло. Из детства тянется зависть и соревновательность к двоюродному брату. И Чарльза прорывает в конце концов, он выплескивает свою обиду. Пожалуй, самое лучшее, что с ним стало - осознание, что он всегда завидовал тому, кто был его другом, кто готов его спасти в любую минуту. Второй положительный результат - понимание, что не за все его поступки полагается похвала, что не за все его готовы гладить по голове. Это его мнение, что он всегда прав и что всегда будет, как он сказал, рушится, огромный кусок самомнения, который Чарльзу пришлось разжевать и выплюнуть, вот его урок на старости лет. Но по сути, надо сказать, книга не дает никаких выводов.
Хартли, несчастная забитая женщина, с головой ушедшая в абьюз, из которого может уйти только в другое подчинение - это сферическая викитимность в вакууме. То состояние, в которое уходит жертва психологического и физического насилия, когда она уже не в силах выйти из круга и готова терпеть унижения всю жизнь, потому что не знает другого, потому что считает, что другого не заслужила. Это настолько показательный персонаж, что на нем можно в вузах обрисовывать, как оно. Надо сказать, она могла бы в итоге остаться с Чарльзом, потому что он предлагал по сути другую форму насилия, и не более, а это то, к чему она привыкла. И тут тоже Чарльз никакой не молодец, потому что занимается причинением добра, результат закономерен. 

Лиззи, с ее болезненной привязанностью, с ее стремлением сорваться, даже когда не совсем звали, предложить всю себя тому, кому это не нужно, ее безумно жалко, но в то же время и она и Чарльз вызывают ощущение брезгливости. Она - тем, что готова бесконечно унижаться, вдруг ее примут. Как нелюбимая собака, привязанная к хозяину. И он, готовый играть ее чувствами сколько угодно, потому что нет в нем понимания границ, нет осознания того, что можно и того, что нельзя. Театральная среда аморальна, несколько раз подчеркивает Чарльз, но и он сам не менее аморален в своих мыслях, поступках, бесконечном себялюбии.

На самом деле в результате нет ничего - Чарльз не достиг какого-то катарсиса, яркого осознания, он просто продолжает жить после того, как история дошла до логической развязки и разрубила многие узлы. Что ж, престарелый режиссер живет, где-то хуже, где-то лучше, но это жизнь, а в жизни обычно так и бывает. Все течет, все меняется, и все кажется бесконечным как море.

Цитаты:

Настоящие отношения по большей части складываются сами собой.
Один из секретов счастливой жизни - непрерывно доставлять себе мелкие наслаждения, и если иные из них можно получить с минимальной затратой денег и времени - тем лучше.

Да, решающая проверка - насколько тебе нужно, чтобы человек всегда был рядом. Это - точная мера, это важнее, чем страсть, или восхищение, или "любовь".

Чувства, если разобраться, существуют либо в самой глубине человека, либо на поверхности. На среднем же уровне их только играют.

Иные люди могут, сами того не зная, годами служить источником света в жизни других людей, в то время как их собственная жизнь идет другими, скрытыми от глаз путями. И точно так же человек может стать демоном, раковой опухолью для кого-то, кого он едва помнит, а может быть, и вообще не знал лично.

Время, как море, развязывает любые узлы.

Все мы друг для друга потенциальные демоны, но изредка близкие отношения бывают избавлены от этой участи.

При отсутствии подлинно большого таланта трудно удержаться на грани между иронией и наивностью, а ирония мстит за себя абсурдом.
Виноватым можно себя чувствовать не потому, что согрешил, а потому, что тебя обвинили!

Жизнь в отличие от искусства обладает досадным свойством - хоть и спотыкаясь и прихрамывая, двигаться все дальше, сводя насмарку моральные перерождения, ставя под сомнение разгадки и вообще показывая полную невозможность жить праведнои счастливо до последнего вздоха.

Семейная жизнь порой складывается так, что, даже когда счастье кончается, остается душевное довольство, которое не захочешь сменить ни на что другое.

Ирландию он ненавидит так, как может ее ненавидеть только ирландец.

Им действительно только того и нужно было, что оставаться в своем доме, в своем саду. Есть такие люди.

И Боже ты мой, когда мы еще спали вместе — лежишь, бывало, ночью без сна и только тем и утешаешься, что воображаешь во всех подробностях, как сейчас спустишься в кухню, найдешь топор и трахнешь ее по голове, так что на подушке только кровавый пудинг останется! Эх, Чарльз, что ты знаешь о семейных радостях.

И еще: мы носим маски. В идеале маска еле-еле касается лица. (Таково мое мнение, некоторые дураки со мной не согласятся.) Вспоминается анекдот про одного старого актера. Когда ему предложили роль старика, он воскликнул испуганно: «Но я же никогда не играл стариков!» Вот это настоящий профессиональный подход.

Театр -:это порабощение человечества средствами магии;из вечера в вечер подчинять себе публику, заставлять зрителей смеяться и плакать, страдать и опаздывать на поезд.

— Жизнь у нее, мне кажется, сложилась не очень счастливо.
— Какая ни на есть, а жизнь.
— Это как понимать?
— А так, что ничего мы не знаем. Скорее всего жизнь почти у всех никудышная. Это только в молодости ждешь чего-то другого.

Анонс-подсказка:

Не хочу очень сильно упрощать вам задачу, поэтому загадка будет такой: название романа содержит библейскую аллюзию. Да и сама книга стала своего рода библией для некоторой части населения.

Подпишитесь на наш
Блоги

1001 Books You Must Read Before You Die

16:14, 8 августа 2015

Автор: lisenok

Комменты 19

V

не читала, но после Вашей рецензии "Море море" прочту обязательно

Аватар

"К востоку от рая" Стейнбека?

Аватар

Я очень любила Мердок и очень многое у нее читала, эту книгу тоже, помню, что понравилось, но помню очень смутно. Вообще я заметила, что у Мердок многие книги схожи, есть у нее любимые темы

Аватар

Может Повелитель мух?

Аватар

обязательно прочту

Подождите...