Интервью

Интервью SPLETNIK.RU: Александр Роднянский

  7883
Интервью SPLETNIK.RU: Александр Роднянский


Не так давно в Сочи завершился фестиваль "Кинотавр". В первую очередь, смотр запомнился зрителям сильной конкурсной программой - это отметили как профессионалы индустрии, так и те, для кого кинофестиваль не работа, а скорее приятное времяпрепровождение.

В числе главных действующих лиц кинофестиваля, как обычно, был Александр Роднянский - президент "Кинотавра" и один из самых известных продюсеров в нашей стране. Благодаря ему свет увидели такие фильмы, как "Водитель для Веры" Павла Чухрая, "Восток-Запад" Режиса Варнье, "9 рота" Федора Бондарчука, "Елена" Андрея Звягинцева и десятки других, заслуживших внимание аудитории и крупнейших международных кинофестивалей.

К слову, Александр Роднянский также участвовал в продюсировании одного из самых громких фильмов минувшего года - "Облачного атласа" Тома Тыквера и Энди и Ланы Вачовски. Впрочем, это далеко не единственный западный проект продюсера. Осенью в российский прокат выйдут сразу два фильма Роднянского: долгожданный сиквел - фильм "Мачете убивает" Роберта Родригеса, а также картина-участник основного конкурса кинофестиваля в Берлине "Машина Джейн Мэнсфилд" Билли Боба Торнтона.

Корреспондент SPLETNIK.RU Анна Темерина встретилась с Роднянским, чтобы поговорить с ним о российском кино и об опыте работы в Голливуде. Разговор коснулся и других важных тем - например, как относиться к "лубочному" образу русских в западных проектах, и чем съемочный процесс в Голливуде отличается от аналогичного в нашей стране.

Александр Ефимович, начнем, пожалуй, с недавно завершившегося "Кинотавра". Для Вас фестиваль - это, прежде всего, отдых или работа? Существует ли некий баланс?

Нет баланса. Это работа: просмотры, дискуссии, круглые столы, постоянные встречи. В очевидном приоритете -  профессиональная ответственность, а не приятный отдых у моря.

Можно ли сравнить этот "Кинотавр" с предыдущими? Каких успехов удалось добиться, что бы хотелось еще привнести в фестиваль?

"Кинотавры" сравнить можно, они скорее похожи друг на друга, чем непохожи. Но есть и различия: программа, состав участников. Ежегодно на фестиваль приезжает много дебютантов, что принципиально важно для нас.

Мне видится дальнейшее развитие фестиваля в расширении его зрительской аудитории, и тут я рассчитываю на инфраструктуру постолимпийского Сочи. Именно она и позволит изменить формат фестиваля: из сугубо цехового "закрытого" мероприятия, в котором принимают участие только аккредитованные профессионалы, фестиваль превратится в большое зрительское событие. А пока "Кинотавр" - самый большой фестиваль национального кино в мире, который на сегодняшний день остается сугубо профессиональным мероприятием. Но мероприятием главным: в нем ежегодно принимают участие порядка 5000 человек - режиссеры, сценаристы, продюсеры, прокатчики, критики, педагоги, отборщики международных кинофестивалей.

Александр Роднянский
Александр Роднянский

Роль продюсера в российском кино и на телевидении - это часть общего механизма, или Вы, скорее, ощущаете себя неким "кукловодом"?

Это очень широкий вопрос, требующий либо очень короткого, либо очень пространного ответа. Ограничимся коротким. Роль продюсера - это неотъемлемая функция рыночной экономики. То есть это предприниматель, обладающий творческой экспертизой, принимающий на себя всю полноту ответственности за творческие, организационные и финансовые решения, связанные с судьбой медийного проекта, в данном случае кинофильма. Собственно говоря, эта роль одинакова и в России, и в Америке, Франции, Германии - и во всех других странах, где существует рыночная конкурентная ситуация.

У Вас большой опыт работы с голливудскими проектами. Что это дало Вам лично?

Помимо необходимости адаптации к новым обстоятельствам, пришло отрезвление: нет идеального мира, в котором все устроено единственно правильным образом, где, если есть одаренные люди, то они обязательно состоятся, пробьются, реализуют свои проекты и мечты. Везде сталкиваешься с одинаковыми проблемами. Но главная сила голливудского кинематографа - это бескомпромиссная борьба за интересы зрителей. А не начальников. И это достаточно сложная система, предполагающая, что зрители очень разные, и для того, чтобы их интересы удовлетворить, не обязательно всегда делать "добрые комедии с медийными лицами", а можно -  сложные  драмы, способные затронуть эмоционально и интеллектуально.

Как Вам работалось с Вачовски, Торнтоном и другими голливудскими продюсерами?

Мне легче работать со сложными голливудскими персонажами, чем с традиционными лидерами индустрии. По двум причинам. Во-первых, традиционные лидеры индустрии и так "в порядке", и они точно понимают и знают, чего хотят, и обладают ресурсами для реализации желаемого. А второе - они действуют в том сегменте, где у нас наименьшая экспертиза, в сегменте универсального большого кино популярных жанров, способного захватить интересы многомиллиардной аудитории.

А Вачовски, Торнтон - режиссеры, которые работают в сегменте авторского содержательного кино. Это quality movies - то есть "качественные". А точнее - hi-end quality movies, то есть, высшая лига качественного кинематографа. И мне, имеющему опыт работы с Сокуровым, Звягинцевым, Миндадзе и многими другими и воспитанному внутри советской системы авторского кино, конечно, интересно - не буду лукавить.Еще я верю в то, что кинематографические прорывы можно ожидать только в этом сегменте - не в жанровом кино, где все достаточно предсказуемо и ожидаемо, высокотехнологично и где грандиозные бюджеты не оставляют места авторскому эксперименту. В авторском кино имеет значение актуальность авторских интонаций, свежесть авторских решений - это как раз то пространство, в котором и Вачовски, и Торнтон - лучшие.

Александр Роднянский, Том Тыквер, Лана Вачовски
Александр Роднянский, Том Тыквер, Лана Вачовски

Русское происхождение помогает или, наоборот, мешает при работе за рубежом?

Точно не мешает. Я исхожу из того, что это система культурных координат, из которой мы родом, и не стоит пытаться в зрелом возрасте встроить себя в другую систему. Я никогда не видел, чтобы человек полностью адаптировался к другой культурной среде. По-настоящему интересные результаты возникают в случае полноценной конвергенции культурных и социальных контекстов. В этом смысле мое происхождение мне скорее помогает.Весь американский кинематограф сделан людьми, привнесшими в него уникальные культурные особенности стран, откуда они родом (например, Билли Уайлдер или, скажем, Льюис Майлстоун). Этим он и интересен. В этом его главное преимущество - универсальность, адаптивность к культурным контекстам. Если это универсально, если это понятно людям за пределами нашей культурной среды обитания, то это интересно зрителям во всем мире.Вы можете сказать, что вы "свой" в Голливуде?

Голливуд - это не более чем обозначение огромной индустрии, в которой одних только продюсерских компаний 30 тысяч. Тридцать тысяч официально зарегистрированных продюсеров. Вы можете зарегистрировать свою компанию - нет никаких технических преград для этого. А "свой-чужой" - это внутреннее ощущение.

Как вы считаете, западные инвесторы вкладывают свои деньги в российские проекты просто из любопытства или они действительно пытаются на этом заработать?

Я знаю не очень много случаев участия западных инвесторов в русских кинопроектах, поэтому я не берусь рассуждать об их мотивах. Иначе дело обстоит с иностранными дистрибьюторскими компаниями, которые сейчас много и охотно работают на растущем российском рынке.

федор бондарчук и александр роднянский
Федор Бондарчук и Александр Роднянский

Сложно ли продавать российский продукт за рубежом?

Бесконечно сложно. Никто в русском кино не заинтересован. Если и есть какое-либо присутствие русского кино за пределами России, то это отдельные фильмы больших российских режиссеров, таких как Звягинцев, Сокуров - они границы пересекают и безусловно попадают в ограниченный международный прокат. Но они хотя бы попадают, у них есть своя аудитория - достаточно важная и чрезвычайно авторитетная аудитория.Российское жанровое кино за пределами России - это оксюморон. Вот этим мы и занимаемся - пытаемся как-то добиться того, чтобы российские жанровые фильмы, то, что мы называем "зрительским сегментом", стали частью международного контекста. Но надо признать, что это проблема не только российского, а всего неанглоязычного кино. Например, несмотря на огромные усилия французской индустрии, их ареал обитания, традиционно большой, сокращается."Тайна перевала Дятлова" - картина зарубежная, но о российских событиях. Реально ли привлечь внимание зарубежного кино к нашей стране? Чтобы не просто "место действия - Россия", а к тому, что здесь действительно происходит или происходило?

Конечно, реально, если есть универсальная история, если зрители способны "подключиться" к нашим героям, сопереживать и понять, что происходит.

Дело в том, что мы ждем от других киноиндустрий фильмов-пособий по русской культуре и жизни. Нам очень хочется всегда выглядеть здорово: красивыми, успешными, умными, образованными, интеллигентными. Появляется фильм с русским героем, и даже не очень плохим в американском понимании, как, например, герой Машкова в фильме "Миссия невыполнима" - он очевидно неплохой, позитивный, вместе с Томом Крузом спасает мир. И, тем не менее, мы недовольны, потому что он и небритый, и рожа битая, и Толстого не цитирует, хотя на языке международном говорит. В общем, не тот он, не тот. И не такими мы хотели бы видеть себя. И вообще не Том Круз. Поэтому мы и недовольны.

Нам нужно научиться относиться к себе с иронией. И в Америке есть примеры отсутствия самоиронии, когда в идиотских фильмах у голубоглазого американского капитана при виде поднимающегося американского флага наворачивается скупая мужская слеза. Но те, кто все же покоряют сердца зрителей всего мира, - такие же небритые козлы, как и наши герои. Но будучи таковыми, они преодолевают обстоятельства и остаются в истории кинематографа.Это надо принять и делать кино, основываясь на международных культурных кодах. Понимать, что фильмы о России - это не школьное пособие по русской истории, а прежде всего -  увлекательные повествования, сделанные для людей, которые понятия не имеют не то чтобы о русской истории, а о своей собственной, как большинство жителей Земли, к сожалению.Есть ли надежда, что люди будут ходить на российское кино в кинотеатрах?

Они же ходят. Я вообще сторонник того, чтобы прекратить это страстное страдание за судьбы российского кино. За последние года полтора было несколько успешных в широком прокате российских фильмов, и это - большое достижение. 

Александр Роднянский

фото Анна Темерина/Spletnik.ru
фото Виктор Бойко
теги
Нашли ошибку в тексте?Выделите ее и нажмите одновременноклавиши «Ctrl» и «Enter»

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Tasha_Mia
Tasha_Mia

Разлюбила его резко после того, как публично заявил сделать весь рынок ( интернет) с предоставлением аудио- визуальных услуг платных и наказывать непослушных уголовным наказанием. Даже Михалков, здесь всеми ругаемый, более в курсе как живет большая часть России - за чертой бедности. ... Это так, отступление, и личная точка зрения!

Summer_in_Tokyo
Summer_in_Tokyo

Tasha_Mia, я с Вами.

Это социальный фашизм и социальный шовинизм.

иногда складывается впечатление, что могли бы брать деньги за воздух, которым мы дышим, обязательно бы это делали.

А вообще смешно человек написал песню, допустим, отлично, он получает деньги от концертной деятельности, от участия в различных ТВ эфирах. Что ещё? Сочиняй дальше. Почему мы каждый раз должны платить за прослушивание того, на что человек потратил единоличные(!) усилия? Следуя такой логике каждый раз, когда присаживаемся на диван, мы должны отстёгивать производителю мебели, когда обуваем туфли, производителю обуви?


К тому же львиная доля идёт посредникам - владельцам авторских прав. Смешно.
Интересно как быть с "Библией", а также "Эллиадой" и "Одиссеей" Гомера?

Без публики произведение и сам автор исчезнут в небытии, каков тогда смысл?
Тогда хватит лицемерить, перестаньте говорить о творчестве, говорите прямо: цель нашей деятельности - исключительно обогащение. Срубить денег с недалёких людей с плохим вкусом, которым при надлежащей рекламной компании, можно скормить всё что угодно.

Да, если бы не торренты, 80% кино и аудиопродукта никто бы не смотрел и не слушал. И таким образом даже не имел понятия о большинстве, так называемых, творческих деятелей.

Roya
Roya

Summer_in_Tokyo, но с точки зрения закона он прав. Вы же не считаете нормальным красть в магазине, бесплатное скачивание - то же воровство. Люди работали, придумывали, а потом оказывается, что результатом труда все пользуются бесплатно. Другое дело, что деньги за легальный продукт дерут безумные. Пусть установят адекватные цены, а потом с торрентами борются.

Summer_in_Tokyo
Summer_in_Tokyo

Roya, деньги заработаны уже от рекламы и от проката в кинотеатрах. Сколько ещё денег? Это элементарная жадность. Да я не считаю нормальным красть в магазине.В жизни ничего не украла. Но там я знаю, что покупаю. А львиная доля кинопродукции и современных книг - фуфло. Если я убегаю с середины сеанса потому что на экране бред, кто мне вернёт деньги за потраченное время и моральный ущерб? На торренты всё попадает позже,а не в день премьеры. То же самое и с книгами. Иногда прочтёшь 5 страниц - понимаешь - мура - удалить - до свидания. А если нравится автор, то обязательно купишь бумажный вариант и подаришь друзьям и знакомым,потому, что даже если у человека всё есть, то хорошая книга - до сих пор лучший подарок, я считаю.
А вот он и подобные ему нам внушают, что это нормально. Итак люди превратились в дебилов смотрят только Дом 2 и подобную муть, а такие методы нас вообще отбросят в тёмные века полнейшего невежества

Roya
Roya

Summer_in_Tokyo, от этого проката половина идет на налоги и авторские отчисления, еще студиям нужно заплатить за копии, так что сумма уменьшается очень сильно. Если вы считаете, что платить за труд ненормально, работайте бесплатно.

Summer_in_Tokyo
Summer_in_Tokyo

Roya, Вы не понимаете о чём речь. Им как раз платят за труд. Но речь идёт о том, чтобы оплачивать посредников бесконечно, и человек написав в жизни одну единственную песню может до скончания веков балду пинать, с какой радости интересно?

А авторам платят гонорары и актёрам и режиссёрам, сумма сразу оговаривается в контракте.

К тому же интернет - превосходная промо и интернет кампания, о многих я узнала только благодаря торрентам, мне бы в голову не пришло покупать ДВД с "Дневниками вампира", например (!), или платить за их скачивание, а теперь я тоже знаю Йена и Нину, и уже реклама с ними или статьи в журналах может привлечь моё внимание. Все актёры зарабатывают на рекламе. Сделав платными торренты они значительно сузят собственную аудиторию. И когда фильм реально классный - идёшь в кинотеатр, чтобы поддержать производителя, или покупаешь лицензионный ДВД, чтобы был в хорошем качестве в коллекции радовал долгие годы. пусть лучше стараются и зритель купит лицензионный ДВД, если это действительно будет стоящее кино. А нас хотят вынудить оплачивать любую муру.

Baby Jane
Baby Jane

Summer_in_Tokyo, при чем тут актеры? владельцы фильмов - продюсеры. они находят финансирование, потом тратят его на съемочную группу, актеров, монтажно-тонировочный период, на копии для кинотеатров... единственный заработок продюсеров (которые, на секундочку, весь проект и замутили, без них бы его не было) - это проценты с DVD, с проката и с продажи фильма на ТВ. В прокате большинство российских фильмов проваливаются, т.к. зрители охотней идут на западные раскрученные фильмы. поэтому продюсеры, как правообладатели, и требуют удалить с торрентов и прочих онлайн-сайтов свои фильмы. это нормально.
я считаю, что проблема во владельцах кинотеатров, так называемых прокатчиках. они БЕЗБОЖНО задирают цены на билеты. та же фигня с DVD. я считаю, что надо сильно снизить на это цены, тогда все будут довольны.

Summer_in_Tokyo
Summer_in_Tokyo

Roya, А если Вы придёте ко мне в гости и я Вам дам посмотреть лицензионное ДВД, а за его стоимость заплатили только один раз! это же , о, ужас! мы обкрадываем авторов, так что ли? (Торрент это по сути тоже самое - обмен, мы же потом не собираемся скаченные фильмы демонстрировать за деньги)

Да и если я Вам в деталях перескажу содержание фильма, и Вы передумаете идти в кинотеатр, и создатели не досчитаются десять баксов, это наверно тоже злостное вредительство и нарушение авторских прав?

Надо делать всё от души, а также профессионально, думать не только о прибыли при работе над картиной и зритель сам повалит в кинотеатры и купит потом лицензионный ДВД.

(У меня кстати дома полно лицензионных ДВД и большая часть фильмов сняты ещё до 1995 года)

Tasha_Mia
Tasha_Mia

Roya, девушка, милая, для начало надо в разы надо будет повысить уровень жизни населения в разы и сделать цены на услуги адекватными, тогда будут платить!

Tasha_Mia
Tasha_Mia

Извините, с телефона текст)

ESh
ESh

Tasha_Mia, а где это он такое говорил? Как-то внимательно слежу за продюсером, но такого не припомню

Tasha_Mia
Tasha_Mia

ESh, на презентации фильма Вачовски и Тыквера.

BA
BA

Мне понравилось интервью.Здравая оценка ситуации и деловой,прагматичный подход... без налета "мы такие великие,но непонятые".

VITA5
VITA5

куда не плюнь - везде Роднянских, с такой сытой и самодовольной .....

arkashka
arkashka

Интересное интервью, только Роднянский без обид - абсолютно все проекты, которые Вы делаете с претензией на фестивальное кино и не только - крайне слабые, пока будут такие проекты ВЫ никогда не сможете поднять русский кинематограф даже до уровня советского. Нужно искать не банальные таланты, этот Ваш Данила Козловский (какие-бы деньги Вы в него не вбухивали - далеко не уедет). Про проекты Федора - хочется промолчать.
По поводу французов - будет сильный старт с проектом Assasin's Creed, это очевидно. Артист, Ханеке и т.д. - это была подготовка к массовому кино.
Шеф с Фавро - Ваш проект? Буду ждать с удовольствием, хотя если честно, Вам как человеку, который продвигает русский кинематограф на Запад, это не даст абсолютно ничего. Деньги у Вас и так есть.
Хочется посоветовать найти что-нибудь в стиле современного Марлена Хуциева. Т.к. второго Тарковского нет, да это и не актуально сейчас. С актерами еще легче - претензия, супер внешность - все вторично. Делайте акцент на талант, остальное потом добавится.

arkashka
arkashka

arkashka, еще пару слов от меня ;)
По поводу продюсерства, Вы должны понимать Ваши приоритеты - или голые деньги даже с Оскаром или талантливое кино. Посмотрите за, что полетел Робинов с Уорнера - ведь деньги приносил, как никто в Голливуде и Оскары и т.д. брал. Просто хозяевам надоел этот голый прагматизм - Арго, Гэтсби и т.д. А сняли знаете почему - потому что не мог разглядеть таланты. У них на Уорнере много лет сидели в загашнике Бредли Купер и Джессика Честейн. Пока Харви и Малик их не подобрали, так бы и продолжали сидеть.

arkashka
arkashka

arkashka, меня не остановить )))))
"Роль продюсера - это предпринимать, обладающий творческой жилкой." С таким подходом Вы далеко не уедете. Поставьте любого продюсера на главу студии, даже не уровня Уорнер, а поменьше. Он будет нацелен на деньги априори, и будет их делать. А вот поставить человека с хорошим вкусом, мы сможем наблюдать еще и искусство (не имеется ввиду дикий артхаус, а просто хорошее кино - МПП, Маниболл и т.д.). Нужно просто очень хорошо видеть возможности имеющихся режиссеров и актеров. Не нужно всегда стремиться к Антониони или Рене, а можно пробовать что-нибудь в стиле Хэла Эшби. В тоже время не нужно делать какашку ради денег, что делает просто на постоянной основе Бекмамбетов.

Summer_in_Tokyo
Summer_in_Tokyo

Ув. arkashka, продолжайте, оч. интересно!

arkashka
arkashka

Summer_in_Tokyo, лол, стараюсь на благо отечества ;)

vsebudethorosho
vsebudethorosho

Какое нафиг русское происхождение? Он наш, хохол чистой воды, некоторое время руководил 1+1, сделал много интересных проектов.

Войдите, чтобы прокомментировать

Самое популярное на SPLETNIK.RU

Сейчас в блогах

konfeta

Похожие российские знаменитости

miss_218

Сто тысяч жителей Нью-Йорка требуют от Меланьи Трамп покинуть город

olako

Там, где солнце с другой стороны

Итоги года от Instagram: Селена Гомес и Криштиану Роналду — авторы самых популярных фотографий

Итоги года от Instagram: Селена Гомес и Криштиану Роналду — авторы самых популярных фотографий

Новости 10613 22
Кристина Орбакайте, Виктория Лопырева и другие отметили начало зимы на вечеринке

Кристина Орбакайте, Виктория Лопырева и другие отметили начало зимы на вечеринке

Светская жизнь 11216 18
Дочь Ренаты Литвиновой и Константин Хабенский в фильме для благотворительного проекта Светланы Бондарчук: видео

Дочь Ренаты Литвиновой и Константин Хабенский в фильме для благотворительного проекта Светланы Бондарчук: видео

Наше кино 6194 20
Кристен Стюарт снялась в клипе The Rolling Stones на песню Ride 'Em On Down: встреча с зеброй и сексуальные танцы

Кристен Стюарт снялась в клипе The Rolling Stones на песню Ride 'Em On Down: встреча с зеброй и сексуальные танцы

Шоу-бизнес 10305 42
Серое ей к лицу: беременная Натали Портман на премьере фильма "Джеки" в Вашингтоне

Серое ей к лицу: беременная Натали Портман на премьере фильма "Джеки" в Вашингтоне

Звездный стиль 8681 28
Степан и Елизавета Михалковы, семья Новиковых и другие на открытии гастрономического фестиваля

Степан и Елизавета Михалковы, семья Новиковых и другие на открытии гастрономического фестиваля

Светская жизнь 15479 69
Анастасия Стоцкая, Яна Рудковская, Юлия Барановская на дне рождения дочери Филиппа Киркорова: новые фото

Анастасия Стоцкая, Яна Рудковская, Юлия Барановская на дне рождения дочери Филиппа Киркорова: новые фото

Звездные дети 21988 18
Рождественские коллекции макияжа: часть I
Мадонна сделала предложение Шону Пенну, оделась в костюм клоуна и раскритиковала Дональда Трампа
Второй этап конкурса "Самые стильные в России-2017" по версии HELLO!: самая стильная пара
Иван Ургант, Влад Лисовец, Татьяна Геворкян и другие на открытии бутика
Новый сериал: Евгений Цыганов, Мария Андреева и другие в сериале "София"
Дмитрий Хворостовский отменяет выступления из-за ухудшения здоровья
СМИ: Канье Уэст живет отдельно от Ким Кардашьян и детей
Драка за коляску: Ксения Собчак с Максимом Виторганом и мамой Людмилой Нарусовой на прогулке с сыном
Мода в моменте: Виктория Бекхэм присоединилась к флешмобу Mannequin Challenge
Шнур, Филипп Киркоров, Елка на церемонии вручения премий "Высшая лига"
Мила Кунис и Эштон Катчер сообщили имя новорожденного сына
Битва платьев: Светлана Бондарчук против Екатерины Мухиной
Регина Тодоренко выпустила сольный альбом Fire и клип на одноименную песню
Барак Обама и Ева Лонгория спели на ежегодной церемонии зажжения огней на рождественской елке
Минутка ретро: короткая любовь Фрэнка Синатры и Миа Фэрроу, или Почему актриса лишилась своих длинных волос
Риз Уизерспун и Николь Кидман в трейлере сериала "Большая маленькая ложь"
58-летняя Шэрон Стоун отдыхает с новым бойфрендом Лонни Купером на острове Сен-Барт
Косметичка бьюти-редактора Cosmopolitan Beauty: что выбирает Алиса Дробот