Фильм "Про любовь" получил главный приз недавно завершившегося в Сочи фестиваля "Кинотавр". Подобный итог можно было предугадать: такими аплодисментами в зрительном зале, пожалуй, не могла похвастаться ни одна из показанных за время 26-го фестиваля картин.

С режиссером ленты Анной Меликян мы встретились за пару дней до премьерного показа, и она сразу призналась, что сильно волнуется, ожидая того, как ее новый фильм встретит публика. В том числе и из-за того, что работала на этот раз сплошь со звездами (Рената Литвинова, Евгений Цыганов, Михаил Ефремов, Юлия Снигирь, Равшана Куркова - это лишь часть актерского состава!):

Для меня было даже удивительно то, насколько легко все актеры согласились сниматься, просто по звонку. Некоторые даже не читая сценария. Мне это очень приятно, но я чувствую большую ответственность: ты понимаешь, что человек соглашается, потому что тебе доверяет, и есть страх не оправдать это доверие. Поэтому я очень переживаю.

А когда больше волновались перед премьерами - в самом начале или сейчас, когда публика уже ждет от вас многого?

Волнение всегда очень сильное, но сейчас, наверное, даже сильнее - именно потому что люди чего-то ждут, а, как мы знаем по опыту, высокие ожидания иногда оборачиваются разочарованием. Каждый раз пик этого волнения у меня происходит в Сочи, потому что мои фильмы впервые показывают именно здесь. Посмотрев свой фильм хотя бы раз на большом экране, со зрителями, ты уже более-менее спокоен, потому что понимаешь, как публика воспринимает картину. Но самый первый показ... Страшнее ничего не придумаешь, чем эти два часа, в течение которых идет фильм.

Вы говорили в интервью, что на съемках ваших фильмов актеры часто импровизируют. Звезды на съемках "Про любовь" тоже не всегда действовали строго по сценарию?

Да, импровизация всегда присутствует. Конечно, мы опираемся на текст сценария, но я отношусь к тексту очень легко, даже несмотря на то, что мы долго над ним ломали голову. Мне нравится, когда от человека исходит что-то индивидуальное. Ведь у каждого есть собственные слова, свои выражения, и когда он произносит их, это всегда более естественно, чем если бы я навязывала не свойственный ему текст. Я просто больше всего боюсь фальши.

Анна Меликян

Роли писались под конкретных актеров?

Скорее, нет, хотя в некоторые моменты еще в процессе написания сценария мы понимали, кто мог бы сыграть ту или иную роль. Но в целом подбор актеров шел уже после того, как сценарий был закончен, и длился он недолго - всего каких-то пару недель.

Это первый ваш фильм с таким количеством звезд, раньше вы были известны в основном как режиссер, открывающий новые имена: взять хотя бы "Русалку" с Марией Шалаевой или "Звезду" с Тиной Далакишвили, Северией Янушаускайте и Павлом Табаковым. Кто из молодых актеров на сегодняшний день кажется вам наиболее перспективным?

Во-первых, это мои прекрасные актеры, уже перечисленные вами, во-вторых, те, кто снимался в новом фильме: Маша Данилюк, Вася Ракша, Саша Бортич - открытие прошлогоднего "Кинотавра". Мне кажется, я как раз выбираю тех, кого можно назвать перспективными просто потому, что они талантливы. Хотя слово "перспективный" мне кажется не вполне корректным: кто знает, как сложится судьба актера, будут его снимать или нет. Это вообще несчастная, зависимая профессия... Прогнозировать невозможно, я не могу сказать, перспективен ли актер, я могу сказать, талантлив он или нет. Мои ребята, все, кого я снимаю, - очень талантливы.

Как проходит поиск этих новых лиц?

Кастинг-директор ищет их везде, где только можно. Бывает, что листаешь Facebook, какое-то лицо "цепляет", и ты приглашаешь человека на пробы. Такое случается очень часто.

Кстати, насколько вы увлечены социальными сетями? Заходила в ваш инстаграм, у вас очень интересный стиль фото.

Мой инстаграм в какой-то степени вдохновил меня на это кино. Он у меня уже несколько лет, но раньше был пуст, а вот полтора-два года назад я начала им пользоваться, и все не могла понять, зачем это делаю. В моей жизни обычно происходит так: если ты что-то делаешь, оно так или иначе должно отразиться в фильме. И вот теперь я понимаю, зачем мне был нужен инстаграм: фильм "Про любовь" снят как раз в этой стилистике.  

Что сложнее снимать, драмы или комедии? Или вы вообще не делите свои фильмы по жанрам?

Я не разделяю эти жанры. Более того, у меня в фильмах они идут параллельно: все могут в начале смеяться, в конце плакать. Мне кажется, мы так и живем: сегодня смеемся, завтра уже рыдаем, потом опять смеемся.

Анна Меликян

Как у вас появилось желание стать режиссером? У девушек, которые идут в киноиндустрию, обычно есть стремление быть актрисами, блистать на экране. Тем более что у вас яркая внешность.

Спасибо за комплимент, но на самом деле у меня никогда не возникало желания быть в кадре, хотя когда я училась, у меня всегда были самые высокие оценки по актерскому мастерству и считалось, что я очень хорошая актриса. Мои друзья и сейчас так считают, но быть внутри кадра я не люблю. Мне нравится позиция наблюдателя - и не только в кино, но и в жизни. Почему я стала режиссером? Не хочется говорить таких громких слов, но думаю, это призвание, я занимаюсь этим всю свою жизнь. Сначала неосознанно: я ставила спектакли в детском саду, в школе. Наверное я тогда даже не знала, что такое режиссура, но мне с детства все говорили, что я буду режиссером. В моем случае это был довольно прямой путь, что не очень типично, потому что обычно в кино приходят какими-то извилистыми дорогами.  

Нравится ли вам публичная сторона профессии - интервью, фотосессии, выход на красную дорожку?

Не очень. Я вообще считаю, что режиссер не должен становиться публичным человеком, потому что это мешает делать то, о чем я уже сказала, - занимать наблюдательную позицию. Режиссер - профессия теневая, ты не должен привлекать к себе внимание. Конечно, сейчас я понимаю, что эта публичность мне нужна, но я даю интервью только в период выпуска фильма, в другое время я никогда этого не делаю. Но когда выпускаешь картину, нужно ей помочь выйти. В этот период рекламная кампания - это ты, и тебе нужно говорить о фильме, если хочешь, чтобы его посмотрело как можно больше людей. Поэтому я, конечно же, это делаю, воспринимаю это как часть работы и прошу актеров тоже не отказываться от интервью, рассказывать о кино. Если можно было бы обойтись без всего этого, я бы с удовольствием так и сделала.

Анна Меликян

Как вы воспринимаете критику?

С возрастом начинаешь воспринимать ее спокойнее. Хотя бывает, что обижает, особенно когда она еще и с налетом хамства, грубости. У нас очень мало профессиональных критиков, которые проводят анализ и к чьему мнению можешь прислушаться. К тому же, есть интернет, куда можно вылить всю свою агрессию абсолютно анонимно. С одной стороны, ты все это понимаешь и стараешься не реагировать, а с другой, бывает, что задевает, мы ведь все живые люди.

Как вы считаете, с вами сложно работать на съемочной площадке?

Мне кажется, я вообще просто ангел (смеется). У меня на площадке всегда должна быть дисциплина, но при этом у нас каждый раз очень дружная команда и я всегда делаю кино в атмосфере дружбы и любви, не умею существовать во враждебности, в агрессии. С другой стороны, все довольно жестко, никто не имеет права чего-то не сделать, потому что у меня очень высокая планка. Я сама во время съемок работаю на износ, и, конечно, от других требую большого профессионализма. Если этого нет, я просто расстаюсь с человеком. Может быть, поэтому я стараюсь окружить себя людьми, которых давно знаю, с которыми мы прошли уже не одну картину. Так постепенно собирается своя команда любимых людей.

В жизни вы такие же высокие требования предъявляете окружающим?

Есть стереотип, что режиссер  - это обязательно тиран, что он всеми командует, приказывает, но в жизни я, на самом деле, очень тихая, добрая и пушистая. Дома мечтаешь о том, чтобы, наоборот, кто-то тобой управлял, а не ты кем-то. Чтобы кто-то решал за тебя твои вопросы. Дома просто хочется уюта, тепла.

Анна Меликян

Сейчас очень популярны всевозможные сериалы. Вы уже успели "подсесть" на какой-нибудь?

Я бы так не сказала. Но в чем-то на фильм "Про любовь" по своей форме меня вдохновил сериал "Черное зеркало". Там тоже несколько серий, и у каждой свой сюжет (лента "Про любовь"  состоит из нескольких отдельных новелл - прим.ред.). При этом они связаны одной темой: в "Черном зеркале" это тема влияния технологий на жизнь человека, у нас это тема любви.

Кстати, в списке ваших проектов я увидела сериал под названием "Сплетница", где вы значитесь продюсером. Неужели это российская версия американской Gossip Girl?

Да, именно так. Год назад моя компания сняла пилотную серию этого проекта для компании "Амедиа". Но пока дальнейшая судьба сериала не известна.

Что из западных премьер в последнее время произвело на вас самое сильное впечатление?

Мне очень понравился прошлогодний фильм "Мамочка", который снял канадский режиссер Ксавье Долан. Это снято так просто, снято как будто за три копейки, там всего три главных героя... Но очень талантливо. Когда ты сталкиваешься с чем-то талантливым, это всегда удивляет, вдохновляет.

Есть ли у вас еще какая-нибудь страсть помимо кино?

Кино - это такая страсть, которая закрывает собой все другие. Из кино не уходят. Если ты пришел сюда, то на другие страсти уже нет ни сил, ни времени. И даже хобби быть не может, если серьезно занимаешься кино. Хобби ведь это потребность в творчестве, а когда работа и есть творчество, тебе уже не нужен дополнительный допинг.

Анна Меликян

Источники: Анна Темерина/SPLETNIK.RU

Подпишитесь на наш

Анна Меликян: "Больше всего я боюсь фальши"

14:17, 22 июня 2015

Комменты 21

A

приятная женщина, это она жена Урганта?

Аватар

Хорошее интервью. Приятное впечатление от нее и вообще, как-то все просто и правильно сказала.

Аватар

Большое спасибо за интересное интервью с инетерсной женщиной и талантливым режиссером

Аватар

долановская мамочка действительно хороша. как и все у долана а что, так это правда или нет про нее и не-харатьяна?))

Аватар

Зачем столько одинаковых фоток?)

Подождите...