Не так давно в Сочи завершился фестиваль "Кинотавр". В первую очередь, смотр запомнился зрителям сильной конкурсной программой - это отметили как профессионалы индустрии, так и те, для кого кинофестиваль не работа, а скорее приятное времяпрепровождение.

В числе главных действующих лиц кинофестиваля, как обычно, был Александр Роднянский - президент "Кинотавра" и один из самых известных продюсеров в нашей стране. Благодаря ему свет увидели такие фильмы, как "Водитель для Веры" Павла Чухрая, "Восток-Запад" Режиса Варнье, "9 рота" Федора Бондарчука, "Елена" Андрея Звягинцева и десятки других, заслуживших внимание аудитории и крупнейших международных кинофестивалей.

К слову, Александр Роднянский также участвовал в продюсировании одного из самых громких фильмов минувшего года - "Облачного атласа" Тома Тыквера и Энди и Ланы Вачовски. Впрочем, это далеко не единственный западный проект продюсера. Осенью в российский прокат выйдут сразу два фильма Роднянского: долгожданный сиквел - фильм "Мачете убивает" Роберта Родригеса, а также картина-участник основного конкурса кинофестиваля в Берлине "Машина Джейн Мэнсфилд" Билли Боба Торнтона.

Корреспондент SPLETNIK.RU Анна Темерина встретилась с Роднянским, чтобы поговорить с ним о российском кино и об опыте работы в Голливуде. Разговор коснулся и других важных тем - например, как относиться к "лубочному" образу русских в западных проектах, и чем съемочный процесс в Голливуде отличается от аналогичного в нашей стране.

Александр Ефимович, начнем, пожалуй, с недавно завершившегося "Кинотавра". Для Вас фестиваль - это, прежде всего, отдых или работа? Существует ли некий баланс?

Нет баланса. Это работа: просмотры, дискуссии, круглые столы, постоянные встречи. В очевидном приоритете -  профессиональная ответственность, а не приятный отдых у моря.

Можно ли сравнить этот "Кинотавр" с предыдущими? Каких успехов удалось добиться, что бы хотелось еще привнести в фестиваль?

"Кинотавры" сравнить можно, они скорее похожи друг на друга, чем непохожи. Но есть и различия: программа, состав участников. Ежегодно на фестиваль приезжает много дебютантов, что принципиально важно для нас.

Мне видится дальнейшее развитие фестиваля в расширении его зрительской аудитории, и тут я рассчитываю на инфраструктуру постолимпийского Сочи. Именно она и позволит изменить формат фестиваля: из сугубо цехового "закрытого" мероприятия, в котором принимают участие только аккредитованные профессионалы, фестиваль превратится в большое зрительское событие. А пока "Кинотавр" - самый большой фестиваль национального кино в мире, который на сегодняшний день остается сугубо профессиональным мероприятием. Но мероприятием главным: в нем ежегодно принимают участие порядка 5000 человек - режиссеры, сценаристы, продюсеры, прокатчики, критики, педагоги, отборщики международных кинофестивалей.

Александр Роднянский


Александр Роднянский

Роль продюсера в российском кино и на телевидении - это часть общего механизма, или Вы, скорее, ощущаете себя неким "кукловодом"?

Это очень широкий вопрос, требующий либо очень короткого, либо очень пространного ответа. Ограничимся коротким. Роль продюсера - это неотъемлемая функция рыночной экономики. То есть это предприниматель, обладающий творческой экспертизой, принимающий на себя всю полноту ответственности за творческие, организационные и финансовые решения, связанные с судьбой медийного проекта, в данном случае кинофильма. Собственно говоря, эта роль одинакова и в России, и в Америке, Франции, Германии - и во всех других странах, где существует рыночная конкурентная ситуация.

У Вас большой опыт работы с голливудскими проектами. Что это дало Вам лично?

Помимо необходимости адаптации к новым обстоятельствам, пришло отрезвление: нет идеального мира, в котором все устроено единственно правильным образом, где, если есть одаренные люди, то они обязательно состоятся, пробьются, реализуют свои проекты и мечты. Везде сталкиваешься с одинаковыми проблемами. Но главная сила голливудского кинематографа - это бескомпромиссная борьба за интересы зрителей. А не начальников. И это достаточно сложная система, предполагающая, что зрители очень разные, и для того, чтобы их интересы удовлетворить, не обязательно всегда делать "добрые комедии с медийными лицами", а можно -  сложные  драмы, способные затронуть эмоционально и интеллектуально.

Как Вам работалось с Вачовски, Торнтоном и другими голливудскими продюсерами?

Мне легче работать со сложными голливудскими персонажами, чем с традиционными лидерами индустрии. По двум причинам. Во-первых, традиционные лидеры индустрии и так "в порядке", и они точно понимают и знают, чего хотят, и обладают ресурсами для реализации желаемого. А второе - они действуют в том сегменте, где у нас наименьшая экспертиза, в сегменте универсального большого кино популярных жанров, способного захватить интересы многомиллиардной аудитории.

А Вачовски, Торнтон - режиссеры, которые работают в сегменте авторского содержательного кино. Это quality movies - то есть "качественные". А точнее - hi-end quality movies, то есть, высшая лига качественного кинематографа. И мне, имеющему опыт работы с Сокуровым, Звягинцевым, Миндадзе и многими другими и воспитанному внутри советской системы авторского кино, конечно, интересно - не буду лукавить.Еще я верю в то, что кинематографические прорывы можно ожидать только в этом сегменте - не в жанровом кино, где все достаточно предсказуемо и ожидаемо, высокотехнологично и где грандиозные бюджеты не оставляют места авторскому эксперименту. В авторском кино имеет значение актуальность авторских интонаций, свежесть авторских решений - это как раз то пространство, в котором и Вачовски, и Торнтон - лучшие.

Александр Роднянский, Том Тыквер, Лана Вачовски


Александр Роднянский, Том Тыквер, Лана Вачовски

Русское происхождение помогает или, наоборот, мешает при работе за рубежом?

Точно не мешает. Я исхожу из того, что это система культурных координат, из которой мы родом, и не стоит пытаться в зрелом возрасте встроить себя в другую систему. Я никогда не видел, чтобы человек полностью адаптировался к другой культурной среде. По-настоящему интересные результаты возникают в случае полноценной конвергенции культурных и социальных контекстов. В этом смысле мое происхождение мне скорее помогает.Весь американский кинематограф сделан людьми, привнесшими в него уникальные культурные особенности стран, откуда они родом (например, Билли Уайлдер или, скажем, Льюис Майлстоун). Этим он и интересен. В этом его главное преимущество - универсальность, адаптивность к культурным контекстам. Если это универсально, если это понятно людям за пределами нашей культурной среды обитания, то это интересно зрителям во всем мире.Вы можете сказать, что вы "свой" в Голливуде?

Голливуд - это не более чем обозначение огромной индустрии, в которой одних только продюсерских компаний 30 тысяч. Тридцать тысяч официально зарегистрированных продюсеров. Вы можете зарегистрировать свою компанию - нет никаких технических преград для этого. А "свой-чужой" - это внутреннее ощущение.

Как вы считаете, западные инвесторы вкладывают свои деньги в российские проекты просто из любопытства или они действительно пытаются на этом заработать?

Я знаю не очень много случаев участия западных инвесторов в русских кинопроектах, поэтому я не берусь рассуждать об их мотивах. Иначе дело обстоит с иностранными дистрибьюторскими компаниями, которые сейчас много и охотно работают на растущем российском рынке.

федор бондарчук и александр роднянский


Федор Бондарчук и Александр Роднянский

Сложно ли продавать российский продукт за рубежом?

Бесконечно сложно. Никто в русском кино не заинтересован. Если и есть какое-либо присутствие русского кино за пределами России, то это отдельные фильмы больших российских режиссеров, таких как Звягинцев, Сокуров - они границы пересекают и безусловно попадают в ограниченный международный прокат. Но они хотя бы попадают, у них есть своя аудитория - достаточно важная и чрезвычайно авторитетная аудитория.Российское жанровое кино за пределами России - это оксюморон. Вот этим мы и занимаемся - пытаемся как-то добиться того, чтобы российские жанровые фильмы, то, что мы называем "зрительским сегментом", стали частью международного контекста. Но надо признать, что это проблема не только российского, а всего неанглоязычного кино. Например, несмотря на огромные усилия французской индустрии, их ареал обитания, традиционно большой, сокращается."Тайна перевала Дятлова" - картина зарубежная, но о российских событиях. Реально ли привлечь внимание зарубежного кино к нашей стране? Чтобы не просто "место действия - Россия", а к тому, что здесь действительно происходит или происходило?

Конечно, реально, если есть универсальная история, если зрители способны "подключиться" к нашим героям, сопереживать и понять, что происходит.

Дело в том, что мы ждем от других киноиндустрий фильмов-пособий по русской культуре и жизни. Нам очень хочется всегда выглядеть здорово: красивыми, успешными, умными, образованными, интеллигентными. Появляется фильм с русским героем, и даже не очень плохим в американском понимании, как, например, герой Машкова в фильме "Миссия невыполнима" - он очевидно неплохой, позитивный, вместе с Томом Крузом спасает мир. И, тем не менее, мы недовольны, потому что он и небритый, и рожа битая, и Толстого не цитирует, хотя на языке международном говорит. В общем, не тот он, не тот. И не такими мы хотели бы видеть себя. И вообще не Том Круз. Поэтому мы и недовольны.

Нам нужно научиться относиться к себе с иронией. И в Америке есть примеры отсутствия самоиронии, когда в идиотских фильмах у голубоглазого американского капитана при виде поднимающегося американского флага наворачивается скупая мужская слеза. Но те, кто все же покоряют сердца зрителей всего мира, - такие же небритые козлы, как и наши герои. Но будучи таковыми, они преодолевают обстоятельства и остаются в истории кинематографа.Это надо принять и делать кино, основываясь на международных культурных кодах. Понимать, что фильмы о России - это не школьное пособие по русской истории, а прежде всего -  увлекательные повествования, сделанные для людей, которые понятия не имеют не то чтобы о русской истории, а о своей собственной, как большинство жителей Земли, к сожалению.Есть ли надежда, что люди будут ходить на российское кино в кинотеатрах?

Они же ходят. Я вообще сторонник того, чтобы прекратить это страстное страдание за судьбы российского кино. За последние года полтора было несколько успешных в широком прокате российских фильмов, и это - большое достижение. 

Александр Роднянский

Источники: Анна Темерина/Spletnik.ru, Виктор Бойко

Подпишитесь на наш

Интервью SPLETNIK.RU: Александр Роднянский

18:30, 25 июня 2013

Комменты 20

Аватар

Какое нафиг русское происхождение? Он наш, хохол чистой воды, некоторое время руководил 1+1, сделал много интересных проектов.

Аватар

Интересное интервью, только Роднянский без обид - абсолютно все проекты, которые Вы делаете с претензией на фестивальное кино и не только - крайне слабые, пока будут такие проекты ВЫ никогда не сможете поднять русский кинематограф даже до уровня советского. Нужно искать не банальные таланты, этот Ваш Данила Козловский (какие-бы деньги Вы в него не вбухивали - далеко не уедет). Про проекты Федора - хочется промолчать. По поводу французов - будет сильный старт с проектом Assasin's Creed, это очевидно. Артист, Ханеке и т.д. - это была подготовка к массовому кино. Шеф с Фавро - Ваш проект? Буду ждать с удовольствием, хотя если честно, Вам как человеку, который продвигает русский кинематограф на Запад, это не даст абсолютно ничего. Деньги у Вас и так есть. Хочется посоветовать найти что-нибудь в стиле современного Марлена Хуциева. Т.к. второго Тарковского нет, да это и не актуально сейчас. С актерами еще легче - претензия, супер внешность - все вторично. Делайте акцент на талант, остальное потом добавится.

Аватар

куда не плюнь - везде Роднянских, с такой сытой и самодовольной .....

Аватар

Мне понравилось интервью.Здравая оценка ситуации и деловой,прагматичный подход... без налета "мы такие великие,но непонятые".

Аватар

Разлюбила его резко после того, как публично заявил сделать весь рынок ( интернет) с предоставлением аудио- визуальных услуг платных и наказывать непослушных уголовным наказанием. Даже Михалков, здесь всеми ругаемый, более в курсе как живет большая часть России - за чертой бедности. ... Это так, отступление, и личная точка зрения!

Подождите...