В начале сентября в Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка Эмилии и Ильи Кабаковых "В будущее возьмут не всех" — масштабной ретроспективы, в которую вошли 100 работ Кабаковых, самых известных современных русских художников (к слову, их большими поклонниками являются Роман Абрамович и Даша Жукова, они же — обладатели крупнейшей коллекции работ художников, о стоимости которой ходят легенды). Сегодня же на Первом канале покажут документальный фильм "Бедные люди. Кабаковы", снятый при поддержке Музея современного искусства "Гараж". В преддверии премьеры SPLETNIK.RU расспросил режиссера Антона Желнова и оператора Михаила Кричмана о том, как им работалось с легендарными художниками.

Как все начиналось

Антон: Мы с Мишей случайно встретились в Лондоне.

Михаил: Я знал, что Антон снимал док о гастрольном туре Земфиры (фильм не вышел на экраны. — Прим. ред.). И у меня так загорелось, мне так обидно стало, что не я это делал. Про Илью Кабакова я тогда знал очень мало. Я знал, что есть такой художник, конечно же, и наверняка видел что-то из его работ, но минимум. Но когда стал что-то смотреть, когда услышал концепт от Антона, конечно, стало интересно.

Антон: Когда мы думали об операторе-постановщике, я сразу понял, что нужно говорить с Кричманом. Изолированный от внешнего мира дом Кабаковых на острове, вода вокруг, красивая природа, лес — мне показалось, что лучше Миши этого никто не увидит, не прочувствует. Все это соответствует самому Кричману, его стилю работы, которую я видел в фильмах Андрея Звягинцева: длинные планы, величественная природа, дом и какая-то тайна внутри этого всего.

Михаил Кричман и Антон Желнов


Михаил Кричман и Антон Желнов

Подготовка и съемки

Михаил: С самого начала работы с Ильей было просто не оторваться, и те три-четыре часа, которые он нам давал ежедневно, в течение почти недели, — это было как воздух. То есть когда у нас заканчивалась съемка, нам хотелось еще. Илья подстроил нас под свой график, мы вставали в полшестого утра.

Антон: И в этом была тоже такая правильная интимность, потому что мы жили с ними. В гостевом домике, но на их участке. И когда ты видишь, вот утренняя роса, и ты понимаешь, что ее тоже видит Илья, и вот сейчас он уже там моет кисточки, и ты практически слышишь шум, как он это делает, когда подходишь к дому в семь утра, — вот это очень... Ну, как сказать? Это правильная такая настройка. Почему для дока это важно? Потому что мы с этим настроением всю эту неделю там и жили. Как будто мы сами студенты и приехали обучаться какому-то ремеслу, которое нам неведомо.

Михаил: А как Илья работает — это вообще удивительно. Он один раз нам показал, как он это делает. Всего один раз, да. Нам было важно, чтобы мы не вторгались, не мешали... Мы были тише воды, ниже травы. Эмилия подтвердила, что она нас не видит и не слышит, что было комплиментом. И Илья вроде как тоже — по его поведению, по тому, как он вел беседу, монолог по сути... Антон задавал вопросы, и после этого Кабаков несколько минут говорил.

Илья Кабаков, Антон Желнов и Михаил Кричман


Илья Кабаков, Антон Желнов и Михаил Кричман

Антон Желнов, Эмилия и Илья Кабаковы


Антон Желнов, Эмилия и Илья Кабаковы

Антон: Сам Илья сказал, что ему понравилось, что была тишина на площадке. Что не было ора, не было грома оборудования, хотя оборудования было много, но шума не было. Илью очень сильно, как я понял, раздражает любой вид шума. А мы как-то постарались деликатно все сделать. Ему изначально очень понравились работы, которые делал Миша, и вот он сразу нам сказал про фильм "Левиафан". Что он плакал, когда смотрел "Левиафан", и Эмилия поэтому ему запретила смотреть "Нелюбовь", к тому же он очень боится кинотеатров.

Михаил: Мой небольшой опыт документального кино говорит только о том, что главное не расплескать, не растерять, а взять то, что тебе дают. Вот то, что тебе дают, — то и нужно. То есть я не помню, чтобы мы делали что-то постановочное, Антон как-то деликатно брал, перемещал героев, и мы шли, допустим, из мастерской в жилое пространство, там Илья посидел за столом, поскучал немножко, даже заснул. И мы это сняли. Такие дорогие куски, конечно, — они, они и есть суть, ткань документального кино.

Про любовь

Михаил: Ни на секунду не возникает мысли, что Эмилия и Илья вместе по какому-то странному стечению обстоятельств. Илья сам периодически говорит, что это предрешено было судьбой... Сценаристом высшим. Это формально, но я в какой-то момент поймал себя на том, что в имени Эмилия есть слово Илья. Да, буквы, но тем не менее в этом, мне кажется, все не просто так.

Антон: Илья и Эмилия — это любовь. Мы даже не спрашивали, он сам о ней говорил, как о каком-то иноземном существе для него. Это очень важный пример правильного союза, когда люди так трепетно, так нежно друг к другу относятся уже в таком зрелом возрасте. Как можно сохранять достоинство после стольких лет жизни вместе?! Это прежде всего урок для молодых. Эмилия говорит, что они никогда не ругались за всю жизнь. Способность слышать — это то, что практически отсутствует в современном мире, когда люди просто друг друга не слышат, — вот она поразительна, вот эта их способность.

Эмилия и Илья Кабаковы, Антон Желнов и Михаил Кричман


Эмилия и Илья Кабаковы, Михаил Кричман и Антон Желнов

Почему "Бедные люди"

Антон: Илья, безусловно, художник, а текст вдохновлял его с молодости... Текст и русская литература, и вот эта тяга к несчастности, к маленькому человеку, — это классический русский сюжет. Ну, не только русский, но в России особенно подхваченный Гоголем, Достоевским, Чеховым. Например, его текстовая работа "Вечером, 12 июня, Александр Николаев поедет в Волоколамск и там останется ночевать". Это же абсолютная литература, сам порядок слов. Вечером после съемок Илья как-то нам сказал, что одной из его задач было поженить язык, русский классический язык русской литературы XIX века, и советский бюрократический язык. И он сопоставил условного советского писателя и Гоголя и на этом контрасте выстроил свою вселенную. То есть он поженил советскую эстетику с русской. И там и там трагедия, и там и там маленький человек, и вот он смог правильно сбить это все. Но текст для него первичен, и до сих пор он, кстати, говорит, что и сейчас я, когда вот задумываюсь над какой-то работой новой, для... Первичнее текст, а не образ. У него от мысли идет очень многое, а поскольку мы мыслим на языке, то, значит, от текста.

О, возможно, последнем высказывании Ильи

Антон: Илья сам в первый день знакомства за столом спросил, не против ли мы, если он сам будет строить отчасти ход беседы. Я говорю: ну, все-таки, Илья, я буду вас корректировать, потому что, ну, иначе зачем я здесь? Он засмеялся, говорит: конечно, но начнем с детства. И когда он сказал: начнем с детства, я понял, значит, он это осмысляет как автобиографию. А если человек это осмысляет как автобиографию, значит, ну, понятно, что он к этому подходит, как к какому-то такому итоговому... к итоговой штуке.

Михаил: Было бы странно, наверное, сказать, что эта мысль не приходила нам в голову. Илья долгое время не давал интервью. Все, что мы могли сделать, просто вовремя поменять карточку, батарейку, и чтобы хотя бы одна из двух камер всегда работала, вот и все.

Антон: Это просто налагает большую ответственность, чтобы продукт не разочаровал. Илья сам подошел к нашему фильму как к итоговой для себя вещи в смысле личного высказывания. И наша была задача — это понять, бережно к этому отнестись, к его желанию.

Антон Желнов на программе Ивана Урганта, посвященной фильму


Антон Желнов рассказывает о фильме "Бедные люди. Кабаковы" Ивану Урганту

Что не вошло в фильм

Михаил: Одна была сцена, которая не вошла. Случилась какая-то дикая жуткая очередная новость, какая-то страшная. Теракт на Манхэттене. Расстреляли людей. Работает телевизор, они вдвоем стоят и смотрят. Они стоят, да, два таких человека, огромный этот телевизор, из которого идет вот этот там CNN. Илья просит Эмилию перевести, о чем говорит корреспондент. Он смотрит и ужасается. А при этом — все происходило у них дома, там горизонт такой вдали, океан за ними.

Выставка в Третьяковке

Михаил: Я пойду на выставку, конечно. Я хочу сына затащить, посмотреть, что он скажет. Не могу сказать, что я все понимаю, о чем он хочет сказать, но здесь даже не важно, что он хотел сказать, а важно то преломление, с которым я уже воспринимаю эти работы. Помните, у Раневской про Джоконду? Когда Джоконду привезли в Питер.

Кто-то там сходил, ну знаете, Фаина Яковлевна, ну, Джоконда. Ну, не впечатляет. Она говорит: минуточку, она там так долго висит, что сама решает, на кого производить впечатление, а на кого нет. Вот, в общем, с Кабаковым, мне кажется, так же. Вот, произведет, уже произвел.

Антон: Я пойду, да. Я надеюсь, что и мы как-то скооперируемся и вместе пойдем, тем более, если Миша еще и сына возьмет, что здорово. Всегда интересно, как реагируют там дети, другое поколение, на все это.

Эмилия и Илья Кабаковы с командой фильма


Эмилия и Илья Кабаковы с командой фильма "Бедные люди. Кабаковы"

Михаил: Потому что на самом деле Илья во многом смотрит или представляет как ребенок, ну, потому что это пожилой человек отчасти, а отчасти как художник, и детского много. Детского много в том, что он говорит. Не в смысле инфантильности мысли, да, а именно по... по смелости, по формулировке.

Антон: После работы всегда нужно забыть о герое и вспомнить о нем потом. Так было с Бродским, я на год просто запретил себе к его книжкам подходить, чтобы забыть и, как говорила Цветаева, иногда нужно забыть поэта, чтобы вспомнить его потом вновь.

Постер к фильму


Постер к фильму "Бедные люди. Кабаковы"

Источники: Архивы пресс-служб

Подпишитесь на наш

"Бедные люди. Кабаковы": рассказываем о фильме про любимых художников Даши Жуковой и Романа Абрамовича

17:19, 28 сентября 2018

Комменты 21

Аватар

Не вдохновляют

Аватар

Я люблю современное искусство и фильм посмотрю. Мне кажется, быт художников не менее интересен, чем творчество. Мне повезло дружить с творческими людьми, у них обычная квартира превращается в какой-то отдельный мир. Магия:)

M

Иллюстратором был, им и остался , картинка требует текста пояснительного. Порой -любопытно, часто- грустно, даже шутки у него невеселые. Но мне видится вымученность сюжетов.

Аватар

современное искусство , в некоторых случаях, это все таки больше маркетинг, чем искусство

Аватар

Сверкнули бы в статье хотя бы одной работой этих московских концептуалистов.Не поленилась,нагуглила сама себе парочку.Что сказать? Вроде головы на том месте,где должны быть головы у людей,а так же ноги и глаза(и на том спасибо).Лучше буду смотреть на Рембранта,Халса,Саврасова,Куинджи и других.Не сильно видно я рафинэ.

Подождите...