Алена Долецкая на автограф-сессии, приуроченной к выходу книги "Про варенье"
Сколь очевидно имя экс-главреда российского Vogue и нынешнего - российского Interview - Алены Долецкой - вписано в историю российского глянца, столь же неожиданно оно выглядит на обложках кулинарных книг. За какие-то два последних года под ее авторством вышло уже три таких. Первая - про быстрые завтраки, следующая посвящена воскресному обеду, а теперь пришло время десерта. Любимыми рецептами Долецкая поделилась в своей новой книге "Про варенье".
Причем, если в двух первых случаях автор без стеснения называет себя дилетантом, то в новой книге выступает настоящим экспертом, по-набоковски смакуя тонкости и детали. Почему клубника - только подмосковная, почему ее нужно оставлять в тазу лежать под "белой хрустальной простыней из сахара" и отдавать свой сок, а не тревожить ягоды ложкой, и, наконец, почему орех - с гладкой шкуркой, а не жареный и сушеный. Вот и на автограф-сессиях, приуроченных к выходу книги, где гостей неизменно потчуют вареньем по рецептам из книги, автор любовно наставляет повара, образцово-показательно встряхивает таз с вареньем и разливает по бутылкам излишки ароматного сиропа, который пойдет на домашний лимонад, и воодушевляет каждого попробовать себя в кулинарном искусстве.
Очередной "мастер-класс" состоялся в магазине Williams EtOliver в торговой галерее "Модный сезон", где Алена Долецкая раскрыла всем неравнодушным секреты своего фирменного варенья. А SPLETNIK.RU - еще и секреты... - нет, не успешного глянца, сколько можно об этом! - а ежедневной улыбки и здорового сна.
Предвкушая недоумевающие взгляды, начнем с неизбежного, но уже привычного для Алены Долецкой вопроса, который неминуемо возникает у каждого, кто слышит о ее новом детище. Он наверняка сейчас стоит и в ваших в глазах: "Долецкая? И вдруг про варенье?". В ответ на него уже на страницах книги автор объясняет, что варенье - это совсем не обязательно занятие для бабушек, а самое что ни на есть cool:
Для меня варенье и все, что с ним связано, - настоящая медитация по-русски. Фанаты восточных практик поймут. Никакого напряжения и спешки. Движения плавны (или в такт любимой музыке). А все внимание сосредоточено на одном - на созерцании бесспорной природной красоты в ее чудесных проявлениях и превращениях.
И пожалуйста, перестаньте думать, что варенье - это занятие для бабушек. Что за мещанские предрассудки. В 21-ом, суетливом и стремительном, веке это упражнение - жизненно необходимая остановка времени, вдохновенная медитация, бесплатный сеанс ароматерапии и ни с чем не сравнимый гастрономический экстаз.
На просьбу назвать любимое варенье из тех, что перечислены в книге, она вспоминает десяток, потом второй и не может остановиться: и грушевое с перцем и лавандой, и клубничное (а куда без него?), и сливовое с миндалем (которое так хорошо идет на завтрак), а еще вишневое с косточками, кизил, персик, айва с грецким орехом... Внушительный список рецептов не даст соврать: Долецкая - опытный кулинар.
Закономерный вопрос: почему же эти вкусные "паузы", или "остановки", обрели форму кулинарных книг только в последние два года? Вы же работаете с текстами ежедневно - получается, раньше были другого рода паузы? Или давняя идея просто долго зрела и вместо, например, колонки в lifestyle-издании, теперь нашла свое воплощение в книге?
Работа с текстами для меня - это именно работа. Моя каждодневная работа с восьми и до восьми следующего дня. Редакторская ли, писательская ли, репортерская ли, подготовка ли к интервью - все, что связано с этим вопросом, - это моя профессия, моя работа. Кулинарное искусство и тем более варенье - это, конечно, чистое хобби, которое есть у любого живого человека. И каждый это хобби рассматривает и пользует в своем духе. Знаете, есть люди, которые покупают какие-то невероятные удочки и уходят на рыбалку. Видеть никого не хотят, в лучшем случае одного ближайшего - двух ближайших. И даже непонятно, зачем они их с собой берут - все равно рыбачат в тишине.
В своей книжке я впервые сказала о том, что приготовление варенья - это такая своеобразная русская медитация. Она карамельная, сладкая, светлая, во многом связанная с солнцем, потому что все плоды и ягоды появляются только там и тогда, где и когда есть солнце. С вареньем ведь какая штука - ну почистил-порезал плоды и ягоды, а все остальное время ты просто наблюдаешь, ну в лучшем случае подвигаешь чуть-чуть тазом, ну проверишь капельку, это абсолютно медитативное занятие, которое совершенно не терпит суеты.
Вот эту остановку, связанную с вареньем, я ощутила именно тогда, когда решила написать про это книгу. Я вдруг поняла, что это действительно очень несуетливое занятие. А ведь медитация предполагает, с одной стороны, полное расслабление, а с другой стороны - концентрацию. Я и в книжке пишу, что лучше в этот момент не отвлекаться, не разговаривать по телефону. Варенье не прощает зевак.
Как сжигаете калории после многочисленных вкусных пауз - их уже на три книги набралось! Йога, спорт? Или горите на работе?
Я думаю, это связано с тем, что всем, чем я занимаюсь, я занимаюсь в полную силу, будь то редактура текстов, будь то подготовка к интервью, да что угодно. И когда ты этому отдаешь полностью все свои силы, видимо, происходит какой-то процесс горения. Спорт - да, спорт очень нужен, он очень помогает, потому что тело должно работать гармонично. Единственное, что я еще пока не делаю, - я не бегаю. Но, может быть, Полина Киценко меня в скором времени заставит в связи с приближающимся забегом "Бегущие сердца" 29 мая. Давит, придется готовиться.
А кого из тех, с кем вы мечтаете встретиться (на интервью, в рабочем порядке или в неформальных условиях), но пока не удалось или уже, к сожалению, не удастся, вы бы пригласили к себе на фирменный домашний завтрак, обед или чай с вареньем?
Фактически каждый номер журнала Interview я делаю по принципу, который мне подарил главный редактор AndyWarhol's Interview Боб Колачелло, с которым я встретилась перед тем, как мы запускали журнал в России. Я спрашивала: "Ну вот как пойти лучше с интервью? Пойти в эту сторону? Скучновато. Или лучше в ту?". Мы сидели, обсуждали всякие углы зрения, и он сказал: "Знаешь, все, что ты говоришь, это гениально, здорово и правильно. Но! Просто отполируй все эти свои идеи и соображения так, чтобы люди, которых ты пригласишь в этот номер, - были теми, с кем ты реально хочешь посидеть и поужинать. И тогда все сложится.
Я последовала этому совету, и всякий раз, когда мы продумываем героев наших номеров, я очень точно себе представляю такое застолье, где сидят, условно говоря, вот тут - Стивен Спилберг, тут - Маша Шалаева, тут - может, Даня Козловский, тут - Виктор Пивоваров. Он никак не доедет до моего "ужина", ну никак, хотя это один из самых желанных для меня героев интервью. Словом, это в первую очередь, живые люди. Потому что журнал Interview пишет только о современных креативщиках. Так уж задумал наш основатель.
А что до тех, кто уже ушел и с кем уже не удастся встретиться, - как раз на этот вопрос я ответила в мартовском номере журнала.
К слову, на его страницах главред перечислила в том числе Клементину Черчиль, Аль Капоне, Екатерину Великую и даже Пола Ньюма, а о прочих - читайте в самом журнале Interview.
В книге "Про варенье" есть страницы с наклейками на банки и не только. Некоторые из них - с фирменными хэштегами Алены Долецкой из Instagram. Она там, кстати, довольно иронично и свободно, даже смело себя ведет, любит похулиганить. Однако при этом нередко, в том числе на страницах книги, не слишком-то восторженно высказывается о засилье соцсетей: "смотреть друг другу в глаза, а не в экраны телефонов", "считать не лайки, а вишневые косточки"...
Понятно, что, будучи занятым в медийной сфере, от соцсетей никуда не денешься, а что касается вашего личного общения? Получается, вы их совсем не приветствуете?
Ой, нет-нет-нет! Что вы! Я ликую каждую минуту от осознания того, что есть и WhatsApp, и Instagram, и Snapchat, и Telegram, и Facebook... Я уж не говорю про Интернет вообще, который дал нам возможность создавать площадки всех мастей. Блоги, сайты, Tumblr, Pinterest... Чего только нет. Мне это безумно нравится! Я ни в коем случае не рассматриваю это как зло. Я рассматриваю дисбаланс как зло. И именно поэтому об этом пишу.
Потому что мы с вами прекрасно знаем, что такое повальное увлечение тем или иным социальным ресурсом, сетью. Я нередко слышу такие разговоры. Знаете, встречаются двое знакомых. Один: "Слушай, ну как ты отдохнул-то?". А ему: "Ну ты че, я ж все в фейсбуке написал". Мне кажется, что вот это очень оскорбительно, что ли, по отношению к одному из самых уникальных шансов из тех, которые нам даны, - к живому общению.
Как же оставаться в теме, но не задохнуться от информационного мусора?
Я себя однажды поймала на том, что если за час до сна не дотрагиваться до любого гаджета - неважно, телефона, айпада, компьютера, - то очень хорошо спится. Этот простой рецепт безотказно работает. Сразу вспоминаю моего любимого Александра Сергеевича, "Борис Годунов", кажется: "Смиряй себя молитвой и постом, и сны твои видений легких будут исполнены". Знаете, часто же слышим: "Ой, не выспался","Ой, плохо спал". А чего плохо спал? Ел картошку фри, закусывал фейсбуком. И сериалы еще - другим глазом. Ну какой там сон?
Писать так вкусно, смакуя каждую деталь, эмоцию, впечатление, да и вообще жизнь, ведь именно из них она и складывается, можно, лишь имея настоящий вкус к ней, будучи бесконечно в нее влюбленным. Такое встретишь далеко не в каждом человеке.
Любовь к жизни - это, так сказать, врожденное или приобретенное, пришедшее с жизненным опытом, с мудростью?
Начну с того, что любовь и влюбленность - это очень разные чувства. В английском есть даже конструкция-подсказка: he is falling in love, she is falling in love. Как будто бы человек "падает в любовь", обратите внимание. И как бы мы ни восхищались этим состоянием, оно действительно предполагает падение, а потом из него выныривание. Мне со временем стало интереснее выныривать. Я человек очень влюбчивый, очень, прямо ужас какой! Я влюблялась часто, много, страстно, а потом как-то из этого приходилось выныривать.
Со временем оказалось, что вот эта влюбленность и любовь отличаются, прежде всего, вектором. У влюбленности он направлен вниз, а потом - может быть, вверх, а может, наоборот - еще ниже, что совсем грустно, но тоже бывает. А любовь имеет вектор более ровный. Он как бы все проходит насквозь. И это состояние - более, если хотите, ровное, мощное, менее уязвимое. Влюбленность ведь очень уязвима - все средне болезненное становится в ее глазах трагедией, все милое и симпатичное оказывается феноменальным счастьем. Но и то, и другое - неправда.
У любви же в широком понимании есть мощь, ровное тепло. Но там тоже засада с этим ровным теплом. Его надо не терять из виду, его нельзя предавать, его надо, если хотите, культивировать. Это своеобразная работа. Скучное это слово - "работа". Но так оно и есть. Любовь лишена истеричности.
Но, зная все это, вы продолжаете улыбаться каждый день!
Во-первых, здесь есть сильный момент воспитания. У нас дома, в семье, бы такой своеобразный тритинг. Когда я приходила домой из школы с таким настроением, знаете: "Наташка, гадина, у меня все списала, получила пять баллов, потому что у нее почерк хороший, а я - трояк, а еще тот сказал вот это...", ну, в общем, поводов для плохого настроения после школы было миллион, правда. Я приходила вся такая мрачная, возмущенная, губы надутые, глаза красные. И мой папа спрашивал: "Дочка, что у тебя с лицом?". - "У меня очень плохое настроение, я очень огорчена. Давай чаю мне", - отвечала я. А он: "Знаешь, выйди за дверь, поправь настроение и приходи к нам с хорошим".
Это было когда-то очень-очень давно. В первый раз, когда я это услышала, мне казалось, что это какой-то предел жестокости. Как? Меня не поняли, сердце мое рвется на куски. Но, вернувшись домой, я увидела папу, маму, своего брата, друзей своих родителей, которые сидели, пили чай, о чем-то чудесно разговаривали. Я поняла, в чем было дело, поняла, что этому чудесному кругу ярких, умных и талантливых взрослых людей совершено не хочется видеть мрачного надутого персонажа, у которого такая трагедия по поводу того, что Наташка списала контрольную.
Это не говорит о том, что мы дома не делились друг с другом какими-то своими проблемами. Ну конечно делились. И все-таки это помогло мне, когда я уже преподавала в университете, когда у меня началась взрослая жизнь. Вот ты приходишь, все от тебя ждут лекции, семинара, новых знаний. Вот хороша бы я была, если бы пришла к своим студентам и сказала: "Заголовки - это очень малоосмысленная, но очень важная вещь". Да вы после этого не захотите ни один заголовок написать! Потому что вы увидите, что я его ненавижу, значит, вы его тоже должны ненавидеть.
В командной работе, в журнале мне повезло, потому что это была вообще взаимозарядка. Мы заряжались друг от друга всегда. Все знали, что я очень часто проводила редколлегии. Важно было услышать от этого, от того, от другого: ну как, что произошло, что было? Например: "Делаем вот этот материал?" - "Ну я вас умоляю, тоска, уже пережевали эту тему столько раз! Но, окей, раз она так актуальна, перевернем ее с ног на голову!". Это обсуждение всегда давало дополнительный запас заряда.
И последнее, что, наверное, войдет в рецептуру вот этой улыбки, этого отношения к жизни, - это то, что я стараюсь помнить о том, что в эту данную конкретную минуту есть очень много людей, которые не имеют привилегии испытывать то самое счастье, которое мы испытываем сейчас с вами. Потягивать какой-то свежевыжатый нектар, обсуждать невероятно красивые книжки какого-то красивого талантливого человека... И все мы с двумя ногами, с двумя руками, с замечательным цветом лица, мы не обожжены, мы не заики, мы не слепы. И это невероятное счастье! Эта способность соизмерять с тем, что может происходить, мне дает очень большую силу.
В кризис понятие "жить со вкусом" для вас как-то трансформировалось?
Для меня красота и стиль совершенно не обязательно соразмерны деньгам. Когда у человека есть деньги, это никогда не означает, что мы с ним говорим об одежде, что на нем надето вещей на 25 тысяч долларов. Красивый букет может быть из очень дорогих и очень редких цветов, но он может быть и из очень простых. И он будет ровно так же красив. У меня с этим вообще нет проблем, если честно.
Словом, жить вкусно - легче легкого! Особенно под фирменными девизами-хэштегами Алены Долецкой, которыми и подытожим: #отвалбашки, #СладчайшаяЖизнь, #НеДайБогПохудеть, #аЗахочуЕщеСварю, #растипопабольшаяималенькая, #НеСлипнется, потому что, в конце концов, #развжизниможновсе... И вообще, #cookingissexy.
А от себя добавим: #вобщемвыпоняли!
Источники: Анна Темерина / SPLETNIK.RU
Теги: Алена Долецкая, интервью
Алена Долецкая для SPLETNIK.RU: нет, не про глянец. Про варенье, про любовь и инстаграм
14:10, 24 марта 2016
Комменты 40
Комментарий был удален
ой, а я так люблю варенье из всякой лабуды, типа из одуванчиков, ревеня, томатов или ещё каких лопухов.
Юрий Никулин ее дядя по отцу
Понравилось во всем интервью только то,что она вспомнила об отце. Станислав Яковлевич был человек гениальный,и его труды и помощь детям не сравнить с ее творческой деятельностью.
Мне у нее раньше волосы нравились. Такие пышные были рассыпались прям. А сейчас как-то не очень смотрятся, куце.