Календарь

Календарь "Сплетника": 6 киноработ Питера Брука

  4395
Календарь "Сплетника": 6 киноработ Питера Брука


Величайшему режиссеру современности Питеру Бруку сегодня исполняется 90 лет. Затаив дыхание, вспоминаем его заслуги - в частности, работы в кино.

Питер Брук родился в Лондоне в семье эмигрантов из Латвии. Его родители не были состоятельными людьми. Отец был инженером. Питер учился в Вестминстерском колледже (правда, из-за болезни ему пришлось прервать обучение), а затем в Оксфорде. В университете Брук изучал лингвистику и занимался театром. Свой первый спектакль в любительском театре он поставил в 18 лет. Это была "Трагическая история доктора Фауста". Затем он поставил "Адскую машину" Жана Кокто, и, благодаря этому спектаклю, талантливого юношу заметил Барри Джексон. Он пригласил Брука в Бирмингемский репертуарный театр. Первой работой Питера там стала сложнейшая пьеса Бернарда Шоу "Человек и сверхчеловек".

Говорить, что Брук велик, уникален бессмысленно. Без него не было бы современного театра, его идеи значат в этом искусстве не меньше идей Станиславского, Брехта, Мейерхольда, Гротовского. Возможно, и больше - ведь именно Бруку удалось соединить их теории в своих постановках.

Поразительно, но крупнейшую идею "пустого пространства" режиссер реализовал в возрасте "чуть за 20". Незадолго до премьеры своего спектакля "Ромео и Джульетта" в 1947 году он попросту избавился почти ото всех декораций. Это вызвало оживленные споры, резонанс. Но, видимо, именно в этот вечер театр изменился навсегда.

Всю жизнь Питер Брук занимался исследованиями - в теории и практике театрального дела. Образы, которые он создавал, оказывались простыми, лаконичными и самыми точными. Он уважал слово, но, в то же время, умел воплотить его в театральном действии. И Шекспир наконец-то ожил - благодаря Бруку драматург обрел новую жизнь в XX веке, действительно, как утверждал Ян Котт, стал нашим современником.

Кино в жизни Брука всегда было второстепенно, но все же было. И поскольку смотреть записи спектаклей считается кощунством (магия театра - в живом действе), в юбилей мастера предлагаем вспомнить и пересмореть один из его фильмов.

Свой первый большой фильм (до этого была лишь любительская короткометражка) Брук создал в 1953-м году. Он решил "взять в соавторы" Джона Гея. Картина основана на его пьесе "Опера нищего". Не только Питера вдохновило это произведение - напомним, что именно его сюжет использовал Бертольд Брехт в "Трехгрошовой опере". Главную роль в картине сыграл Лоуренс Оливье. 


Кадр из фильма "Опера нищих"

В следующий раз Брук взялся за кинокамеру лишь в 1960-м. Пригласив на главные роли Жанну Моро и Жана-Поля Бельмондо, он по сценарию Маргерит Дюрас и Жерара Жарло создал картину "Модерато кантабиле" (у нас она также известна под названием "7 дней. 7 ночей"). Любовь, смерть, безысходность... Говорят, работа над лентой давалась режиссеру нелегко - в первую очередь, из-за исполнительницы главной роли. Тем не менее, все получилось прекрасно, а Жанна Моро даже получила приз в Каннах.


Кадр из фильма "Модерато кантабиле"

В 1963-м Брук взял на себя особую миссию - перенести на экран роман Уилльяма Голдинга "Повелитель мух". Выбирая исполнителей главных ролей, Брук отсмотрел более трех тысяч юных претендентов. Хрюшу (Piggy) он выбрал благодаря письму, в котором Хью Эдвардс написал:

Дорогой сэр,

я толстый и ношу очки.

Этого постановщику было вполне достаточно, чтобы понять, что Хью идентифицирует себя с персонажем.

Брук отснял более 60 часов материала, из которых в финальную версию ленты вошли лишь 90 минут. Из этих 60 часов немало импровизационных кусков - Питер старался работать в свободной манере. Видимо, такой подход и стал ключом к детям-актерам. Они действительно раскрылись в этой работе. Примечательно, что в Великобритании лента получила рейтинг Х. Таким образом, исполнители главных ролей не смогли присутствовать на премьере.


Кадр из фильма "Повелитель мух"

В 1970-м Брук перенес на экраны трагедию Шекспира "Король Лир". В первой половине 1960-х он создал спектакль по этой пьесе. Фильм с Полом Скофилдом в главной роли как будто колеблется между кино и театром - эстетика у картины явно театральная. Режиссер принес в кино то, что пока, кажется, не удавалось принести никому - тишину. Настоящую - живую, мертвую, звенящую, говорящую. В нее вторгаются звуки - резкие и страшные. И, конечно, хриплый голос гениального Скофилда - по мнению многих критиков, самого потрясающего Лира своего века.


Кадр из фильма "Король Лир"

После долгого перерыва Питер Брук вернулся в кино с Гурджиевым - вернее, с экранизацией его книги "Встречи с замечательными людьми". Книга - попытка автора разобраться в себе, история о его путешествии, конспекты разговоров с мудрецами и философами. Фильм - попытка уже режиссера поделиться мистическим учением Гурджиева со зрителями.


Кадр из фильма "Встречи с замечательными людьми"

В зрелом возрасте Брука захватили идеи восточных философов. Одно из его достижений - это 11-часовой спектакль по "Махабхарате". Позже, в 1989-м, режиссер создал телеверсию этого древнеиндийского эпоса. Она оказалась существенно короче театральной постановки.

Помимо фильмов как таковых существуют и теле- и киноверсии спектаклей Питера Брука. Особенно заслуживают внимания "Вишневый сад", "Мера за меру", "Марат/Сад" (в этом спектакле, а также в шекспировской "Буре", Брук исследовал теорию Арто о "театре жестокости"), "Трагедия о Кармен" и, конечно, "Трагедия о Гамлете". Поздний бруковский "Гамлет" - апогей его пустого пространства. Ковер, подушки, темнокожие исполнители: простота и жесткость образов - эксперимент вновь перерос в спектакль, которому было суждено войти в историю современного театра.


Кадр из экранной версии спектакля "Марат/Сад"


Кадр из экранной версии "Трагедии о Гамлете"

Конечно, можно сказать, что вообще все Брука в кино - это лишь экранные версии его театральных постановок. Но от этого ни его фильмы, ни, собственно, телеспектакли не становятся менее ценными.

Последний на сегодняшний день спектакль Брука был выпущен в 2010-м году, а полтора года назад "приехал" в Россию - речь о "Волшебной флейте". Из оперы Моцарта режиссер сделал драматический спектакль, где все же одну из ведущих ролей "играет" музыка. Артисты признавались, что сами не очень поняли, как Брук привел их к результату. Но результат оказался по-настоящему волшебный: этот спектакль зрелого мастера - его манифест добра. Он говорит о простой, чистой, наивной любви без стеснения. И потому эта постановка - редкое театральное произведение, которое вызывает искренние слезы радости и желание жить. 

Хочется верить, что все, что создал Питер Брук за свою долгую жизнь, изменит этот мир к лучшему. По правде говоря, уже меняет.

Фото Gettyimages.com/Fotobank.com
Фото Кадры из фильмов
теги
Нашли ошибку в тексте?Выделите ее и нажмите одновременноклавиши «Ctrl» и «Enter»

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

bonooney
bonooney

Я считаю, что перед словам "величайший режиссер современности" стоит вставить "мега-супер-пупер-гипер", а то не так пафосно звучит :)) а вообще, я мечтаю о том "величайшем" дне, когда перестану встречать подобные школьные определения в статьях, которые пишут взрослые люди, эх... а за саму статью спасибо!! Брук отличный режиссер :)

CapFail
CapFail

А ниче что Последний фильм Брука был в 1989? Да и Спилберг был признан величайшим режиссером 20 века, просто к слову.

Самое популярное на SPLETNIK.RU

Сейчас в блогах

Akela

Турецкие "пирожки"

Akela21146
pushilina

Зак Снайдер и печаль

princess_Kate

Тьфу на тебя, Виктория Боня!

Канны-2017: Шарлиз Терон, Наоми Кэмпбелл, Диана Крюгер и другие звезды на юбилейном вечере фестиваля
Продюсеры заявили суду, что Эмбер Херд сорвала съемки из-за ревности Джонни Деппа
СМИ: гардероб Мелании Трамп — способ "молчаливого протеста"
Кэти Перри рассказала о многолетней вражде с Тейлор Свифт: "Именно она начала ссору"
Максим Виторган, Чулпан Хаматова, Юлия Пересильд и другие звезды поддержали Кирилла Серебренникова
44-летняя фигуристка Мария Бутырская стала матерью в третий раз
Лето на "Сплетнике": Пенелопа Крус и Хавьер Бардем отдыхают в Майами
Барак и Мишель Обама проводят романтические каникулы в Италии
Умер Роджер Мур, сыгравший Джеймса Бонда
Эмбер Херд показала подтянутую фигуру на съемках фильма "Аквамен"
Опыт редакции и блогера SPLETNIK.RU: матирующие средства — праймеры, тональные основы под макияж, пудры
Лидер Therr Maitz Антон Беляев впервые стал отцом: фото из роддома и колыбельная для сына
Звездный стиль в Каннах-2017: Ева Лонгория на премьере "Убийство священного оленя"
Моника Левински обвинила покойного журналиста Роджера Эйлса в том, что он нажился на ее истории с Биллом Клинтоном
Рианна и Люпита Нионго снимутся в фильме Netflix по мотивам мема с их участием
Теракт в Манчестере: реакция звезд
Каннский кинофестиваль: в разгар смотра вспоминаем лучшие бьюти-образы прошлых лет
Линдси Лохан снимет сериал про жизнь русских олигархов