Живому классику современного кино Роману Полански исполняется 81 год. Личность неоднозначная, но его работы точно заслуживают внимания. Предлагаем вспомнить этапные ленты великого режиссера.

Полански пережил Вторую мировую и выжил в краковском гетто. После войны Роман вернулся в Краков, где продавал газеты, а также увлекся кино. Позднее это увлечение переросло в профессию. Правда, до этого прошло немало времени. Сначала Полански был актером, даже сыграл в спектакле по повести Валентина Катаева "Сын полка". Затем он работал с Анджеем Вайдой. Знакомство с легендарным польским кинематографистом помогло Роману поступить в киношколу. Еще во время учебы он реализовал несколько проектов, которые были высоко оценены профессионаласи. В 1962-м же он выпустил свой первый полнометражный фильм "Нож в воде", который произвел фурор на международной киноарене: участвовал в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, получил там приз ФИПРЕССИ, был номинирован на "Оскар" и BAFTA.


Кадр из фильма "Нож в воде"

После съемок "Ножа в воде" Полански переехал во Францию. На этом закончился так называемый польский период его творчества. Во Франции он работал над сценарием к своей новой ленте. Затем режиссер перебрался в Великобританию, где и начал работу над картиной "Отвращение", своей первой англоязычной работой. Она вышла в 1965-м. Триллер рассказывает о молодой женщине, кошмары которой вдруг начинают материализовываться. Главную роль в ленте сыграла неподражаемая Катрин Денев. Фильм получил два приза на Берлинском кинофестивале.


Кадр из фильма "Отвращение"

В следующем году вышла картина "Тупик" - абсурдистская лента, которую сам Полански называл лучшей в своей карьере. Фильмом оказался доволен не только сам автор, но и мировое киносообщество: "Тупик" удостоился главного приза кинофестиваля в Берлине. Эта картина завершает так называемую "трилогию отчуждения" в раннем творчестве Полански - в нее входят все перечисленные выше картины.


Кадр из фильма "Тупик"

В 1968-м Полански дебютировал в Голливуде (в США режиссер переехал познакомившись со своей будущей супругой Шерон Тейт) с фильмом "Ребенок Розмари". Это экранизация одноименного романа Айры Левина. Первоначально снять этот фильм предлагали Альфреду Хичкоку, но за постановку все-таки взялся Полански. Главную роль сыграла Миа Фэрроу, хотя режиссер планировал снять в роли Розмари Вудхауз другую актрису - на кандидатуре Мии настояла студия. Картина принесла Полански успех в Америке, но на новом месте режиссера ждала трагедия: спустя год после премьеры "Ребенка Розмари" банда Чарльза Мэнсона убила беременную жену Полански актрису Шерон Тейт и нескольких его друзей во время вечеринки. После этого потрясенный режиссер вернулся в Европу. Там он все-таки нашел в себе силы для работы - в частности, снял ленту "День чемпиона" в соавторстве с Фрэнком Саймоном. Это документальная лента, которая участвовала в основном конкурсе Берлинского киносмотра и получила один из призов фестиваля.


Миа Фэрроу в фильме "Ребенок Розмари"

В 1971-м же Полански взялся за одну из самых тяжелых пьес Шекспира "Макбет". Его "Трагедия Макбета" получилась отражением его же внутреннего мира во время съемок. В этой интерпретации пьесы много насилия, мрака, варварства. Это история о дикарях средних веков, тонущих, как в буквальном, так и в переносном смысле, в грязи и крови.


Такими Роман Полански увидел Макбета и леди Макбет

В 1974-м Полански вернулся в США и снял фильм "Китайский квартал". Фильм о частном детективе в исполнении Джека Николсона получил три BAFTA, четыре "Золотых глобуса" и "Оскар". Правда, премия Американской киноакадемии ему досталась всего одна, тогда как он претендовал на 11 наград. Почти во всех номинациях "Китайский квартал" обошел "Крестный отец".


Кадр из фильма "Китайский квартал"

В 1976-м во Франции Полански создал ленту "Жилец". Это мрачный сюрреалистический триллер о мужчине, который переехал в квартиру, где недавно погибла женщина. Со временем его больше и больше одолевают мысли о ней и он тонет в попытках разобраться в причинах ее смерти. Лента участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля. Она также примечательна тем, что Роман Полански сам решился сыграть в ней главную роль. Фильм пришелся на непростой этап в жизни режиссера - во второй половине 1970-х его обвинили в изнасиловании несовершеннолетней. Это обвинение заставляло его избегать правосудия в Европе вплоть до 2010-го года. Он даже был арестован и провел 10 месяцев под стражей в Швейцарии. В итоге же режиссера решили все-таки не выдавать американцам.


Кадр из фильма "Жилец"

В 1979-м Полански взялся поставить картину по роману Томаса Харди "Тэсс из рода д'Эбервиллей". Фильм "Тэсс" с Настасьей Кински в главной роли режиссер посвятил своей погибшей супруге. Несмотря на сложные отношения Полански с властями США, его новая работа удостоилась трех премий "Оскар" и двух "Золотых глобусов". Кроме того, картина принесла создателям три "Сезара" и премию BAFTA.


Настасья Кински в картине "Тэсс"

Полански вошел в новое время эротической драмой "Горькая луна", которую после премьеры поняли немногие зрители и критики. Режиссера обвиняли в сексизме и китче. Тем не менее, именно с этим фильмом он вошел в очередной, зрелый, этап своего творчества. И, кстати, на главную роль в "Горькой луне" Полански взял свою супругу Эммануэль Сенье. Впоследствии она снялась еще в нескольких его картинах и по праву стала считаться не только его женой, но и музой.


Кадр из фильма "Горькая луна"

В 1990-х Полански снимал мало, и это не самое удачное в его карьере десятилетие завершилось фильмом "Девятые врата". Это возвращение режиссера в жанр мистического триллера со времен великолепного "Ребенка Розмари". И, конечно, возвращение не шедевральное, но достойное - картина с Джонни Деппом в главной роли была довольно тепло принята критиками и зрителями.


Кадр из фильма "Девятые врата"

И все-таки в 1990-х у многих кинолюбителей возникло, что Полански значительно сдал, потерял творческую форму, а, возможно, и "израсходовал ресурс" своего таланта. Однако в 2002-м он доказал, что эти домыслы очень и очень далеки от истины. Он выпустил шедевр своего позднего периода творчества - картину "Пианист". Это экранизация автобиографии музыканта Владислава Шпильмана. Многое в этой картине оказалось очень личным - сам Полански познал все ужасы войны в раннем подростковом возрасте, выжил в краковском гетто, скитался в поисках убежища по польским деревням. Роль Шпильмана стала одной из лучших и в карьере Эдриана Броуди - за нее он удостоился "Сезара" и "Оскара". Вообще же, лента собрала почти все возможные награды, в ее "копилке" "Золотая пальмовая ветвь", семь "Сезаров", две BAFTA и три "Оскара".


Кадр из фильма "Пианист"

В 2009-м Полански попробовал свои силы в новом для себя жанре политического триллера - он снял ленту "Призрак". Фильм основан на одноименнам романе Роберта Харриса, рассказывающем о судьбе одного из литературных призраков, который должен написать биографию бывшего британского премьер-министра. Картина получила четыре "Сезара", а режиссер удостоился приза за лучшую режиссуру на кинофестивале в Берлине.


Кадр из фильма "Призрак"

В 2011-м сегодняшний именинник доказал, что кино - это не обязательно массовые сцены и спецэффекты. Для хорошего кино достаточно четырех отличных (а лучше - гениальных) актеров, одного помещения, хорошей драматургической основы, ну и немного кока-колы. Главные роли в ленте "Резня" достались Кейт Уинслет, Джоди Фостер, Кристофу Вальцу и Джону Си Райли. В основу картины легла пьеса Ясмины Резы "Бог резни".


Джоди Фостер, Кристоф Вльц и Кейт Уинслет в "Резне" Романа Полански

Камерность "Резни" не была для Полански случайностью. Именно в такой манере решен и его следующий фильм - "Венера в мехах" (на сегодняшний день это последняя работа режиссера). Матье Амальрик и Эммануэль Сенье блестяще разыгрывают спектакль на двоих. А Роман Полански доказывает, что с возрастом стал понимать актерскую органику так, как никто другой. И управляться с ней тоже научился просто великолепно. Его "Венера..." участвовала в конкурсе Канн, а также принесла своему киноинтерпретатору премию "Сезар" за лучшую режиссуру.


Кадр из фильма "Венера в мехах"

Сейчас Полански готовится к съемкам исторической драмы "Д". Посмотрим, что он приготовил зрителям на этот раз - камерную историю или ленту большого размаха. Как бы там ни было, надеемся, творческого запала именинника хватит еще надолго.


18 августа Роману Полански исполняется 81 год

Источники: Gettyimages.com/Fotobank.com, Кадры из фильмов Романа Полански

Подпишитесь на наш

Календарь "Сплетника": 15 важнейших фильмов Романа Полански

10:00, 18 августа 2014

Комменты 16

Аватар

Спасибо автору статьи, было невероятно приятно читать грамотный и основательно продуманный текст. Такое обзор лучшим образом знакомит с творчеством мастера, в отличии от выборки "известных цитат" или иже с ними. В избранное, отметила для себя много интересного.

Аватар

недавно посмотрела "Венера в мехах" ооооочень доставил

Аватар

У Полянского очень люблю фильм Frantic, 1988 с Х.Фордом не знаю под каким названием он шел в России. Судьба Полянского, конечно, очень трагична и сам он человек очень сложный, далеко не ангел, как и большинство по-настоящему талантливых людей.

Аватар

Мы с мамой его очень любим. Резня и Венера в мехах прекрасные фильмы. Ну и конечно Пианист - это просто на разрыв.

Аватар

Резня - мой любимый фильм.

Подождите...