В прошлом году от нас ушел замечательный режиссер Алексей Юрьевич Герман. Сегодня исполняется 76 лет со дня его рождения. Вспомним его режиссерские киноработы. Их было не много, но каждая из них вошла в историю советского, российского, да и мирового кино.

Алексей Юрьевич родился в Ленинграде в семье писателя Юрия Германа и его супруги Татьяны Риттенберг. Он учился на режиссерском факультете ЛГИТМиКа, в мастерской Григория Козинцева под руководством легендарного Александра Музиля. С начала 1960-х Герман начал ставить спектакли. В частности, несколько лет он прослужил в БДТ под руководством Георгия Товстоногова.

С середины 1960-х Алексей Юрьевич пришел в кино. Его первым фильмом стала картина "Седьмой спутник" (ее он создавал в соавторстве с режиссером Григорием Ароновым). Это история бывшего профессора и генерала царской армии, оказавшегося без пристанища и работы. Он вынужден трудиться в арестном доме прачкой. Впрочем, узнав о том, кем он был прежде, ему предложили работать в революционном суде. Однако гуманистические принципы главного героя отнюдь не всегда сходятся с идеологией большевиков. В итоге его отправляют в пекло Гражданской войны, он попадает в плен к белым... Герман пытается понять, как судьба человека оказывается "седьмым спутником" - малым телом, втянутым в космическое пространство движением огромного тела.


Кадр из фильма "Седьмой спутник"

В 1971-м Алексей Юрьевич создал фильм, в основу которого легла повесть его отца "Операция "С Новым годом!". Литературное произведение для кино адаптировал Эдуард Володарский. У картины была сложная судьба: ее выпустили на экраны лишь в 1986-м году под названием "Проверка на дорогах". Картине не давали хода 15 лет, обвиняя Германа в дегероизации народного сопротивления врагу во времена Великой Отечественной войны и незнании реалий партизанской жизни. Сам режиссер утверждал, что причиной запрета ленты стало сочувствие к людям, сдавшимся в плен.


Кадр из фильма "Проверка на дорогах"

В 1976-м году Герман все-таки вновь вернулся к военной теме с картиной "Двадцать дней без войны". По сути, именно эта лента стала знакомством зрителей с персональным творчеством Алексея Юрьевича ("Седьмой спутник" он создавал вместе с Ароновым, а его следующая лента, как сказано выше, легла на полку). Впрочем, и "Двадцать дней без войны" могла бы постигнуть судьба "Проверки на дорогах", однако во многом режиссеру помог Константин Симонов. Его повесть "Из записок Лопатина" легла в основу картину, сам писатель работал и над сценарием. Картина рассказывает об отпуске фронтового журналиста, во время которого тот оказывается на Ташкентской киностудии. Через взгляд главного героя, оказавшегося ненадолго вдалеке от фронта, режиссер пытается постичь болезненную суть минувшей эпохи, которая, с одной стороны, действительно осталась далеко, но, с другой, продолжает мучительно болеть.


Кадр из фильма "Двадцать дней без войны"

Еще в конце 1960-х Эдуард Володарский и Алексей Герман создали сценарий по повести Юрия Германа, тогда картину планировалось назвать "Начальник опергруппы" (в итоге фильм вышел под названием "Мой друг Иван Лапшин"). К съемкам удалось приступить лишь в конце 1970-х, а на экраны фильм вышел лишь в 1984-м. Сценарий к съемкам изменили - в основу расследования, которое в фильме ведет главный герой, положили реальное дело. Действие разворачивается в 1930-е годы. Сам Алексей Юрьевич говорил, что для него важнее всего было воссоздать само время. Для этого была проделана огромная работа. Кроме того, Герман пытался вникнуть в саму суть работы милиции - для этого он вместе с женой Светланой Кармалитой (она сценарист) участвовал в допросах, где их оформляли как понятых.


Кадр из фильма "Мой друг Иван Лапшин"

Следующей картины Германа ждали долго - почти 15 лет. В 1991-м он приступил к работе над лентой "Хрусталев, машину!". Но съемки то и дело останавливались из-за недостатка финансирования. В итоге премьера ленты состоялась лишь в 1998-м году в Каннах. Тогда фильм чуть ли не освистали - общественность, в том числе, и российкая, была возмущена. Картину ругали, в первую очередь, за то, что она показалась "бессвязной".

Тем не менее, спустя некоторое время "Хрусталева..." признали шедевром зрелого Германа, причем, шедевром интимного толка. Сам режиссер рассказывал, что в фильме есть воспоминания и о нем самом, и о его семье. Вообще, отправной точкой сценария стало детское впечатление Алексея Юрьевича, вызванное тем, как его отец спустил с лестницы иностранного журналиста, приняв его за провокатора.

Это, пожалуй, самая метафоричная работа Германа, хотя и в ней он не изменяет собственному предельно хроникальному киноязыку. Само название фильма - первая фраза Берии, которую тот произнес после смерти Сталина - говорит, что картина пытается постигнуть глубину страшной и смутной эпохи в жизни нашей страны.


Кадр из фильма "Хрусталев, машину!"

В 2000-м году Алексей Юрьевич приступил к съемкам своего нового фильма по повести братьев Стругацких "Трудно быть Богом". Сами съемки завершились в 2006-м году, но Герман, как и в предыдущей своей работе, много времени уделил звуку. Работа над звуковой составляющей ленты продолжалась несколько лет, и Герман так и не успел закончить ее сам. Это сделали его жена Светлана Кармалита и сын Алексей Герман-младший (он, как и отец, посвятил себя режиссуре).

Вообще, идея экранизировать "Трудно быть Богом" появилась у Германа через несколько лет после публикации повести, то есть, в конце 1960-х.

Картина получилась жесткой и даже жестокой, Алексей Юрьевич изменил не только сюжет, но и философию повести. Его "Трудно быть Богом" - отдельное мощнейшее произведение. Еще при жизни Герман называл его своим последним фильмом. Так что картина стала своеобразным творческим завещанием великого режиссера.


Кадр из фильма "Трудно быть Богом" (фильм предполагалось назвать "Резня в Арканаре" или "Хроника Арканарской резни", но в итоге Алексей Герман остановился на оригинальном названии повести), который вышел уже после смерти режиссера в 2013 году

Алексей Герман создал собственный уникальный киноязык, которому никогда не изменял. Все свои картины он снимал на черно-белую пленку, во всех присутствует предельно реалистичная, почти документальная манера съемки. Своими картинами этот режиссер создавал целые миры - страшные, но такие, от которых почти невозможно оторваться, настолько в них веришь. Алексей Юрьевич через призму прошлого (у него нет ни одного фильма, действие которого разворачивается во время, тождественное времени съемок) рассказывал о настоящем, анализировал, как жуткое прошлое влияет на нас сегодняшних. Вместе с потрясающей художественной манерой он выработал и философию, близкую отнюдь не каждому, но такую, которая оставила след в мировом искусстве.

Источники: Любовь Шеметова, Кадры из фильмов Алексея Германа

Подпишитесь на наш

Календарь "Сплетника": 6 фильмов Алексея Германа

10:00, 20 июля 2014

Комменты 6

Аватар

"Мой друг Иван Лапшин" самая лучшая работа.

Аватар

кажется на римском кинфесте Герману давали посмертную награду и делали премьеру ТББ...после на вечеринке какой-то наши критики начали хвалить картину,что мол ну такое сильное произведение...и только один сказал что мол -ребят,вы чего?был Герман жив,вы б его разнесли и что фильм чернуха... "Двадцать дней без войны" хороший фильм,последний ужас просто.

Аватар

Гениальный режиссер и очень достойный человек .

Аватар

Отличный режиссер, но начинал, как и многие, несомненно лучше, чем заканчивал в зрелости.

Аватар

" Трудно быть богом" не смогла смотреть при всем уважении к режиссеру.

Подождите...