19 августа 1883 года в Сомюре родилась Габриэль Шанель - одна из самых великих (если не самая!) женщин в мире моды. Сама Коко утверждала порой, что родилась на 10 лет позже и не в Сомюре, а в Оверни.

Габриэль была дочкой Альберта Шанель, рыночного торговца, и Евгении Жанны Деволь. Мама умерла, когда девочке было 12-ть. Чуть позже Габриэль и еще четверых своих детей покинул отец - больше Шанель его не видела.

У Габриэль было бедное детство - она росла в сиротском приюте при католическом монастыре. Однако она не любила вспоминать те времена - более того, добившись славы и успеха, постаралась сделать все, чтобы стереть те годы из памяти, причем, не только своей. Она рассказывала о своей молодости весьма противоречивые вещи - потому в трактовке ее биографии до сих пор встречается немало разночтений.

Так или иначе, достигнув совершеннолетия, Габриэль попробовала себя на музыкальном поприще - стала певицей кабаре. Особым певческим талантом юная Шанель не отличалась, тем не менее, посетители были в восторге от необычной и очаровательной певички. В то время Габриэль и получила прозвище Коко, так как главными песнями ее репертуара стали Ko Ko Ri Ko и Qui qua vu Coco.

Во время одного из выступлений Шанель заметил богатый офицер в отставке Этьен Бальзан (на тот момент мадемуазель Коко было чуть за 20-ть, хотя сама она утверждала, что была несовершеннолетней и невинной). В скором времени она переехала жить в его дом в предместье Парижа, где помимо нее жило еще несколько любовниц Этьена.

В те годы Коко вела почти праздный образ жизни. Она начала заниматься верховой ездой - и это увлечение стало первым "звоночком", зовущим ее в мир моды. Так, поняв, что в платье кататься на лошадях решительно неудобно, она обратилась к портному с просьбой пошить ей жокейские брюки. Появление в таких брюках в высшем свете поначалу казалось странным, но Коко нравилось выделаться из своего окружения - местных куртизанок в боа из страусиных перьев, и она предпочитала сдержанные элегантные наряды, которые разбавляла забавными шляпками.

К слову о шляпках: именно с них начался творческий путь Габриэль. Устав от праздного образа жизни, она объявила Этьену Бальзану, что хочет стать модисткой. В страхе, что Коко от него уйдет, он помог ей открыть магазин шляпок в Париже. По еще одной версии, с магазином ей помог уже Артур Кэпел, ее следующая любовь, по прозвищу "Бой". Есть еще и третья версия, согласно которой важнейшую роль в открытии магазина сыграла тетушка Коко. Так или иначе, в 1910-м у Шанель появился собственный магазин.

И раз уж мы заговорили о мистере Кэпеле... Он был другом Этьена Бальзана. Они познакомились в 1909-м - очевидно, вскоре вспыхнул и их роман. Спустя какое-то время Коко окончательно ушла от Бальзана к Кэпелу. Их связь продолжалась более 10-ти лет. Пара блистала на модных французских курортах и в свете. При этом, ветреный Бой вовсе не был верен своей прекрасной спутнице. А в 1918-м году он женился на английской аристократке. Однако факт женитьбы вовсе не отменил его романа с Шанель. Они были вместе вплоть до его смерти в 1919-м (он погиб в автоаварии).

Смерть Кэпела считается одним из главных потрясений в жизни Шанель. В отчаянии она обещала:

Я одену всех женщин в черное!

Свое обещание, как известно, она сдержала.

Но вернемся немного назад. Шанель еще до открытия своего первого магазина была светской персоной - в круг богемы ее ввел Бальзан. Она была знакома с Дягилевым, Стравинским, Лотреком, Пикассо и многими другими яркими персонами своего времени (с некоторыми из них она не ораничивалась дружбой - кого-то спонсировала, с кем-то крутила романы). Став модисткой, она никуда не делась из "света". Это было феноменом - впервые портной был вхож в светские круги. Меж тем, творения Габриэль становились все популярнее, и к 1913-му она сумела открыть свой первый полноценный модный салон. Коко начала создавать одежду.


Коко в собственных нарядах

После смерти Кэпела Шанель недолго была одна - до сих пор немало говорят о том, что Коко черпала вдохновение в своих мужчинах. А они у нее были не промах - герцог Вестминстерский (есть версия, впрочем, маловероятная, что он даже предлагал ей руку и сердце), великий князь Дмитрий, Пьер Ривер, Игорь Стравинский... Считается, что именно нежные отношения с великим князем заставили Коко более внимательно отнестись к русской культуре - именно так в ее нарядах впервые появились русские мотивы. Дмитрий был влюблен в свою знаменитую подругу и одаривал ее драгоценностями, вывезенными из России, которая в то время уже превратилась в СССР.


Коко и герцог Вестминстерский


Шанель с одним из своих многочисленных друзей - Сальвадором Дали

О возможных отношениях Коко и Игоря Стравинского снят фильм - "Коко Шанель и Игорь Стравинский", он основан на романе 2002 года "Коко и Игорь". По сюжету романа, Габриэль впервые увидела Стравинского в 1913-м - на премьере "Весны священной" в Париже. "По-настоящему" они познакомились в 1920-м, на приеме, который давал Сергей Дягилев. Коко пригласила испытывающую в те времена трудности семью Стравинского пожить на ее вилле под Парижем. Там-то, по версии писателя Криса Гринхала, и вспыхнул короткий, но яркий роман Коко и Игоря. После - у Шанель было множество мужчин, а Стравинский встретил свою вторую жену (первая супруга композитора, как и его дочь, умерла от туберкулеза; сам он тоже страдал этой страшной болезнью) и большую любовь... Однако воспоминание о как минимум трогательной дружбе Коко и Игорь Федорович пронесли до конца жизни.

Примечательно, что в создании ленты о Стравинском и Шанель участвовал и нынешний креативный директор Дома Chanel Карл Лагерфельд. Роль мадемуазель Коко досталась одной из его муз - актрисе Анне Муглалис.


Анна Муглалис в образе Коко Шанель


Фильм "Коко Шанель и Игорь Ставинский"


...и другая лента о жизни королевы моды - "Коко до Шанель" с Одри Тоту в главной роли


Ширли МаКлейн в телефильме 2008 года "Коко Шанель"

В 1921 году Коко вместе с парфюмером Эрнестом Бо создала аромат Chanel №5, первый парфюм в том виде, в котором мы его знаем - то есть, не просто некий цветочный аромат, а абстрактная квинтэссенция запахов. Именно Chanel стали первыми "искусственными" духами - созданными человеком на основе альдегидов, синтетических цветочных запахов.

В 1926-м мадемуазель Шанель совершила еще один прорыв, "открыв" миру маленькое черное платье (она же обещала одеть всех женщин в черное...).

До начала войны, Шанель успела поработать в Голливуде - ей предложили миллион долларов за создание одежды к трем фильмам. Она связывала с этим контрактом большие надежды на покорение Америки, однако все эти фильмы по разным причинам провалились.

Голливуд был не в восторге от стиля Шанель, там хотели более гламурных нарядов - ярких, возбуждающих, а не сдержанной и неброской элегантности, которую предлагала Коко.

Однако и сама Шанель не прониклась Голливудом, и, забрав свой миллион, отправилась домой - туда, где ее обожали и ждали.

Элегантная простота Шанель становится все популярнее, Коко находится на вершине славы, но в 1939-м закрывает свой Дом моды и все бутики. Причиной тому стало начало Второй мировой войны. Однако, вопреки распространенному мнению, Габриэль не уехала в Швейцарию, в годы войны она оставалась в Париже. И как раз об этом периоде ее жизни сейчас вспыхнули новые слухи.

Коко в очередной раз обвинили в пособничестве фашистам. Впервые эти обвинения прозвучали еще в 1944-м - тогда Шанель даже ненадолго арестовали. Однако вполне вероятно, что дело было снова просто в мужчине. Итак, версия, отвергающая антисемитизм Шанель и ее пособничество Третьему Рейху выглядит примерно следующим образом. В 1940-м году Габриэль встретила немецкого дипломата Ганса Гюнтера фон Динклаге по прозвищу Шпатц, которым быстро увлеклась. То, что Шпатц помог освободить племянника Коко из немецкого плена, лишь упрочило ее симпатию.

Габриэль мечтала положить конец войне и в 1943-м с этой целью пожелала встретиться и побеседовать со своим давним знакомым Уинстоном Черчиллем. Габриэль разрешили поездку в Испанию, однако ее встреча с Черчиллем так и не состоялась: тот был болен, так что Шанель вернулась в Париж через несколько дней ни с чем. Сам Уинстон, кстати, вступался за Габриэль, когда ее арестовали. После освобождения она была вынуждена покинуть Францию. Несколько лет кутюрье провела в Швейцарии. Шпатца, кстати, на тот момент уж и след простыл, так что мадемуазель снова осталась наедине с собой.


Коко Шанель с Рэндольфом Черчиллем и Уинстоном Черчиллем

Однако Шпатца называют нацистским шпионом, отсюда выдвигаются обвинения Коко. Так, недавно американский журналист Хэлом Воун написал книгу "В постели с врагом. Секретная война Коко Шанель". По его версии, в 1940-м Шанель была завербована немецкой военной разведкой. Воун утверждает, что у Габриэль было кодовое обозначение Агент Ф-7124 и псевдоним "Вестминстер". При этом, по словам 83-летнего журналиста, который раньше работал в американских разведывательных и дипломатических структурах, Шанель можно обвинить еще и в антисемитизме. Разумеется, современное руководство Дома все эти обвинения отвергает:

Обвинения Шанель в антисемитизме несостоятельны. Иначе было бы трудно объяснить ее дружбу с семьей Ротшильдов и писателем Жозефом Кесселем.

Также в ближайшее время выйдет книга Лизы Чейни "Коко Шанель: интимная жизнь", где обещают рассказать о романе Коко с немцем и о других скрытых моментах ее биографии вроде романтичных отношений с женщинами и пристрастии к наркотикам (по одной из версий, Коко считала морфий безобидным обезболивающим). Причем, издатели утверждают, что всему этому найдены доказательства.

О жизни мадемуазель Коко написано около 60-ти книг. И во всех она разная, и во всех есть множество "доказательств". Насколько они убедительны - судить читателям.

Вернемся к самой Шанель, которая, в свою очередь, в 1954-м вернулась в мир моды. Там уже правили бал мужчины - например, Кристиан Диор. Но и среди них мадемуазель (которая, кстати, в 1953-м году справила 70-летие) ей удалось найти свое место. Хотя само ее возвращение критики посчитали близким к провальному, упорная дама осталась глуха к отзывам. Она, по своему обыкновению, просто продолжила работать. И заодно - критиковать критиков:

Они (критикессы) являются целыми табунами на каждый показ коллекций – дурно одетые, дурно причесанные, лишенные малейших признаков женственности; а порою, что решительно всех возмущает, от них еще скверно пахнет. Толстые, некрасивые, они полны зависти к тонким талиям моих манекенщиц и к женщинам, способным платить за модели "от кутюр". Но более всего я ставлю им в упрек дурную критику. Не хочу сказать, что они способны одно дурное видеть – у каждого своя точка зрения, – но они попросту не умеют анализировать. Это вполне естественно, когда не знаешь предмета, о котором ведешь речь.

Очередной модный прорыв не заставил себя ждать. В феврале 1955-го она представила сумочку, которая до сих пор не выходит из моды - речь, разумеется, о легендарной 2.55 (название - от даты выпуска, февраль 1955-го). 71-летняя Коко заявила:

Я устала носить ридикюли в руках, к тому же я их вечно теряю.

...и "прикрепила" к прямоугольной сумочке цепочку. Впервые женщины получили возможность не носить сумку в руках, а повесить на плечо и просто забыть о ней. Изначально этот стеганый шедевр был представлен только в черном цвете с классической прямоугольной застежкой типа "мадемуазель". Но спустя некоторое время появились модели и других цветов, а также сумочки из джерси. Затем появилась версия сумки с замком Classic Flaps - знаменитым логотипом Chanel.


Коко со своим изобретением - сумкой 2.55

Разумеется, сумочками дело не ограничилось. Шанель "изобрела" еще массу знаковых предметов, которые все еще не выходят из моды - взять хотя бы ее легендарный твидовый костюм, который и по сей день считается символом элегантности.

До старости Коко не расставалась с ножницами, которые носила на шее, будто самое дорогое украшение. Еще при ее жизни модницы всего мира считали честью одеваться в наряды, которые придумала мадемуазель. Она умерла в 1971 году, в номере отеля Ritz, в котором прожила долгие годы. Мир моды потерял свою королеву, но ее дело, разумеется, продолжило (и продолжает) жить и развиваться.


Похороны Габриэль Шанель

Источники: Gettyimages.com/Fotobank, Кадры из фильмов

Подпишитесь на наш

Календарь "Сплетника": королева моды Коко Шанель

11:00, 19 августа 2011

Комменты 18

Аватар

За маленькое черное платье, твидтвоый костюм и сумочку 2.55 - Коко Шанель навеки вписана в историю моды. Какая женщина! Какая не простая жизнь! И, Бог с ним, с парфюмом №5, эта женщина заслуживает уважения и восхищения.

Аватар

любят ныне дерьмо откапывать, а особенно легко это делать, когда те кто мог бы что сказать, давно уже не с нами. Все мы не идеальны, но вот оставить после себя такое наследие как Великая Коко - немногие способны.Вот и кропают мерзкие книжонки, дабы нажиться на чужой славе, погреться в ее тени.

Аватар

Спасибо Коко что ты была...

Аватар

Личность конечно значительная и неординарная, и стиль её противоречив. С одной стороны духи, гениальные сумочки и бессмертные жакеты. С другой, вещи "с мужского плеча", уродующие женское изящество. Не могу сказать Шанель "спасибо" за грубые костюмы, навроде того, что на третьей снизу фото (на модели)

T

Совсем не давно читал ее биографию, великая женщина, жалко ее, умерла в богатстве но в одиночестве...

Подождите...