По одной из версий (а их существует несколько) именно в этот день, шестого августа, в 1928 году, на свет появился один из художников, изменивших искусство второй половины XX века. Речь об Энди Уорхоле.

Действительно, исследователи творчества Энди называли несколько дат его рождения. Но сам Уорхол говорил, что родился именно шестого августа 1928-го, так что будем ему верить.

Родился он в американском Питтсбурге, в семье эмигрантов из Австро-Венгрии. Юлия и Андрей Вархола приехали из деревни Микова, ныне она находится на территории Словакии. Андрей Вархола младший (именно такое имя мальчик получил при рождении) стал четвертым ребенком пары.

Детство у парня было, мягко говоря, непростое: когда ему было 13-ть, его отец погиб. Еще до этого у Энди (впрочем, это имя он взял только переехав в Нью-Йорк - в типографии сделали ошибку в написании его имени, и он решил оставить непроизвольно появившийся псевдоним) обнаружили хорею, затем он заболел скарлатиной. Таким образом, большую часть детства будущий художник провел в постели. Впрочем, время этой изоляции пошло ему на пользу: он увлекся рисованием. Также мальчик развлекал себя составлением коллажей из газетных вырезок.

Энди изучал искусство в Институте Карнеги, получив в 1949-м году степень бакалавра. После окончания учебы он почувствовал, что готов к большой жизни, и отправился в Нью-Йорк. Свою карьеру Уорхол начал с работы графическим дизайнером в журналах - например, в Vogue и Harper`s Bazaar. Параллельно, он занимался оформлением витрин и рекламой. Сотрудничество с обувной компанией принесло Энди известность - он нарисовал для нее рекламу чернилами, в своей эксцентричной манере.

Энди, разумеется, не упустил шанса развить свой успех, и к 1952-му была готова его первая персональная выставка. К тому времени Уорхол был уже весьма обеспеченным человеком, и мог купить себе дом на Манхэттене. В этом самом доме он все больше и больше рисовал для себя, а не для заказчиков. В 1956-м Уорхол получил почетный приз Клуба художественных редакторов.

Еще более знаменитым - нет, уже легендарным! - Энди стал в 1960-х. Именно тогда, в первую половину того десятилетия, он работал над дизайнами для Coca-Cola. Создание знаменитой бутылки относится к 1960-м. Также в начале 1960-х он стал все больше рисовать карандашом - причем, преимущественно долларовые банкноты.

В 1961-м в витрине универмага появился полиптих Уорхола: "Супермен", "Маленький король", "Попай", "До и после", "Рекламное объявление".

Ну а в 1962-м "родились" банки супа Campbell`s (вместе с ними и выполненные в кричащих цветах банки колы и так далее). Впервые "банки" были продемонстрированы на выставке в галерее Stabl. Критика была в восторге, а Энди оказался на вершине славы. В обществе укоренилось мнение, что он, как никто, может показать всю пошлость и безликость западной культуры, увлекшейся массовым потреблением.

Сам Энди был доволен. И ему было, чем еще поразить публику - он изучил технику шелкографии. Вскоре он начал выполнять в ней портреты звезд своего времени - и именно эти работы до сих пор остаются "визитной карточкой" одного из главных гуру поп-арта.

Уже зрелый к тому моменту художник Энди Уорхол на протяжении всей жизни пропагандировал одну идею: бизнес и искусство вполне совместимы. По поводу того, в какой степени его работы являются искусством, исследователи продолжают спорить до сих пор. Но то, что он сумел создать успешнейший бизнес - разумеется, факт.

В 1963-м Уорхол открыл собственную студию под названием "Фабрика". Это было своего рода коммерческое предприятие, которое могло выпускать порядка 80-ти шелкографий в день. Массовое производство портретов знаменитостей и других работ Энди было прекрасно отлажено и приносило все больше денег владельцу. Этому способствовало еще и то, что Энди стал настоящей звездой нью-йоркского света. Ведь "Фабрика" была не только мастерской, но еще и местом, куда могли прийти друзья художника, чтобы выпить и повеселиться. Серебряные стены этого заведения стали родными для бомонда того времени. И, к слову, именно в помещении "Фабрики" произошло знаменитое покушение на Уорхола. Девушка из его свиты Валери Соланас, феминистка, вошла в мастерскую и трижды выстрелила в Энди. Выйдя на улицу, она "сдалась" регулировщику со словами:

Меня ищет полиция. Я застрелила Энди Уорхола. Он слишком контролировал мою жизнь.

Энди не стал выдвигать против нее обвинений, так что Валери попала в тюрьму всего на три года.

С середины 1960-х Уорхол начал увлекаться не только созданием, собственно, живописных полотен. Так, услышав группу Velvet Underground он стал ее продюсером. Продвигать музыкантов у него получалось отлично. Чего стоит хотя бы один из главных подарков Энди своим протеже - знаменитая обложка их дебютного альбома с бананом.

Помимо прочего, в 1966-м Уорхол создал для Velvet Underground уникальное световое шоу Exploding Plastic Inevitable. Кстати, порой Энди сотрудничал и с другими музыкантами - например, для The Rolling Stones он создал обложку альбома Sticky Fingers.

Одним из важнейших дел Энди второй половины 1960-х (в 1965-м он вообще объявил себя "художником в отставке", но надолго его не хватило - через несколько лет он вновь сконцентрировался непосредственно на создании своих полотен) было кино. Впрочем, его фильмы не имели такого успеха, как его картины.

Начинал Энди со "статичных" фильмов. Например, у него была короткометражка, в которой только и показывалось, что лицо человека во время сексуального удовлетворения. Или, например, фильм "Сон", который длится 321 минуту и показывает просто как человек спит. Все это были черно-белые немые работы. Немного позже он перешел к художественным цветным фильмам. В 1968-м Энди вместе с Полом Морисси снял фильм "Одинокие ковбои" - полноценную игровую картину. И вскоре его кинематографические опыты закончились.

В 1970-х "художник в отставке" вернулся к живописи. Он создал более двух тысяч портретов Мао, нарисовал Ленина и карту СССР. А к середине 1980-х вновь проникся темами раннего поп-арта, в частности, создав шелкографии "Гамбургер", "Бифштекс за 99 центов" и так далее. Впрочем, в то же время он начал делать цветные гравюры - в такой технике выполнены его портреты Джейн Фонды и Ингрид Бергман.


Ингрид Бергман


Джейн Фонда


В. И. Ленин


Майкл Джексон

Энди Уорхол, кажется, успел за свою жизнь позаниматься всем - изобразительное искусство, дизайн, музыка, кино, телевидение (он разработал проект собственного кабельного канала и стал его директором), написал несколько книг (первая состояла из отрывков телефонных разговоров на "Фабрике"). Также он был страстным коллекционером - собирал мебель, предметы искусства... Под конец жизни он увлекся антиквариатом и классическим искусством.

Кроме того, в 1969-м он основал журнал Interview, в котором предложил новый подход к героям интервью и репортажей и, конечно, к фото. Журнал здравствует и сейчас. И вскоре запускается его российская версия под началом Алены Долецкой.

Энди умер в январе 1987 года в медицинском центре на Манхэттене, где ему делали операцию по удалению желчного пузыря. Он похоронен в Питтсбурге. Там же, в родном городе художника, открыт его музей.

Уорхол завещал свое состояние собственному фонду помощи художественным организациям - еще при жизни Энди помогал молодым художникам. В частности, его протеже был Жан-Мишель Баския.

В 1989-м году в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась полномасштабная выставка работ Энди Уорхола.

После смерти Энди о нем появилось немало фильмов - как документальных, так и художественных. В 1990-м Чак Уоркман создал документальную картину "Сверхзвезда: Жизнь и смерть Энди Уорхола".

Один из самых известных современных фильмов, где есть персонаж Энди - Factory Girl (в русском варианте - "Я соблазнила Энди Уорхола"). Картина рассказывает об отношениях художника и его музы - Эди Седжвик (ее роль исполнила Сиенна Миллер).


Factory Girl

Энди Уорхола можно считать художником, а можно - бизнесменом. О нем до сих пор спорят - и это главное. Во всяком случае, именно этого он на протяжении всей своей невероятно яркой жизни и добивался. И он достиг своего - теперь его имя даже больше, чем культ.

Источники: Gettyimages.com/Fotobank

Подпишитесь на наш

Календарь "Сплетника": феноменальный Энди Уорхол

12:00, 6 августа 2011

Комменты 6

Аватар

Такие люди вдохновляют. Мне иногда жаль что я не застала ту эпоху.. Интересное было время.

Аватар

По словам моего друга, "добровольного" эммигранта из СССР, проживающего и поныне в Большом Яблоке - в каждом третьем доме хотя бы нью-йоркца, а тем более жителя островка М - висит репродукция Малышки Мэрилин. И этого по-моему достаточно, чтобы сказать, что он пробыл тут, как надо. То есть осуществил главную аксиому творящих людей - "я здесь был, я ушел, но после меня что-то осталось и будет". Браво, Энди.

Аватар

то, что он добился своего - это несомненно. хотя бы тот факт, что даже люди, далекие от искусства и фотографии "в лицо" знают его поп-арты мерлин монро, например, говорит о многом с днем рождения, энди

1

до сих пор его пическу и образ копируют активно, особенно в Скандинавских странах

Аватар

Один из самых переоценённых персонажей 20 века. Но таково было время, где буйствовал гротеск. Он оказался в нужном месте в нужное время.

Подождите...