17 ноября 1942 года в семье эмигранта с Сицилии и владельца булочной в Нью-Йорке по фамилии Скорсезе родился сын, которого назвали Мартином. Думается, не надо объяснять, что это событие было не менее важным для современного кинематографа, чем даже для родителей новорожденного.

Мартин служил в морской пехоте - был поваром. А по окончании службы поступил в Нью-Йоркский университет. Еще в 1959-м он снял свою первую короткометражку "Везувиус IV", а во время учебы создал фильмы "Что такая красивая девушка делает в таком месте?" и "Это не просто только ты, Мюррей!". В 1967-м Мартин создал еще одну знаменитую короткометражку "Конкретная стрижка" - о войне во Вьетнаме. Фильм вышел в 1968-м, уже после того, как Скорсезе дебютировал с полнометражной лентой.

Рабочее название первого полнометражного фильма Скорсезе - "Я позвоню первым", позднее режиссер переделал его в "Кто стучится в дверь мою". Это история молодого американца итальянского происхождения. Он встречается с друзьями, просиживает время в барах, то и дело ввязывается в потасовки. Но все это - до момента, пока в его жизни не появляется девушка. Главную роль исполнил тогда еще начинающий актер Харви Кейтель.

Скорсезе вообще с самого начала своего творчества умел правильно выбирать актеров - в его ранних фильмах снимались, помимо Кейтеля, Роберт Де Ниро, Дэвид Кэррэдайн и многие другие исполнители, впоследствии ставшие легендами.

Скорсезе всегда интересовала жизнь нью-йоркских улиц - именно поэтому после "Кто стучится в дверь мою" он снял документальный фильм "Уличная сцена". За ним последовала лента "Берта по прозвищу "Товарный вагон", основанная на реальной истории.


"Берта по прозвищу "Товарный вагон"

В 1973-м к Скорсезе пришел громкий успех - благодаря криминальной драме "Злые улицы". После этой ленты Мартина признали "певцом Маленькой Италии" (район Нью-Йорка, где разворачивается действие картины и где вырос сам режиссер). Это фильм о двух друзьях (в исполнении Де Ниро и Кейтеля), которые стараются избавиться от влияния местной мафии. Картина получилась по-настоящему "злой" - но это были лишь предпосылки будущих великих работ Скорсезе, например, "Таксиста" или "Бешеного быка".


"Злые улицы"

В 1974-м Мартин Скорсезе выпустил первый фильм, который удостоился "Оскара". Правда, получил его не режиссер, а исполнительница главной роли Эллен Берстин (кстати, изначально роль предложили Барбре Стрейзанд, но та отказалась). Речь идет о картине "Алиса здесь больше не живет" - это история о женщине, оставшейся после смерти мужа с ребенком на руках без средств к существованию. Она переехала на новое место, но там ей не повезло - мужчина, который добился ее расположения, не оправдал надежд. Алиса с сыном снова переехали и попробовали начать все сначала.

Картина имела популярность как среди профессионалов (об этом говорит номинация на "Золотую пальмовую ветвь"), так и среди зрителей. Удачный прокат "породил" сериал "Алиса" - он появился на телеэкранах в 1976-м году и продержался в эфире без малого десять лет.


"Алиса здесь больше не живет"

Летом и в начале осени 1975-го Скорсезе снимал ленту "Таксист" - один из главных фильмов 1970-х. Именно в ней он сумел по-настоящему раскрыться сам, а также "раскрыть" всех своих актеров - особенно это касается юной Джоди Фостер, которой на момент съемок было 12-ть.

"Тасист" - фильм про ад, про тот ад, что снаружи (ночные улицы Нью-Йорка), и тот, что внутри (то есть, в голове у таксиста, ветерана вьетнамской войны). Картина более, чем тяжелая -12-летняя проститутка, ее сутенер (Харви Кейтель), кровавая бойня в борделе...

В фильм вложено очень много - как режиссером, так и актерами. Например, ради роли Трэвиса Роберт Де Ниро месяц работал таксистом, а также изучал умственные болезни. Вообще, в этой картине молодой ДеНиро действительно "выложился". Скажем, эпизод, где его герой разговаривает с зеркалом - целиком его импровизация. Также импровизировали и другие артисты - к примеру, Харви Кейтель в сцене танца с Джоли Фостер.


"Таксист"

Эта удивительная лента удостоилась множества международных премий, была номинирована на несколько "Оскаров", получила "Золотую пальмовую ветвь". Критики и зрители во всем мире оценили ее по достоинству.

В 1977-м Скорсезе, видимо, решил дать немного "отдохнуть" своим поклонникам. Тогда он выпустил великолепный мюзикл "Нью-Йорк, Нью-Йорк". В нем Большое яблоко - уже не ад. И не рай, конечно, но явно любимый режиссером город. Главные роли достались Лайзе Минелли и Роберту Де Ниро. Картина заслужила номинации на BAFTA и "Золотой глобус".


На съемках фильма "Нью-Йорк, Нью-Йорк"

1978-й ознаменовался документальными фильмами (сегодня они уже считаются классикой этого непростого жанра) "Американский парень" и "Последний вальс". Тем не менее, этот год был отнюдь не самым простым для великого режиссера - он попал в больницу из-за передозировки наркотиков. В клинике его навестил Роберт Де Ниро. Именно он уговорил друга завязать с зависимостью и вернуться к полноценной работе.

Вообще, в жизни Скорсезе все было отнюдь не просто - мало того, что у него были проблемы с наркотиками, так он еще никак не мог найти "личное счастье". Мартин пять раз был женат.

Впервые он повел к алтарю актрису Лорейн Бреннан еще в 1965 году. У пары родилась дочь Кэтрин, однако даже это не помешало супругам разойтись. Они расстались в 1975-м году, тогда у Мартина начался роман с Джулией Кэмерон, на которой он впоследствии женился. Однако Джулия за месяц до рождения их общей дочери подала на развод - дело в отношениях Мартина с Лайзой Минелли. Ее он, кстати, "отбил" у Роберта Де Ниро на съемках "Нью-Йорк, Нью-Йорк".

Но с Лайзой до брака не дошло, зато дошло с Изабеллой Росселини. Они поженились в 1979-м. Причем, Изабелла сама познакомилась со Скорсезе - позвонив ему домой и назначив интервью. Несмотря на это, Изабелла изменила Мартину (он, в свою очередь, очень сильно ее ревновал). Режиссер и актриса разошлись через четыре года после свадьбы.

Вскоре Скорсезе познакомился с дочкой одного из сотрудников Warner Bros. Сэнди Уайнтрауб. Они прожили вместе 12 лет. А затем Мартин женился еще раз - на Барбаре де Фина. Она продюсировала почти все его проекты, снятые в 1990-е годы.

Последней супругой Скорсезе стала писательница Хелен Моррис, они поженились в 1999-м. Но не многие друзья Мартина верят, что на этом ветреный, пусть уже и не молодой режиссер остановится.

Роберт Де Ниро недолго держал обиду на Скорсезе за Лайзу Минелли, тем более, друг оказался в больнице. Именно Де Ниро, говорят, подсказал Мартину снять фильм о боксере. Так родилась идея биографической ленты "Бешеный бык" - истории боксера Джейка ЛаМотта.

"Бешеный бык" - еще одна этапная картина в творчестве Скорсезе. И снова во многом ее помог сделать культовой именно Роберт Де Ниро. Он поправился для роли, а также крайне серьезно отнесся к своему персонажу - сам начал заниматься боксом и провел три боя, два из которых выиграл. Позднее он познакомился с самим ЛаМоттой, они, кстати, нашли общий язык и почти не расставались во время съемок. И даже на съемках Де Ниро "не шутил" - так, во время работы над сценой драки он сломал ребро Джо Пеши.

Все это того стоило. Во-первых, зрителей лента восхитила. Во-вторых, критиков тоже, фильм удостоился многих наград, среди которых "Оскар", "Золотой глобус" и BAFTA. В-третьих, боксер ЛаМотта заявил, что понял, каким ужасным человеком он был. И даже, вероятно, исправился.


"Бешеный бык"

В 1981-м вышел "Король комедии" - удивительный фильм, в котором тонко сочетаются жанры черной комедии и драмы. Главная роль в ленте снова была отведена Роберту Де Ниро. И, несмотря на то, что это дебют Скорсезе в комедии, картина была номинирована на "Золотую пальмовую ветвь", а также получила премию BAFTA за лучший оригинальный сценарий (его, кстати, написал кинокритик Пол Зиммерман).


"Король комедии"

Работать в жанре комедии Скорсезе понравилось - это заметно по его следующей ленте "После работы". Фильм рассказывает о парне, пришедшем в гости к девушке. Но вечеринка не задалась - новая знакомая устроила истерику с угрозами покончить жизнь самоубийством. Герой "спасся бегством", но оказался в самом центре неблагополучного квартала, откуда очень непросто попасть домой. Главную роль исполнил Гриффин Данн. Режиссер запрещал ему высыпаться и заниматься сексом, пока съемки не были завершены. Так он достигал "правильного" уровня напряжения. Режиссерский метод Скорсезе сработал. Это в очередной раз заметили в Каннах, наградив его премией как лучшего постановщика.

В 1986-м Мартин снял фильм "Цвет денег". Том Круз сыграл молодого игрока в бильярд, а Пол Ньюман - его знаменитого наставника. Картина была номинирована на "Оскар" и "Золотой глобус" в нескольких категориях, а Ньюман даже получил премию Американской киноакадемии.


"Цвет денег"

В 1988-м Скорсезе исполнил свою давнюю мечту - экранизировал роман греческого писателя Никоса Казанцакиса "Последнее искушение Христа". Одноименная картина вызвала настоящую бурю споров. Религиозные люди были против демонстрации ленты, более того, было даже несколько террористических актов, совершенных католическими фанатиками. В России, в 1997-м, фильм запретили к показу на телевидении.

Картина и правда спорная, эта трактовка Евангелия может кому-то показаться неприемлемой. Однако за эту работу Скорсезе все же номинировали на "Оскар". А вот Харви Кейтелю, сыгравшему Иуду (его образ подвергся особенным изменениям по сравнению с канонами), повезло меньше - его ожидала номинация на "Золотую малину".


"Последнее искушение Христа"

В 1989-м Мартин параллельно с другими "столпами" современного кино Вуди Алленом и Фрэнсисом Фордом Копполой взялся за создание ленты "Нью-йоркские истории". Три режиссера и три истории о Нью-Йорке, который каждый из постановщиков любит по-своему.

В 1990-м Скорсезе опять принялся за экранизацию - на этот раз романа Николаса Пиледжи "Умник". Так родился фильм "Славные парни" (Роберт Де Ниро и Джо Пеши "снова с нами"), выпущенный в прокат со слоганом "Тридцать лет из жизни мафии". Картина взяла один из призов Венецианского кинофестиваля, пять премий Британской киноакадемии, была номинирована на "Золотой глобус" и "Оскар". А Джо Пеши удостоился "Оскара" в категории "Лучшая мужская роль второго плана".


"Славные парни"

В 1991-м именинник вновь шокировал публику - на этот раз фильмом "Мыс страха" (это римейк классической картины 1962 года с Грегори Пеком и Робертом Митчумом). Вообще-то, изначально на кресло постановщика этого фильма об озлобленном уголовнике претендовал Стивен Спилберг, но Роберт Де Ниро очень хотел сыграть главную роль - Макса Кейди, - так что Скорсезе согласился. Кстати, легендарная сцена, где Макс кусает свою жертву - заслуга Де Ниро, именно он, начитавшись исследований о сексуальных преступлениях, предложил включить нечто подобное в картину.


"Мыс страха"

Далее классик от кино взялся за классику от литературы - он экранизировал "Эпоху невинности" Эдит Уортон. И получилось - в том числе и благодаря великолепному оператору Михаэлю Балльхаусу - почти безупречное с эстетической точки зрения кинопроизведение. Увы, сам режиссер за него крупных наград не удостоился, зато фильм получил премию Американской киноакадемии в номинации "Лучшие костюмы".


"Эпоха невинности"

В середине 1990-х Скорсезе нашел для себя новый интерес - музыку. Вернее, создание документальных фильмов о музыкальных идолах поколения. Так, за последние 15 лет он успел снять совершенно разные, но замечательные картины о Майкле Джексоне, Джордже Харрисоне, Бобе Дилане. Одна из самых известных его работ на этом поприще - лента "The Rolling Stones: Да будет свет".


"The Rolling Stones: Да будет свет"

Между тем, Мартина все еще привлекали экранизации. И снимать по книгам Пиледжи ему тоже, судя по всему, понравилось. В 1995-м он выпустил картину "Казино" по его (в соавторстве с Ларри Шандлингом) одноименному роману. Кстати, в том же году Скорсезе удостоился "Золотого льва" за вклад в мировой кинематограф.


"Казино"

В 1997-м после серии документальных фильмов Скорсезе выпустил довольно неожиданную для своей творческой биографии картину "Кундун". Мартина привыкли считать исследователем итало-американской культуры - и тут он решил рассказать историю XIV-го Далай-Ламы. А история эта весьма трагична - Далай-Лама был вынужден бежать из Тибета в Индию после китайского вторжения. С момента выхода ленты Скорсезе включен в "черный список" людей, которым запрещен въезд на территорию Тибета.


"Кундун"

В 1999-м Мартин снял ленту "Воскрешая мертвецов", но она, увы, осталась почти не замеченной киносообществом. Зато своей следующей работой - картиной "Банды Нью-Йорка" - Скорсезе буквально потряс весь мир. И заодно нашел себе новый "талисман", нового героя вместо актеров прошлого поколения. Им стал (догадайтесь!) Леонардо ДиКаприо. "Певец Нью-Йорка" Мартин Скорсезе коснулся истории становления знаменитого города, за что удостоился "Золотого глобуса" как лучший режиссер и номинаций на многие другие награды.


"Банды Нью-Йорка"

Во всех последующих художественных полнометражных лентах Скорсезе задействовал ДиКаприо. Впрочем, фильмов было не так много - "Авиатор", "Отступники" и недавний "Остров проклятых". Зато каждый из них удостоился (или еще удостоится) множества наград.

"Авиатор" собрал премию BAFTA, "Золотой глобус" и несколько "Оскаров" (первые две - в том числе в номинации "Лучший фильм"), "Отступники" принесли почти тот же "набор". Только эта картина также получила "Оскар" в категориях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер". И это было очень значимо для самого Скорсезе - дело в том, что его считают "оскаровским" аутсайдером. До того, как он наконец-то получил заветную статуэтку, Скорсезе номинировался на "Оскар" шесть раз.


"Авиатор"


"Отступники"


"Остров проклятых"

"Острову проклятых" тоже прочат серьезное будущее. Посмотрим, что на это скажут киноакадемики.

Между тем, в планах Скорсезе три крупных проекта. Один из них уже находится на стадии пост-продакшна - это фильм "Хьюго Кабаре" с Хлоей Моретц и Джудом Лоу в главных ролях. Также Мартин собирается снимать ленту "Синатра" - о том, как легендарный певец связался с мафией, и историческую драму "Тишина" с Бенисио Дель Торо и Гаэлем Гарсией Берналем в главных ролях.

Ну а пока мы ждем выхода этих картин, можно насладиться замечательным сериалом "Подпольная империя" (в главных ролях - Стив Бушеми и Майкл Питт), где Скорсезе числится исполнительным продюсером и для которого снял пилотный эпизод. Это, кстати, не первый опыт работы сегодняшнего именинника в сериале - так, он работал над проектом "Блюз" вместе с Вимом Вендерсом, Клинтом Иствудом и другими не менее известными деятелями кино.

Краткий экскурс по творчеству Скорсезе, приуроченный к его дню рождения, официально объявляем закрытым! Желаем режиссеру долгих лет жизни и еще больше почитателей, а нам с вами - еще больше его новых фильмов.

Источники: Eliot Press/All Over Press, MWPI/All Over Press, Кадры из фильмов Мартина Скорсезе

Подпишитесь на наш

Календарь "Сплетника": фильмы Мартина Скорсезе

11:00, 17 ноября 2010

Комменты 12

Аватар

Поздравляю... :) Я помню, как-то раз случайно наткнулась на церемонию Оскара по ТВ. И эта была та самая церемония, когда Мартину вручили Оскар, как "Лучшему Режиссеру"... До этого момента я вообще как-то особо его творчеством не интересовалась (понравились "Банды Нью-Йорка", не понравились тогда "Отступники"... Наверное, не доросла тогда до его фильмов). Так вот... Тот момент, когда Мартину вручали вожделенную статуэтку я помню до сих пор... Выходит он, пожилой человек... По правую и по левую стороны-именитые режиссеры, которых Оскаром уже давно облагодетельствовали... Его коллеги-друзья... Вручают Оскар. И зрители в зале поднимаются со своих кресел и дружно аплодируют Мартину. Такая честь... И он заслужил это. Меня пробрало тогда конкретно... :))))))

Аватар

Один из моих самых любимых режиссеров!!Мартин спасибо тебе за твои фильмы!)))с Днем рождения))желаю здоровья и сними пожалуйста еще какой нибудь классный фильм с Лео..)))

H

гениальный режиссер Мартин Скорсезе. Бешеный бык - обожаю, Таксист - обожаю, даже Банды Нью-Йорка. Разве что последний фильм пока не посмотрела

Аватар

Мой любимый режиссер! Все фильмы гениальные!!!! Всегда жду с нетерпением очередной шедевр,еще ни разу не была разочарована

Аватар

какой режиссер! Обожаю его Казино:)))

Подождите...