Сегодня христиане отмечают Пасху, так что поздравляем тех, кому не безразличен этот праздник! В этот день личное торжество непременно устроит именинник Роберт Дауни-младший. И еще четвертого апреля мог бы исполниться 31 год Хиту Леджеру.

О Хите и о Роберте мы рассказывали в прошлом году, так что в этом у нас будет другой герой.

Четвертого апреля 1932-го года в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской области родился Андрей Арсеньевич Тарковский. Он появился на свет в литературной семье. Его отец Арсений Александрович был поэтом и переводчиком. У матери Марии Ивановны было литературное образование, она писала прозу, однако все свои произведения сама же и уничтожила, написав позднее в своем дневнике, что причиной тому стало "отсутствие таланта".

В 1935-м Арсений Александрович ушел из семьи, а в 1941-м отправился на фронт, где его серьезно ранили, из-за чего он лишился ноги. Мария Ивановна после расставания с мужем устроилась работать в московскую типографию. А Андрей Арсеньевич в 1939-м начал учиться в столичной школе. Однако с началом войны мама увезла Андрея вместе с его младшей сестрой в Юрьевец, но уже в 1943-м они вернулись в Москву. Хотя как родину Андрей Арсеньевич всегда воспринимал именно Ивановскую область, что легко можно проследить по его творчеству.

Детство, по воспоминаниям Тарковского, у него было непростым. Ему не хватало отца, но, в то же время, за все, что у него есть, он всю жизнь благодарил мать.

Помимо общеобразовательной школы, Андрей Арсеньевич учился и в музыкальной, а также занимался живописью. Но первая его профессия не была связана с искусством. Он учился в Московском институте востоковедения на арабском отделении. Позднее Тарковский признал, что выбор профессии сделал слишком скоропалительно, что недостаточно на тот момент еще знал жизнь, чтобы принимать столь серьезные решения.

В 1953-м Андрей Арсеньевич устроился на работу в ВНИИ цветных металлов и золота и в мае того же года отправился почти на год в экспедицию Туруханский район Красноярского края. И именно этот необычный опыт, по его же словам, в итоге окончательно сформировал решение стать режиссером.

По возвращении из экспедиции Тарковский подал документы во ВГИК и успешно поступил на курс легендарного Михаила Ромма.

Ромм был для своих студентов настоящим учителем. Пусть он в своем творчестве относился к соцреалистам, ученикам он давал творческую свободу, воспитывал индивидуальность. Более того, он очень помогал будущим режиссерам - говорят, вплоть до того, что денег взаймы давал.

Тарковский начал снимать в 1957-м году. Его первым короткометражным фильмом стала драма "Сегодня увольнения не будет". Это очень напряженная картина. Сюжет вкратце таков: во время земельных работ коммунальщики обнаружили склад немецких боеприпасов - 30 тонн взрывчатки. Разминировать его слишком опасно, взрывать тоже невозможно, так как кругом жилые дома. Решено вызвать спецбригаду. И на следующий день, после эвакуации жителей близлежащих кварталов, семь человек начали свою маленькую войну, в которой одно лишнее движение может привести к катастрофе.

Над своими студенческими фильмами Тарковский работал в соавторстве с Александром Гордоном (разве что, "Концентрат" он снял без его участия). А с "Убийцами", получившими высокую оценку Михаила Ромма, ему помогал не только Гордон, но и Марика Бейку. Это короткометражка по рассказу Эрнеста Хемингуэя.


"Убийцы"

Будучи студентом третьего курса, Андрей Арсеньевич познакомился с первокурсником Андреем Кончаловским. Так начались их дружба и соавторство. Забегая вперед скажем, что Кончаловский не раз помогал Тарковскому, в первую очередь, в сценарной работе.

Первым их совместным проектом стала дипломная работа Траковского "Каток и скрипка" - о дружбе мальчика-скрипача и водителя катка. В 1961-м она получила приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке. Съемки этого фильма стали первой совместной работой Тарковского еще с одним своим соратником - оператором Вадимом Юсовым.

В 1962-м Андрей Арсеньевич снял свой первый "большой" полнометражный фильм - "Иваново детство". У фильма достаточно интересная история - изначально картину по мотивам произведения Владимира Богомолова должен был снимать режиссер Эдуард Абалов с другой командой. Однако на каком-то промежуточном этапе худсовет решил, что фильм получается слабым и вообще незачем его снимать. Тогда-то и появился Тарковский и предложил за короткий срок все-таки сделать кино, но с другими актерами, другой группой и другой концепцией. Прежним остался только сценарий, но даже его Андрей Арсеньевич переработал вместе с Кончаловским. В частности, в сценарий были включены реальные сны Тарковского. Кроме того, Андрей Арсеньевич в картине сумел как бы "процитировать" собственного отца и его стихотворение "Иванова ива", создав схожие с поэтическими визуальные образы.

Фильм стал мировой сенсацией, получив "Золотого льва" на кинофестивале в Венеции. Жан-Поль Сартр вдохновился им на написание эссе. А Джим Джармуш через 30 с лишним лет включил в своего "Мертвеца" аллюзию на эту ленту.


"Иваново детство"

В следующие четыре года Тарковский работал над фильмом, который считается, пожалуй, самым значимым в его жизни - хотя бы потому, что им восхищаются даже те, кто не приемлет остальное творчество Андрея Арсеньевича (впрочем, и здесь находятся люди, называющие эту картину "русофобской"). Это лента "Андрей Рублев". Весь мир знаком именно с этим названием и именно под ним фильм шел в прокате, однако изначально имя у него было другое - "Страсти по Андрею". Сейчас так называют режиссерскую, полную версию картины, традиционную прокатную же все знают как "Андрея Рублева".

Эта картина - взгляд Тарковского на русскую историю, власть, церковь; и, как итог, - размышление о судьбе художника в этой стране. Взгляд нестандартный и новый. Его фильм предельно "реалистичен" - создается впечатление хроники. Андрей Арсеньевич вообще выступал за максимальный реализм вплоть до отсутствия грима. В кино, по его мнению, все должно быть настоящим, и все должно быть видно - даже трещинки на стене.

Режиссерская версия картины составляет 205 минут, но в прокате ее значительно "урезали". Кстати, на советские экраны лента вышла в 1971-м. Но еще в 1969-м фильм показали в Каннах, где получил приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ).


"Андрей Рублев"


"Андрей Рублев"


"Андрей Рублев"

"Андрей Рублев" стал пограничной картиной всего творчества Тарковского, своеобразным переходом от раннего творчества к позднему - более образному и, как считают многие критики, гораздо менее понятному широкой аудитории. Впрочем, Тарковский никогда не был режиссером для массового зрителя.

После окончания работы над "Андреем Рублевым" Тарковский начал писать сценарий под названием "Исповедь". Впоследствии он не раз переименовывался (было и название "Белый день" - по стихотворению Арсения Тарковского 1942-го года), получив окончательное название "Зеркало". Однако вовсе не этот фильм стал следующим в твочестве Андрея Арсеньевича.

В 1969-м он приступил к написанию сценария по роману Станислава Лема "Солярис", а уже в 1970-м начал снимать фильм. У Тарковского с Лемом было немало разногласий в трактовке романа. У Андрея Арсеньевича получился, скорее фильм не про неизвестность, которая ждет нас в космосе (именно о ней немало говаривал Лем), а о необходимости оставаться человеком в любых условиях. В картине даже звучат эти слова:

Человеку нужен человек.

В 1972-м работа над картиной была завершена, и Андрей Арсеньевич отвез фильм в Канны. Там он получил большой приз жюри и приз ассоциации критиков (ФИПРЕССИ).


"Солярис"


"Солярис"


"Солярис"

На следующий год Тарковский взялся за автобиографическую картину, сценарий к которой писал уже довольно давно - стартовали съемки "Зеркала". Это - максимально метафорическая работа Тарковского о самом себе. Ею он не просто рассказал собственную историю, но еще и обозначил свою творческую самостоятельность - именно это критики увидели в эпизоде, где мальчика лечат от заикания. Слова "я могу говорить" относятся, в первую очередь, к самому режиссеру.

По опросу международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) "Зеркало" входит в сотню лучших фильмов за всю историю кино.


"Зеркало"


"Зеркало"


"Зеркало"

В 1977-м Андрей Арсеньевич вернулся к фантастике (вернее, к ее собственным интерпретациям). По сценарию, написанному в соавторстве с Аркадием и Борисом Стругацкими, он начал снимать фильм "Сталкер" по мотивам произведения знаменитых фантастов "Пикник на обочине". По своему обыкновению, Тарковский очень отдалился от литературной версии - у него совсем другая история и другие акценты, нежели в повести.

"Сталкер" стал не просто великим произведением киноискусства. Для своих создателей он имел даже несколько фатальные нотки. В фильме дважды появляется листок с датой 28 декабря. Режиссер никому не смог объяснить, что это за дата и зачем нужен этот эпизод. День смерти Тарковского - 29 декабря. Три члена съемочной группы "Сталкера" умерли от одной и той же страшной болехни - рака. Это сам Тарковский, его супруга Лариса (она была вторым режиссером) и актер Анатолий Солоницын.

"Сталкер" демонстрировался в Каннах. На фестивале он получил приз экуменического жюри.


"Сталкер"


"Сталкер"

В 1980-м году Андрей Арсеньевич отправился в Италию. Там вместе с Тонино Гуэрра он написал сценарий своего следующего фильма "Ностальгия". В 1982-м, вернувшись в эту страну, Тарковский создал документальный телефильм "Время путешествия" и приступил к съемкам "Ностальгии".

"Ностальгия" - практически совершенный с визуальной точки зрения фильм. Каждый кадр кажется застывшей фотографией, визуально не перегруженной, а, скорее даже аскетичной. Музыкальное сопровождение картины также восхитительно - Дебюсси, Верди, Вагнер. И актерский состав великолепен - главную роль сыграл Олег Иванович Янковский.

Картина рассказывает о путешествующем по Италии русском писателе. Компанию ему составляет переводчица, которая увлекается стихами Арсения Тарковского (надо сказать, что в позднем творчестве Андрей Арсеньевич напрямую обращается к произведениям отца - его стихи звучат, к примеру, в "Зеркале"). Писатель работает над биографией своего соотечественника, крепостного композитора, вырвавшегося в эти места. Со временем автор находит параллели между собой и героем: оба они чувствовали себя чужими в этих местах, оба от этого страдали. Тоска по родине у писателя переросла в смертельную болезнь.


"Ностальгия"


"Ностальгия"


Олег Янковский и Андрей Тарковский на съемках

"Ностальгия" получила приз ФИПРЕССИ и приз экуменического жюри в Каннах. Сам Тарковский же был наконец-то признан лучшим режиссером.

Завершив съемки "Ностальгии", Тарковский начал сценарий своего следующего фильма - "Жертвоприношение". Шел 1983-й год.

10 июля 1984-го на пресс-конференции Андрей Арсеньевич заявил, что остается в Европе. Советские власти не дали режиссеру разрешения на дальнейшее прибывание за границей, и он решил не возвращаться с СССР.

Тарковский снимал "Жертвоприношение" уже без какого-либо участия Советского Союза - фильм ставили в Швеции, с европейскими актерами и съемочной группой.

"Жертвоприношение" - последний фильм Андрея Тарковского. Вероятно, режиссер каким-то чутьем ощущал, что эта лента может стать его "заключительным словом" в искусстве. Во всяком случае, именно в ней будто бы подведен итог философских исканий Тарковского. Этой картиной Андрей Арсеньевич дал ответ на вопрос, на что человек готов пойти ради того, чтобы предотвратить катастрофу? Какую катастрофу - не суть важно. Важно само ощущение чего-то страшного и неотвратимого.

Съемки "Жертвоприношения" не обошлись без происшествий. Сцену, где главный герой сжигает дом, пришлось переснимать. В первый раз дом сожгли "зря" - из-за неполадок с камерой ничего не записалось на пленку. Во второй раз команда оказалась предусмотрительнее и снимала с трех камер.


"Жертвоприношение"


"Жертвоприношение"


"Жертвоприношение"

"Жертвоприношение" удостоилось четырех призов на Каннском кинофестивале, в том числе Большого приза жюри. А Британская киноакадемия признала картину лучшей лентой на иностранном языке.

Помимо кино, Тарковский немного занимался театром - поставил "Гамлета" в Ленкоме. Кроме того, в Ковент-Гардене под его началом шла опера "Борис Годунов".

По окончании съемок "Жертвоприношения" Тарковский узнал страшный диагноз - выяснилось, что у него рак. Его вторая супруга, Лариса Тарковская, вспоминала, что Андрей Арсеньевич не обращал внимания на свой кашель - в детстве он перенес туберкулез и кашлял постоянно. Однако во время монтажа "Жертвоприношения" у него долго держалась повышенная температура. Лишь тогда он обратился к врачу.

На момент, когда Андрей Арсеньевич узнал диагноз, его семья находилась в непростом финансовом положении. Но на помощь пришли друзья. Марина Влади оплатила лечение, а ее муж Леон Шварценберг стал лечащим врачом Тарковского.

До последнего дня своей жизни режиссер оставался собранным. Более того, из воспоминаний родных следует, что он пребывал в полном сознании, несмотря на то, что для обезболивания принимал морфий. Он продолжал радоваться, шутить, смеяться. Особенно его обрадовал визит сына Андрея.

Заключительную главу своей книги "Запечатленное время" он закончил за девять дней до смерти. Андрей Тарковский умер 29 декабря 1986-го года. Он похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Проститься с великим режиссером пришли сотни людей. На ступенях часовни, где отпевали Тарковского, играл сам Мстислав Ростропович. В тот день он исполнял "Сарабанду" Баха.

Источники: Kinopoisk.ru, Кадры из фильмов Андрея Тарковского

Календарь "Сплетника": творчество Андрея Тарковского

12:00, 4 апреля 2010

Комменты 11

Аватар

спасибо большое за такую подробную биографию. меня его фильмы завораживают, я с ними резонирую

Аватар

Гений! Жаль, в наше время такие не вызревают...

Аватар

Великий режиссер....Вот такими гениями искусства мы все должны гордится, а не....

Комментарий был удален

Аватар

Сильный человек

Подождите...