23 марта классику интеллектуального кино Михаэлю Ханеке исполняется 68
лет.
Михаэль родился в Мюнхене в семье режиссера Фрица Ханеке и актрисы Беатрисы фон Дегеншильд, так что его творческое будущее можно было предугадать.
Ханеке учился в Венском университете, после чего стал кинокритиком. Он также работал монтажером на телевидении, а позже начал делать и собственные телевизионные фильмы. С 1973-го по конец 1980-х режиссер занимался исключительно телевидением.
Однако в 1989-м Михаэль "добрался" до большого кинематографа. Он снял драму "Седьмой континент". Это лента о серости жизни обычной преуспевающей австрийской семьи и попытке избавиться от монотонности. Картина прошла мимо крупнейших фестивалей, однако на фестивале в швейцарском Локарно приз получила.
Затем Ханеке вернулся к телевидению, снял еще пару фильмов и уже окончательно перешел на большой экран. Его второй фильм "Видео Бенни" наделал много шума.
В нем режиссер обратился к своей "излюбленной" теме жестокости. В его биографии довольно много картин с ужасающим криминальным подтекстом - и "Видео Бенни" была первой ласточкой.
С помощью этой ленты Ханеке постарался изучить влияние искусства (и, в частности, кино и телевидения) на человеческую психику. Сюжет вкратце таков: жил-был мальчик Бенни, он любил снимать видео и смотреть американские трэш-хорроры. А однажды недалеко от видеотеки он убил девочку. Его родители, хоть трэш-хорроры и не любили, решили сына выручить - отправили его в поездку по христианским местам в Израиль (картина дополняется тем, что сюжет разворачивается во время Страстной недели), а сами расчленили труп девочки и спустили его в реку. Дальше события развивались весьма и весьма неожиданно - Бенни повел себя то ли как Раскольников, то ли как недалекий предатель.
Особых наград лента не удостоилась, но работу Ханеке (он же, кстати, и сценарий писал) все-таки заметили.
Вообще, первые три картины Ханеке считаются трилогией (так называемая "трилогия замораживания"). Ее последняя часть - "71 фрагмент хронологической случайности". В этой работе режиссер отошел от исследования отношений и связей одной семьи. Фильм - 71 разобщенная сцена. Герой эпизодов - австрийский студент, вымещающий свою ярость на первых встречных.
В 1995-м Ханеке стал одним из режиссеров знаменитого альманаха "Люмьер и компания", а в 1997-м снял картину, которая прославила его на весь мир, а не только среди европейских ценителей кинематографа. В 1997-м вышли "Забавные игры". Фильм был представлен в программе Каннского кинофестиваля, но "Золотую ветвь" так и не получил.
От этого впечатление, произведенное картиной на зрителей, меньше не стало. Ханеке признавался, что изначально планировал написать эссе о насилии в прессе, однако его идея переросла в новый фильм. В ленте Михаэль исследует психологию изощренных молодых приступников, жертвами которых становятся члены семьи, приехавшие отдохнуть в свой загородный коттедж.
"Забавные игры"
"Забавные игры"
Здесь, как и в "Видео Бенни", Михаэль вновь затрагивает вопрос не только повсеместного насилия, но и тотальной видеофикации. Убийцы будто бы играют в спектакле или фильме про самих себя, они постоянно обращаются в камеру, дают какие-то комментарии, словно работая на публику.
Через 10 лет Ханеке, как настоящий классик, "переснял" самого себя. Правда, уже на американской, а не на австрийской площадке и со значительным для довольно статичного кино бюджетом в 15 миллионов долларов. Роли супругов в новой версии старого фильма достались Наоми Уоттс и Тиму Роту, а маньяков сыграли молодые, но удивительно талантливые Майкл Питт (он известен работами у Бернардо Бертолуччи в "Мечтателях" и у Гаса Ван Сента в "Последних днях") и Брэйди Корбет ("Загадочная кожа").
"Забавные игры", 2007 год
"Забавные игры"
Из Майкла Питта и Брэйди Корбета получились отличные маньяки
Михаэль Ханеке с Брэйди и Майклом на спецпоказе "Забавных игр" в марте
2008-го
Было бы странно, если бы Ханеке не "добрался" до экранизации Кафки - уж слишком эти творцы близки по духу. В 1997-м он выпустил фильм "Замок" по собственному адаптированному сценарию, в основу которого положен одноименный роман.
Следующей картины от Михаэля пришлось ждать три года. Зато в 2000-м он представил публике великолепную драму с налетом фатализма "Код неизвестен". Главную роль в ленте исполнила Жюльетт Бинош. Фильм номинировали на "Золотую пальмовую ветвь", но в Каннах он получил только приз экуменического (христианского) жюри.
"Код неизвестен"
Очередная работа Ханеке - "Пианистка" - удостоилась-таки Большого приза жюри Канн. А исполнительница главной роли - профессора Венской консерватории - Изабель Юппер получила премию за лучшую женскую роль. Также актерской премии фестиваля удостоился Бенуа Мажимель, исполнивший мужскую роль в "Пианистке".
"Пианистка"
Юппер и Ханеке вообще отлично сработались - в 2003-м их сотрудничество принесло плод в виде ленты "Время волков". Фильм получился противоречивым. На показе в Каннах половина зала ленту освистала, в то время как другая половина уверенно аплодировала.
"Время волков"
Зато в 2005-м режиссер вернул себе полное расположение критиков - за свою ленту "Скрытое" Ханеке удостоился премии Каннского кинофестиваля как лучший режиссер, а также приза ФИПРЕССИ и экуменического жюри. В новом фильме Михаэль вернулся к излюбленной еще со времен "Видео Бенни" теме видеозаписей. В "Скрытом" главный герой получает анонимные посылки с видео, на которых запечатлены он и его семья. Эти записи заставляют его начать беспокоиться о том, кто же так пристально следит за его жизнью.
"Скрытое"
Жюльетт Бинош в картине "Скрытое"
В прошлом году состоялась мировая премьера на данный момент самой новой картины мэтра "Белая лента". История о жизни детей в немецкой протестантской деревне (подзаголовок картины гласит "Немецкая детская история") моментально полюбилась критикам. Ханеке в очередной раз стал призером Канн - наконец-то его творение заслужило "Золотую пальмовую ветвь".
Ханеке с долгожданной "Золотой пальмовой ветвью"
Если вы хотите увидеть Ханеке не только дома, но и в кино - сейчас у вас есть все шансы. Росссийская премьера "Белой ленты" была лишь пару недель назад - четвертого марта. Так что кое-где, возможно, еще можно увидеть этот фильм на большом экране.
"Белая лента"
"Белая лента"
"Белая лента"
Источники: Getty/Zimbio, Getty/Zimbio, Getty/Zimbio, PA/Zimbio, Getty/Zimbio, Кадры из фильмов Михаэля Ханеке, Постеры к фильмам Михаэля Ханеке
Календарь "Сплетника": живой классик Михаэль Ханеке
11:00, 23 марта 2010
Комменты 10
Книга Элинек больше понравилась, Белая лента - потрясающий фильм. Теперь Забавные игры на очереди! Спасибо за пост!
Обожаю его "Пианистку".
Потрясающий! И Замок Кафки у него лучший из всех экранизаций Кафки. Ну еще хорошая у Рыбчинского. Забавные игры - одна версия ужаснее другой, Видео Бенни, Белая лента. Да вообще, красавец-мужик.
"забавные игры" самый ужасный фильм который я видела в жизни.. Но режиссер, конечно, гениальный
Уже второй раз на этом сайте вижу про какую-то Серебряную пальмовую ветвь. Нет на Каннском кинофестивале такой награды. Есть только Золотая, и она фильму дается. За актерские работы даются награды без названия - награда за лучшую женскую роль (которую Юппер и получила). И кстати, если упоминаете фильм, актрису, Канны, почему не написать, что Бенуа Мажимель, актер из этого фильма тоже получил в Канне награду за лучшую мужскую роль?