17 марта 1938 года в поезде, направляющемся во Владивосток, неподалеку от Иркутска родился Рудольф Хаметович Нуреев. Впоследствии весь мир узнал его под именем Рудольф Нуриев.

Рудольф Хаметович танцевал с детства. "Карьеру" начал в ансамбле в Уфе, затем поступил в Ленинградское хореографическое училище. В 1958-м окончил его и стал артистом театра им. Кирова (ныне - Мариинского).

В 1961-м появились слухи, что Кировский театр отправляется на гастроли в Париж. Нуриев не верил, что его возьмут. Однако взяли. В конце мая 1961-го Рудольф Хаметович впервые вышел на французскую сцену со спектаклем "Баядерка". В нем он исполнял свою любимую на тот момент партию Солора.

Парижская публика была в восторге. Рудольф вскоре подружился со звездами французского балета Клэр Мотт и Аттилио Лабисом, а также невестой сына французского министра иностранных дел Кларой Сент. Вообще, во Франции Нуриев вел себя весьма вольно, что советским гражданам не дозволялось - он гулял в свое удовольствие, встречался с друзьями, мог поздно вернуться в отель. Именно поэтому его вместо продолжения гастролей в Лондоне ждало возвращение в СССР.

Нуриев возвращаться отказался - на тот момент у него в кармане было не более 30-ти франков. Но его приютили - первое время он жил в русской семье, а затем власти дали убежище. И, что было ключевым, артист смог продолжить работу - он танцевал в балетной труппе маркиза де Куэваса. Однако не все его там устраивало. Нуриев то и дело задумывался - не совершил ли он серьезнейшую ошибку, решившись остаться на Западе. Тем более, ему передали письма от матери, отца и его наставника Александра Ивановича Пушкина. Мать просила вернуться домой, отец - осуждал, а Пушкин пугал, говоря, что без русской балетной школы он потеряет все свои навыки.

Но все же Нуриев понимал, что пути назад нет, надо привыкать жить здесь. И вскоре все начало налаживаться - он ездил с гастролями по всему миру, а еще чуть позже прилетел в Копенгаген для знакомства с Эриком Бруном, творчеством которого он восхищался. Кроме того, в копенгагенских планах Нуриева были уроки Веры Волковой. Волкова сыграла ключевую роль в жизни Рудольфа - именно она познакомила его с балериной Марго Фонтейн, которая тоже в свое время была ее ученицей.

Однажды Марго позвонила Волковой в Копенгаген, Нуриев как раз был у нее. Фонтейн подозвала его к телефону и пригласила участвовать в гала-концерте, который она организовывала каждый год в Королевском театре в Лондоне. Рудольф был польщен и, конечно же, согласился.

Выступление в Лондоне стало сенсацией и началом поистине звездной карьеры Нуриева в Европе. Его сразу же пригласили в труппу Королевского театра - до него такой чести столь молниеносно не удостаивался ни один артист, не являющийся гражданином Британской империи.

Нуриев начал танцевать с Фонтейн - и вместе они добились невероятных успехов. Так, в 1964-м на сцене Венской оперы их 89 раз вызывали на бис.


Нуриев и Фонтейн


1961-й год. Нуриев в Лос-Анджелесе

Через несколько лет Рудольф Хаметович уже стал "гражданином мира", он был не просто танцовщиком, а мировой знаменитостью. Он давал интервью крупнейшим мировым изданиям, а как-то раз в один день умудрился обстоятельно побеседовать с конкурирующими Time и Newsweek.

Про Нуриева всегда ходило множество слухов. Однажды на светском приеме он обронил бокал. В прессе же написали, что он, скандаля, бросил его в стену. Впрочем, эпатажный имидж поддерживал и сам артист - он позволял себе то, чего не позволяли другие. Выступая в спектакле, на котором присутствовала королевская семья Англии, он сбросил туфли - оттого, что они ему жали - и продолжил танцевать дальше.

Нуриев никогда не забывал родину, но все же за годы жизни на западе и зарубежное (австрийское) гражданство сделали его космополитом. Незадолго до смерти матери он посетил Уфу, а также Ленинград, который вскоре стал Санкт-Петербургом. Тогда же он станцевал на сцене родного Мариинского театра - впервые за четверть века.


Нуриев в Ленинграде

Рудольф Хаметович работал с самыми легендарными хореографами, сам ставил балеты, пробовал себя в качестве дирижера и даже снимался в кино. С 1983-го по 1989-м был директором балетной труппы легендарной парижской Гранд-опера. Он скончался в 1993-м году. Причиной смерти стал СПИД. Нуриев похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Своим творчеством Рудольф Хаметович утвердил роль танцора в балете - ранее мужчина считался лишь "подспорьем" балерины. За свою карьеру он исполнил практически все ведущие мужские партии классических спектаклей. Он стал символом балета прошлого века, легендой при жизни. А после его смерти эта легенда обрела еще большую славу.

Источники: Popcornmonsters.com, Peoples.ru, Kino-teatr.ru, Lucire.com, MySpace

Подпишитесь на наш

Календарь "Сплетника": жизнь и искусство Рудольфа Нуриева

11:00, 17 марта 2010

Комменты 28

F

как жаль что гей, хоть что сейчас то жалеть... просто человек не создал семью, не передал свой талант, не правильно это все, не по божески

Аватар

на третьем фото безумно напоминает какого-то актёра не могу фамилию вспомнить

A

Нуриев всегда у меня ассоциировался с кентавром: что-то в нем было такое нечеловеческое, стихийно-природное. Фантастическая энергетика, какая-то первобытная сила, мощная и могучая. Неуютно наверное,ему было в нашем рациональном мире.

Аватар

Читала как-то про него, у автора была своеобразная точка зрения, но по итогу осталось ощущение, что Нуриев, несмотря на свою известность, человеком был несчастным.

Аватар

Очень талантливый, неординарный человек, редкой судьбы, но все равно талнтливый.

Подождите...