25 февраля 1959-го года родился человек, без которого современное российское кино представить довольно сложно. Сегодня день рождения у Алексея Октябриновича Балабанова.

Балабанов появился на свет в Свердловске (Екатеринбурге). Он окончил Горьковский педагогический институт, затем отслужил в армии. И только потом устроился на работу ассистента режиссера на Свердловскую киностудию.

В 31 год Алексей Октябринович окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров. В этом же году он переехал в Санкт-Петербург - с тех пор он живет и работает именно там.

Карьеру Балабанов начал с сотрудничества с Алексеем Германом в 1990-х. Но вообще любительское кино он снимал еще с тех пор, как работал на Свердловской киностудии. Его первый фильм - полудокументальная история "Егор и Настя" - вышла в свет в 1990-м. Это картина о рок-группе "Настя". Помимо ее участников Егора Белкина и Насти Полевой, в картине "засветились" и видные деятели свердловского рок-клуба тех времен - Вячеслав Бутусов, Леонид Порохня и другие.

В 1991-м Балабанов снял свой первый полнометражный художественный фильм "Счастливые дни". В качестве директора картины как раз-таки выступил Алексей Герман. Главную роль же исполнил в будущем "талисман" и "муза" Алексея Октябриновича, будущая звезда многих его лент Виктор Сухоруков.

"Счастливые дни" - драма об одиноком человеке, ищущем жилье в сером, пустынном и неуютном Петербурге. Он бредет по городу в поисках комнаты и встречается с разными людьми, которые всегда называют его разными именами. Его путь пересекается даже с девушкой, которая признается, что ждет от него ребенка.

Балабанов в своем творчестве всерьез увлекся сюрреализмом и авангардом. Следом за "Счастливыми днями" он снял фильм "Замок" по мотивам одноименного произведения Франца Кафки. А в 1995-м режиссера пригласили снять новеллу для киноальманаха "Прибытие поезда". Наряду с Алексеем картиной занимались Владимир Хотиненко, Александр Хван и другие мастера.


"Замок"

После участия в этом проекте Балабанов создал фильм, который сделал его имя известным широкой аудитории. В 1997-м он "выпустил" в кинотеатры легендарного Данилу Багрова - главного героя картины "Брат". Затраты на этот культовый фильм были минимальны - даже свитер, в котором ходил герой Сергея Бодрова-младшего, костюмер купила за 35 рублей в знаменитом питерском секонд-хэнде, что на станции метро "Удельная".


"Брат"


Бодров и Балабанов на съемках "Брата"

Через год после "Брата" Балабанов снял фильм, который многие кинокритики до сих пор называют лучшим в его творческой биографии - "Про уродов и людей". Главные роли исполнили Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков. Актеры воплотили в жизнь загадочную историю о владельце фотостудии по имени Иоганн, человеке, который мог докопаться до мерзкой сути вещей, разглядеть в обычных людях и целых семьях самые порочные начала.


"Про уродов и людей"


"Про уродов и людей"

Картина произвела настоящий фурор, правда, много наград не получила - разве что "Ники" за лучший фильм и лучшую режиссуру.

После "Про уродов и людей" Балабанов вновь решил от эстетики декаденса перейти к чему-то более реальному и "вернул" зрителям столь полюбившегося Данилу Багрова. На этот раз он "отправил" своего героя не в Петербург, а в Чикаго.


"Брат-2"


"Брат-2"

"Брат-2" собрал огромную кассу, сделал режиссера Балабанова и продюсера Сергея Сельянова "легендами при жизни". Но такое везение сменила настоящая полоса неудач. После второго "Брата" Алексей Октябринович задумал масштабный проект "Река", который так и не был до конца отснят - актриса Туйара Свинобоева, исполнявшая главную роль, погибла в аварии. В этой же аварии серьезно пострадал и сам Балабанов.

Производство "Реки" заморозили, и режиссер приступил к съемкам нового фильма - о первой чеченской кампании "Война". Фильм на крупные кинофестивали не попал, но был номинирован в нескольких категориях на "Золотого орла". А актер-дебютант Алексей Чадов получил приз за лучшую мужскую роль на МКФ в Монреале.

Сергей Бодров-младший и Ингеборга Дапкунайте в картине "Война"

После "Войны" Балабанов решился доделать "Реку" - и в 2002-м картина вышла-таки на экраны. Недостающие моменты режиссер заполнил собственными комментариями.


"Река"

До 2004-го Балабанов работал над фильмом "Американец" с Алексеем Чадовым в главной роли, но проект так и не был окончен.

В 2005-м году Балабанов создал насквозь саркастическую комедию "Жмурки" - получился своего рода "антипамятник" 1990-м и реакция на перемены в социальной жизни уже в 2000-х (в нем, к слову, снимался мэтр российского кино Никита Михалков; он сыграет также эпизодическую роль и в следующей ленте Балабанова).

В 2006-м Балабанов, склонный к авангарду, иногда экшну и антибуржуазным высказываниям, неожиданно для всех снял нежную и трогательную мелодраму "Мне не больно". В картине нет ни капли сарказма - даже герой Никиты Михалкова получился не злым, а, скорее, по-доброму карикатурным. Но, судя по всему, "Мне не больно" был затишьем перед уничтожающим все на своем пути (психику слабых зрителей - уж точно) "Грузом 200".

"Мне не больно"

"Груз 200" - провокация, потрясшая отечественный кинематограф. А что еще можно сказать о фильме, где одна из самых "мягких" сцен - эпизод, где мимо выгружаемых с самолета цинковых гробов бодрым шагом проходят новобранцы, отправляющиеся на войну? Эта картина официально не рекомендована к показу на российских телеканалах. А от главных ролей в ней после прочтения сценария отказались Евгений Миронов и Сергей Маковецкий, под которых эти роли, собственно, и писались. Маковецкий и вовсе советовал Балабанову отказаться от идеи снимать этот фильм.


"Груз 200"

Но Алексей Октябринович не просто не отказался, а даже следующий проект снял в том же духе. В 2008-м он выпустил экранизацию произведения Михаила Булгакова "Морфий". В истории уездного доктора немало кровавых, откровенных сцен, но этот фильм получился гораздо менее скандальным - хотя бы из-за того, что сценарий основан на повести классика. В общем, "Морфий" не вызвал столь яростного отклика общественности, был номинирован на несколько премий (например, на "Золотой орел" за монтаж) и широкого зрителя особенно не затронул, оставшись на суд ценителей кино.

Что в планах Балабанова дальше - неизвестно. Возможно, от него стоит ждать еще одной разрывающей сознание картины, а, быть может, он вновь попробует себя в драме; возможно, он опять откроет нам новые лица (как это было с Чадовым и исполнительницей главной женской роли в "Грузе 200" Агнией Кузнецовой) или воспользуется услугами своей старой гвардии - Маковецкого или Сухорукова. Поживем - увидим.

К слову, было бы здорово, если бы Алексей Октябринович взялся за экранизацию какого-то из произведений другого родившегося 25-го февраля человека - легендарного писателя Энтони Берджесса.

Источники: Ctb.ru, Кадры из фильмов Алексея Балабанова, Аргументы и факты

Подпишитесь на наш

Календарь "Сплетника": день рождения Алексея Балабанова

11:00, 25 февраля 2010

Комменты 19

Аватар

Балабанов - гений в своем жанре!

Аватар

Хороший правдивый режиссёр! Очень резок бывает в своём творчестве, но правдив всегда. С днём рождения!!!

Аватар

Хорошая рецензия на "Груз 200" - http://www.rg.ru/2007/06/08/gruz200 .html

Аватар

Обожаю Балабанова, смотрела почти все фильмы, кроме "Реки" и "Замка". Жду с нетерпением новых фильмов-шедевров. П.С. Снимите меня в кино, маэстро)))))

Аватар

хороший человек он. а про уродов и людей очень смешное

Подождите...