20 января Дэвиду Киту Линчу исполняется 64 года. Он родился в городке Миссула (штат Монтана, США). Будущий режиссер учился в Пенсильванской академии искусств, где изучал живопись и фотографию. В 1966-м Дэвид увлекся мультипликацией и создал свой первый короткометражный мультфильм Six Figures Getting Sick.

Не заставил себя ждать и первый короткометражный фильм - "Алфавит". В нем также не обошлось без мультипликации - она была совмещена с кинокадрами. Главную роль в фильме сыграла первая жена (всего их было четыре) будущей легенды кино - Пэгги. Идея короткометражки была взята из ее кошмарного сна.

Параллельно Дэвид работал над сценирием фильма "Бабушка" - о мальчике, который устав от собственных, мягко говоря, странных родителей, решает вырастить себе добрую бабушку. Для реализации проекта Линчу нужны были деньги, и он принял участие в конкурсе на получение стипендии Американского института кино. Стипендию молодой режиссер получил. Плодом этого стала 35-минутная картина "Бабушка".


"Бабушка"

Еще через четыре года Линч снял короткометражку "Безногая". Это история о женщине, которая вслух проговаривает письмо во время операции по ампутации ног.

Спустя еще три года Дэвид Линч подготовил свой полнометражный дебют - фильм "Голова-ластик". Всего он трудился над картиной порядка пяти лет. Он собирал деньги на съемки самыми разными способами - вплоть до развоза газет. Также в первый год работы Дэвид пережил разрыв с женой. Незадолго до развода у них родилась дочь, так что поклонники творчества Линча полагают, что режиссер воспользовался в работе над фильмом еще и личным опытом.

Картина снималась кусками, поэтому декорации постоянно приходилось собирать и разбирать. Интересно, что, например, сцену, когда герой Генри входит в квартиру сняли через полтора года после того, как он открывает дверь. А актер Джек Нэнс все пять лет ходил с характерной прической своего персонажа.


"Голова-ластик"

Роль ребенка-мутанта "досталась" забальзамированному зародышу теленка. Правда, Дэвид так и не рассказал, как ему удалось заставить его двигаться подобным образом. После окончания съемок Линч лично похоронил зародыш.


"Голова-ластик"

Прокатные компании скептически отнеслись к "Голове-ластику", но уже через несколько лет лента стала культовой. А в 2004-м ее признали "культурно значимой" и поместили в американский Национальный киноархив.

"Голова-ластик" стала одним из любимейших фильмов Стэнли Кубрика (хотя сам Линч говорил, что Кубрик - один из его учителей; к ним он, кстати, причислял и Феллини, у которого тоже сегодня день рождения). Посмотрев картину, ею были также восхищены Мел Брукс и Джордж Лукас. Лукас предложил Линчу снять заключительный эпизод "Звездных войн", но молодой режиссер это предложение отклонил. Зато согласился на сотрудничество с Бруксом и к 1980-му снял "Человека-слона". Кстати, из титров продюсер Брукс, известный, по большей части, комедиями, свое имя деликатно убрал. Сделано это было для того, чтобы у зрителей не сложилась превратного мнения о картине.

"Человек-слон" - реальная история мужчины, жившего в XIX веке. У него была странная редчайшая болезнь, вызывающая деформации тела. Молодой хирург выкупил его из балагана. В итоге, он стал развитым - интеллектуально и духовно - человеком, получившим благословение от самой королевы. Тело Джозефа Меррика (в фильме и книге, по которой он снят, героя зовут Джон) заспиртовано и находится в Королевской больнице Лондона. На основе реального облика Джозефа и делался грим, на который ежедневно уходило по 12 часов.


"Человек-слон"

"Человек-слон" стал настоящей сенсацией - он получил три премии BAFTA, четыре номинации на "Золотой глобус", восемь номинаций на "Оскар" и "Сезар" как лучшая картина на иностранном языке.

В 1984-м году Линч, отказавшийся от "Звездных войн", все-таки реализовал фантастический проект - он снял фильм "Дюна", экранизацию знаменитого романа Фрэнка Герберта. Что интересно, когда продюсер Дино де Лаурентис предложил ему снимать этот фильм, Дэвид даже не читал романа. Более того, даже не слышал о нем. Разговор происходил по телефону, и Линчу из-за помех показалось, что де Лаурентис говорил о какой-то фантастической эпопее под названием June - "Июнь".

Хоть в фильм были вложены огромные средства, зрительского интереса он не вызвал. Позднее была выпущена телеверсия ленты, но она не была одобрена и самим Линчем, поэтому он убрал собственное имя из титров.


"Дюна"

В 1986-м Линч вернулся к теме человеческих отношений и странностей. Он снял картину "Синий бархат". В ней он открыл для себя еще и тему загадок и детективов, которая позже будет развита в "Твин Пикс" и "Малхолланд Драйв".

Роль Фрэнка в "Синем бархате" предлагалась многим актером, но все отвергали сценарий, считая героя чересчур отталкивающим. Зато бунтарь Деннис Хоппер согласился сразу со словами:

Я сыграю Фрэнка, потому что я и есть Фрэнк!

Хоппер не прогадал - за эту роль его номинировали на "Золотой глобус". Линчу же досталась еще и номинация на "Оскар" в категории "Лучший режиссер". Фильм вызвал неоднозначные отзывы, но в итоге был признан журналом Premiere одним из "самых опасных" в истории кино. А фраза Фрэнка "Don't you fucking look at me!" попала в сотню самых знаменитых высказываний в кинематографе.

После "Синего бархата" Линч сделал перерыв в большом кино. Он сконцентрировался на работе над культовым сериалом "Твин Пикс" - знаменитым, неоднозначным и спорным (как, впрочем, и другие работы режиссера) проектом.

Вообще-то изначально Дэвид желал экранизировать биографию Мэрилин Монро, но ему так и не удалось получить разрешения. Кое-какие наброски из того сценария перекочевали в "Твин Пикс".

Расследование убийства Лоры Палмер увлекло всю Америку (да и Европу - там, например, двухчасовая пилотная серия показывалась в кинотеатрах). Фраза "Кто убил Лору Палмер?" стала суперпопулярной. Изначально Линч не планировал открывать имя убийцы, однако на четкой развязке настояли телевизионные боссы.


"Твин Пикс"

В "Твин Пиксе" Линч применил еще один специфический прием - в некоторых сценах актеры читали свои слова задом наперед, потом пленку пускали в обратную сторону. Получалась членораздельная речь, но звучала она жутко.

В 1992-м был снят полнометражный приквел сериала "Твин Пикс: Сквозь огонь иди со мной". Некоторые актеры из сериала не согласились участвовать в съемках, поэтому Линчу пришлось немного трансформировать сценарий.


"Твин Пикс: Сквозь огонь иди со мной"

"Твин Пикс" на время "замариновал" Линча в "коротком метре". Он работал в малой форме - снимал телепроекты "Американские хроники", "Индустриальня симфония №1: Сон девушки с разбитым сердцем", "В прямом эфире". Также он стал одним из режиссеров альманаха "Французы глазами..." и автором первого сезона загадочно-детективного "Номера в отеле".

В 1990-м, когда как раз стартовал "Твин Пикс", Дэвид успел выпустить еще картину "Дикие сердцем" с Николасом Кейджем в главной роли. За нее он тут же удостоился зрительского порицания - поклонникам показалось, что их любимчик стал слишком близок к коммерческому кино. Зато жюри Каннского кинофестиваля удостоил его "Золотой пальмовой ветви".


"Дикие сердцем"

В 1995-м Дэвид снял короткометражку для альманаха "Люмьер и компания", а в 1997-м вернулся в большое кино. Он снял картину "Шоссе в никуда". В нем Линч по-настоящему развернулся к своей любви к мистификациям и загадкам. Даже один из актеров Роберт Блэйк заявил, что не понял сценарий Дэвида, поэтому играл своего Загадочного Человека просто ассоциируя его с дьяволом.

В герое Фреде Мэдисоне немало черт самого режиссера. Дом Фреда снимался в доме Линча. Также общая черта Дэвида и Фреда - нелюбовь к "домашнему видео".


"Шоссе в никуда"

Линч сказал, что действие в картине "Шоссе в никуда" происходит в том же мире, что и действие в сериале "Твин Пикс". Также картина отсылает к следующей полнометражной ленте Дэвида - "Малхолланд Драйв". Именно по этой дороге ехал Эдди, главный герой "Шоссе в никуда".

Правда, после "Шоссе в никуда" вышел не "Малхолланд Драйв", а "Простая история". Фильм вызвал удивление несвойственной Линчу незамысловатостью. Эта картина основана на реальных событиях. Главный герой - пожилой мужчина, который отправляется в путешествие на газонокосилке.


"Простая история"

В 2001-м на экраны вышел "Малхолланд Драйв" - самый сложный триллер Линча. Изначально он был задуман как сериал - первые 120 минут фильма склеены из пилотных серий. Финансирование он искал несколько лет. За "Малхолланд Драйв" Дэвида признали "Лучшим режиссером" в Каннах, картина получила "Сезар" и была номинирована в нескольких категориях на "Оскар" и "Золотой глобус". Кстати, благодаря ему прославилась актриса Наоми Уоттс.


"Малхолланд Драйв"

В 2002-м Линч реализовал сразу три проекта - короткометражку "Темная комната", мультик "Страна дураков" и восьмисерийный фильм "Кролики". "Кролики" - психоделическая фантазия Линча о людях-кроликах.

В 2006-м на экраны вышел последний полный метр Линча - "Внутренняя империя". В нем окончательно сформулировался ее новый художественный принцип - он стал сознательно избегать однозначной трактовки своих фильмов, считая кино особым опытом, который каждый должен пережить сам.

Картину снимали в обстановке строжайшей секретности в Польше, лишь затем в Лос-Анджелесе доснимали некоторые сцены.


"Внутренняя империя"


Сцены из "Кроликов" появлялись и во "Внутренней империи"

Когда ждать от Линча новых работ - прогнозировать сложно. Зато, помимо кино, он успевает устраивать выставки и писать книги. В 2006-м он выпустил автобиографический труд "Поймать большую рыбу. Медитация, осознанность и творчество".

Источники: Kinopoisk.ru, Кадры из фильмов Дэвида Линча

Подпишитесь на наш

Календарь "Сплетника": кино Дэвида Линча

11:00, 20 января 2010

Комменты 9

Аватар

Малхолланд Драйв для меня гениальнейшее кино, по настоящему высокое искусство. Полюбила Наоми после этого фильма. Мои поздравления великому режиссеру! Ждем новых творений!

Аватар

Человек-слон смотрел, наверно, подхода в три - рыдал.

Аватар

Все очень интересные фильмы.

Аватар

поймал Большую рыбу))

Аватар

А по-моему - он настоящий волшебник современности...После просмотров его фильмов долго находишься в каком-то потустороннем состоянии

Подождите...