Хроника

Президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова: главное о 97-летней "железной женщине"

  0
Президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова: главное о 97-летней "железной женщине"

Ирина Антонова

Ирина Александровна Антонова — настоящая легенда: она всю жизнь руководила одним из лучших музеев страны — Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Сейчас Антоновой 97 лет, и она по-прежнему активно работает, занимая должность президента музея. У нее репутация "железной леди", при этом о ней отзываются как об очень интеллигентном и жизнелюбивом человеке.

Недавно рассказ о жизни Ирины Александровны уже появился в блогах на "Сплетнике", и мы решили узнать еще больше подробностей о биографии этой легендарной персоны.

"Советский ребенок"

Ирина Антонова родилась в Москве. Ее отец был электриком, при этом, как она говорит, "прошел путь от монтера до человека, который получил высшее образование, но с младенческих лет любил литературу, музыку, театр". В свое время Александр Антонов возглавил Институт экспериментального стекла. В начале столетия вступил в большевистскую партию, и его дочь говорит, что была "очень советским ребенком":

Была уверена, что живу в великой стране, которая строит великое будущее.

Мать Антоновой из Литвы. Она училась в Харьковской консерватории, прекрасно пела — даже оперные арии. Поскольку отец тоже любил музыку, с детства Ирина Александровна слышала в доме классику:

Отец покупал пластинки. В конце 20-х — начале 30-х мы жили в Германии несколько лет, папа работал в посольстве, и мы были завалены пластинками Тосканини и других.

Отец дружил с директором Большого театра Малиновской. Мы сидели в Большом очень часто. Точнее, я не столько сидела, сколько спала за ложей. Первый акт я выдерживала, но мне было шесть-семь лет.

Ирина Антонова с родителями
Ирина Антонова с родителями

Познакомились родители Антоновой на войне, а потом вместе переехали в Москву:

Мама работала наборщицей в типографии. Ей приходилось работать и по ночам. А мы тогда как раз жили с ней одни, без папы. И мне, трехлетней, снились сны, как мама уходит от меня вслед за солдатами. Это был синдром одиночества маленького ребенка. Мы с мамой были большие подруги. Она умерла, когда ей было больше 100 лет. До последнего была на ногах,

— рассказала Антонова в интервью изданию "Только звезды".

В какой-то момент у отца Ирины Александровны появилась другая семья, в ней тоже родилась дочка — Галина. Впоследствии она стала известной художницей по стеклу. В детстве девочки три года провели вместе, когда их отца отправили по работе в Берлин.

А потом отец вернулся в нашу семью, но я всегда чувствовала напряженность в отношениях родителей,

— говорит Ирина Александровна.

Музей

Антонова в детстве мечтала стать балериной или артисткой цирка, но поступила на искусствоведческое отделение в Институт философии, литературы и истории, который через год после ее поступления объединили с МГУ. Во время войны она работала медсестрой.

В первый послевоенный год Ирина Александровна пришла работать научным сотрудником в ГМИИ имени Пушкина, окончив учебу.

О своих впечатлениях от нового места работы она рассказывает:

Когда я пришла работать в музей, сказала себе: "Долго я здесь не задержусь". Я любила искусство, но в 1945 году музей был пустой: картин на стенах не было, стояли ящики, еще не распечатанные. Только холод и весьма пожилой персонал — многим тогда было лет по пятьдесят. Я подумала: "Неужели они будут моими подружками? Какой кошмар!".

Через 16 лет работы в музее Антонова была назначена его директором.

В числе своих поводов для гордости на этом посту Антонова называет выставку 1981 года "Москва — Париж". В интервью для "Известий" она вспоминает:

Люди и не подозревали обо всех этих Малевичах, Филоновых и прочих. Это было открытие самих себя. Я вас уверяю, публика приходила не столько на французов, сколько на наше искусство. Был великий праздник, никто просто не верил, что это возможно.

Ирина Антонова

По мнению Антоновой, ни одной выставке пока не удалось превзойти по популярности "Москву — Париж". В традиционной рубрике журнала Esquire "Правила жизни" Ирина Александровна говорила:

Вопрос, где делать выставку "Москва — Париж", обсуждался в Центре Помпиду. Фраза тогдашнего директора Третьяковки стала почти крылатой: "Через мой труп". Примерно так же отреагировала Академия художеств. Но я сказала следующее: "Знаете, коллеги, у нас такая подпорченная репутация из-за международных выставок, что эту я бы взяла на себя". Все облегченно вздохнули. С моей стороны это уже был поступок.

Как отмечает российский Vogue, Ирина Александровна к тому же была первой, благодаря кому моду в нашей стране приравняли к искусству: в 2007 году рядом с Давидом работы Микеланджело публике представили наряды Chanel, в 2011-м — показали выставку, посвященную Dior.

В целом Антонова всегда придерживалась принципа: публике нужно видеть великое искусство разных эпох, нельзя ее "кормить только одним каким-то продуктом":

Конечно, надо показывать современное. Но мы это и делали: мы первыми показали Энди Уорхола, Марка Шагала, Сальвадора Дали, Билла Виолу, Йозефа Бойса... Мы сделали "Москву — Париж", "Москву — Берлин". Я уж не говорю о Пикассо, которого мы показывали с 1956 года вопреки всему. Наша сила в том, что, опираясь на все мировое искусство, мы выискиваем те новые явления, которые считаем нужным показать публике. И должны за них отвечать. Ведь мы это искусство рекомендуем, музеефицируем, включаем в орбиту великой истории культуры. Поэтому мы должны быть очень разборчивы. В этом разница между музеем и галереей. Когда что-либо новое показывает музей, на мой взгляд, это предполагает особую ответственность.

Ирина Александровна признается: она не жалеет, что вся ее жизнь оказалась связана с ГМИИ.

Я думаю, что музей — это фантастическое создание, это удивительный организм, особенно такой музей, в котором работаю я, — музей мирового искусства, где перед вами проходит вся мировая история искусства, начиная с Древнего Египта и кончая сегодняшним днем. Это дает каждому человеку, который долго работает в музее, как мне кажется, специальное измерение внутреннее: он соотносит себя со всем миром.

Президент

Летом 2013 года Антонова покинула пост директора ГМИИ по собственному желанию. Она говорит в интервью "Собеседнику", что на это у нее была "причина личного характера", но не скрывает, что на ее решение повлияла и ситуация с разделом коллекции Музея нового западного искусства. Еще в 1948 году по указу Сталина музей был ликвидирован как вредящий "воспитанию советского человека". Собрание музея перевезли в Пушкинский, но потом разделили: часть коллекции осталась там, часть переехала в Эрмитаж.

Антонова называет это катастрофой, поскольку произошел "раздел единой коллекции великого музея":

А в результате Москва лишилась первого в мире музея современного искусства. Первого, потому что он был создан в 1923‑м, на пять лет раньше знаменитого нью-йоркского Museum of Modern Art. Когда я в 2012 году изложила проблему на встрече президента Владимира Путина с деятелями культуры, он, как мне показалось, отнесся к ней с пониманием.

Однако призывы Антоновой к восстановлению музея ни к чему не привели. По ее словам, та ситуация вызвала в ней "естественное отвращение", и вскоре она приняла решение уйти со своей должности. Но не стала отвергать предложение занять должность президента ГМИИ из-за нежелания покидать свой музей окончательно.

На этой должности, как говорит Антонова, свободного времени у нее стало еще меньше, появилось больше новых, интересных для нее проектов — научных, просветительских. Она продолжает вести лекции — в том числе специализированный курс для людей старше 55 лет. К тому же в музее постоянно проходят выставки, и в организации каждой Ирина Александровна принимает активное участие.

При этом она не боится выражать несогласие с решениями руководства ГМИИ. Так, в интервью трехлетней давности для ТАСС выразила свою позицию:

Проводится масса абсолютно ненужных, лишних выставок. Количество их зашкаливает. 40 выставок в год, 50... Куда столько? Ни один серьезный музей мира этого не делает. Три-четыре крупные выставки — норма.

На открытии выставки работ английского художника Уильяма Тернера: Ирина Антонова, Светлана Медведева, Александр Авдеев, Алишер Усманов и Ирина Винер
На открытии выставки работ английского художника Уильяма Тернера: Ирина Антонова, Светлана Медведева, Александр Авдеев, Алишер Усманов и Ирина Винер

Ирина Александровна говорит, что, несмотря на ее довольно жесткий характер, в коллективе музея у нее никогда не было ни с кем конфликтов. По поводу того, что ее называют "железной леди", она высказалась в интервью для "Известий" так:

Просто я старалась никогда не врать моим коллегам, а когда говоришь, что думаешь, это не может всем нравиться. Но я понимала, что отвечаю за музей и должна добиваться результата, а потому настаивала. Помимо удовольствия я получаю за свою работу деньги — значит, должна делать дело. Но никто из-за меня не ушел из музея.

Взгляды на современное искусство

Ирина Александровна воздерживается от того, чтобы строго критиковать современных авторов, но говорит, что далеко не все, что представляется как искусство, она считает таковым:

Большое количество сегодняшних произведений на самом деле искусством не являются. Это какое-то другое измерение — тоже, если хотите, творческое, в том смысле, что придуманное, но это явление не художественное. Да, разумеется, я могу, как все люди, ошибаться, но я доверяю своему восприятию, которое прошло все-таки очень длинный путь. И моя задача — отделить искусство от неискусства.

Что касается восприятия искусства современным поколением, то Ирина Александровна говорит, что ее расстраивает одно: мы живем в "век репродукций", лишаясь прямого контакта с произведениями художников:

Знаю многих людей, кто судит о выставках по телепередачам, они говорят: ну мы же все видели, чего нам туда идти. Вот это прискорбно. Люди отвыкли от прямого общения с искусством, а всякая репродукция ущербна изначально. Поскольку для глубокого погружения и понимания искусства важно абсолютно все: манера и техника письма, цвет и насыщение полотна, которые никакой копией не передаются адекватно, размер подлинника и материал — мрамор, например, или бронза. Я уже не говорю, как важна атмосфера, особенно если это фреска или скульптура, которая стоит на площади в городе и рассчитана на небо, на погодные изменения.

По словам Ирины Александровны, она из тех людей, которые, разглядывая картину или слушая мелодию, могут растрогаться до слез:

Если глубоко погрузиться в мир, изображенный на полотне, можно даже всплакнуть, расчувствовавшись. Это из области сильного художественного переживания.

Так, рассказывает Антонова, она не смогла сдержать слез, разглядывая одну из картин Вермеера, такие же чувства вызывают у нее музыкальные шедевры — будь то Шестая симфония Чайковского, Адажиетто Малера или My Way Фрэнка Синатры.

Вот я бы хотела, чтобы, когда умру, сыграли эту мелодию,

— говорит она о легендарной песне американского певца.

О возрасте

По словам Ирины Александровны, когда тебе уже исполнилось 95, "можно уже не говорить ничего либо только чистую правду". Она признается, что в своем возрасте стала смотреть на мир совершенно по-новому, не так, как пару десятилетий назад. И считает, что долгие годы жизни — это дар, которым важно правильно распорядиться:

Если человек покидает грешную землю в 70, это нормально. Мой папа, например, прожил 72 года, а мама ровно 100. Было время заявить о себе, сделать что-то полезное для других. Все, что сверх 70, — вроде бы премия, бонус. Как распорядиться этим подарком? Лучше с умом. Обязательная программа закончилась, начинается произвольное катание,

— говорит Антонова в беседе с корреспондентом ТАСС. В том же интервью 2017 года она признается, что не боится умереть, а в жизнь после смерти не верит, называя себя убежденной атеисткой:

Уходить не хочется даже в 95, но я ведь вижу: пройден большой путь, не сделано ничего постыдного... Чтобы не отравить настоящее, нельзя постоянно ждать конца, думать только об этом. Но и цепляться за жизнь, пытаясь любой ценой продлить пребывание на белом свете, ни к чему...

Да, живу долго, но не собираюсь жить вечно. Жизнь имеет смысл, пока работает голова и есть физические силы, чтобы следить за собой. Но могу вам честно сказать: мой возраст мне нравится. Только очень не хватает мужа...

Муж Ирины Антоновой Евсей Иосифович Ротенберг скончался в 2011 году в 91-летнем возрасте. Он тоже учился в ИФЛИ, где был одним из лучших студентов. Ирина Александровна рассказывала:

Его невозможно было застать без книги. Много читал и много смотрел — и это сделало его одним из самых глубоко разбирающихся в искусстве людей. Он — мой второй университет...

Они познакомились в ГМИИ, когда Антонова там уже работала. Брак продлился 64 года:

Конечно, мы и ссорились, и ругались, иногда весьма основательно. Но покинуть друг друга — нет, такого вопроса никогда не вставало. Он — счастливый шанс в моей жизни.

Антонова признается, что ей бы очень хотелось поговорить сейчас с супругом на самые разные темы, "начиная с последних событий в мире искусства и заканчивая избранием Трампа президентом".

Сын пары Борис — инвалид с детства, всю жизнь он жил с родителями. Сейчас Ирина Александровна живет с Борисом одна, ухаживать за ним помогает няня.

Я давно, с 1964 года, вожу машину, в субботу еду на рынок, в магазин, покупаю продукты, привожу домой и готовлю сама. Методы у меня скоростные, выработанные жизнью, которые обеспечивают мне возможность все это быстро делать,

— говорит Антонова.

Желаем нашей героине крепкого здоровья и такой же, как сейчас, бодрости духа!

Фото SPLETNIK.RU/ТАСС/Архивы пресс-служб/kremlin.ru
теги
Нашли ошибку в тексте?Выделите ее и нажмите одновременноклавиши «Ctrl» и «Enter»

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Vishna
Vishna

Ну ничего себе! Как прекрасно в таком возрасте сохранять интеллект и энергию. Наследственность хорошая плюс полное отсутствие лености ума.

aloia
aloia

Vishna, да уж... Таких вечных и с рабочего места не выживешь...

djelsodjemma
djelsodjemma

aloia, В какой - то степени вы правы. Не отменяя того, что написано в статье, с такими людьми очень тяжело работать. у кого-то про скальзывал коммент, что в 90гг работники получали мало и с задержкой, а она неизрасходованные деньги возвращала в бюджет.

Orhideja
Orhideja

djelsodjemma, у нас была такая директор, когда я работала в одном детском саду. Она бюджет, выделенный на год экономила. Садик был самый нищий и бедный. Я когда пришла туда работать, просто обалдела. Я работала учителем музыки. Музыкальный зал открыли, а там дух 60-х, когда сад построили. Словами не передать, какой Аффект у меня был... Потом коллектив взбунтовался, директора за 3 дня сняли... А комментарий к чему... Директор деньги экономила, на ремонт и нужды садика не тратила. В конце года возвращала в отдел образования и ..... получала премию от отдела образования за экономию. Т.е. деньги пилили между директором и начальством отдела образования.

Iren45
Iren45

Orhideja, только хотела написать. Такие "экономисты" ради своих 10 рублей премии, людей без повышения зарплаты оставляют и без норм условий труда. Всегда восхищалась этой женщиной, но после этой новости очень неприятно стало

aloia
aloia

djelsodjemma, возможно выслуживалась за счет других. Но мы с вами с ней не работали... С одной стороны люди того времени железные конечно, но реально как она пробивалась мы не знаем... стукачей и гбшных полно впрочем как и снйчас. Если ушла и до сих пор жалеют, может что-то правильно делала.

searegina
searegina

aloia, ничего себе вы рассуждаете! Человек высокообразованный поднял музей и просвещал людей, а вы, её лично не зная, с друзьями её не беседуя, так оскорбляете! Что за поколение выросло неблагодарное! Диву даюсь

Ruth25
Ruth25

searegina, у меня много знакомых среди сотрудников Пушкинского. Долгие годы под ее руководством они сидели на копеечных зп.
С ее уходом стало лучше.

Linka-malinka
Linka-malinka

djelsodjemma, Да с такими людьми "тяжело работать", т.к. они требуют дисциплины и чтобы работники действительно Работали, а не просто отсиживали рабочее время. А нынешнее поколение работать не хочет, им сразу должность и зарплату по-больше, поэтому они и критикуют людей старой закалки таких как И.Антонова.

djelsodjemma
djelsodjemma

Linka-malinka, неверный вывод. Люди тоже хотят премии. И это правильно и, они заслуживают эти деньги... А вы как ныне модные нувориши считаете, что неча людям платить-они и так плохо работают. Ну ну.

svbgenivs
svbgenivs

aloia, ну а кто придет вместо нее? Эффективные менеджеры? Щелкуны-освоители со смузи в голове?

aloia
aloia

svbgenivs, согласитесь что пенсия у нее давно наступила. Конечно работать лучше чем дома сидеть инвалида обслуживать. Но на свой кусок хлеба с маслом и икрой она давно заработала. И что вы имеете против смузи?

searegina
searegina

aloia, чтобы вместо них безграмотных посредственностей без позиции сажать?

Shestnavosemnadtzat
Shestnavosemnadtzat

Vishna, и все же до 97 лет занимать этот пост ... однако

layra
layra

Shestnavosemnadtzat, она не директор, а президент. Это разный функционал, представительско- политическая функция. Не административная.

Evanjy
Evanjy

какая прекрасная женщина! здоровья ей крепкого)

JG
JG

Прекрасная дама - цельная, адекватная, трезвая.

djelsodjemma
djelsodjemma

1000++++

berezka
berezka

Какая женщина!! Вызывает такое восхищение! Даже инвалидность сына не смогла сломить её . Долгих лет ей и здоровья!

Sofi8
Sofi8

Дожить почти до 100 лет и плодотворно работать, иметь острый ум и столько энергии...
Мои восхищения.
Смотрела интервью с ней в прошлом году, ну невозможно оторваться даже на секунду, так владеет вниманием, притягивает, а уж как рассказывает интересно про жизнь и работу.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Самое популярное на SPLETNIK.RU

Сейчас в блогах

PrettyJulia

«Это отвратительно: мне 47, а я все буду Саша Белый»

REDISKA

Ну что, все готовы к самоизоляции 2.0?

Chimera2025

16 девушек, которые не слывут красотками в жизни...

Некоротко о главном: дорогое лекарство от коронавируса, "слитый" разговор Путина и Макрона и инаугурация Лукашенко
Неделя моды в Милане: Ирина Шейк, Николь Потуральски, Сьюки Уотерхаус и другие на шоу Hugo Boss
Возлюбленная Брэда Питта Николь Потуральски приняла участие в показе Hugo Boss вместе с Ириной Шейк
Влад Соколовский отметил день рождения вместе с бывшей женой Ритой Дакотой и возлюбленной Ангелиной Сурковой
Неделя моды в Милане: Эшли Грэм, Анна Делло Руссо, Наталья Османн и другие на показе Etro в Милане
Модный дайджест: от мерча Ксении Собчак до Елизаветы Боярской в кампании с "русской душой"
Мэрайя Кэри рассказала, что сестра пыталась продать ее сутенеру, когда певице было 12 лет
Принцесса Евгения и Джек Бруксбэнк ждут ребенка
ЦУМ оштрафовали на 1 миллион рублей за нарушение масочного режима
Кейт Бекинсейл, Сиенна Миллер, Джонни Депп, княгиня Шарлен и князь Альбер II на гала-вечере в Монако
Инсайдер рассказал о первых днях Джиджи Хадид и Зейна Малика в роли родителей
Мэнди Мур и Тейлор Голдсмит впервые станут родителями
Дочь Кэрри Фишер Билли Лурд и Остин Райделл впервые стали родителями
Деми Ловато рассталась с женихом Максом Эрихом спустя два месяца после помолвки
Модная битва: Наталья Якимчик против Елены Перминовой
Дуэт уюта и сексуальности: Ирина Шейк позирует в новой рекламной кампании
Работа официанткой, брак с рэпером и тайная беременность: яркие главы из жизни Александры Бортич
Олеся Судзиловская, Виктория Дайнеко и другие на премьере фильма "Гнездо"