В честь 9-летия SPLETNIK.RU наш постоянный колумнист подводит итоги года.

Да, он еще не закончился, но, похоже, как минимум один итог подвести можно. 2016-ый, високосный, Международный год зернобобовых по версии ООН, год Огненной Обезьяны, предвестник года Огненного Петуха, возможно, войдет в учебники по суфражизму. Все действительно важные темы оккупировали женщины — их истории, опыт, застарелые страхи и новые назначения. Мы десятилетиями стыдились растяжек, смеялись над шутками про блондинок и прилежно танцевали соблазнительный танец семи борщей – и как теперь жить с тем, что все это делать необязательно?

"Девочка должна быть нежной и удивительной, а вы как биндюжники!" — осекала нас с сестрой бабушка, и от сестры тут же прилетал закрепляющий подзатыльник — поправь юбку, бант, физиономию. Когда мне было пять, требование женственности казалось досадной помехой на пути к забору, где призывно эквилибрировал соседский Жорик. В двенадцать я с тоской осознавала, что у одноклассниц красивее улыбки, плавнее движения и длиннее косы, и надо было не щелкать клювом, а развивать гендерные компетенции. А примерно в двадцать три поняла, что что-то тут не то: ожидается, что внешне я буду девочкой-девочкой, а вот внутри – несгибаемым супервыносливым биндюжьим спецназом с интуицией Ванги, состраданием Ганди и, главное, эфемерной добродетелью под названием "женская мудрость". От мальчиков тем временем по-прежнему ожидалось, что они будут любить маму и хорошо кушать. Как максимум — ходить на работу.

Я не была и не стала такой, и никто из женщин не был и не стал такой, но зато все мы примерно с тех самых двенадцати лет в совершенстве освоили навык моментально сканировать друг друга на соответствие признанному идеалу и безошибочно определять слабые места. Не может похудеть! Не может вылечить прыщи! Не готовит ежедневно! Не подстригла ребенку ногти! И муж у нее пьет! Все с ней ясно.

Даже когда мир вообще и мужчины в частности не оценивают женщин, с этим женщины прекрасно справляются самостоятельно. И это проблема. Проблема, каждое обращение к которой приносит килотонны дискомфорта, зуда и отрицания — потому что слишком много боли было заперто в сундук вместе с ней. Боли и сомнений относительно внешнего вида, интеллектуальных качеств, трудовых, семейных и гражданских прав, границ собственного тела, которые испытывали и испытывают женщины.

И вот мы наконец-то начали говорить, писать и, главное, размышлять об этом. Сначала робко, с оглядкой и опасением, как бы случайно не вступить в феминистки, но в последнее время — все более конкретно и уверенно.

Казалось, еще совсем недавно движение бодипозитива воспринималось исключительно как некий курьез, что-то вроде стриптиз-шоу, в котором участвуют фрики. Шутка ли — нарочно показывать противные места, все эти жировые складки, небритые подмышки, отметины, которые оставляют на теле беременность и роды. Да, первая реакция на анти-инстаграмную действительность у всех одна и дружная: спрячьте это немедленно. Но потом начинается самое интересное — после шока приходит вопрос: "А почему меня это так раздражает?". И честный ответ говорит многое об отношении человека к своему телу, к своей свободе, к свободе других людей.

Эшли Грэм


Эшли Грэм

В этом году, мы, кажется, впервые за очень долгое время со скрипом и большой натяжкой, но подобрались к мысли о том, что женщина может выглядеть как ей угодно или как получилось, и ее внешний вид не является отражением каких-либо ее качеств. Plus-size модель Эшли Грэм появляется на обложках глянца, драматург и актриса Лена Данэм показывает шрамы после операции на яичниках, психолог Екатерина Сигитова рассказывает, каково жить с ихтиозом. И это не маленькие грязные секреты, это смелые истории людей, предостерегающих нас от искреннего убеждения, что можно отделить "красивое" от "некрасивого" и последнее куда-нибудь убрать. Потому что вместе с ним уберутся целые категории вещей, понятий, профессий, явлений, частей тела и органов.

Не поспоришь, что без некоторых органов кое-кому жилось бы и попроще: такой вывод напрашивается по итогам флэшмоба #янебоюсьсказать — и в общей цепочке "женских" событий он выглядит закономерным. Без этих шокирующих историй и, главное, единодушия, с которым они были выложены, любые размышления о дискриминации женщин, тотальности и привычности сексуального насилия остались бы пустым звуком. Почему акция застала нас именно этим летом? Видимо, потому что год такой — что-то в воздухе, что-то в головах, мы были готовы. Готовы выслушать и рассказать о пережитом. Чудовищным оказался и масштаб проблемы и то резкое, обескураживающее недоверие, с которым столкнулись многие исповедавшиеся. Тем обиднее и оскорбительнее оно было, чем больше среди нападавших было женщин, уверенных, что в насилии виноваты сами жертвы и, раз им пришлось это пережить, то они какие-то не такие, не так себя вели, и значит, было за что.

Встать со слабыми в одну шеренгу — непросто. Проще пнуть. Нас с детства учат, что слабость — ошибка, изъян, отклонение от идеала, что допуская ее, мы расписываемся в собственной никчемности и добровольно снижаем собственный статус. Что однажды оказавшись во "втором эшелоне" — по правам, внешности, цвету кожи, цифре на весах — уже не выберешься. Может быть, это причина жестокости женщин друг к другу? Потому что если тебе досталось, надо срочно восстановиться, установив превосходство над кем-то другим? Увы, оказывается, что мы действительно прекрасно справляемся с заданием "дружить против кого-то", легко перегруппировываясь и обеспечивая почву для всех этих живущих сотнями репостов шуточек о неспособности женщин сплотиться, поддерживать друг друга.

Поэтому так важна речь Мишель Обамы, выступившей против отвратительного женоненавистничества Дональда Трампа, бахвалившегося тем, что он, миллионер, может с ходу поцеловать и схватить за промежность любую женщину. Черт бы с ним, с Трампом, с ним давно все ясно, в речи есть совсем другое, куда более важное. Мишель говорила о том, что не может перестать думать, как женщины боятся быть уязвимыми — потому что слабым в мире нет места. О том, что ощущать бесправие — больно. И смотреть на это сквозь пальцы, "прятать под ковер", больше нельзя, хватит.

Что мы можем сделать для того, чтобы вымести весь мусор из-под ковра? Для начала — вспомнить, как долго его туда заметали. И вспомнить, где лежит собственная горстка.

Мишель Обама


Мишель Обама

На прошлой неделе стало известно, что по поручению российского президента Министерство труда и социальной защиты населения разработало Национальную стратегию действий в интересах женщин, которая будет реализована в 2017–2022 годы. Согласно этому документу (которому, несомненно, предстоит еще много слушаний и доработок), возможно, будут введены квоты, по которым во власти станет больше женщин, смягчатся некоторые положения Уголовного кодекса РФ, а в школьный образовательный стандарт для старших классов включат гендерный вопрос (наверное, актуальная разновидность почившей "Этики и психологии семейной жизни"). В заканчивающемся году мы уже стали свидетелями того, как женщины окружают президента — многодетная мать Анна Кузнецова сменила Павла Астахова на посту уполномоченного по правам ребенка, а Ольга Васильева стала новым федеральным министром образования и науки. Раз понадобилась целая государственная стратегия — значит, интересы женщин и вправду нуждаются в особом внимании, это не выдумки дурочек, которых не берут замуж.

Давайте уже распутаем змеиный клубок и осознаем, что вместе мы сила и имеем право на все. Пока государство, министры и Дональд Трамп не сделали это за нас. Мы все красивые. Все умные. И ни одна из нас не виновата в том, что кто-то там пьет или не работает.

И кстати о шуточках, картинках, мемах — кажется, пора уже чаще и зубастее шутить про лысины, животы, драные носки и вечный запах пива. Про диеты, недолюбленную невротичку и тревожную мать всем надоело, даешь матриархат как в пьесе Тэффи "Женский вопрос"!

И змея с змеею говорит: что мы не хотели узнавать о себе и других женщинах, но пришлось

14:20, 21 октября 2016

Комменты 12

K

засунуть в Гос. Думу Алину,Хоркину и Пушкину это не борьба за права женщин. А вот ужесточить сбор алиментов, как налогов следовало бы, создать алиментный фонд, ввести пособия и т.д. А показать обвислый живот и сиси ума много не надо.

Аватар

Всё верно, согласна со всем написанным, кроме приплетания сюда Мишель Обамы, Дональда Трампа и квот на женщин при распределении государственных должностей в РФ. Зачем приплели американских политиков и российскую популистскую, непродуманную политическую инициативу???

Аватар

Оказывется, это речь в поддержку Клинтон...

Y

Все правильно, вот только Анна Кузнецова тут лишняя, с своими запретами абортов- брр... просто жуткая дремучесть...

Q

Но если по квотам во власти будут появляться Мизулины, Яровые, Плетнёвы...а скорее всего так и будет, квоты у нас такой же блат, то лучше избавьте нас от очередной головной боли.

Подождите...