Этот день связан с несколькими цыганскими легендами. По первой, Банго Василь - это Святой Василий - заступник и защитник цыган . Он восстанавливает мост по которому переходили ромы, разрушенный Дьяволом или Богом, и спасает утопающих цыган. Согласно второй легенде, Банго Василий - "историческая" личность. Хромой пастух, который спас утопающего цыганского ребенка, или спрятал цыгана от погони.

      Приготовления к ночи с 13-ого на 14-ое января начинаются за неделю до этого. Покупают гуся или петуха, но не позже 12.01., так как птица должна переспать в доме, "чтобы не убежала удача". К 14 часам дня начинается настоящая подготовка к празднику. Она включает в себя не только приготовление праздничного стола, но также и изготовление "сурвакницы". "Сурвакница" или "сурвачка" - это ветка кизила, украшенная по разному для различных ромских групп. На нее вешают сушеные фрукты, кукурузные хлопья, маленькие сушки и орехи, пучки крашеной шерсти.

      Банго Василий праздник только для семьи. В этот вечер важно запереть все двери до полуночи, и никто из домочадцев не должен выходить /даже во двор!/ Также в дом не должен входить ни один чужой человек. Это тот редкий случай, когда ромы отказывают в своем традиционном гостеприимстве.

     На стол ставят вареного гуся или петуха, голубцы /в каждом - кизиловая почка, каждая со своим значением удачи на Новый Год, пирог с брынзой, богато украшенный обрядный круглый хлеб - кулак, вино, самогон и т.д. . Ужин начинается благословлением трапезы и в комнате кадят ладаном. Кадящий ладан, /обычно это жена/, читает молитвы об удаче, плодородии и счастье. Потом члены семьи взаимно прощают друг другу, целуя руку каждому прощенному. После этого ритуала самые старые, /бабушка и дедушка/, ломают обрядный хлеб, "чтобы увидеть у кого  больше удачи, и кто будет кормить дом". Первый кусочек обрядного хл:) не съедают, а кладут под подушку, и что приснится этой ночью - то и будет в наступающем году.

      Трапезу нельзя убирать до следующего утра. Если убрать - не будет прибыли. Встречают Новый Год или ритуалом "сурвакане", или отец семейства переодевается Банго Василием.

      После полуночи, начинается "сурвакане". "Сурвакары" бьют украшенными кизиловыми ветками всех по спине, начиная с самых старших, приговаривая короткую мантру:"Акулсъ - бакулсун иере саулсун!". Что в переводе значит: "С Новым Годом, в следующем опять будь жив-здоров!" Сурвакарам дают деньги, конфеты, сладости и т.д.

     Больший интерес представляет обычай превоплощения хозяина дома в Банго Василия.  Он заходит с криком:"Васили авалъ!" - "Василий пришел!", и бросает пшено и рис. Дети стараються собрать, как можно больше, потому что это удача, которую им принес Банго Василий. Обычай "сурвакане" начинают с переодетого в Банго главы семейства.

     Все эти ритуалы исполняются с особой торжественностью и серьезностью, так как цыгане верят, что они принесут им плодородие, счастье и удачу всей семье.

    Не судите строго. Первая проба пера.  

Подпишитесь на наш
Блоги

Цыганский Новый Год Банго Василий

23:05, 14 января 2014

Автор: klery

Комменты 8

I

У каждого народа свои традиции - что в этом такого?

Аватар

А мне интересно. Странный народ. Вещь в себе.

Аватар

Все это и сейчас соблюдается?

Подождите...