Контент опубликован пользователем сайта

Вокруг света

Еврейская жизнь в местечках

59
Еврейская жизнь в местечках

Местечко зародилось в Речи Посполитой, где с 15–16 вв. представители местной знати приглашали евреев селиться в принадлежащих им селах и городах на сравнительно благоприятных условиях. Многие из таких населенных пунктов постепенно превращались в своего рода еврейские городки, большинство жителей которых по роду своей деятельности (аренда помещичьих имений, скупка сельскохозяйственных продуктов,  различные ремесла), а также по образу жизни были тесно связаны с деревней.

Возникавшие в них еврейские общины вначале подчинялись крупным кагалам, но со временем, не будучи связаны ограничениями,  становились все более самостоятельными и получали возможность устанавливать собственные принципы общежития и обычаи (особенно в тех местечках, которые были целиком заселены евреями). На землях Речи Посполитой сложилась как бы параллельная страна, живущая по своим законам и четко отделенная от коренных наций, проживающих на этих землях.

В конце 18-го века в результате трех разделов Речи Посполитой часть ее территорий, на которой уже несколько веков проживали евреи, присоединяется к Российской империи. Еврейская община империи согласно переписи населения 1897 г. достигла численности до 5.200.000 человек. В 1791 году при Екатерине Великой была учреждена черта оседлости, определяющая территорию, за пределами которой запрещалось проживание евреев. В нее вошли бывшие польские земли, южные районы Украины и Крым. Именно черта оседлости во многом предопределила дальнейшее формирование штетлов - местечек, основной процент населения в которых составляли евреи.

Штетл -(идиш) городок или еврейское местечко — небольшое, как правило, поселение полугородского типа, с преобладающим еврейским населением. Таких штетлов было бессчётное множество по всей западной оконечности Российской империи на территории современной Украины, Беларуси, Польши, Литвы, Молдовы. Жили там евреи-ашкенази.

 Здешние еврейские общины были в значительной степени изолированными от внешнего мира. Они придерживались законов ортодоксального иудаизма, законов Галахи. Местечко отличал особый образ жизни, культура, традиции. Вот так выглядела эта огромная территория за чертой оседлости, почти как государство в государстве:

В России по переписи 1897 г. 33,5% ее еврейского населения проживало в 1522 местечках. Около 40% их жителей занималось торговлей и посредничеством, а 35-40% были ремесленники. Местечко могло насчитывать и меньше 1000 жителей, и больше 20 000.

После установления Советской власти еврейская общинная жизнь была практически полностью уничтожена, целью большевиков было растворить еврейский народ в основной массе советского населения. В этот период закрывались синагоги и еврейские школы, с другой стороны - у евреев появилась возможность без труда покидать пределы местечка и строить карьеру. Штетлы начали приходить в упадок. В то же время в отделившейся Польше они продолжали существовать вплоть до 2-й мировой войны и в этой подборке они также будут представлены.

Эти фотографии позволяют нам заглянуть в прошлое еврейства и знакомят нас с традициями, обычаями и повседневной жизнью еврейского народа ашкенази. К сожалению, не все фотографии подписаны, есть и такие с не совсем понятными для меня подписями.

Польский штетл начала 20 в.

Иерусалимка, еврейский район Винницы

Колодец в штетле, Волынь

Маленький штетл Высок на Волыни

Еврейский базар Ковеля

Клейзморим (еврейские музыканты которые часто выступали в сопровождении бадхена - шута). Рогатин 1912.

Еврейские уличные музыканты, 1890 г.

Эта открытка и остальные что ниже, как мне кажется, изображают шабат.

На этой открытке изображена свадьба в еврейском местечке

Старый Рабби.

Евреи в украинском местечке, начало 20 в.

У синагоги в Ковеле

Сойфер Реб Дувид Элье. Аниполь 1912.

Дети в хейдере(еврейской школе). Украина. 1912 г.

Хейдер в Люблине

Помощник меламеда(учителя) в хейдере, Сташов

Хейдер для девочек

Еврейские школьники во Львове. Разумеется что Львов, Галиция и Буковина никогда не относился к Российской империи, но я тоже решила включить и такие фотографии.

Ученицы женской еврейской гимназии г. Ровно

Штетл Заблудов

Белорусские евреи-ремесленники

Магазин и дом еврейской четы Ребейковых в Йозиорах(?) , 1900 г.

Еврейский квартал Кишинёва, начало 20 века.

Молдавский еврей на фоне своего дома

Еврейская семья. Город Мозырь. Беларуссия. Начало 20 века.

На следующих нескольких редких открытках представлена еврейская жизнь в украинском городе Кременчуг.

Они не подписаны и поэтому остаётся лишь гадать о том что же на них изображено.

Хаим паромщик на реке Вистула (около Кузьмира).

85-и летний точильщик, мастер по зонтам и знахарь. Лодзь, 1927.

Шабес-клапер - т.е. он стучал по ставням, оповещая жителей что шабат вот- вот начнётся

Часовщик

Ткач(вебер)

Портной(шнайдер)

Сапожник(шустер)

Починщик

Водонос, и отец его, и дед тоже были водоносами

Тоже водоносы

Перощипательница( (перья ценились, так как из них делали дорогие подушки и перины, обычно входящие в приданное).

Ткачиха

87-летний кузнец(шмит), самый старый кузнец в Новом Месте, 1925

Ткачиха, делающая нити

Евреи из горного штетла Роcахач,  в Карпатах.

Еврейско-русинский клезмерский оркестр, 1895

Скрипач, Сташов, 1930-е

Еврей доит козу в горном Карпатском штетле Росахач

Карпатские евреи и их соседи русины

Местечко где-то на Западной Украине, 20-е годы

Еврей с сыном, Польша, 1928

Хасид из Сташова

Евреи у водоколонки на рынке в Отвоке, Польша

Еврей-инвалид. Варшава

Бродячие еврейские торговцы, Варшава

Вход в еврейский район Кракова

Еврейский район Люблина

Торговый день в Кременце, 1925. (Кременец однин из самых старых еврейских городов в восточной Польше. Сегодня - Западная Украина).

Евреи и польский крестьянин на рынке, 1930-е

Евреи, молящиеся у кейвера, Краков

Хасиды в Кракове

Хасиды и остальные на одном из курортов в Польше

Вопрос к Рабби. Варшава, 1930-е

Старый еврей с книгами. Варшава.
 

Еврей из Галиции

Студенты иешивы, Варшава, 1926

Даже после конца учёбы ученики иешивы продолжают обсуждать пройденое, Мукачево

Певец хасидского хора из Мукачево

Женский руководящий состав Талмуд-Тора в Орле (Польша). 1930-е

Булочная в Кракове, 1930-е

Домохозяйки несущие чолнт(?) для установки в духовке пекаря на шабат (это была общественная печь, которой могли пользоваться те у кого не было  своей). Белосток, 1932

Старая миква. Залещики(сейчас это Тернопольская обл. Украина). Миква это такой резервуар с водой, что-то вроде небольшого бассейна, для ритуальных омовений. Каждая женщина была обязана в определённый день сразу после месячных проходить обряд "очищения" в микве. Но с учётом того что вода в микве очень редко менялась и современными дезинфицирующими средствами в то время не располагали, то эта процедура кажется крайне неприятной и негигиеничной.

Уборка и сушка белья перед Песахом в одном из местечек

Осколки этой цивилизации по сей день разбросаны по Украине, Беларуси, Литве, Польше. Один из таких осколков - городок Шаргород  в Винницкой области, который считается одним из самых хорошо сохранившихся еврейских местечек. Евреев тут давно уже нет, но сохранились улочки и домики, а также старейшая синагога Украины. Вот так сейчас выглядят улочки бывшего штетла с некоторыми домами, сохранившимися ещё с давних времён:

Это главная площадь штетла:

Домики вдоль склона. Ведь что-то в их облике правда есть иное, не украинское. По сути сельские хаты - но поставлены в ряд, как городские:

С площади видна синагога:

Синагога в Шаргороде - на самом деле  уникальный памятник. Во-первых, она старейшая во всей Украине (1589). Во-вторых,  это храм-крепость, входивший в систему городских укреплений (о чем напоминают дозорные башенки). Ну а в третьих чисто визуально это пожалуй самая красивая синагога Украины:

Свои функции она меняла не раз. При турках это была мечеть, при Советах и ныне - заводской цех. Впрочем, сам завод уже был заброшен.

Сбоку к синагоге примыкает хедер (аналог церковно-приходской школы):

Домики под синагогой - еврейские просто донельзя:

Штетл  очень маленький - буквально площадь, улица и кварталы вдоль них. Впрочем, оно и немудрено - ведь это по сути село с городской плотностью застройки. Сами по себе дома мало отличаются от украинских хат - но именно их необычайно плотное расположение и отличает еврейское местечко от села:

Ставни и двери у домов ещё родные:

И в завершении темы предлагаю посмотреть несколько работ еврейских художников, изобразивших на своих полотнах жизнь в штетле.

Борис Дубров. Еврейское местечко.

Борис Дубров. Колодец в местечке.

Борис Дубров. Музыканты

Местечко Острополь

Борис Шапиро. Свадьба

Ещё одна работа Бориса Шапиро, без названия (не нашла)

Елена Флёрова. Свадьба в местечке.

Елена Флёрова. Дед и внук у окна.

Елена Флёрова. Моление при луне.

Марк Шагал. Дом в местечке Лиозно.

Марк Шагал. "Полёт"
 

Оставьте свой голос:

551
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

bar_paly
bar_paly

Спасибо Вам, автор!

Ladino
Ladino

После: "Еврейские уличные музыканты, 1890 г" Две открытки поздравление с Новым годом. Так и написано: шана това!, Следующая открытка: Ханука. Потом опять "шана това." После свадбьы - моление над водой. Опять "шана това".

А вообще в штетлах жила беднота в основном и малообразованная зачастую.

Ladino
Ladino

Ladino, "На следующих нескольких редких открытках представлена еврейская жизнь в украинском городе Кременчуг": опять "Шана това" и раздача милостыни бедным (традиция)

Третья под неподписанной - Авдала.

Ladino
Ladino

Ladino, в микве вода обязательно минимум на 50% проточная, поэтому комментарий...эээ... нефактичен. Сорри.)))

Ladino
Ladino

Ladino, А в итоге спасибо за интересную статью автору. (И много плюсов)

aniase
aniase

Ladino, просто я читала об этих миквах ужасные вещи, меня это поразило и впечатлило.

Ladino
Ladino

aniase, не верьте.))) Чесслово.))) Если миква не проточная, то омывались и прочее в реке. Это требования по устройству. Или она не кошерная. А в местечках народ жил держась за традицию очень крепко.

А все равно спасибо. Очень точные фото о штетлах.

Julyjulia
Julyjulia

Ladino, да,все верно.Думаю,что Вы знаете,но для других уточню: молитва над водоемом—это обряд Ташлих,который совершают в Рош ха Шана (Новый год)—символическое выбрасывание в воду грехов и проступков,накопившихся за год,"очищение" перед Судным Днем. "Авдала"—обряд ,совершаемый на исходе субботы ,разделяет святость субботы и будни.Спасибо автору за интересный пост

Ladino
Ladino

Julyjulia, +1)))
Я специально бросила только названия чтобы остальное гуглили, и не перегружать текст расшифровкой терминов.))

Julyjulia
Julyjulia

Ladino, так это ж мои понты,а то как же Вы про них узнаете?

Ladino
Ladino

Julyjulia, еще +1)))

blueberry
blueberry

Ladino, после возникновения черты оседлости уже почти все стали беднотой

blueberry
blueberry

Ladino, судя по нику - вы из сефардов?

Natalina-Fania
Natalina-Fania

Вот спасибо за правильное написание название моей страны- БЕЛАРУСЬ! Моя бабушка жила в местечке, и до 39 года в нем уживались и татары, и евреи(уж я даже не знаю кто расстрелял их больше: советы или немцы) , и католики с православными.Она мне часто рассказывала про уклад жизни. Так вот евреи были очень мирные и замечательные. На земле они не работали. Имели все двойные дама (большой деревянный дом разделенный на две части) в одной был или магазин, или что-то типа пошива одежды, а во второй уже жила семья (к слову очень большая). Они держали лошадей, всё продовольствие они всегда покупали у соседей. Учились они в своей школе, но жили не закрыто.

Dududusya
Dududusya

Вот это да. В избранное

LUKA
LUKA

Ой, спасибо.
Тема дико интересная. Дико.
Моя прабабка как раз из такого вот местечка где то там на границе Польши и Беларусии ...поэтому тема востосноевропейского еврейства мне очень близка.
Хорошо описывает жизнь в еврейском городе Бела, жена Шагала ...там же очень ортодоксальная была семья ...
Ну и художественная литература тоже-очень колоритная .
Знаете , только мне показалось что евреи той поры , несмотря на нищету , гораздо симпатичнее современных . Ну нет этого женоподобия .
Наверное, потому что "наши" стали реально лучше и больше есть.
Плюс одежда евреев с фото не диссонирует со временем .
Тогда как у современных хасидов все абсолютно архаично .
Очень интересное это явление было:местечковое еврейство ...
Спасибо еще раз.

_stirlitz_
_stirlitz_

LUKA, "Плюс одежда евреев с фото не диссонирует со временем" - со временем ладно, а вот с погодой...))) я говорю о религиозных евреях в Израиле - представьте в дикую жару эти одёжки. рубашка и синтетический-шерстяной лапсердак. плюс шляпы фетровые или МЕХОВЫЕ. О_____О. традиция в одежде сложилась в Европейском климате, и они всё как есть перенесли в Израиль. я от одного взгляда на них летом получаю тепловой удар и обливаюсь липким потом

aniase
aniase

_stirlitz_, да, и навряд ли они даже тогда, проживая в европейском климате, носили меховые шапки и тёплую одежду летом.

Ladino
Ladino

aniase, штраймель - на особые случаи. Одевался даже летом.)))

LUKA
LUKA

Ladino, да и стоит, как я понимаю, очень недешево .

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Крис Прэтт в Москве: фотоколл и пресс-конференция с актером
Эволюция: Ирина Шейк
Красота в будуаре: Мэрайя Кэри на запуске своей косметической коллекции
Звездный Instagram: благотворительность и шоу Victoria`s Secret
Мэттью МакКонахи с женой Камиллой Алвес и детьми на премьере мультфильма "Путь к славе"
Крис Прэтт, Зоуи Салдана и маленький Грут в новом трейлере фильма "Стражи галактики 2"
Выбираем образ недели: 19.11. - 2.12.
Пять месяцев счастья: Сергей Безруков опубликовал новое фото дочки Маши
В полном составе: Риз Уизерспун с мужем Джимом Тотом и детьми на премьере мультфильма
Дженсен Эклс и Дэннил Харрис стали родителями близнецов
Шикарные формы: новые фотографии Кайли Дженнер в купальнике
Битва платьев: Дженьюари Джонс против Ксении Соловьевой
Рождественские коллекции макияжа: часть I
Мадонна сделала предложение Шону Пенну, оделась в костюм клоуна и раскритиковала Дональда Трампа
Второй этап конкурса "Самые стильные в России-2017" по версии HELLO!: самая стильная пара
Иван Ургант, Влад Лисовец, Татьяна Геворкян и другие на открытии бутика
Новый сериал: Евгений Цыганов, Мария Андреева и другие в сериале "София"
Дмитрий Хворостовский отменяет выступления из-за ухудшения здоровья