Контент опубликован пользователем сайта

Вокруг света

Звезда + Скульптура = Символ Франции

6
Звезда + Скульптура = Символ Франции

Продолжая тему о французских красавицах, в этом посте расскажу об одном интересном символе этой страны.    

Обычно Марианна изображается молодой женщиной во фригийском колпаке. Она является олицетворением национального девиза Франции «Свобода, Равенство, Братство». Скульптурные изображения Марианны являются обязательным атрибутом учреждений органов власти, судов, муниципалитетов и так далее. Её профиль размещён на государственной печати Франции; она изображена на французских стандартных почтовых марках. До введения евро изображения Марианны размещались на монетах, соответственно на сантимах и франках. В настоящее время изображение Марианны можно увидеть на евроцентах  французской чеканки.

Основная версия гласит, что в XVIII веке в стране были очень распространены женские имена Мари и Анна, поэтому Республику, провозгласившую свободу, равенство и братство для всего народа, назвали народным именем Мари-Анна. Известно, что уже 10 октября 1792 г. популярный в то время шансонье Гийом Лавабр в своей песне впервые назвал республику Марианной.

 По другой версии, Баррас отец-учредитель Директории,  ужинал у своего друга Жана Ребела. Это был семейный ужин, на котором присутствовала мадам Ребел, обладающая красотой и шармом, ее имя было Мари-Анна. Баррас решил что лучшего имени для республики нет.

Так или иначе, национальное собрание Франции в сентябре 1792 года постановило, что новой печатью государства должно стать изображение стоящей женщины с копьём, на голове которой надет фригийский колпак. Этот головной убор известен со времён Римской империи, носили его освобождённые рабы-вольноотпущенники. С тех пор фригийский колпак стал символом свободы. Таким образом, Марианна во фригийском колпаке стала также символом свободной Франции. Многие французские художники и скульпторы изображали её в своих произведениях. Одним из известнейших произведений является картина Делакруа «Свобода на баррикадах», написанная под впечатлением революции 1830 года.

              "Свобода на баррикадах". Делакруа                                                                                                                                                                                                В 1849 году была выпущена почтовая марка с изображением Марианны. В период Второй Империи изображения Марианны были запрещены. Примерно с 1875 года изображения Марианны стали широко распространяться в официальных учреждениях: департаментах, муниципалитетах, судах. У Французской Республики нет герба: еще в XIX веке там посчитали, что герб – это пережиток монархического прошлого и он, в принципе, не нужен.  Зато «Марианна» повсюду!

Вначале это были бюсты, изображавшие некий собирательный образ,  но во второй половине XX века французы придумали отождествлять Марианну с вполне реальными женщинами, естественно, – соотечественницами. Главное условие к кандидатке красота и известность. Комитетом мэров французских городов прототипом Марианны стала избираться одна из известных красивых женщин страны. С тех пор «Марианны» менялись, мэрии заказывали новые бюсты, но известно наверняка, что женщины были замечательные во всех смыслах: красавицы и умницы.

Первой женщиной, «подарившей» свое лицо для изваяния Символа свободы, равенства и братства стала Брижит Бардо.

В шестидесятые годы, когда молодежь всего мира, протестуя против убогости, серости, конформизма общества, в котором ей (молодежи) пришлось существовать, начала строить баррикады, символом свободы на баррикадах (как у Делакруа) стала Бардо! Она была образом того бунтующего молодого времени. В 60-70е года она являлась символом нового поколения женщин – раскрепощенных, уверенных в себе, свободных в выборе партнеров. Ей подражали в поведении, одежде, макияже: сочетание широких черных стрелок с бледными губами, укладка «бабетта», «конский хвост» или повязка в волосах, мини-бикини, клетка – все, что выбирала для себя ББ, мгновенно оказывалось на пике популярности.

Слава Брижит не пошла на убыль даже после окончания карьеры в 1973 году, а ее образ чувственной нимфетки тиражируется до сих пор. Периодически глянцевые журналы приглашают очередную звезду чтобы запечатлеть ее в образе великой ББ. Но как известно копия всегда хуже оригинала.

Бюст был выполнен художником и скульптором (а также мастером в жанре эротического pin-up) Аленом Асланом в 1970 году. Кстати, есть легенда, что Аслан, которому заказали ваять Марианну в тот памятный год, придал «лицу республики» черты Бабетты ради шутки.

Но результат оказался настолько хорош, что с тех пор повелось приглашать звезд в качестве моделей. Правда это или нет, но, забегая вперед, скажем сразу, что бюст Марианны-Бардо, до сих пор является самым популярным. И на мой взгляд, самый красивый, и самый похожий на оригинал.

      С 1972 года Марианной «стала» французская актриса Мишель Морган. Мне к сожалению не удалось найти фото скульптуры Марианны, прототипом которой она стала. Но согласитесь, она тоже была этого достойна…

Если Брижит Бардо досталась возможность «примерить» колпак Свободной Республики за то, что на тот момент (1970 год) она была, пожалуй, самой узнаваемой, красивой, и…раскрепощенной француженкой (что волне подходило для символа свободы десятилетие назад), то в 1978 году чести представлять Отечество была удостоена Мирей Матье, так как к этому времени простая девушка из бедной семьи, благодаря своему упорному труду и таланту, сделала такой рывок в своей профессиональной карьере, что ее стали узнавать во всем мире!

Неудивительно, что власти обратились к ней с просьбой позировать для изготовления образца бюста Марианны. Мирей Матье является «послом французской песни». Продав более 100 миллионов пластинок по всему миру и имея репертуар, состоящий более чем из 1000 песен на французском, немецком, английском, итальянском, испанском, провансальском, каталанском, японском, китайском, русском и финском языках, она пела перед самой разной публикой, почти во всех странах, и любима простым народом точно так же как и величайшими знаменитостями мира.

Мирей была первым западным исполнителем, давшим концерты в Китае.  А в 1989 году на праздновании 100-летия Эйфелевой башни Мирей Матье была удостоена чести спеть гимн Франции — Марсельезу — в сопровождении оркестра Республиканской гвардии и хора французской армии. Это исполнение Марсельезы (не полное) транслировалось по телевидению многих стран, стало одним из самых известных в мире и свидетельствовало о безусловном признании Мирей Матье великой французской певицей.

Третьей «знаменитой» Марианной стала актриса Катрин Денев.

В 1985 году, вслед за актрисой Брижит Бардо и певицей Мирей Матье, по результатам общественного опроса, Марианна «обрела» лицо Катрин Денев.  Эта актриса к вышеупомянутому году стала очень популярной не только во Франции, но и во многих других странах по всему миру. Журналисты писали: «Французские актрисы, как французское вино, — нетранспортабельны. Кроме Катрин Денёв». Она вернулась в Европу — актриса, ставшая знаменитостью и по ту сторону океана.

О том, как она стала моделью для создания бюста Марианны, Катрин говорила (в разное время):

«Я нахожу это очень приятным, мне понравилось (воплощать Символ)».

«Если бы меня попросили об этом заранее, то скорее всего я бы отказалась. Но мне представили это как результат опроса, поэтому я решила, что это хорошая идея. И потом, никто не обязывает иметь мою статую в мэрии. А для меня – это не является какой-либо обязанностью: ни в политическом, ни в профессиональном смысле. Я не чувствую никакой разницы.»

«Я согласилась позировать для Марианны, потому что это символ республики, а у меня глубоко развиты чувства гражданина.»

«Я всегда сопротивлялась мумификации. За исключением бюста Марианны: это ведь стало результатом общественного мнения по всей Республике, это важно для меня. Я обнаружила, что такая женщина, как я, не состоящая в браке и имеющая детей вне брака, символизирует французов.»

В 1989 году известная модель, любимица обувного художника Роже Вивье  и Модного Дома Chanel, Инес де ля Фрессанж  стала официальным лицом Франции, символом свободы Республики, – Марианной.

Французская манекенщица наравне с Брижит Бардо, Мирей Матье  и Катрин Денев удостоилась такой чести. Это имя для нас не такое популярное, как, например, Бардо, но – не для французов! И не смотря на то, что имена топ-моделей на слуху и для меня это имя оказалось незнакомым.  В 1971 году во Франции скончалась великая Коко Шанель. И тут, появляется манекенщица, очень похожая внешне на Великую Мадам! Ею оказалась Инес де ля Фрессанж. У девушки было тогда прозвище «модель, которая умеет разговаривать».

Инес де ля Фрессанж родилась во Франции на лазурном берегу, расположенном недалеко от Сен-Тропе (которой ввела в моду ББ). Инес выросла в очень обеспеченной семье, ее бабушка была наследницей крупного банковского состояния. С детства ее окружала фамильная аристократия, с пеленок ей были привиты чувство вкуса и стиля. При таких приятных стечениях обстоятельств в жизни этой женщины должно было рано или поздно все «совпасть». Неизвестно, то ли из-за сходства с Шанель, то ли из-за профессинальных качеств, а, может, и того, и другого, главный дизайнер Карл Лагерфельд выбрал ее лицом модного дома Chanel в Париже.

На тот момент Инес была первой манекенщицей, которая стала работать с Домом моды Chanel по эксклюзивному контракту. Учитывая ее популярность, красоту, элегантность, настоящую «французскость», было решено, Инес – новая Марианна! Против оказался только один человек…Карл Лагерфельд.  «Я не желаю одевать статуи. Это слишком вульгарно!», заявил он тогда и разорвал все отношения Инес с Chanel. Но далее карьера мадам Инес стала развиваться нешуточными темпами! В 1991 году она создала свой собственный бренд Ines de la Fressange, который выпускает одежду, аксессуары, духи драгоценности. Именные бутики были открыты во Франции, США и Японии.

Проект оказался успешным, но из-за неопытности в делах бизнеса Инес вскоре потеряла контроль над предприятием и над своим собственным именем. В конце 1999 года она была уволена из своей собственной компанией, т.к. не являлась главным акционером марки. Через несколько лет судебных процессов Инес, наконец, начала приходить в себя.  С 2003 года начала принимать активное участие в возрождении легендарной обувной марки Roger Vivier в качестве креативного консультанта и представителя бренда. Кроме того, за свои достижения мадам получила одну из высших наград Франции — Орден Почетного Легиона. «Статуя» устояла. Карл не мог этого не заметить и, спустя 20 лет, сначала предложил своей бывшей музе сфотографироваться для рекламной кампании, а в конце 2010 года 53-летняя мадам Инес де ля Фрессанж вышла на подиум в весенне-летнем показе Chanel!

Пятой «известной» Марианной Пятой Республики была выбрана ставшая знаменитой к этому времени француженка, модель Летиция Каста.

                                    

В конце 1999 года у Франции официально появился новый прообраз Марианны — женщины-символа, олицетворяющей Французскую Республику. Ею стала 21-летняя уроженка Корсики, модель и киноактриса Летиция Каста. Девушка обогнала в конкурсе топ-модель Эстель Холлидей, за которую проголосовали 29% мэров, чемпионка по виндсерфингу Натали Симон, популярная певица Патрисия Каас и телеведущая Даниэла Ломброзо. 

                                

Правда, большинство мэров женского пола были недовольны итогами выборов. По их мнению, символом Франции должна быть обычная женщина, а не  модель и манекенщица, как Инес де ля Фрессанж. Но как бы там ни было, Марианной № 5 стала именно Каста.

                 

Началом модельной карьеры Летиции принято считать момент, когда ее в 15-летнем возрасте заметил фотограф модельного агентства Madison Models во время семейного отдыха на Корсике, вскоре после чего она стала фотомоделью в журнале «Elle». С этого начался ее головокружительный успех – ее стали приглашать на показы самых известных мировых модных домов, начиная с Jean-Paul Gaultier, а также Yves Saint Laurent, Chanel, Givenchy, Ralph Lauren, Victoria’s Secret, Shimada. В 1998 году ее назвали моделью года, а в 1999 – пригласили на съемки для календаря Pirelli. Тогда же она сыграла в своем первом фильме – «Астерикс и Обеликс». Ее партнером стал Жерар Депардье. С этого фильма по мотивам французских комиксов началась ее кинематографическая карьера (сейчас Каста больше уделяет внимания именно кино, а не карьере модели). Как нетрудно заметить, к началу 2000 года было вполне понятно, кто скорее всего станет олицетворением Франции на ближайшие годы. Летиция была безумно популярной тогда. Вот что она сама говорит насчет почетного «избрания»: «Да, меня выбрали Марианной, мое изображение чеканили на монетах, марках, флагах. Я, если честно, сама не понимаю, как стала главной моделью родной страны, но ужасно этим горжусь.»

Летиция «пробыла» Марианной недолго, всего три года. Говорят, что французы не смогли ей простить того, что почти сразу после оглашения результатов Каста уехала в Лондон, за что подверглась критике со стороны прессы. Хотя сама модель мотивировала переезд профессиональной необходимостью, французское издание «Le Point», как и некоторые другие, предположили, что она просто попыталась избежать «драконовской» французской системы налогообложения. Многие журналисты и политики левого толка часто критикуют французских звезд за подобные действия… Но «благодаря» этому в некоторых странах появляются богатые и знаменитые «соотечественники»…

Шестой «известной» Марианной, стала французская телеведущая Эвелин Тома.

                                                         

Сказать, что в октябре 2003 года Франция была шокирована, – ничего не сказать. Вслед за Летицией Кастой, «на смену» ей пришла ставшая популярной по всей стране телеведущая и журналистка Эвелин Тома.

Общественность гудела, на форумах во французском интернете это было одной из животрепещущих тем. Ну надо же! Не красавица, с угловатыми чертами лица, 39-ти лет отроду, женщина с микрофоном, ведущая популярное (чего уж говорить!) ежедневное ток-шоу на телевидении, стала олицетворением страны!

Парижская интеллигенция недоумевала, считая это какой-то шуткой. А простые обыватели радовались: наконец-то Марианной стала не какая-то красотка из мира шоу-бизнеса, а обычная женщина, не боящаяся говорить вещи, о которых многие предпочитают молчать или говорить вполголоса.

Перед скандальными «марианниными» выборами Тома дала интервью газете «Le Parisien» («Парижанин»), где ее спросили, что она думает о знаменитых республиканских ценностях: Свободе, Равенстве и Братстве.

«Свобода?», спросила она. «Свобода – это хорошо, особенно свобода слова.

Братство? Тоже замечательно, особенно касательно судопроизводства и образования. А вот в равенство я не верю. Равенство во Франции означает постоянную озабоченность о соответствии общепринятой форме поведения. Человек не в состоянии выразить собственную индивидуальность!». В другом интервью, отвечая на тот же вопрос, Эвелин произнесла: «Я вообще не знаю, что они (эти ценности) означают!» Нация была в шоке…

Предыдущие «известные» марианны были настолько бесспорны в глазах соотечественников, что даже люди, по тем или иным причинам испытывавшие неприязнь к этим великолепным представительницам «слабого пола» Франции, не решались иронизировать по их поводу, зная, что получат возмущенную отповедь подавляющего числа соотечественников.

            

Эвелин Тома, мягко говоря, сияющему образу французской женственности не соответствует (каковую последовательно олицетворяли Брижит Бардо, Катрин Денев, Инес де ля Фрессанж, Летиция Каста). Хотя справедливости ради нужно отметить, что еще на выборах Касты, произносились замечания по поводу марианн-красоток из круга шоу-бизнеса («почему это стало нормой?»). В 2003 году Франция получила первую Марианну не из элиты, не высоко интеллектуальную, говорящую слишком много (нет золотой середины!) и далеко не красавицу с широкими скулами. Интересно, что «соперницами» в голосовании в 2003 году были актриса Софи Марсо, певица и модель Карла Бруни и супруга тогдашнего министра внутренних дел Франции Сесилия Саркози (ее мужем, как вы понимаете, на тот момент являлся Николя Саркози). Забавно…

 Что касается Софи Марсо, которая считалась фавориткой, то мэров испугала ее близость к парижскому бомонду и шоу-бизнесу. Избрание же супруги главы МВД Николя Саркози могло вызвать раскол, когда мэры-социалисты пригрозили отказом выставлять бюст Марианны, слишком тесно связанной с нынешним правительством.

Многие тогда расценили выбор в пользу Эвелин как свидетельство роста влияния телевидения на политическую элиту и общество в целом. Более того, выбор был не только свидетельством, но и средством: средняя ежедневная аудитория шоу Тома – два миллиона зрителей только в «сэндвич-барах» по всей стране, и накануне политических выборов корыстные мэры намеревались увеличить это количество до 5-6 миллионов. Эта версия, конечно, не получила официальной оценки. Официальной причиной победы Эвелин Тома является ее популярность на телевидении. Ален Трампольери, председатель клуб мэров «Золотая Марианна», так и сказал: «Ее ежедневное появление на экране создало очень сильную связь с гражданами Франции. Ее шоу показало, что можно быть популярным и одновременно не вульгарным.» Скульптором выступил сам Трампольери.

В октябре, уже по сложившейся традиции, 2011 года Франция выбрала новую Марианну. Ею стала (наконец-то!) актриса Софи Марсо.

После избрания на эту почетную «должность» Эвелин Тома в 2003 году, большое количество граждан страны негодовало: новая Марианна не знает, как объяснить французские «тотемы» – Свобода, Равенство, Братство, – и вообще относясь к ним легкомысленно.  И к тому же, рассуждали французы, Эвелин далеко не красавица, и не может олицетворять Символ Свободы, оставаясь при этом, например, невероятно сексуальной, как Брижит Бардо, женственной, как Летиция Каста, и элегантной, как Инес де ля Фрессанж. Ну или, на худой конец, собирала бы тысячи людей, распевая Марсельезу (гимн Франции), как Мирей Матье. Но «женщина с микрофоном», телеведущая Эвелин Тома, уже «отслужила» положенный срок. И вот настал момент огласить результаты, кто же стал Марианной номер семь?

Софи Марсо! Франция выдохнула. Да, снова актриса. Да, снова из шоу-бизнеса. Да, женщина, с небезупречной личной жизнью. Но, безусловно, талантлива, знаменита на весь мир, и – vive la France! – красива. Вообще-то, французы уже не раз подумывали избрать Марсо новым лицом Республики, но каждый раз что-то не получалось. В 2001 году на недоумение журналиста газеты «Mail on Sunday», почему Софи так и не послужила моделью для бюста Марианны, актриса воскликнула: «Знаете, что? Я и сама не могу этого понять, но у французов есть такое странное противоречие: они не хотят признать, что хотят видеть меня в этой роли».

                                 

Софи «обогнала» Марион Котийяр и Ванессу Паради, занявших второе и третье место соответственно. Может быть, кто-то из них станет Марианной в будущем? К слову, уже несколько лет во Франции судачат об «этой огромной растрате денег государственного бюджета» – выборах нового лица для Марианны. Кое-кто даже предлагает раз и навсегда принять кого-то одного (например, истинное олицетворение постулатов страны – писательницу, феминистку, автора «Декларации прав женщины и гражданки» (1791), – Олимпию де Гуж , и перестать транжирить деньги.

По словам организаторов опроса Марсо лучше всего представляет образ французской женщины для иностранцев. Для самих французов актриса – олицетворение настоящей красоты. По мнению опрошенных, у Марсо юное лицо без хирургического вмешательства. Актриса олицетворяет для французов естественный и в то же время возвышенный образ. Во Франции Софи обожают.  И может, в будущем с выборами Марианны решат покончить, но пока символизировать Пятую Республику будет Марсо.

Врать не буду - перепост. В основном с сайта http://www.izuminki.com

Оставьте свой голос:

354
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

flow
flow

Мне нравится этот символ. Жалко будет, если французы решат больше не "назначать" знаменитых французских красавиц "побыть" Марианной.

Kaisa
Kaisa

flow, согласна с Вами - довольно интересная традиция. Хотела чтобы следующей Марианной стала моя любимица - Эммануэль Беар.

asemzhan_17
asemzhan_17

спасибо за пост! Больше всего мне нравится бюст Марианны, моделью для которого была Брижит Бардо.

Kaisa
Kaisa

asemzhan_17, пожалуйста! Мне тоже эта статуя кажется самой красивой и самой похожей на оригинал.

Foxi2012
Foxi2012

Предпоследняя Марианна-жуть. Бардо- вне конкуренции, думаю, надо было ее оставить вечной Марианной

keinelust
keinelust

конечно, Бриджит нет равных! ех, я в нее просто влюблена)

Сейчас на главной

Регина Тодоренко выпустила сольный альбом Fire и клип на одноименную песню
Барак Обама и Ева Лонгория спели на ежегодной церемонии зажжения огней на рождественской елке
Ксения Собчак, Максим Виторган и другие на премьере фильма "Рыба-мечта" в Москве
Минутка ретро: короткая любовь Фрэнка Синатры и Миа Фэрроу, или Почему актриса лишилась своих длинных волос
Риз Уизерспун и Николь Кидман в трейлере сериала "Большая маленькая ложь"
58-летняя Шэрон Стоун отдыхает с новым бойфрендом Лонни Купером на острове Сен-Барт
Косметичка бьюти-редактора Cosmopolitan Beauty: что выбирает Алиса Дробот
Итоги года от Instagram: Селена Гомес и Криштиану Роналду — авторы самых популярных фотографий
Кристина Орбакайте, Виктория Лопырева и другие отметили начало зимы на вечеринке
Дочь Ренаты Литвиновой и Константин Хабенский в фильме для благотворительного проекта Светланы Бондарчук: видео
Кристен Стюарт снялась в клипе The Rolling Stones на песню Ride 'Em On Down: встреча с зеброй и сексуальные танцы
Серое ей к лицу: беременная Натали Портман на премьере фильма "Джеки" в Вашингтоне
Степан и Елизавета Михалковы, семья Новиковых и другие на открытии гастрономического фестиваля
Анастасия Стоцкая, Яна Рудковская, Юлия Барановская на дне рождения дочери Филиппа Киркорова: новые фото
Виктория и Дэвид Бекхэм на благотворительном мероприятии в Майами
Беременная Ирина Шейк в откровенном видео журнала Love
Алсу представила новый клип на песню "Я пойду чуть-чуть поплачу"
Ноябрь-2016: альтернативный взгляд