Что говорит с утра польская еврейка после двадцати лет брака, проснувшись и посмотревшись в зеркало? "Так ему и надо!". Или: "Еврейская телеграмма: "Начинай беспокоиться. Подробности следуют...". Или: "В Освенциме на Йом Кипур набожные евреи втихаря молятся. Внезапно один из них в приступе волнения и боли повышает голос. Остальные тут же призывают его к порядку: "Потише! Бог может заметить, что несколько человек еще осталось...". Вот три символичных примера еврейского юмора, который, в отличие от того, что говорят о нем привычные клише, воспринимает жизнь не в духе долоризма, мазохизма, униженности, но "принимает сторону жизни, учитывая неизбежное несоответствие между провозглашаемыми идеалами и наблюдаемой реальностью", - объясняет Жерар Рабинович, автор прекрасной книги "Как плохи дела? Еврейский юмор, искусство остроумия" на конференции, посвященной этой особой форме юмора, который резко отличается от саркастического смеха, от насмешек, которые Спиноза числил по разряду ненависти.

САМОИРОНИЯ. Философ и социолог Национального центра научных исследований (CNRS), автор книги "О человеческой склонности к разрушению", объясняет, что еврейский юмор скорее близок к английскому по своей "форме доброжелательного смеха, выражающего обоюдное ощущение смешного". Историк Эмманюэль Берль замечал, что "юмор, кажется, более свойственен англосаксам и евреям" - разумеется, не являясь их исключительной прерогативой. Он утверждал, что, вероятно, это объясняется тем, что эти народы больше всех читали Ветхий Завет... В случае с английским юмором речь идет о юморе аристократов, инсайдеров, а в случае с еврейским юмором - о юморе маленького народа, аутсайдера, говорит, со своей стороны, Жерар Рабинович. Затем он выявляет различные формы еврейского юмора и его самоиронии: "есть ашкеназский, иудео-испанский, иудео-арабский, израильский, юмор штетла ("еврейского местечка" - прим. пер.), одесский или московский, салоникский или тунисский, нью-йоркский или тель-авивский юмор". "Но все они имеют общую основу", - продолжает философ, а именно: понятные всему человечеству темы (именно поэтому над еврейскими шутками смеются не только евреи), такие как женщина и семья, зарабатывание на жизнь, здоровье и смерть, дети и проблема соблюдения традиций, пережитые гонения. ПЕРСОНАЖИ. Первые следы юмора обнаруживаются в документах XII века, у великого сефардского поэта Иегуды Алхаризи, который перевел с арабского языка на еврейский книгу "Путеводитель растерянных" философа и духовного лидера Маймонида. Поэт сделал пародию на библейские рассказы, традиционно укоренившиеся в еврейском мире. И "именно здесь появляются две постоянных темы еврейских анекдотов", улыбается исследователь: неудачный брак и похождения "шноррера", попрошайки, с его дерзостью по отношению к высокомерным богачам. Позднее, в XIII и XIV веках, эстафета перейдет к ашкеназам, с их текстами и пародийными скетчами на библейские темы и самоиронией, текстами иногда довольно фривольными, в частности, касательно праздника Пурим. Тогда еврейский юмор выстроил систему "психических и нравственных типов": "шлемиль" (неловкий), "шлимазл" (неудачник), "хуцпедик" (наглый, нахальный, бесстыдник), "шноррер" (попрошайка), "поц" (глупец), "кретцер" (нытик), "яхне" (сварливая супруга), "кнакер" (хвастун), "шлупен" (брюзга) и т.д. Они хорошо видны в фильмах братьев Маркс, Джерри Льюиса, Вуди Аллена и в нижеприведенных анекдотах. И, как лукаво говорит Жерар Рабинович, "разве еврейские праздники, такие как праздновавшиеся на прошлой неделе Рош-ха-Шана и Кипур и начинающийся в среду Суккот, праздник кущей, не являются еще одним поводом надо всем посмеяться?". Да, но "не со всеми", как советовал гой Депрож. Да, но не абы как, отвечал ему один еврей. "Однажды Мойша..." Ничто человеческое не ускользает от этих феноменальных шуток, от еврейского юмора, который проявляется в анекдотах, рассказывающих человеческие истории о совместной жизни, работе, родственных связях, здоровье и смерти, о проблеме соблюдения традиций и о Боге. * В Эдемском саду. Ева берет Адама за руку и крепко ее жмет. "Ты любишь меня?". Адам изумленно на нее смотрит: "А что, у меня есть выбор?" * По еврейской традиции, мужчине нужно стараться быть в семье покладистым и всегда говорить жене "да". Чтобы понять, как в действительности обстоит дело, обществом по изучению человеческого поведения был проведен тест с участием ста мужчин. Их попросили разделиться: налево те, кто всегда говорит жене "да"; направо те, кто говорит "нет". 99 человек составили группу тех, кто всегда говорит "да". И только Мойша встал справа. Всеобщее изумление. "Мойша, что ты там делаешь?" "Не знаю, мне жена сказала встать сюда". * Москва. Иванов, секретарь райкома, приходит к Мойше. "Вот ведь какое дело, Мойша, - говорит он довольно угрожающе, - тебя не видели на последнем партсобрании". "Ах, Иванов! Если бы я знал, что оно последнее, я бы, конечно, пришел". * Ротшильд сожалеет, что не может дать больше шнорреру (попрошайке) Янкелю, потому что в следующем месяце выдает дочь замуж. "Как? - протестует шноррер, - Вы выдаете ее замуж на мои деньги?!".

И для сравнения, образчик английского юмора, стыренный в подземке:

Вследствие текущей экономической ситуации, свет в конце тоннеля пришлось отключить.

Подпишитесь на наш
Блоги

Таки да!

19:57, 22 января 2013

Автор: JohnGalt

Комменты 35

S

очень интересно почитать) спасибо)

Аватар

Понравилась фраза про чебуреки)

B

ааааа! последнее объявление офигительное!))))))))

Аватар

Рабинович, как вы посмели, заполняя анкету, в графе "иждивенцы" написать "государство"?!! - Абрам, ты вступил в КПСС? - Где? - спрашивает Абрам, осматривая свои ботинки. Мальчик подходит к папе и спрашивает: - Папа, а мы русские или евреи? - А тебе зачем это знать? - Да у нас во дворе мальчик велосипед классный продает. Вот я и думаю: мне поторговаться и купить или украсть и поломать?

Аватар

Таки и я подписана на эту страничку в ФБ))ржу частенько ))

Подождите...