Возможно, понять желательное направление реформы будет легче, если вкратце ознакомиться с наиболее известными школьными системами мира. USA

image

Особенности системы образования Государственной системы образования, как таковой, в Америке не существует. Хотя школы финансируются в основном за государственный счет, в каждом штате имеется местный выборный совет по делам образования - он разрабатывает учебные планы и ведает школьным обучением. Единых стандартов в системе школьного образования не существует - их качество зачастую зависит от местожительства, которое выбирает семья. Содержание и объем материала, который предстоит постигнуть школьнику (как, впрочем, и учебники, и другая печатная продукция, предназначенная для использования в классе), уточняются в школах самими преподавателями. И тут уж остается уповать на образованность, профессиональную квалификацию и ответственность учителя. Высшее образование платное и достаточно дорогое. Во многих семьях папы с мамами начинают копить деньги на колледж еще до того, как их чадо - он или она - выговорит первое слово. Многие студенты обеспечивают себя сами - подрабатывают во время учебы или же берут ссуду на обучение. А значит, по окончании колледжа или университета их ждет не только диплом, но и тяжкое бремя долгов (существуют образовательные кредиты). В систему образования США входят: дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3–5 лет; начальная школа (1–5 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6–11 лет; средняя школа (6–8 классы), в которой обучаются дети в возрасте 11–13 лет; высшая школа (9–12 классы) в которой обучаются дети в возрасте 14–17 лет; ВУЗы Средние школы бывают разных типов: академические профессиональные многопрофильные В многопрофильной школе, начиная с 9-го класса, существуют различные отделения (профили). Наиболее pаспостpаненные из них: академический общий коммерческий индустриальный сельскохозяйственный Академический профиль дает образование, достаточное для поступления в вуз. ВУЗы Американская система высшего образования представляет собой трехступенчатое формирование. Первая ступень завершается получением степени бакалавра вторая — мастера (магистра) третья — докторской степени, что именуется здесь латинским термином Philosophia Doctore (PhD). Система приема в колледж США максимально упрощена. Здесь нет никаких приемных или вступительных экзаменов. Зачисление в колледж осуществляется по результатам специального общефедерального теста на интеллектуальные способности выпускников (SAT, Scholastic Aptitude Test) и среднему баллу оценок по основным предметам (нечто вроде среднего балла аттестата школы). Тест сдают, как правило, в 11-м или в самом начале 12-го, выпускного класса школы. И уже по окончании первого полугодия 12-го класса — т. е. даже не дожидаясь окончания школы — выпускник рассылает заявки в интересующие его колледжи. UK

Особенности системы образования Школы В Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить любой ребенок, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса его родителей. Наряду с бесплатными муниципальными школами существуют и частные, платные учебные заведения. Школьное образование в Англии включает в себя два модуля: Начальное – для детей в возрасте от 4 до 11 лет (до 7 лет – в школе для малышей (Nursery School), а с 7 до 11 лет – в младшей школе) Среднее - для детей от 11 до 16 лет. Если родители хотят обучать своего ребенка дома, им необходимо получить разрешение местного совета по образованию, который должен убедиться, что условия обучения будут соответствовать принятым нормам, включая обязательное религиозное воспитание. Имеется три основных типа неполных средних школ: «грамматические» школы - основной акцент делается на академической общеобразовательной составляющей с ориентацией на последующее продолжение обучения в вузе. «современные» школы - прикладная направленность подготовки, имеющая целью ускоренное приобретение профессиональной квалификации. «Единые» школы - являются преобладающими по охвату ими учащихся, предлагают образовательные программы с относительно уравновешенными академической и практической составляющими. ВУЗы В Великобритании есть три вида вузов: университеты университетские колледжи колледжи высшего образования. Университеты отличаются от всех прочих вузов тем, что вправе самостоятельно присваивать ученые степени и определять условия их получения. Различия среди университетов довольно сильные. «Новые» университеты больше ориентированы на профессиональную подготовку выпускников, тогда как старые и «краснокирпичные» университеты повышенное внимание уделяют классическому академическому образованию. Колледжи нацелены на сравнительно узкую специализацию. Высшее образование платное. За образец в Великобритании взяли модель финансирования высшего образования, используемую в США, которая включает гибкую политику сочетания высокой платы за обучение с одновременным предоставлением долгосрочных кредитов под низкие проценты. Система кредитования имеет и негативные стороны. В частности, по этой причине повышается тревожность молодежи относительно возврата кредита, и все чаще молодые люди предпочитают высшему образованию раннее начало трудовой деятельности. SPAIN

image

Школы В Испании есть государственные и частные школы, а также школы, финансируемые церковью. Частные школы в Испании посещают около половины детей. До недавнего времени существовало два типа школ: ВUР, открывающие дорогу в университет, и FP, закончив которые молодые люди могли претендовать только на работу, связанную с физическим или ручным трудом. Сейчас в стране образование является обязательным до 16 лет, и все дети посещают единый тип школ. ВУЗы До сих пор в вузах наблюдается большой конкурс, но эта ситуация может измениться в ближайшем будущем, так как с 1970-х гг. уровень рождаемости в Испании снизился с одного из самых высоких в Европе до самого низкого. Планирование учебного процесса в системе образования Испании организуется системой "кредитов". Каждый кредит соответствует 10 часам аудиторный занятий. FRANCE

image

Особенности системы образования Система образования Образовательная система современной Франции состоит из четырех блоков: начальная школа (6-11 лет) средняя школа (11-14 лет) старшая школа (14-16 лет) высшая школа (университет) Во Франции образование устроено так, чтобы максимально поощрить "работяг" и по возможности свести на нет влияние одаренности. Есть мнение, что значительный недостаток подобной системы – зубрежка без понимания. Наш соотечественник приводит пример, что многим ученикам проще вызубрить, что 3/6=1/2, чем понять суть дробей. Образование во Франции имеет три основных принципа: Отвергающее религиозность преподавание. Обязательное образование всех детей возрастом от 6 до 16 лет. Государственное финансирование обязательного образования (дети до 16 лет получают даже учебники бесплатно). Школы Начальная школа - соответствует своему названию. Колледже - обычная средняя школа. Для всех детей - одна и та же программа и предметы изучения. Лицей - высшая средняя школа. Все высшие средние школы строго специализированы. Лицеи во Франции бывают нескольких видов: профессиональные (lycee professionnel) центры подготовки подмастерий (CFA) общеобразовательные (general) технологические (technologique). Обучение в лицеях двух первых категорий дает возможность получить специальное среднее образование без права получения высшего. Общеобразовательные и технологические лицеи являются своего рода подготовительными курсами к университету. Общеобразовательные лицеи в свою очередь подразделяют на социально-экономические (BAC-ES) естественно-научные (BAC-S) филологические (BAC-L) Технологические лицеи делят на: научно-промышленные (STI) сервисные (STT) лабораторно-исследовательские (STL) медико-социальные (SMS) Номера классов обучения идут в противоположном порядке. Класс "1" - завершающий высшую среднюю школу (LYCEE), класс "6" - первый класс в средней школе (COLLEGE) и так далее. Школьные оценки - до 20 баллов. Но во многих лицеях и колледжах ученики класса в конце четверти не получают отметок, а распределяются по номерам, кто первый, а кто последний по какому-нибудь предмету. Часто дети, приходя домой, сообщают: по физике я десятый, по математике - одиннадцатый, а по рисованию – второй. БАК Во Франции уже давно введён и действует "Единый Государственный Экзамен" (ЕГЭ), только называется он у них БАК (от слова бакалавр). Цель: поставить всех учеников в равные условия, чтобы свести на нет коррупцию на почве образования, чтобы унифицировать требования к выпускникам. Человек, сдавший БАК, имеет право безо всяких вступительных экзаменов записаться в любой университет своего профиля. Университеты Университетское образование делится на несколько ступеней, после каждой из которых вы можете получить соответствующий диплом: первый - после двух первых курсов. второй диплом выдают еще через год, после трех лет обучения в университете, и на этом этапе часть успевающих студентов уходит из университета, чтобы продолжить уч:) в какой-нибудь специализированной школе. Это может быть, опять-таки инженерная школа или же, скажем, училище, готовящее преподавателей для начальной школы и т.д. третий - диплом после четвертого курса. Снова остается возможность либо уйти в другую Школу, либо уже продолжать уч:) и на пятом курсе. Причем эти курсы тоже разные - одни прямо готовят к будущей работе, другие дают право поступить в аспирантуру. Завершается аспирантура диссертацией и учёной степенью. GERMANY

image

Особенности системы образования Школы Полное среднее образование в Германии включает в себя следующие ступени: Начальное образование , осуществляемое в начальных школах 4 лет (в Берлине и Бранденбурге - 6 лет); прием в начальную школу производится с 6-летнего возраста; среднее (неполное) общее образование , осуществляемое в течение срока от 4 до 6 лет в зависимости от типа школы; заключительный этап полного среднего образования длительностью 3 года, осуществляемый в учебных заведениях разного профиля. Среднее (неполное) общее образование представлено школа ми трех типов: основной школой, реальной школой и гимназией. Основная школа ( Hauptschule ) имеет классы с 5-го по 9-ый, иногда по 10-ый. В программах подготовки большое внимание уделяется трудовому обучению. Эти учебные заведения сопоставимы с профессионально-техническими училищами, не дающими полного среднего образования. Получаемое по окончании школы свидетельство обычно используются для продолжения образования в вечерних профессионально-технических учебных заведениях более высокого уровня или в системе ученичества на производстве. Реальная школа ( Realschule ) предлагает учебные программ мы, в которых общеобразовательная и профессиональная составляющие уравновешены. Обучение ведется с 5-го по 10-ый классы (в Берлине и в Бранденбурге - с 7-го по 10-ый). Выпускники реальных школ получают свидетельство об окончании реальных школ, дающее возможность продолжить образование в дневных профессионально-технических учебных заведениях более высокого уровня и впоследствии в высших профессиональных школах. Гимназия ( Gumnasium ) представляет собой учебное заведение общего среднего образования с наиболее выраженным академическим характером подготовки. По направлениям подготовки гимназии делятся на классические, естественно научные, математические, современных языков, технические, педагогические, экономические и др. Обучение с 5-го по 10- ый класс, которое соответствует неполному среднему образованию, по основным школьным дисциплинам практически совпадает. По завершении этого этапа учащиеся обычно переводятся в 11-ый класс без получения специального свидетельства. Заключительный этап полного среднего образования про водится в 11-ых – 13-ых классах гимназии, если учащиеся ориентируются на последующее поступление в вузы университетского типа. Обучение в этот период (старшая ступень гимназии) является значительно более профилированным по сравнению с предшествующим этапом и завершается, в случае успешной сдачи выпускных экзаменов, получением выпускного свидетельства о полном среднем образовании. Завершение среднего образования может происходить также в различных типах профессиональных и технических школ со сроками обучения от 2 до 3 лет. Во всех случаях выпускники этих школ получают наряду с профессиональным свидетельством о полученной специальности также свидетельство об окончании школы соответствующего уровня. ВУЗы В Германии установлены общие стандартные правила поступления в высшие учебные заведения. Своего рода допуском к обучению в университете является диплом Abitur, который выдается по результатам учебы в гимназии или в общей школе по программе гимназии. Для получения этого диплома выпускникам школ необходимо сдать экзамены по четырем основным предметам. Главным принципом высшего образования в Германии является «академическая свобода» — система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом. Основу системы составляют университеты (Universitaet) и приравненные к ним вузы: *классические университеты (факультеты медицины, гуманитарных и естественных наук, теологии, социологии, экономики, сельского и лесного хозяйства, инженерии) технические университеты (Technische Universitaet) (инженерия) общие университеты (Gesamthochschulen) (специальное профессиональное образование и научные исследования) педагогические институты (Paedagogische Hochschulen) медицинские колледжи, философско-теологические и церковные колледжи (Theologische Hochschule) колледж спорта. К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат профессиональные высшие школы (Fachhochschulen) (профессиональное образование в сферах бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства) и колледжи искусств (Kunsthochschule и Musikhochschule). Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское, более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После обучения предполагается стажировка (18 месяцев), а после нее - сдача экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с гуманитарным профилем. Университетский курс разделен на два этапа: базовый (3–4 семестра), по итогам которого присваивается степень лиценциата (Vordiplom—Преддиплом), и основной (4–6 семестров), по итогам которого присваивается степень магистра (Magister Artium) (студенты технических специальностей вместо этой степени получают диплом. ITALY

Особенности системы образования Школы В шесть лет дети поступают в начальную школу. Первые ее две ступени - scuola elementare 1 и scuola elementare 2 - бесплатны для всех. Все общеобразовательные предметы на этом этапе являются обязательными, по желанию изучается лишь религия. В конце каждой ступени проводится тестирование. По окончании первого пятилетнего цикла (двух первых ступеней) сдаются письменный и устный экзамены. По их результатам выдается аттестат начальной школы (diploma di licenza elementare), и ученики переходят в среднюю школу (scuola media), где учатся до 14 лет. После каждого года обучения проводятся экзамены по системе "сдано - не сдано". Если ученик не выдерживает этого испытания, его оставляют на второй год. Экзамен на аттестат зрелости в 18 лет открывает дорогу к поступлению в университет и получению диплома бакалавра. Профессиональное образование Выпускники средних школ могут поступить в учебные заведения различных профилей, причисляемые в Италии к системе высшей средней школы (scuola secondaria superiore). Это аналоги профессиональных учебных заведений (технические институты, профтехучилища, школы искусств) и лицеи. В них учатся с 14 до 19 лет. Отсев велик: пятилетний курс обучения заканчивает только половина поступивших. Подготовка к поступлению в университеты производится в лицеях. Существует три их разновидности: классический (liceo classico), технический (liceo tecnico) и естественных наук (liceo scientifico). Программа всех лицеев включает итальянскую литературу, латынь, математику, физику, естественные науки, философию, историю. Выпускники сдают экзамен (esame di maturita), очень похожий на французский экзамен на степень BAC, и получают аттестаты зрелости (diploma di maturita), с которыми можно поступать в университет. В классическом лицее осуществляется общая подготовка к поступлению в университет, и его выпускники имеют право поступать на любой факультет. Соответственно, в лицеях двух других типов делается упор на изучение тех или иных наук. Остальные учебные заведения этой ступени осуществляют профессиональную подготовку. К ним относятся технические институты (istituto tecnico) и профессиональные институты (istituto professionale), в которых обучают ремеслам, коммерции и гостиничному делу. ВУЗы Особняком стоят учебные заведения, в которых можно получить творческие специальности. Сеть таковых в Италии очень велика. Прежде всего, это художественные институты (istituto d'arte), готовящие художников по керамике и стеклу, резчиков по дереву и металлу. Художественные лицеи (liceo artistico) обеспечивают подготовку по изобразительному искусству и архитектуре. В Риме, Флоренции и Урбино открыты институты ремесел (Istituti Superiore per l'Industria Artistica, ISIA): первые два имеют специализации по дизайну, а последний - по издательскому и рекламному делу. Академии изящных искусств Живопись, скульптуру и сценографию можно изучать также в академиях изящных искусств. Курс занятий по каждой из этих дисциплин рассчитан на четыре года и состоит из теоретической и практической частей. В отличие от университетов, в академиях и школах искусств есть вступительные экзамены. Наравне с университетами котируются и высшие институты физкультуры (istituto superiore di educazione fisica, ISEF), которых в Италии одиннадцать (!) штук. Из них только один государственный, остальные - частные. Поступить туда нелегко. В ISEF учатся три года. Университет считается бесплатным, но все обязаны внести налог на обучение. Его размер устанавливается в соответствии с доходами семьи студента. Если же вы будете хорошо учиться, то в государственном университете вас могут освободить от уплаты налога. Учебный процесс В Римском университете La Sapienza учебный год начинается 5 ноября и заканчивается 31 мая. В течение года бывает три сессии, и каждый студент сам решает, когда и какие экзамены ему сдавать (за исключением некоторых обязательных на каждом факультете), так как студенты имеют право на свой индивидуальный учебный план. Очень важное отличие от нашей системы - это отсутствие экзаменационных билетов. Экзамены бывают письменные и устные. Литература, история, лингвистика, филология обычно сдаются устно. Каждый экзамен требует 99,9 % самостоятельной подготовки, поскольку на лекциях дают лишь небольшую порцию того, что вы должны знать о предмете. Справляются с экзаменами далеко не все: до диплома доходят лишь три человека из десяти поступивших. У каждого профессора есть определенные часы приема, когда он может вас лично выслушать и посоветовать, какие книги вам будут наиболее полезны. При желании вы можете подать заявку, чтобы иметь "куратора" по одному из основных ваших предметов. С ним вы всегда сможете посоветоваться по поводу учебного плана, экзаменов, программ, книг и, конечно же, дипломной работы. Еще одна возможность - зайти в консультационный центр, существующий на каждом факультете В итальянских университетах сохранились многие средневековые традиции. В праздники студенты носят разноцветные кепи в стиле Робин Гуда, а "новички" проходят обряд посвящения в студенты (processo della matricola), в ходе которого над ними всячески издеваются студенты старших курсов. SWEDEN

Особенности системы образования Система образования Все, что необходимо: учебники-ручки-тетрадки, предоставляет государство, да и обучение, кстати, тоже бесплатное. В Швеции есть два учительских профсоюза. Первичной организацией считается муниципальная. А каждый педагог о размере своей зарплаты договаривается непосредственно с директором школы. В ШВЕДСКОЙ школе учатся 11 лет. Школы в основном государственные: с бесплатным обучением и бесплатными школьными обедами. Частных школ мало, и образование в них не лучше, чем в государственных. Школы Общее среднее школьное образование продолжается девять лет на трех этапах - младшем, среднем и старшем. По завершении общего среднего образования существует возможность либо продолжить обучение в интегрированной средней школе высшей ступени (High School), либо начать трудовую деятельность и дальнейшее образование совмещать с работой. Фактически в настоящее время почти 100% шведских школьников продолжают школьное образование в школе высшей ступени. Интегрированная средняя школа высшей ступени предусматривает около 26 вариантов выбора программы в трех основных направлениях: одногодичные профессионально ориентированные программы, двухгодичные технические программы и трехгодичные академические программы. Все типы программ связаны между собой и ученики имеют практически неограниченные возможности переходов из одних программ в другие. Кроме того, как среднее, так и высшее образование можно получать в различных учебных заведениях для взрослых (открытых университетах). Выпускных экзаменов в школе не существует, и разделение на различные потоки для продолжения образования после девятилетней школы происходит не в зависимости от успеваемости, а в соответствии со склонностями учеников и желаниями родителей. ВУЗы Период обучения до получения первого диплома (First Degree, эквивалентного степени бакалавра) в среднем составляет 3 - 3,5 года. В университетах после обучения в течение двух лет студентам предоставляется возможность продолжить обучение в университете до получения первого диплома - после сдачи экзамена Kandidat examen - или перейти в профессиональное учебное заведение и получить профессиональную степень (экзамен на получение профессиональной степени Professional Degree). Дальнейшая траектория обучения в университетском секторе предполагает переход в магистратуру, обучение в течение двух лет и сдачу Magister examen. Далее возможно написание и защита докторской диссертации. Для профессионального сектора после первых трех лет обучения следуют еще четыре года учебы в лиценциате. Между вузами одного и разных секторов возможны переходы. В Швеции также существует система кредитов. Для нас, не знакомых с этой системой, это порой ставит в недоумение. 1 кредит равен 1 недели обучения в университете (1 семестр – 20 кредитов). Эта система введена для легкости составления планов курса и подсчетов пройденных человеком часов обучения. Образование в шведском университете дается в форме лекций, семинаров, дискуссионных собраний с учителем или без. Экзамены – в форме написания домашних работ или работ в аудиториях, экзаменационные семинары также частое явление. Некоторые моменты в обучении обязательны для посещения, как например лабораторные или семинары – ваше отсутствие на них компенсируется самостоятельной письменной работой. Однако, вы сами выбираете, что вы должны посещать, а что нет: главное, чтобы все обязательные работы были сданы вовремя и зачтены. На каждой программе или курсе ограниченное число мест, поэтому конкурс на поступление существует. При рассмотрении заявок на конкурсной основе будет также учитываться и иметь вес ваше предыдущее образование и опыт работы. JAPAN

Особенности системы образования Принятый в Японии принцип "пожизненного найма" дает человеку право только на одну попытку занять достойное место в обществе. Хорошее образование считается гарантией того, что она окажется успешной. Японская система образования как блины печет молодых людей, разбирающихся в математике и технике. В 1994 году 97,5% юношей пошли учиться в колледжи. Около 40% молодых японцев и 20% японок поступили в университеты. Конкурс в самые престижные учебные заведения столь велик, что газеты употребляют выражение "экзаменационный ад". Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. До недавнего времени в японском языке и в педагогике ставился знак равенства между образованностью и способностями. Сегодня в японской педагогической печати подчеркивается наличие "острой потребности в творческой личности" и необходимости заниматься выявлением одаренных детей в раннем возрасте. Принципы обучения в школе Для японского учителя все дети равны. Среди них нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные. Нет специальных программ, как для одаренных, так и для отстающих детей. Нет в школах и "второгодников". Репетиторские школы (дзюку) помогают "выравниванию" детей. Обычная школа дает знания массово, Дзюку более ориентирована на индивидуальный подход. То, что не понял утром в школе, вечером объяснят в Дзюку. ПыСы: автор подтверждает подлинность системы образования в США и во Франции, однако не ручается за достоверность информации в отношение других стран. Экспатриаты и экспатриатки)) подключайтесь...делитесь опытом!

Подпишитесь на наш
Блоги

Системы образования разных стран

03:22, 24 августа 2012

Автор: vivelaFrance

Комменты 46

S

Про UK школы могу немного рассказать, мы своего в хорошую школу пристроить хотим, для этого уже переехали жить в дорогой район, чтобы не платить за школу переплачиваем за дом :-( тут есть понятие catchment area, если хочешь попасть в хорошую школу, надо жить в районе, который эта школа покрывает, но не факт, что именно в 2016 году, когда мой Ванька в школу пойдет area будет до нашего дома доходить - на каждый год школа самостоятельно определяет километраж (милеметраж) эрии. В прошлом году мы попадали, а в это году уже за пределами живем, в общем, не угадали. Но если это единственная школа в нашем районе, то пишем письмо каунсулу (главному по району), он зачисляет нас в близлежащую школу (не частную). В общем образование тут действительно обязательное! Родителей даже оштрафовать и отругать могут, если ребенок остался без образования! В саду нас готовят к школе, учат самостоятельности, сбору ранца, ланча, И так далее. Приходят реальные учителя из школ и ведут пробные занятия. По универы, моя подруга тут окончила универ по специальности философия какого-то там древнего мира, потом сама закончила CIMA, теперь трудится фин директором, те как такового высшего финансового образования у нее нет, но фин диром взяли из-за Симы. Вт так, а я со своим высшим университетским бухгалтерским русским дипломам максимум на аналитика устроилась :-(

Аватар

Спасибо за пост! Внесу свои пять копеек) в немецком вузе понятие "академическая свобода" относительно верное: должны быть закрыты в процессе учебы определенные модули. В каждом модуле предлагаются на выбор допустим 5 -7 предметов из которых любые 2 -3 нужно сдать. Часто берутся предметы, которые удобны по времени и где есть места

Аватар

Про Великобританию все правда. кстати, secondary schools- это ад. я знаю парочку соотечественников,которые говорили,что "навернА математика легкая в школах,да и вообще все предметы"- так вот..учиться в Британской или Ирландской школе-это не для слабонервных.очень сложная программа и темп утруждающий.

Аватар

Вай, вай, вай, какой интересный пост, утащила в избранное, завтра с утра почитаю за утренним кофе. Спасибо, люблю такие информативные, развивающие посты.

K

я хочу довавить про Америку - при поступлении в универ смотрят не только не результата теста и средний балл, но и на то, чем ребенок занимался в школе - кружки, клубы, спортивные секции, волонтерская работа и т.д. Таким образом, в хороший университет на стипендию может попасть ребенок талантливый в чем-то, но, например, с не самым высоким средним баллом. То есть отбор - многосторонний, мне кажется, что это очень хороший момент в их системе. Образование очень дорогое, но если у тебя есть способности в чем-то - все двери отрыты, куча грантов, стипендий и т.д.

Подождите...