Барышни, я вернулась на Родину после года пребывания в Париже. Это дело решила «отметить» постом про французов. Всё нижеизложенное – это личные впечатления и рассуждения, приправленные фотографиями города. К сожалению, я не дождалась вклада fleurr, с которой мы договаривались сделать этот пост в соавторстве. Человек сейчас сильно загружен на работе, а у меня не будет времени делать посты в ближайшие недели. Поэтому я надеюсь, что она дополнит мои размышления в комментариях. Первое общение с представителем «Шестиугольника» у меня случилось в 18 лет. В одном из московских ночных клубов я познакомилась с симпатичным французом по имени Пьер. Молодой человек, старше меня лет на 8, был экспатом и работал в Москве в крупной компании. На следующий после знакомства день он назначил свидание на Старом Арбате. Француз явился с баночкой Пепси в руках и предложил прогуляться. Французского языка я тогда не знала, Пьер не говорил по-русски, однако языком международного общения – английским – мы оба владели неплохо. Я, чтобы произвести хорошее впечатление, активно умничала на тему французской культуры, вспоминала героев Дюма, признавалась в любви к великим певцам, актёрам Франции, короче, включила обаяние на полную катушку, так как француз был симпатичный. Когда мы уже раза три прошли туда и обратно Старый Арбат, мой прынц, всё так же потягивавший свою Пепси, поинтересовался, наконец, не утомилась ли я. Получив утвердительный ответ, французик предложил присесть за столик летнего кафе. Однако (!) заранее предупредил, что заказывать мы ничего не будем, просто посидим… Сразу оговорюсь: я не меркантильная девушка. Тем не менее, полагаю, что угостить барышню хотя бы кофе на свидании – это хороший тон. Мало же я тогда знала о французах! Последняя ошибка Пьера была в том, что он не проводил меня домой. Вьюноша потом звонил, предлагал продолжить общение, но, разумеется, наше первое свидание стало последним.

В дальнейшем я долгое время с французами не сталкивалась. В Париже впервые побывала в 23 года. Туризм во Францию - это чудесное и увлекательное времяпрепровождение. Ты гуляешь по красивым улочкам, любуешься достопримечательностями, кушаешь в уютных ресторанчиках и потягиваешь вкусное вино. Всё это мне очень нравилось… 2008 год мы с мужем приехали встречать в Париж. Когда пробило 12, мы стояли на мосту Александра III, и я сказала – было бы очень здорово когда-нибудь пожить в этом городе. Как говорится, будьте осторожны со своими желаниями – они сбываются. Ровно через три года мы переехали работать в столицу Франции. Вот здесь уже произошло полное погружение во французское общество, культуру, язык. Мы наивно надеялись, что обзаведёмся друзьями, которых будем приглашать в гости на покер или просто на ужин, как мы привыкли в России. Я начала учить французский, к счастью, за счёт компании. Это не было моё желание – хотя корпоративным языком крупнейшей международной корпорации считается английский, на деле без французского, тем более в штаб-квартире, работать сложно. Французы в принципе в большинстве своём плохо владеют английским языком. К счастью, мой муж свободно говорит по-французски, что, конечно, существенно облегчило нам жизнь. Коллектив департамента, в котором я работала, был небольшой. Молодёжи из-за его специфики мало. Мы люди очень общительные, тем не менее, подружиться с французами непросто, а через некоторое время, когда узнали их получше, мы и сами перестали к этому стремиться.

Дружбы в том понимании, в которое в это понятие вкладывают русские, здесь практически не бывает. Они не ходят друг к другу в гости, предпочитая встречаться с приятелями в кафе для «буар ан верр». Побочным эффектом такого стиля жизни стало процветание не только ресторанного бизнеса, но и так называемого бытового алкоголизма. По телевизору даже начали крутить социальную рекламу, в которой показан человечек, который пьёт винишко за обедом, вечером с приятелями - пиво в ресторане, а дома на ночь наливает себе виски. В конце ролика слышен стук его сердца, страдающего от аритмии. Казалось бы – всё «культурно», без цыган с медведями и "беленькой", но суть та же – люди спиваются.

Я, как уже говорила, человек общительный, люблю посидеть на кухне и поболтать о том о сём с друзьями ночь напролёт. Однако в работе привыкла больше делать, чем разглагольствовать. Вот тут меня напрочь сразила неуёмная любовь французов к трёпу. В обычной жизни такая «милая» особенность бы никому не мешала. Но это качество, к сожалению, у них закономерно отражается на работе. Обсудить, всё «перетереть» по сто пятьдесят раз на бесчисленных совещаниях, дать возможность каждому высказаться, и не по одному разу... Личные встречи даже по самому пустяковому вопросу предпочтительнее переписки. Мэйлы они зачастую вообще не удостаивают своим вниманием: не раз видела у коллег открытые почтовые ящики на компьютерах, в которых по 100-200 непрочитанных мэйлов. Из-за этого процесс принятия решений затягивается порой просто до неприличия. Некоторые полагают, что такой, французский, подход снижает вероятность принятия наспех непродуманных решений. Моё мнение – истина где-то посередине. В любом случае, мои немецкие и американские коллеги также посмеивались над этой особенностью французов.

«Общительность» французов может быть слишком навязчивой. Есть особая категория одиночек, коротающих вечера в ресто и кафешках. Люди, конечно, разные. Кто-то просто пришёл спокойно посидеть, покушать, выпить. Но иногда таким персонажам становится скучно, и дабы развлечься, они начинают «докапываться» до окружающих. Однажды мы русской компанией сидели в кафешке на Сен-Жермен. Трое парней, три девушки. Никому не мешали, разговаривали, смеялись. Дядечка предпенсионного возраста и не слишком привлекательной внешности, сидел в одиночестве за соседним столиком и решил, что наш вечер будет не достаточно приятным, если мы не пообщаемся с ним. Начал проявлять навязчивое любопытство. Не удовлетворившись односложными ответами на вопросы типа «кто мы и откуда», спросил, что мы думаем о Саркози (французы обожают обсуждать политику!). Моё терпение иссякло, и я решила его немного потроллить, чтобы отстал. Спрашиваю: «А кто это?» Надо было видеть его лицо! В праведном гневе он тоном моей школьной учительницы химии заявляет: «Это Президент Французской Республики, да будет вам известно!» На что я отвечаю: «Да? А я думала, что это муж Карлы Бруни». Друзья нашли мою шутку вполне удачной и радостно засмеялись. Французский «одинокий волк» опешил, посидел с минуту тихо, а потом ткнул меня в плечо и спрашивает: «А это правда, что Россия – опасная страна?» Я, уже в раздражении, поворачиваюсь, и отвечаю, что в общем, да. На это мне радостно выдают заготовленный ответ: «Франция вот тоже опасна, особенно для тех, кто не у себя дома». Я на это чудику ничего не стала говорить, но друзьям сказала по-русски: «Интересно, а арабам и неграм он тоже такое заявляет?». Ответом французику был гомерический хохот нашей компании.

Моя преподавательница французского меня учила, как реагировать на чрезмерную общительность французских (и не очень французских) пацанчиков в Париже и провинции. Смысл сводился к тому, что если вы идёте одна вечером по тёмному переулку Парижа, и к вам начинают приставать, то нужно тоже поздороваться, а не молча проходить мимо – иначе сочтут за хамство и у вас будут проблемы. В провинции – наоборот - если ответишь, то это будет означать, что ты согласна на дальнейшее продолжение знакомства.

Что ещё меня неприятно удивляет – это нервность многих французов. Причём выражаться она может по-разному. Многие постоянно дрыгают ногой (ну, знаете, когда человек сидит, и у него нога всё время трясётся). Ладно, когда это в транспорте, например, но одна моя коллега-ровесница всегда дёргается, даже сидя на совещаниях (с одной ягодицы на другую переваливается). Я ни в коем случае не говорю, что все такие! Однако тенденция прослеживается. Мы много обсуждали этот феномен с друзьями и пришли к выводу, что вероятно, одна из причин – вседозволенность у детей. Детям тут не делают замечания по поводу их поведения, не запрещают сосать палец чуть ли не до подросткового возраста, не отучают от других дурных привычек, которые потом смотрятся ещё более странно во взрослом возрасте.

Французы очень любят поныть и пожаловаться на жизнь. Эдакий энергетический вампиризм в масштабах нации. Причём спектр поводов для нытья широчайший. Начиная с плохой погоды, заканчивая «любимым» Саркози. Следующий неприятный пункт – завистливость. Будучи по натуре крайне, мягко скажем, бережливыми, французы завидуют тем, кто способен на более «нецелесообразные» траты. Увидели у меня коллеги как-то новую сумку одной известной марки. «Порадовались» за меня, поздравили с обновкой. Через пару недель мне предстояло ехать на месяц на стажировку во французскую тьму-таракань, и первое, что мне «добрые» сослуживицы сказали, было: «Там хорошо, свежий воздух, но вот только бутиков известных фирм нет, уж будь готова к этому»… Я способна отличить дружеское подтрунивание от откровенной язвительности. Так вот первым там и не пахло… Клермон-Ферран

Шартр

Муж пришёл к коллеге, тот протянул руку через порог своего кабинета. Муж говорит: «Здороваться через порог – плохая примета». Французик тут же позвал всех офисных бездельников со своего этажа, чтобы поделиться новым «открытием». Люди минут пятнадцать обсуждали «этих странных русских», при том, что сами французы тоже чрезвычайно суеверны. Однако, видимо, их суеверия – это же практически научные факты, а у русских, разумеется, невежество и чудачество. Эти люди потом КАЖДЫЙ РАЗ при встрече с моим мужем, считали очень удачной шуткой припомнить этот случай. Всем ведь известно, что шутка, повторенная много раз, становится только смешнее. По-настоящему смешно то, что компания активно пропагандирует «диверситэ», т.е. уважение и равенство прав всех – людей разных национальностей, мужчин и женщин, инвалидов и т.д. На практике пропаганда и лозунги в большинстве случаев так ими и остаются.

При этом французы очень уважают русскую культуру. Человек, которые разбирается в русской литературе, музыке, балете, считается очень образованным. Большую роль в популяризации нашего искусства сыграли в своё время дягилевские сезоны. В Париже с аншлагами гастролируют русские балетные труппы, хоры.

Французы считают себя великими знатоками практически во всех областях. Выслушать противную точку зрения могут, но переубедить их в чём-то практически невозможно. Даже если вопрос касается того, в чём ты, казалось бы, объективно лучше разбираешься – к примеру, истории России. Я уже научилась спокойно реагировать на шутки про КГБ, хотя такой организации вот уже добрых два десятка лет в помине не существует. Однако когда мне наш стажёр – француз марроканского происхождения, младше меня на 7 лет, высокомерно заявил: «Тебе следует забыть тому, чему тебя учили», челюсть моя упала на пол. Трактовка их истории также умиляет. Во-первых, все дружно предпочли забыть о коллаборационизме в ходе Второй мировой и гордо выпячивают горстку своих сопротивленцев. Один француз, бывший дипломат и человек с достаточно широким кругозором, как-то выдал: «Меня всегда поражало, что судьбы народов на Ялтинской конференции решили двое сумасшедших (Черчилль и Сталин) и один инвалид (Рузвельт)!» Моё врождённое чувство такта не позволило мне поинтересоваться – а где, простите, в этом время находился ваш доблестный «герой» Шарль де Голль? Не в Лондоне ли в гостях у одного из «сумасшедших»? Напоминать о том, что на момент нападения Германии на Францию французская армия по мощи превосходила немецкую, я тоже не стала… Отношение к Наполеону также весьма трогательное. У французов нет осознания того, что для русских Бонапарт стоит примерно на одном уровне с Гитлером. Историю им преподают так, что никакой вины за злодеяния своего коротышки они не ощущают. Наоборот, от того же бывшего дипломата я узнала, что, Наполеон, к примеру, - о сколько нам открытий чудных готовит просветленья дух! – освободил Польшу… Догадайтесь от кого? Уже тогда люди активно распространяли демократию и свободу!

Самая нейтральная и благодатная тема в разговоре с французом – еда и напитки. Здесь можете задать любой вопрос, откинуться на спинку кресла, потому что монолог или бурная дискуссия (если французов несколько) вам обеспечены. Как правильно готовить бешамель, где подают самое лучшее магрэ де канар, и какое вино следует со всем этим пить – всё вам расскажут опять же с видом непревзойдённого знатока. При этом действительно хорошо в вине разбираются только специалисты. Мнения остальных – это исключительно вопрос вкуса.

Одежда… Углубляться в эту тему не буду – наверняка многие бывали в Париже и успели составить своё мнение о «французском шике». Могу отметить одно – шарфы здесь – это религия. Зимой барышни будут ходить в балетках на босу ногу, в лёгких куртёнках, но замотанные по глаза многокилометровыми шарфами. Для мужчин, впрочем, шарф – это также непременная часть гардероба. Причём от времени года его ношение не сильно зависит. Что меня неприятно удивило – насколько просто парижанки относятся к колготам или чулкам со стрелками! Кажется, никого тут дырки не смущают (у меня, к примеру, на работе всегда запасная пара колгот на случай такой трагедии лежит!). Случайные прохожие на улицах Парижа:

А можно и знаменитость повстречать (Стэнли Туччи - стилист из "Дьявол носит Прада"):

Про отношения с французскими мужчинами я, как человек уже много лет назад в принципе «ружьё на стену повесивший», могу говорить только со слов подруг. После большинства амурных историй с аборигенами русские девушки озвучивают два слова: инфантильные и поверхностные. «Дорогая, мне только 32 года! Какие серьёзные отношения?». Одна моя знакомая живёт в Париже уже 10 лет. Вышла замуж за француза, родила дочку. С мужем они вскоре развелись. С тех пор перебивается на разных работах, благо хоть французский у неё отличный (спасибо спецшколе в СССР). По её словам, французы могут жить только с француженками. Разница менталитетов огромная. Мало того, что все поздно женятся, так ещё считается вполне обычным делом, когда у мужа есть любовницы, а у жены – любовники. Семейная идиллия изображается ради детей и родителей, а в остальном это свободные отношения. Один мой коллега 42-х лет отроду, папаша двух маленьких сыновей, упорно называет их мать, с которой они уже много лет живут вместе, «гёрлфренд». Звучит дико. Всё же русские мужчины обычно и без штампа в паспорте называют спутниц жизни жёнами. В целом, у тех представительниц эмигрантского коммьюнити, с кем я сталкивалась за время пребывания в Париже, счастливых амурных историй с местными жителями, к сожалению, не сложилось.

Блоги

Се ля ви лы (с)

23:38, 1 марта 2012

Автор: Kiss_a

Комменты 89

Y

Очень интересный пост! Спасибо! Я, хоть и живу в америке, болею Францией. У вас есть блог или жж, где можно больше почитать? Хочу дружить домами! :) У меня вопрос про шарфики: где они их покупают, какие бренды? Не могут же все Hermes скупать!

Аватар

Спасибо за пост! Очень интересно и познавательно! И чувствуется, что по Родине соскучились!

Аватар

Спасибо,очень интересно и написано прекрасным языком.Вы просто талант! Хотелось бы ещё побольше подобных постов о разных странах и людях их населяющих. Хоть здесь раньше уже и был всплеск подобных постов, но эта тема всегда неисчерпаема.

Аватар

Любопытный пост, красивые фото и отменный слог. Крайне увлекательное чтение. Спасибо!

Аватар

хороший пост, хоть и выражает лишь мнение автора. Сестра живет в Италии 10 лет, ее свекровь тоже порой пытается "от крыть ей глаза" на историю России ))) Хотя в общем мне европейцы симпатичны, исхожу из личного опыта

Подождите...