Контент опубликован пользователем сайта

Вокруг света

"Новороссийск"

1
"Новороссийск"

27 июня 1909 года Италия приняла Морской Закон, предусматривавший постройку 4 дредноутов, 3 крейсеров-разведчиков, 12 подводных лодок, 12 эсминцев и 34 миноносцев. Закон одобрили 2 декабря и тогда же санкционировали постройку трех линкоров по проекту 1908 года - будущих “Джулио Чезаре”, “Леонардо да Винчи” и “Конте ди Кавур”. Строительство “Чезаре” закончили в конце ноября 1913 года, и до официального ввода в строй он проходил различные испытания, входя в состав Боевой эскадры вице-адмирала Амеро д'Асте Стелла. Когда в августе 1914 года началась мировая война, все три находящихся в строю итальянских дредноута входили в 1-ю Боевую дивизию контр-адмирала К.Корси. “Чезаре” командовал капитан 1 ранга Марцоло. На момент объявления войны 24 мая 1915 года все дредноуты типа “Чезаре” находились в главной базе Таранто, входя в состав 1-й дивизии линейных кораблей контр-адмирала Корси. Сразу после объявления войны Италия приступила к блокаде австрийского побережья. Дредноуты в Таранто находились в трехчасовой готовности, проводя в заливе эволюции и стрельбы. Их главной задачей был бой с дредноутами противника. Ни в каком другом случае рисковать ими не разрешалось. Одной из немногих операций, к которой привлекались дредноуты, была оккупация базы Курцола на полуострове Саббионцела (Италия). После мировой войны дредноуты типа “Чезаре” были самыми современными и мощными итальянскими кораблями , поэтому руководство флотом уделяло много внимания повышению их боевой эффективности на основе военного опыта. Линкор прошел первую модернизацию, закончившуюся в 1922 году. Тогда же “Чезаре” лишился своего великолепного носового украшения - огромного орла, державшего в лапах ленту с девизом Цезаря: “Пришел. Увидел. Победил”. В августе 1923 года, когда обострились отношения с Грецией, корабль принял участие в операции на о.Корфу, а в 1925-м стал на более значительную модернизацию. Однако время линкоров с 305-мм орудиями прошло, и никакие улучшения уже не могли сделать их достойными соперниками кораблей, построенных в последние годы войны. Поэтому в 1928 году “Чезаре” стал учебным артиллерийским кораблем. Проект очередной модернизации был разработан в Комитете по военно-морским проектам под руководством инженер-генерала Франческо Ротунди. Он предусматривал рассверловку 305-мм орудий, насколько это возможно с точки зрения их прочности, замену станков для повышения дальности стрельбы, усиление бронирования. Проще обстояло дело с заменой главных механизмов, что уже неоднократно делали англичане и японцы на своих крупных кораблях. Снятие средней башни, ставшей к 30-м годам анахронизмом, давало достаточно места для установки новой двухвальной энергетической установки, которая должна была обеспечить скорость 27 узлов. Горизонтальное бронирование тоже было несколько увеличено. “Чезаре” проходил модернизацию на верфи Кантиери дель Тиррено в Генуе с 25 октября 1933 года по 1 октября 1937 года. В ходе модернизации сняли все надстройки, башни, среднюю артиллерию, часть брони. Корпус полностью “выпотрошили”, удлинили, установили в нем противоторпедную защиту, новые котлы и турбозубчатые агрегаты, усилили палубное бронирование и поставили новые надстройки. Так что, когда линкор впервые появился на виду во время большого смотра флота в Неаполитанской бухте, устроенного в мае 1938 года, он не имел ничего общего со своим прежним обликом. На Тегеранской конференции в конце 1943 года Сталин настоял на разделе итальянского флота между союзниками. Вопрос о передаче итальянских кораблей был решен только в процессе подготовки мирного договора с Италией. По решению Тройственной комиссии 1948 года СССР получил линкор “Джулио Чезаре” постройки времен первой мировой войны. 9 декабря 1948 года “Чезаре” навсегда покинул Таранто. 6 февраля над кораблем подняли военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название “Новороссийск”. Корабль был передан итальянцами советским морякам в крайне запущенном состоянии, что, учитывая характер его предыдущей эксплуатации, было вполне естественно. В течение пяти лет, с 1943 по 1948 год линкор, в числе других кораблей итальянского флота, стоял, не будучи законсервированным, с минимальной командой и без надлежащего технического обслуживания, ржавея и обрастая ракушками. Правда, непосредственно перед передачей Советскому Союзу он прошел небольшой ремонт, касавшийся в основном электромеханической части. Условия жизни экипажа никак не соответствовали ни климатическим особенностям Черноморского региона, ни организации службы советского флота. Штатное камбузное оборудование обеспечивало лишь обслуживание кают-компании офицерского состава, а на командном камбузе имелись лишь котлы для варки макарон (к тому же неисправные), так как при стоянке в базе экипажи итальянских кораблей жили в береговых казармах, а на корабле их рацион состоял только из макарон, сухого вина и оливкового масла. В середине мая 1949 года линкор поставили в Северный док. При этом специалисты были поражены как изяществом обводов подводной части, так и характером ее обрастания. Интенсивно оброс ракушкой лишь район переменной ватерлинии, а остальная часть, покрытая пастой неустановленного состава, почти не обросла. Уже в июле "Новороссийск" принял участие в маневрах эскадры в качестве флагмана. В последующие шесть лет на корабле постепенно был выполнен значительный объем работ по ремонту, частичной замене и модернизации боевых и технических средств. С 1949 по 1955 год линкор восемь раз находился в заводском ремонте. По свидетельству служивших на нем офицеров и матросов, заменили даже турбины - на новые Харьковского завода, так что на ходовых испытаниях “Новороссийск” показал скорость свыше 27 узлов. Вообще кораблю уделялось много внимания, поскольку он, несмотря на преклонный возраст, был самым сильным по артиллерийскому вооружению в советском флоте. С мая и до конца октября 1955 года “Новороссийск” несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке. 28 октября 1955 года линкор вернулся из последнего похода и занял место на “линкорной бочке” в районе Морского Госпиталя (глубина 17 м воды и около 30 м вязкого ила). Кроме экипажа, на борту находилось пополнение - военнослужащие, переведенные из армии во флот, временно размещенные на линкоре. В 01.31 29 октября под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, по оценкам равный 1000-1200 кг тринитротолуола. Была обьявлена боевая тревога, корабль начал крениться, и в 04.15 опрокинулся через левый борт. Сотни людей, построенных на палубе, упали в воду и были накрыты корпусом линкора. В таком положении корабль оставался несколько часов, уперевшись в твердый грунт мачтами. Только в 22.00 корпус полностью исчез под водой. Множество моряков остались в воздушных подушках отсеков опрокинувшегося корабля - ведь там было их место по боевой тревоге. Из них удалось спасти лишь девять человек. Через прорезанное в кормовой части днища отверстие вышли семь человек, еще двух моряков удалось спасти водолазам, выведя их из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту. В общем, повторилась трагедия "Императрицы Марии" - с ней случилось очень похожее в 1-ю мировую войну. Всего при катастрофе погибло 604 человека, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Причины взрыва и по настоящее время не выяснены. В закрытом письме ЦК КПСС в мае 1956 года было официально заявлено, что к гибели корабля привели недисциплинированность экипажа и якобы царившая на борту паника. Несмотря на это, многие считают, что корабль был взорван итальянскими диверсантами. Ведь до 1949 года "Новороссийск" носил название "Джулио Чезаре" ("Юлии Цезарь") и входил в состав итальянского флота. Имеются свидетельства, что в тот день внешний рейд не охранялся, а шумопеленгаторные станции не работали. Во время Второй мировой войны итальянские диверсанты, служившие у принца Валерио Боргезе, завоевали довольно-таки мрачную славу. "Люди-лягушки", как их называли, проникали в гавань на специальной двухместной торпеде, начиненной тремястами килограммами взрывчатки, и направляли ее на потенциальную жертву. В других случаях они крепили мины к днищу кораблей противника. Среди других версий: невзорвавшаяся мина времен 2-й мировой войны. Хотя по мнению большинства специалистов, характер взрыва не был похож на взрыв донной мины. Случившаяся трагедия была государственной тайной, и в отечественных средствах массовой информации о ней не было ни слова. В результате катастрофы пострадал командующий ВМФ адмирал Кузнецов - его сняли с должности, лишили звания адмирала и отправили в отставку. В 1956 году линкор подняли и разобрали на металлолом. Обновлено 23/07/11 18:06: Севастопольская бухта - место тех событий, сегодня выглядит так. Все происходило в непосредственной близости от берега. image

Оставьте свой голос:

100
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

qwerty00
qwerty00

Печальная история, жаль людей.

Сейчас на главной

Кендалл Дженнер сфотографировалась топлес и подверглась критике
Егор Кончаловский поделился первыми кадрами с новорожденным сыном
Звездный Instagram: "детские" селфи, яркие путешествия и активный отдых
Владимир Вдовиченков и Елена Лядова устроили совместную прогулку
Леонардо ДиКаприо принял участие в климатическом протесте в Вашингтоне
Артем Михалков с Дарьей Баженовой, Анна Михалкова и другие знаменитости на закрытии фестиваля "Движение"
Белла Хадид принесла свои извинения за "обман" на фестивале Fyre Fest
Битва платьев: Кьяра Ферраньи против Анжелики Тиманиной
Кинопремьеры мая: вторая часть "Стражей Галактики", продолжение "Пиратов Карибского моря", "Большой" Тодоровского и не только
Лили-Роуз Депп на шопинге с бойфрендом Эшем Стайместом в Западной Калифорнии
Выбираем образ недели: 21.04-28.04
Белла Хадид в белом бикини отдыхает в Майами
Met Gala 2017: вспоминаем выходы Блейк Лайвли, Бейонсе, Ким Кардашьян и других звезд
Кендалл Дженнер, Белла Хадид и другие оказались втянуты в скандал из-за Fyre Festival
Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов делятся захватывающими кадрами из Канады
Кэти Холмс отдыхает в Сан-Паулу и публикует "концептуальные" снимки
Екатерина Вуличенко "тайно" вышла замуж
Шэннен Доэрти сообщила о ремиссии онкологического заболевания