Привет, дорогие мои!

Сегодня у нас не совсем обычный экскурс. Дело в том, что в сегодняшнем посте будут мои фото, которые я сделала в музее имени Михаила Васильевича Нестерова. Я заранее прошу прощения за качество фотографий - в музее делать их не совсем удобно, как вы понимаете) Поэтому же, кстати, и название рубрики сегодня не совсем о вдохновении, ведь совсем не обязательно тебе всё нравится на таких вот выставках.

В прошлую пятницу мы сходили в музей Нестерова - вообще, я мечтала попасть на выставку Климта, Мухи и Тулуз-Лотрека, но, во-первых, ехать нужно было на рдугой конец города, а во-вторых, это не оригиналы, а жикле (жикле - это высококачественный принт, он полностью повторяет структуру холста, мазков и даже кракелюра). Если бы это были оригиналы, я бы поехала, а так... Поэтому мы решили сходить просто в музей.

Сам музей - это бывшая усадьба лесопромышленника М. А. Лаптева, построенная в 1913 году. Это написано на сайте музея, но там стыдливо умалчивается о том, что здание было отобрано у купца в годы революции - впрочем, эта история никого не удивит. В 1919 году в здании и был основан музей, начало собрания которого было положено самим Михаилом Васильевичем Нестеровым - в 1913 году он передал в дар городу 102 произведения, среди которых – полотна и графические листы И.Е. Репина, И.И. Шишкина, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова, В.Е. Маковского, И.И. Левитана, К.А. Коровина, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа, Н.К. Рериха и других мастеров. Также здесь находится коллекция работ Давида Бурлюка за тот период, когда он находился в Башкирии (скажу сразу, ни стихи мне его не нравятся, ни картины).

Имя Нестерова, между тем, присвоено музею (это, правда, произошло лишь в 1954 году) не только в знак признательности за эту коллекцию, но и потому, что Михаил Васильевич - уроженец Уфы, правда, большую часть жизни он прожил в Москве - в 12 лет уехал туда учиться, да так там и остался.

Пишут, что этот музей - один из крупнейших в России, честно - я этого не заметила. Конечно, я понимаю, что выставляется не всё сразу, что куда как больше экспонатов находится в запасниках, или хранилище, или как это у музеев называется. Но мы обошли музей за 2 часа! И это мы рассматривали, а не бегом бежали! Да еще и я фотографировала! И это - один из крупнейших? Странно.

Ладно, давайте переходить к экспозиции. Муж у меня, кстати, в первую очередь обратил внимание не на выставку, а на само здание - потолки с разной лепниной в каждом зале, резные двери - и мебель. Но я таким не увлекаюсь, поэтому фото не будет.

В общем, на первом этаже - выставка предметов быта того времени и некоторые личные вещи из дома Нестеровых (типа чернильниц и подсвечников).

1. Детские туфельки М.В Нестерова, 1860-1870 гг. Шерсть, золотая нить, кожа. 

2. Шкатулка. Кость. 

Экспозиция фарфора:

3.

1. (тетушка в желтом) Статуэтка "Баба с ребенком", 1840-е. Завод А.Г.Попова, Россия. Фарфор, роспись, глазурь.
2. (мужик в зеленой шапке) Статуэтка "Сбитенщик". Середина XIX в. Завод Ф.Я.Гарднера, Россия. Фарфор, роспись, глазурь.
3.(мужик с балалайкой) Статуэтка "Крестьянин с балалайкой", II половина XIX в. Завод Ф.Я.Гарднера, Россия. Фарфор, роспись, глазурь.
4.(женщина с сидящим ребенком) Статуэтка "Отбеливание холста". II половина XIX в. Завод Ф.Я.Гарднера, Россия. Фарфор, роспись, глазурь.
5.(мужик в розовых лосинах) Статуэтка "Итальянский купец", I половина XIX в. Завод А.Г.Попова, Россия. Фарфор, роспись.
6.(мужик за столом) Статуэтка "Сидящий мужчина пишет письмо". Середина XIX в. Завод А.Г.Попова, Россия. Фарфор, роспись, глазурь.
7.Часы. I половина XIX в. Завод А.Г.Попова, Россия. Фарфор, роспись, глазурь. 

4. Ваза. Конец XVIII в. Мейсенская фарфоровая мануфактура, Германия. Фарфор, роспись, глазурь./Статуэтка "Цветочница, XVIII в. (?). Мейсенская фарфоровая мануфактура, Германия. Фарфор, роспись, глазурь.

Эти часы свели меня с ума. Такая прелестная вещица! Хочу такие!

5. Часы "Четыре времени года". Середина XVIII в. Мейсенская фарфоровая мануфактура, Германия. Фарфор, роспись, глазурь. 

Комплект чудного синего цвета, шикарный просто:

6. Чайный сервиз. 1860-1880-е. Завод Ф.Я.Гарднера, Россия. Фарфор, роспись, глазурь. 

Стаканы - первый с двойными стенками, между которыми - бисерное украшение, и второй - матовый с тонкими стенками. По мне - красота:

7. Стакан. 1860-е. Россия. Хрусталь белый, бисер, гранение.

8. Стакан. 1840-е. Россия. Стекло молочное, роспись.

9. №13 - Тарелка. 1825-1855. Императорский фарфоровый завод, Россия. Фарфор, глазурь, роспись. №14 - Тарелка. I половина XIX в. Завод А.Г.Попова, Россия. Фарфор, глазурь, роспись.

Бронзовое литье и скульптуры:

10. Л.М.Клодион (1738-1814). Сатиры. 1770-е (?). Бронза, литье. (сатиры - в древнегреческие мифологические существа с козлиными ножками, которые отвечали за плодородие). 

11. М.М.Антокольский (1843-1902). Голова Христа. 1874 (?), мрамор. 

12. А.Соловьев (?-?). Лев Толстой на пашне. Каслинское литье. II половина XIX в. (мебель, попавшая в кадр - старинная).

В других залах - Бурлюк, сам Нестеров и мэтры из подаренной коллекции. Посмотрите, Бурлюк вполне мог писать в натуралистичном стиле (хотя скорее это импрессионизм), а другие его работы, полностью абстрактные, я не стала даже фотографировать. Как я уже писала, у меня вполне обыкновенный, обывательский даже, вкус, и я абстракцию не люблю.

13. Д.Д.Бурлюк (1882-1967). Девочка-татарка. 1918, холст, масло. 

14. Д.Д.Бурлюк (1882-1967). Терраса. 1917, холст, масло. 

А это - не поверите - картина Петра Петровича Кончаловского, деда Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского! Петр Петрович был женат на Ольге, дочери живописца Василия Сурикова, то есть Суриков является прадедом упомянутых Никиты и Андрея

15. П.П.Кончаловский (1876-1956). Натюрморт. 1916 г., холст, масло. 

Михаил Нестеров был женат (вопреки воле родителей, надо сказать) на Марии Мартыновской, но брак был недолгим - они были женаты всего около года, когда Мария умерла родами. Это произошло в 1886 году, а в 1887 Нестеров написал три варианта картины "Царевна", где изобразил Марию. Он вообще писал ее много, как и вторую жену, Елену. Они обе были очень красивыми женщинами - тонкие черты лица, грусть и нежность в самом облике. Из этого образа - светлого, печального, романтичного и одинокого - родилось понятие "нестеровская девушка". "Нестеровская девушка" в живописи - это почти то же, что и "тургеневская девушка" в литературе.

Здесь я сфотографировала картину отдельно и в раме, чтобы показать, как много значит хорошее обрамление для картины.

16. М.В.Нестеров (1862-1942). Голова Царевны. Этюд к картине "Два лада". 1905, холст, масло.

Извините, что сфотографировано вот так - во-первых, картина очень большая, а во-вторых, свет там бьет прямо в картину, чтобы получилось без бликов, пришлось сбоку делать фото. В любом случае, эту картину вы наверняка видели, я ее решила сфоткать только чтобы показать обеих жён.

17. М.В.Нестеров (1862-1942). Портрет Е.П.Нестеровой. 1906, холст, масло. (какое у платье с вышивкой на рукавах - просто ах!) 

18. М.В.Нестеров (1862-1942). Зимой в скиту. 1904, холст, масло. 

19. М.В.Нестеров (1862-1942). Кабинет отца. Конец 1870-х, холст, масло.


20. М.В.Нестеров (1862-1942). Старый да малый (Дедушка и внучек). 1887, дерево, масло. 

21. А.А.Харламов (1840-1925). Девочка-итальянка. картон, масло. 

22. А.И.Куинджи (1842-1910). Терек. Конец 1870-начало 1880 (?). холст, масло. 

23. И.И.Шишкин (1831-1898). Лесная дорога. 1897, холст, масло. (рама! роскошная просто! мне так понравились эти листочки и желуди, интересно, это специально подбирали так, в тему, к лесной картине?)


 

24. И.Н.Крамской (1837-1887). Портрет художника И.К.Айвазовского. холст, масло.

25. Л.Ф.Лагорио (1827-1905). Итальянский горный пейзаж. 1866, холст, масло. 

26. А.К.Саврасов (1830-1897). Пейзаж с избушкой. 1866 г.

Это был первый этаж с постоянной экспозицией. Конечно, это не всё, но я не хочу чересчур утомлять вас, и так пост большой получается. Теперь второй этаж - это временные выставки и коллекции наших современников в основном.

Вот этот художник мне весьма понравился. Грубые, мощные мазки, всё такое...горное, что ли. Мощное. Как будто сами горы себя пишут. Особенно на картине "Каменная сказка" - прямо ощущаешь эти горы, их громадность и величие. "Полет шмеля" с его нарочитым эффектом "рыбий глаз" - как будто реально смотришь с огромной высоты глазами шмеля. А "Голубые ели" - мама сказала, что это как будто иллюстрация к сказке "Шурале". Шурале (с ударением на Е)- это дух леса в татарской мифологии, типа лешего, только злой: защекочивает до смерти людей, уводит отбившихся от табуна лошадей...впрочем, в картине его нет, это просто ощущение такое)

27. С.А.Литвинов (1925-2003, Уфа). Благовест. 1989, холст, масло. 

28. С.А.Литвинов (1925-2003, Уфа). Осеннее предуралье. 1970, картон на холсте, масло. 

Кстати, интересное видение Урала у художника. Я никогда не воспринимала нашу природу таким образом, для меня на первый план выходят не мощь и величие, а просторность, свобода и зелень.

29. С.А.Литвинов (1925-2003, Уфа). Каменная сказка. 1960, холст, масло. 

30. С.А.Литвинов (1925-2003, Уфа). Полет шмеля. 1968, холст, масло. 

31. С.А.Литвинов (1925-2003, Уфа). Голубые ели. 1960, холст, масло. 

Ну вот эти две картины я не могла показать по отдельности! Они прямо так хорошо смотрятся вместе, как будто из одной сказки. На самом деле женская фигура - это, конечно, Хозяйка Медной горы, я думаю, вы и без меня ее узнали. А вот мужской образ - это не сказочный персонаж, а, скорее, антропоморфная персонификация, как любил говорить Пратчетт. 

32. С.А.Литвинов (1925-2003, Уфа). Дед Урал. 1966, холст, масло./Хозяйка Медной горы. 1965, холст, масло. 

На самом деле, картины эти очень большие, и когда смотришь на них в музее, то ощущение величественности куда сильнее, чем когда смотришь просто фото.

А вот следующий художник, с совсем другим стилем, но, скажу я вам, картины его еще больше по размеру) эти работы скорее можно сравнить с производственными романами Артура Хейли. Вы легко представите их в каком-нибудь сельском доме культуры или сельсовете - именно в таких масштабных интерьерах они бы смотрелись очень к месту. Они советские - причем я говорю это в положительном смысле: эти картины такие жизнеутверждающие, ударные, пятилетку в три года и светлое будущее мы строим сами...короче, знаете, нет ощущения совковости. Я читала в детстве повести Зои Воскресенской, вот там было такое чувство - чистая и ясная вера в то, что всё впереди, и что это всё - хорошее, и люди хорошие, и страна...

33. П.П.Салмасов (1930-2017). Город. 1968-1969, холст, масло. 

34. П.П.Салмасов (1930-2017). Лето. 1988-1990. холст, масло.

35. П.П.Салмасов (1930-2017). В горах Ирендыка. 1964. холст, масло. 

36. П.П.Салмасов (1930-2017). Утро химзавода. 197. холст, масло.

Вот про эту картину удивительное сказал мой муж. Он сказал, что у ребенка на полотне - краснуха. Во-первых, на это указывает нездоровый цвет лица ребенка, обратите внимание на пятна на лбу и щеке. А во-вторых - видите красные шторы по бокам полотна? Оказывается, существует такое поверье, что больного краснухой надо одевать в красное или завешивать окно красной тканью, и их нельзя убирать, пока температура не спадет. 

37. П.П.Салмасов (1930-2017). Материнство. 1967. холст, масло. 

А сюжетом этой картины возмутилась мама - посмотри, говорит, мужики все бездельничают, а работают только женщины! Действительно, если присмотреться, то видно: одна из женщин доит корову с мордой то ли лошади, то ли медведя)), другая вдалеке с коромыслом идет, женская фигура на переднем плане - тоже со скотиной. Зато мужские фигуры в правом нижнем углу сидят на скамейке и играют на баяне, а вдалеке группа мужчин играет в волейбол)

38. П.П.Салмасов (1930-2017). В горном ауле. 1972. холст, масло. 

Вы, наверное, заметили неправильность в перспективе? Да и человеческие фигуры изображены так, как их пишут примитивисты. Напоминает наивный стиль в живописи. Может, художник не умеет в реализм? Как бы не так: посмотрите на этот портрет:

39. П.П.Салмасов (1930-2017). Проходчики. 1961. холст, масло. 

Давайте оставим живописцев и перейдем к керамике и скульптурам. 

Вот эти мне понравились - и изящная тоненька цапелька, и основательное, уходящее корнями далеко в глубь времен дерево.

40. В.К.Николаев (род. в 1954г.). Бонсай. 2000, шамонит./И.Ф.Гилязов (род. в 1960г.). Цапля. 1999, металл, дерево тон. 

Коник тоже хорош, такой изгибистый, прямо видно - с норовом)) и расцветка огненная, с золотом, подчеркивает характер.

41. М.К.Якубов (1939-1973, Уфа). Декоративная скульптура "Красный конь". 1960-е, шамот. 

А вот такие мне не нравятся. Хотя не исключаю, что в определенных интерьерах они могут вполне смотреться.

42. М.К.Якубов (1939-1973, Уфа). Декоративные скульптуры "Мужская голова" (слева) и "Черная маска" (справа). 1960-е, шамот.

Слышали, наверное, про танец "Семь девушек"? У нас в городе даже фонтан поставили такой, а ансамбль Файзи Гаскарова постоянно танцует этот танец. Это, кстати, единственные статуэтки, которые мне понравились у этой художницы. Красивые девушки, летящие платья, да и дед с кураем симпатичный. И посмотрите на ножки - обутые в туфельки, все красиво.

43. Т.П.Нечаева (1922-2003, Уфа). Декоративная композиция "Танец "Семь девушек"". 1954-1955, фарфор, подглазурная роспись./Декоративная скульптура "Кураист". 1954, фарфор, подглазурная роспись.

А вот ее же композиция "Подари, красавица, платочек" - лицо у девушки похоже, простите, на картошку. Платье так завихрилось в ногах, что там не ноги, а какой-то непонятный ком. Ну и, конечно, цвет лица картофельной красотки - почему парня сделали цветным, а ее оставили белой, даже волосы не раскрасили?

44. Т.П.Нечаева (1922-2003, Уфа). Декоративная композиция "Танец "Подари, красавица, платочек"". 1955, фарфор, подглазурная роспись.

Вы, наверное, поняли, что второй этаж мне понравился куда меньше первого)) да, на выставке современной керамики мне не понравилось почти ничего, в живописи - чуть больше, но и то, понравилось не так что - ах, хочу такое!, а скорее - да, круто художник выразил, но себе я такое не стала бы вешать/ставить. На этом я, пожалуй, закончу, хотя осталось кое-что непоказанное - большинство, конечно, с постоянной экспозиции, то есть вещичек прошлых лет и работ признанных мастеров. Но пост и так получился очень большой, и, надеюсь, вам было интересно. Увидимся в следующих постах)

П.с. Все фото в посте - мои, за исключением вида здания музея - его я как-то совершенно забыла сфотать)

Подпишитесь на наш
Блоги

Мое вдохновение (или нет). Музей М. Нестерова.

13:41, 8 сентября 2020

Автор: Limpamponi

Комменты 25

Аватар

Очень интересный пост-впечатление от посещения музея в Уфе. Работы Литвинова - открытие для меня, необычный, яркий стиль, очень понравились. От работ Салмасова впечатление двоякое: и нравится, и отталкивает, словно какаая-то чревоточина в красивой вязи полотна.

Аватар

Спасибо, очень интересно, делайте ещё подобные познавательные посты про Ваш край.

Аватар

Спасибо большое за пост! Люблю этот музей, и стараюсь посещать хотя бы раз в год. Приятно увидеть свой город:) Очень люблю картины Литвинова, вообще школа «Башкирская» земля была богата на таланты, и Домашников, Бурзянцев, Литвинов. Ещё лет 10 назад в частных коллекциях можно было купить их картины по смешным ценам, сейчас уже ценителей стало больше:)

Аватар

Обширную работу провели, спасибо, очень интересно. Над картиной Литвинова "Полёт шмеля" зависла, чудесная)

D

Большое спасибо ! Чудесный пост о сохранении нашей культуры, греет душу)))

Подождите...