«Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».

Так записано в дневнике норвежского художника Эдварда Мунка за 22 января 1892 года в Ницце.

Вчера был день рождения Мунка. О его знаменитой картине «Крик», вдохновившей голливудских продюсеров на создание одноименного ужастика и авторов "ужасного" смайлика, в этом посте.

«Крик» - настолько узнаваемая картина, что ее ставят в один ряд с «Подсолнухами» Ван Гога или «Черным квадратом» Малевича. Это не одна, а целая группа картин, изображающих человека в полном отчаянии на фоне жуткого кроваво-красного неба с видом Осло-Фьорда с холма Экеберг. Всего картин четыре, и все они выполнены разными техниками. В музее Мунка находятся две из них, выполненные маслом. 

Есть версия, что красноватое небо могло быть вызвано извержением вулкана Кракатау в 1883 году, когда вулканический пепел окрасил небо в красноватый цвет в восточной части США, Европы и Азии с ноября 1883 по февраль 1884. А, как известно, Эдвард Мунк работал над "Криком" в течение нескольких лет, написав первую версию картины в 1893 году, а последнюю – в 1910-м. То есть увиденная им картина кроваво-красного неба, о которой он написал в дневнике, более десяти лет не отпускала его, и чтобы избавиться от мучивших его кошмаров, Мунк решил выплеснуть свои эмоции на полотно.

Существует версия, что "Крик"— частично плод психического расстройства художника. По некоторым данным, у Мунка был маниакально-депрессивный психоз, связанный с его сильными переживаниями в детстве - сначала умерла его мать, затем и его любимая сестра (ей он посвятит знаменитую картину «Больная девочка» ), а позже у другой сестры обнаружится шизофрения.

«Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», - написал Мунк о себе.

В те же годы он работал над похожими по настроению картинами, например, над "Тревогой" (1894), изображающей людей на том же мосту над Осло-фьордом, и "Вечером на улице Карла Иоанна" (1892). Многие искусствоведы считают, что, таким образом он пытался избавиться от "Крика" и смог сделать это лишь после курса лечения в клинике.

Картина "Тревога"

"Вечером на улице Карла Иоанна"

На сайте «Энциклопедия искусства» говорится: «Мунк неустанно воспроизводил «Крик», словно таким образом пытаясь избавиться от него, — до тех пор, пока не прошёл курс лечения в клинике. С победой над психозом он утерял способность (или необходимость) делать это».

Критики и эксперты любят рассуждать на тему взаимоотношений Мунка с его знаменитой картиной и ее трактовок. Одни считает, что на ней изображена реакция человека, охваченного ужасом, на крик природы о помощи. Другие убеждены, что художник, как пророк, предвидел катастрофы и потрясения, которые ждали человечество в 20 веке – две мировые войны, холокост, ядерное оружие, экологические катастрофы, и изобразил ужас перед будущим, безысходность и невозможность их предотвратить.

«Крик» обращается к коллективному, бессознательному. Какой национальности бы вы ни были, убеждений или возраста, вы хотя бы однажды наверняка испытали такое же экзистенциальное чувство ужаса, особенно, в век насилия и саморазрушения, когда каждый борется за выживание», - сказал сопредседатель совета директоров Sotheby's Дэвид Норман накануне торгов 2012 года.

После прихода к власти Гитлера работы Мунка были признаны «дегенеративными» и запрещены. Норвежский судовладелец Олсен смог выкупить холсты Мунка у Германии и спасти их от уничтожения. У Томаса Олсена имелась и версия 1895 года, выполненная пастелью. Ему ее продал сам Мунк. Они не только жили по соседству, но и дружили.    

В 2012 году этот вариант «Крика» был единственным, принадлежащим частному лицу, другие три принадлежат музем Норвегии. Ее владельцем был сын Томаса Олсена Петтер. В интервью газете New York Times он сказал "Крик — это уникальная картина. Ее знают все, но немногие видели ее собственными глазами. Стоя перед полотном, ощущаешь сильный страх. Оно действительно шокирует".

В 2012 году Петтер Олсен решил продать картину, которая ранее никогда не демонстрировалась широкой публике. «Крик» висел в столовой его дома вместе с другими работам Мунка, в том числе портретом его матери, выполненным художником в 1932 году. Свое решение расстаться с картиной Олсен объяснил так: "Владение столь ценным предметом искусства — это огромная ответственность". Вырученные деньги он решил потратить на строительство культурного центра в 25 милях к югу от Осло, где Мунк жил с 1910 по 1944 год до самой смерти, и привести в порядок дом и мастерскую художника для публичного посещения.

Перед началом торгов стоимость картины, которая, кстати, по-прежнему находилась в своей родной простой рамке, которую смастерил сам Мунк, оценивалась в 80 миллионов долларов. Всего за 12 минут цена выросла до 119,9 миллиона и тем самым установила абсолютный рекорд по стоимости когда-либо ранее проданных произведений искусства, побив рекорд картины Пабло Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст», которая была продана в 2010 году за 106,5 миллиона долларов. На тот момент «Крик» стал самой дорогой картиной в мире. На данный момент она занимает 6 место после «Трех набросков к портрету Люсьена Фрейда» Фрэнсиса Бэкона (продана в 2013 году за $142,4 млн), двух «Лежащей обнаженной» Амедео Модильяни (проданы в 2015 году за $170,4 млн и в 2018 году за $157,2), «Алжирских женщин» Пабло Пикассо (продана тоже в 2015 году за $179,3 млн) и, наконец, самой дорогой картины «Спасителю мира» Леонардо да Винчи, которую менее месяца назад российский бизнесмен Дмитрий Рыболовлев продал за $450,3 млн.

"Спаситель мира" Леонардо да Винчи

Первое время имя покупателя «Крика» скрывали. Позже стало известно, что это Леон Б. Мне кажется, это синхроничность – когда-то в Париже один Леон Б давал Мунку уроки рисования, а теперь другой Леон Б выкупил его картину по рекордной цене. В первом случае речь идет о французском живописце Леоне Бонне, а во втором о американском бизнесмене Леоне Блэке.  

Вообще у «Крика» недобрая слава – с давних пор существуют слухи о том, что картины «Крик» связаны с проклятиями, но даже это не помешало его продаже. Хотя некоторые искусствоведы верят, что это не просто сплетни, а истории, подтвержденные фактами. Десятки людей, входившие в контакт с полотном, заболевали, ссорились с близкими, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Поэтому многие посетители музея в Осло с опаской поглядывают на эти картины.

Три другие версии «Крика» не раз похищали из музеев. Правда, они всегда возвращались владельцам. Так, в 1994 году картина была украдена из Национальной галереи и несколькими месяцами позже была возвращена на своё место, а в 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были украдены из музея Мунка. Обе картины были возвращены в 2006 году. Они получили некоторые повреждения, но в мае 2006 году после реставрации снова были выставлены на показ.

"Мадонна"

Ко второй половине XX века «Крик» стал настолько известен, что на него даже появились пародии. Энди Уорхол выполнил серию принтов-копий «Крика» в нескольких цветах.

Исландский художник Эрро создал два коллажа, пародийно переиначивающих работу Мунка («Второй крик», 1967, и «Дин-дон», 1979). Этот образ много раз использовался в рекламе, комиксах, теле- и мультсериалах и кино. Внешность представителей инопланетной расы Тишина (Silence) из культового сериала «Доктор Кто» тоже была навеяна персонажем с картины Мунка. Репродукция картины использовалась для обложки книги Артура Янова «Первичный крик», в дизайне альбомов групп Morgen, Red Lorry Yellow Lorry, Clair Obscur и других.

Обложка книги "Первичный крик" Артура Янова

И, наконец, самая узнаваемая маска из ужастиков «Крик» появилась благодаря тому, что ее создатели были вдохновлены картиной Мунка.

В 1996 году триллер «Крик» наделал много шума. После выхода фильма появилось множество подобных ужастиков, да и у самого «Крика» вышло несколько продолжений. Интересно, что главную роль должна была исполнять Дрю Бэрримор, но в итоге рабочий график актрисы позволил ей сняться в этом проекте только в эпизодической роли. Также роль предлагалась Риз Уизерспун, которая, как я поняла, от нее отказалась, и в итоге звездой после выхода «Крика» проснулась канадская актриса Нив Кемпбелл.

Еще один интересный факт – на съемках этого фильма познакомились Кортни Кокс, сыгравшая журналистку и Дэвид Аркетт, брат актрис Патрисии и Розанны Аркетт. В итоге пара поженилась. И уже развелись.

Приятного пятничного вечера и отличных выходных!))

Подпишитесь на наш
Блоги

Вдохновляющий крик

21:00, 13 декабря 2019

Автор: AdrianaSuvorova1

Комменты 15

Аватар

В это году в Третьяковке смотрели, не поймала и на секунду чувство страха, удивительно читать, что кто-то так реагирует, какие мы все разные))). Откровенно-не зацепила и не напугала эта картина, а вот к "Яблоня в саду" мы возвращались три раза, такие краски, такой восторг) Забавно в Третьяковке были сделаны"айфоны с записной книжкой"-нажимаешь на "абонента "и разворачивалась биография на весь экран, интересно!

L

Видела эту картину в Осло, невозможно спокойно реагировать, голова от неё начинает болеть и реально какой то ужас охватывает, но очень запоминающаяся и резонансная картина конечно! Моя дочка её где то увидела и боится теперь её, говорит это самое страшное, что она видела)

Аватар

Спасибо за пост, очень люблю читать про картины и художников)

Аватар

Была на выставке в Третьяковке, не разрешили снять ретроспективавидео, сказали, каждый раз -это уникальная работа и художественное продюсирование менеджеров выставки в каждой стране экспозиции

Аватар

Рада, что получилось попасть на его выставку в Москве. Помню, что шла из метро ко входу мимо большой очереди, а на пыльном стекле у соседнего здания был нарисован "крик", говорящий: "Какая очередь!"))

Подождите...