Опубликовано пользователем сайта

Вокруг света

Семейное право в Корее и положение женщины до 20 века

77
Семейное право в Корее и положение женщины до 20 века

На протяжении полутора тысячелетий корейской истории - от возникновения первых корейских государств в III-IV н.э. и до конца XIX века - государственным языком страны был древнекитайский.  Вся деловая переписка, литература, наука все было на китайском. Знать древнекитайский было обязанностью аристократа.  Сам древнекитайский - это китайский язык I тысячелетия до нашей эры. Именно на этом языке писали классики конфуцианской философии, в том числе и сам Конфуций. С течением времени живой китайский язык, изменяясь, отдалился от своего предка, но древнекитайский  сохранил за собой статус языка культуры и бюрократии. 

  На корейском языке выходила литература для простолюдинов и женщин. Все приличные люди, то есть мужчины, знали ханмуне (ханьская письменность). Женщин грамоте не обучали, если же  и обучали то только корейскому языку.

Семейный уклад в Корее.

 У корейцев супружеская жизнь и ее расторжение, как и у китайцев, прежде всего определялись конфуцианскими канонами. Идеалом конфуцианства была большая патриархальная семья, в которой под одной крышей жили представители нескольких поколений: родители, их женатые сыновья с невестками, их внуки и даже правнуки.

В конфуцианской Корее не было и не могло быть ни "старых холостяков", ни "старых дев". Только самые бедные корейцы не женились (потому, что просто не могли прокормить семью). Подходящую пару подбирали родители и иные родственники (иногда с помощью свах), а мнением жениха и невесты никто не интересовался. Жених и невеста впервые встречались на своей собственной свадьбе. "Молодые" были действительно очень молоды. По законам династии Ли, в брак можно было вступать по достижении 14 лет - для мужчин и 13 - для женщин, но с разрешения властей можно было заключать и более ранние браки. Только в начале XX столетия средний возраст вступления в брак поднялся до 18-19 лет.

Свадебная церемония.

Семейное право в Корее обязывала мужчину иметь только одну жену. Она же и пользовалась всеми юридическими правами, только ее дети могли претендовать на имущество.

Положение жены в корейской семье можно назвать бесправным,  жена была последним человеком в семье мужа и полностью подчинялась свекрови. Только после рождения наследника она получала некоторые права. А полноправной хозяйкой становилась только после смерти свекрови.

Вот типичные корейские поговорки:

"Если долго жить, то можно - можно и смерти свекрови дождаться", "Рисовый хлебец в руках невестки всегда кажется слишком большим".

Супружеская верность была обязательной только для жены, мужу разрешалось изменять жене, но только в тех случаях, если он уезжает из дома. Если же измена произошла в "месте проживания жены" жене дозволялось его "ревновать и преследовать".

Жену изменщицу наказывали, отрезали ей косы и выгоняли из дома. Муж мог получить развод, но вступить во второй брак, он мог только после смерти жены изменщицы.  Но вступить в повторный брак вдовцу было не легко, поэтому дело до развода старались не доводить.

Надо заметить, что развод в Корее не любят и сейчас. Разведенному мужчине трудно вступить в брак во второй раз, женщине- практически невозможно. Мужчине развод тоже осложняет жизнь: его неохотно принимают на работу, у него нет шансов для карьерного роста. Корейцы считают, что человеку, который не сумел сохранить собственную семью, нельзя доверить отдел или цех. И даже эстрадный певец, оставивший семью, рискует потерять значительную часть своей аудитории.

Как и в мусульманских странах, женщины в Корее жили отдельно от мужчин. Дом делился на мужскую и женскую половину. С семилетнего возраста мальчики и девочки воспитывались отдельно друг от друга. В дворянских семьях женщины  почти никогда не выходили за пределы усадьбы, а если они отправлялись в гости к родным или в буддистский храм, их всегда сопровождали слуги.

В богатых усадьбах женские и мужские покои были часто отделены друг от друга высокой каменной стеной с воротами, причем даже мужчинам - членам семьи запрещалось без особой надобности заходить на женскую половину.

 Как правило, женщинам дворянского рода разрешалось выходить за пределы усадьбы лишь в вечернее время, закутавшись с головы до ног в специальное покрывало чанъот (чанот) - отдаленный корейский аналог мусульманской паранджи.

Простолюдины такие правила не соблюдали, у женщин было слишком много работы, а в жилищах слишком мало места для раздельного проживания. В каком то смысле, кореянка-простолюдинка была гораздо свободнее жены богатого корейца.

В то время как богатая кореянка выходила на улицу закутавшись в чанот, бедные корейские женщины (в деревнях) ходили в ханбоке (традиционный женский халат) с открытой грудью.

С конца XVII и до начала XX века кореянки носили очень короткие кофты, оставляя грудь полностью или частично открытой. Кофты стали укорачиваться около 1690 г. и достигли полной минимальности к 1860 г., после чего опять стали удлиняться. Тогда это была абсолютно стандартная повседневная одежда.
Закрывали грудь только в праздничной одежде.

Существуют разные мнения на этот счет, основное, что так женщине было удобнее кормить детей, не отвлекаясь от работы в летнее время.  Также это было символом того что женщина способна родить и выкормить много детей. Часто такую одежду носили женщины у которых были сыновья. В любом случае, корейцы не видели в обнаженной груди и кормлении ребенка на публике ничего особенного, эротизация груди появилась в Корее с проникновением европейской культуры.

Сегодня в Корее среди простого народа существует мнение, что ходить с обнаженной грудью женщин заставляли японцы - оккупанты, но историки говорят о том, что это традиция появилась задолго до вторжения японцев.

 

Поскольку подбором жены занимались родители и мнения молодых они не спрашивали, то часто муж и жена не ладили друг с другом. И тогда мужчина заводил себе наложницу, а лучше две. 

 «Даже тигр не страшен человеку, у которого есть жена и 2 наложницы»

Но позволить себе наложницу мог только очень богатый мужчина, ведь содержать юную наложницу было очень дорого.  К тому же, нужно было получить разрешение у жены, которое жена часто не давала. Иногда, если жена не могла родить, в дом брали наложницу, которая рожала детей, но не имела на них прав. Воспитанием  детей занимались жена и свекровь.

Гарем  корейского императора.

В отличие от китайского императора, у которого было 4 жены и неограниченное количество наложниц, корейский император (Ван) мог иметь только одну жену (Пи). 

Последняя императорская семья Кореи. Император Коджон и его семья (Династия Чосон правила Кореей с 1392-1910).

 Между главной женой и наложницами лежала пропасть, практически непреодолимая.  Жена императора, как правило, происходила из какого нибудь знатного аристократического рода, а наложницы были либо простолюдинками, либо дворянками из обедневших родов.

Как и простой кореец император не мог жениться по любви, жену ему подбирали либо родители, либо регентский совет. Подбирали исходя  из политических соображений и сложных расчетов. Жену привозили в дом императора ребенком, и часто отношения императора с женой не складывались. Развестись с женой император мог только теоретически, так как развод нес за собой большие проблемы. Например, император Сукчжон в конце 17-го века оформил развод с  женой, который позже аннулировал. Ее многочисленные родственники были оскорблены таким исходом дел, в стране начались волнения, и император пошел на попятную.

Девушки с зонтиками.

А вот наложниц император мог выбирать сам.

Богатый дворянин на прогулке.

В гареме корейского императора обычно было 500-700 женщин. Это не только наложницы, но и их прислуга -куннё, нянечки, кормилицы, закупщицы товаров и продовольствия, помощницы королевы, короля и королевы-матери. 

Императорский дворец Кёнбоккун, Сеул.

Императорский гарем находился в углублении императорского двора. Считается, что традиция содержать при дворце девушек для короля появилась в годы правления императора Тхэджо, то есть у самого начала основания Чосона. Император не ладил с женой, поэтому утешался с наложницами. 

Император (Ван) Тхэджо. 1-й король корейского государства Корё (918-943).

Как и везде в Азии, в корейском гареме была строгая иерархия. 

Жена императора-занимала важнейшее место. Ее сыновья назначались наследниками.

Императрица Мин, супруга Вана (императора) Коджона (1851-1895).

Как и в Китае, у корейских наложниц были категории. 

1А — Bin или «королевская наложница первого ранга»

1В — Gui-in или «Благородная».

2А — soui или «образец великолепия»

2В — sugui или «целомудренный идеал»

3А — soyong или «блистательные манеры»

3В — sugyong или «целомудренное поведение»

4А — sowon или «Сверкающая красота»

За наложницами ухаживали служанки. У них так же были категории. От 5 А (главная экономка) до 9В прислуга, которая выполняла самую грязную работу. 

"Сортировкой" наложниц и занесением их в разные категории занималась мать императора. 

Прислуга также считалась негласными наложницами императора и он мог "воспользоваться" любой из них. Отказать императору было нельзя.

Женщины с традиционной прической качхэ (парик который женщины благородного происхождения носили до 19 века).

На самом деле  большая часть женщин никогда не встречалась с императором, а император общался с 2-3 наложницами. Но все служанки после обучения и при поступлении на службу проходили "свадебный ритуал", как бы выходили замуж за императора. Более того, после окончания их срока "годности" они не могли выйти замуж, так как считались собственностью императора. Иногда, по особому распоряжению императора, им разрешалось вступить в брак, но обычно они уходили на пенсию и получали жалованье до конца жизни. Для бывших наложниц был создан специальный приют, где жили женщины, у которых не было родственников.

Сеул, 1900г., Богатая кореянка на прогулке в паланкине и прислугой.

Наложницы, в основном, были нужны для того чтобы рожать сыновей наследников. В те времена была высокая женская и детская смертность, а император не мог допустить прекращение рода. 

Последний император Кореи Ли Ын и японская принцесса Масако.

Сексуальная жизнь корейского императора не контролировалась также строго как в Китае. Напомню, что китайский император мог отказаться от близости с наложницей только в случае траура по родителям. Корейский император мог встречаться с наложницей когда хотел, или не встречаться если не хотел. Но отказать в близости императрице он не мог. Ведь именно ее дети имели преимущество при наследовании трона.

Помимо наложниц в Корее еще существовал институт Кисэн.

Кисэн - 기녀- артистка, 妓女- жизнь.  Женщины для развлечений.  Корейский аналог гейши. Женщины, обученные искусствам, пению, литературе, танцам, которые развлекали мужчин из высших сословий и оказывали интимные услуги. По статусу были ниже чем гейши в Японии, но выше чем проститутки. 

Кисэн появились в 10 веке из крепостных девушек, которых обучали разным искусствам, а также медицине, и в военное время они выполняли функции медсестер,  ухаживали за ранеными. Культура кисэн попала в Корею из Китая, где таких девушек называли ицзи (певичка). 

Кисэн оказывали интимные услуги, но главной функцией кисэн была организация приемов, а ее главным достоинством - умение поддерживать светскую беседу, играть на музыкальных инструментах, петь и писать стихи. Поскольку, женская половина дома была закрыта для посторонних, и приличным женщинам было запрещено появляться в компании посторонних мужчин, то все встречи проводились на мужской территории. А чтобы мужчинам было не скучно приглашали Кисэн. Кисэн, в отличие, от приличных женщин знали китайский и могли поддерживать разговоры о политике, литературе и тд. Но в тоже время юридически они были бесправны. Их могли продавать, дарить, обменивать.

У Кисэн также была иерархия.

일패 (ильпхэ) Высший класс- Кисэн не торговала телом, а только развлекала богатую публику. Самые красивые и хорошо образованные девушки.

이패 (ипхэ) 1 класс- Кисэн могла вступать в интимные отношения с клиентами, но тайно.

삼패 (сампхэ) Низший класс- Кисэн была хуже образованна, не владела китайским языком, в основном пела грубые народные песни и танцевала народные  танцы. В открытую оказывала интимные услуги, но имела статус выше обычной проститутки.

Культура Кисэн достигла расцвета при династии Чосон, а исчезла в середине 20 века, выродившись в обычную проституцию.

 С проникновением в 18 веке христианства, которое начало вытеснять Конфуцианство, многоженство в Корее стало сходить на нет. Все это закончилось с вторжением Японии в 1910, которое, как не странно, только усилило процесс вестернизации корейского общества. 

Император Ли Ын и  японская принцесса Масако.

После аннексии Кореи Японией  императорский дом переехал в Японию. Наследник трона Ли Ын женился на японской принцессе Масако Насимото. И династия Чосон прекратила свое существование. А с ней "умерла" старая Корея.

Потом будет оккупация Кореи Японией, депортация корейцев на Дальний Восток, резня, женщины для утешения, война, разделение двух Корей, военный режим  и тд.

В 1946 в Корее было запрещено многоженство и принудительные браки, женщины получили равные права с мужчинами, а брачный возраст был поднят до 17 лет для женщин, и 18 лет для мужчин.

https://media.giphy.com/media/3ofSBxMV5fAcajc1uE/giphy.gif

 

PS. Сегодня законы  Южной Кореи гарантирует женщинам равные права с мужчинами, но на практике женщины подвергаются жесткой дискриминации.

Зарплата женщины на 40% меньше чем у мужчин.

Женщин увольняют или вынуждают увольняться с работы из за беременности.

Во многих компаниях работодатель  заставляют женщин выходить замуж по очереди. Если женщина забеременела вне очереди, ее увольняют.

Женщинам при увольнении чаще не выплачивают страховые и выходные пособия.

Женщин с детьми не хотят брать на работу.

По опросам 80% женщин подвергались домогательствам на работе, насилию со стороны мужей.

В стране существует жесткая дискриминация женщин по внешности и возрасту. Многие женщин увольняют если они растолстели или стали старыми.

В стране эпидемия  бытового порно, жертвами, которого становятся женщины. Власти регулярно проводят рейды по общественным туалетам, бассейнам, отелям в поисках скрытых камер.

Но есть и хорошие новости. Социологи отмечают, что среди молодых женщин снижается интерес к пластической хирургии. Многие молодые женщины отказываются от сложного многоступенчатого макияжа, а косметические компании отмечают снижение продаж своей продукции.

Такая реклама  клиник пластической хирургии скоро будет запрещена. Власти считают ее неэтичной. 

Сайт Востоколюба. Корё Сарам. AsiaRussia.

 

Оставьте свой голос:

3351
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Eliena20
Eliena20

Очень информативный и интересный пост! Спасибо! Удивило про кофты с открытой грудью. А то в дорамах даже простолюдинки бегают в новеньких цельных цветных ханбоках

KiiraK
KiiraK

Eliena20, то же самое хотела написать)))

KiiraK
KiiraK

Очень интересно, спасибо! Так забавно, как современные корейцы яростно отрицают эту голую грудь, хотя во многих странах с тёплым климатом открытое тело вообще не несло в себе никакого эротического смысла...

Sweetsummer
Sweetsummer

KiiraK, теперь они декольте не признают - типа неприлично, зато ниже пояса чуть ли не в одних трусах ходить - это прилично. Есть ли в этом какой-то смысл?

ptichiemoloko
ptichiemoloko

KiiraK, да, вы правы, отрицают.) Делают вид, что такого никогда не было. И ещё я заметила у них какой-то общий травматизм на этой почве (или на какой-то другой?) : современные девушки и женщины могут носить очень короткие юбки и шорты, но показать область декольте - нини, боже упаси. Реально, все платья, блузки и кофты для кореянок шьются под самое горло, очень неудобный крой для европейской женщины.

galina2010
galina2010

ptichiemoloko, причем этот тренд возник относительно недавно, т.е в начале 2000-х. все ходили с декольте, а после 2007 - бум, все такие скромняжки

laranow
laranow

Спасибо большое! Очень интересно.

LarisaEliseeva
LarisaEliseeva

А у меня дедушка из Южной Кореи.он был из состоятельной семьи и что б не делить наследство между двумя братьями уехал из страны.

fi_alka
fi_alka

LarisaEliseeva, дедушке досталось в итоге наследство?))

Yari4ka100
Yari4ka100

LarisaEliseeva, наверное у вас интересная внешность.

Break214
Break214

Насколько же стращны все эти традиции. И, что самое ужасное, одновременное ущемдение прав и запреты и сексуализация женщин там никуда не делись. Взять хотя бы ту же поп-сцену...

Hellf
Hellf

Break214, они вообще нигде никуда не делись, к сожалению

Morella
Morella

казалось бы, Корея богатая продвинутая страна, а на деле то артисты в рабстве, то женщин увольняют из-за старости и лишнего веса, еще что-нибудь
пунктик на практически обязательную пластику лица меня всегда поражал

laranow
laranow

Morella, в Корее существуют фермы по выращиванию собак на мясо. А сам забой - жесть полная. Так что этим культурам, несмотря на мощные культурные и философски корни, далековато до цивилизации. Конечно, разницы между забоем собак в Азии и коров и свиней на «гуманном западе» нет , а, если есть, то только в наших головах, но , пока будет существовать забой собак, говорить о правах коров и свиней и тем более не приходится.

Sweetsummer
Sweetsummer

laranow, собак там принято было жестоко избивать перед забоем - считалось, что так мясо становится мягче и сочнее. Не знаю, существуетли сейчас такая практика.

Medovuha
Medovuha

Sweetsummer, п...ц, теперь я ненавижу корейцев.

ptichiemoloko
ptichiemoloko

Medovuha, не торопитесь. Южнокорейская молодежь практически забросила эту традицию, новое поколение не ест собак вообще и полно активистов, нацеленных придать это кулинарное варварство полному забвению и среди стариков.

Medovuha
Medovuha

ptichiemoloko, это обнадёживает.

laranow
laranow

Sweetsummer, так по есть до сих пор. Считается, что чем хуже смерть, тем больше адреналина, тем полезней для человека. Какое-то лицо/ лица мне минус поставил/и. Либо им забой собак кажется нормой, либо не понравилось, что я забой собак сравнила с забоем коров. Если последнее, то; Наверное, думает, что корове легче умирать от того, что она не «друг человека» в глазах этого самого человека. Простите за уход в сторону.

Buzzz
Buzzz

Везде в любой стране, при любом в режиме женщинам жилось плохо. Плохо ещё и то что в наше время, женщины остаются бесправны, да ещё в такой стране как ЮК, которая технически уже считай живёт в 22 веке. Одна русская кореянка рассказывала, что до сих пор после развода, дети по умолчанию остаются в семье отца. И многие русские женщины, вышедшие замуж за корейцев практически лишились детей.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Алла Пугачева, Кристина Орбакайте, Федор Бондарчук и другие на премьере фильма "Тот самый концерт"

Алла Пугачева, Кристина Орбакайте, Федор Бондарчук и другие на премьере фильма "Тот самый концерт"

Светская жизнь 19510 65
Ким Кардашьян поделилась новыми снимками своих подросших сыновей

Ким Кардашьян поделилась новыми снимками своих подросших сыновей

Звездные дети 5472 18
Беременная Эшли Грэм снялась для обложки Vogue, рассказала о будущем ребенке и своих попытках похудеть

Беременная Эшли Грэм снялась для обложки Vogue, рассказала о будущем ребенке и своих попытках похудеть

Пресса 11650 34
Татьяна Геворкян, Дарья Михалкова, Павел Табаков и другие на шотландской вечеринке в центре Москвы

Татьяна Геворкян, Дарья Михалкова, Павел Табаков и другие на шотландской вечеринке в центре Москвы

Светская жизнь 9484 23
Модный дайджест: от домашней коллекции Ким Кардашьян до главного цвета 2020 года

Модный дайджест: от домашней коллекции Ким Кардашьян до главного цвета 2020 года

Новости моды 8327 5
Александр Петров, Ирина Старшенбаум, Олег Меньшиков в новом трейлере фильма "Вторжение"

Александр Петров, Ирина Старшенбаум, Олег Меньшиков в новом трейлере фильма "Вторжение"

Кино 7129 35
Бьюти-дайджест: от значков, оповещающих о месячных, до бритвы с подогревом

Бьюти-дайджест: от значков, оповещающих о месячных, до бритвы с подогревом

Новости красоты 3791 18
Итоги года — 2019: лучшие зарубежные сериалы
Звездный Instagram: отпуск с друзьями и любимыми, вечная романтика и новогоднее настроение
Агния Кузнецова впервые стала мамой
Мария Миногарова, Иван Ургант, Татьяна Лазарева и другие гости премии в области веб-индустрии
Принцесса Беатрис отменила вечеринку в честь помолвки из-за секс-скандала с ее отцом
В ожидании чуда: смотрим лукбуки первых новогодних капсул модных брендов
Мария Кожевникова с сыновьями, Стефания Маликова с братом, дети Филиппа Киркорова и другие гости новогодней елки Tatler
Модная битва: Кайя Гербер против Рози Хантингтон-Уайтли
Итоги года — 2019: новые пары
Wanted: линия декоративной косметики F@ck Make Up Standards, Mixit
Надежда Оболенцева, Андрей Малахов, Сати Спивакова и другие на 15-летии галереи RuArts
6 молодых танцовщиков балета в российских театрах, которых стоит увидеть
Зима в большом городе: Дженнифер Лопес и Алекс Родригес на прогулке в Нью-Йорке
Как визажистка Бобби Браун смогла построить бьюти-империю стоимостью миллионы долларов
В сети появился финальный трейлер восьмого сезона сериала "Родина"
Снежная королева! Кайли Дженнер вместе с дочерью Сторми катается на сноуборде
Битва платьев: Эмилия Кларк против Марины Руй Барбозы
СМИ: Леонардо ДиКаприо без Камилы Морроне проводит время на вечеринках с сестрами Хадид в Майами