На превью - Лучник в образе троянского царевича Париса с западного фронтона храма Афайи

Таким он дошел до наших дней

Прежде считалось, что античная скульптура дошла до нас в первозданном виде. И творцы эпохи классицизма, подражая строгой гамме и холодному величию ископаемых статуй, пребывали в уверенности, что приближаются к древним оригиналам.

Однако позже выяснилось, что древнегреческие скульпторы вовсе не оставляли глаза своих статуй безжизненными, и сами мраморные изваяния не были белыми и холодными: их раскрашивали. Еще в XIX веке были найдены акропольские коры (статуи девушек), на которых сохранилась краска: темные волосы, алые губы и разноцветные глаза. Позднее следы раскраски были обнаружены и на других античных изваяниях.

Несколько лет назад немецкие ученые попытались реконструировать исконный вид 12 мраморных античных скульптур. Итогом стала выставка с говорящим названием Bunte Götter («Пестрые боги»), проходившая с 15 декабря 2003 г. по 15 февраля 2004 г. в мюнхенской Глиптотеке и посвящённая полихромии в античной скульптуре.

Бронзовые греческие скульптуры имели не нарисованные, а инкрустированные глаза. Например, в 1972 году у берега Калабрии были выловлены бронзовые «воины из Риаче». На месте зрачков у них зияли провалы: глаза статуй были изготовлены из хрупкого стекла или хрусталя, поэтому со временем разбились или выпали. 

Ниже - фото с выставки  Bunte Götter («Пестрые боги»)

Голова воина в шлеме. Западный фронтон храма Афайи. Цветовая реконструкция (гипс, натуральные пигменты, в технике темперы)

Другие фото

Видео выставки

Подпишитесь на наш
Блоги

Как на самом деле выглядели древнегреческие статуи

12:06, 9 мая 2019

Автор: alfa-omega

Комменты 70

N

Клево, мне очень понравилось. Делает все скульптуры более жизненными и человечными.

Аватар

Конкретно в этом проекте с красками еще экспериментируют, более поздние образцы уже не такие вырви глаз. Плюс важно понимать, что это не полные копии тех работ, хотя бы потому что материал - гипс, а не мрамор. Без раскраски скульптура в Древней Греции не считалась законченной, в бронзе они делали вставные глаза из драгоценных камней, губы и соски из других металлов. Ещё была в почете хрисоэлефантинная техника, где кожа имитировалась пластинами из слоновой кости. Интересно, что у греков скульптура носила в основном посвятительный характер, это дар богам и/или изображение богов, поэтому такая тщательность. Например, рисунок узора на колене Париса с фронтона храма Афины (на первых двух иллюстрациях) растянут, как, если у нас растянулся узор на колготах. А ведь статуя находилась на фронтоне на высоте не менее 10-ти метров. А вот римляне уже чисто декоративно относились к таким статуям, поэтом у них могло не быть спины, как у нашего Эрмитажного Юпитера. Рестораторы прежних веков найденные скульптуры тщательно отмывали от красок, увы, раньше было другое отношение к историческому наследию. У кор из персидского мусора, выставленных в музее Акрополя в Афинах невооруженным взглядом заметна раскраска, которая потускнела после того, как их раскопали.

D

когда-то это стало открытием) и насколько величественнее выглядят эти же статуи без узоров. время их явно облагородило)

Аватар

Красиво! Спасибо

N

В Пушкинском есть капиты, кажется, в виде голов быков. Обожаю их. И как я была удивлена, когда в Лувре увидела оригинал- они зеленые!

Подождите...