Я тут starwatcher пост задолжала об одном интересном артефакте, который хранится в Эрмитаже. Пост будет включать как официальные фото, так и мои частично снятые из-под полы, а также факты вперемешку с моими впечатлениями. И да, даже сервизу можно посвятить почти приключенческий пост!!! А особенно сервизу с такой историей!

В последних классах школы мой папа ездил на экскурсию в Ленинград и привёз альбом-путеводитель по Исаакиевскому собору. В детстве я просто затёрла эту тоненькую книжечку до дыр и мечтала когда-то увидеть в живую. 

А как известно, то мечты имеют свойство исполнятся. И вот я в Питере, ещё и поселилась у самого Эрмитажа. Бросаю вещи, привожу себя быстро в порядок после поезда и бегу смотреть его - величественный и прекрасный Исаакиевский собор.

Из места детской мечты я вышла в полном эстетическом экстазе и решила пройтись вдохнув питерский воздух, но все дороги вели меня к одному месту... Эрмитажу. Я не очень хотела  ходить по музею в этот день, но оказалось, что именно в среду самые длинные часы посещения...

Мотивы посетить Эрмитаж были не такие эпичные. Во-первых, это же ЭРМИТАЖ, туда хоть раз в жизни, но попасть нужно, чтобы узнать, куда уходили деньги твоих предков, которые они платили в имперскую казну. Во-вторых, как ни странно, но за пару недель до моего визита в Питер в ВК я наткнулась на историю о сервизе с лягушкой, и мне очень хотелось посмотреть его в живую.

Купив билет, я отправилась на поиски этого артефакта... 

В 1773 году Джозайя Веджвуд получил самый необычный и сложный заказ из всех, которые когда-либо поступали английским керамическим фирмам. Ему предстояло изготовить большой столовый сервиз на 50 персон из 944 предметов, украшенных 1222 видами Англии, Шотландии и Уэльса.

Уникальность сервиза состояла в том, что ни один из написанных от руки пейзажей не повторялся и был топографически точным. Это был знаменитый «Сервиз с зеленой лягушкой».

Венценосная заказчица – Екатерина II – предназначала его для своего нового дворца, «готического замка», строящегося в местечке Кекерекексинен, что в переводе с финского значит «лягушачье болото». В связи с этим и заказанный специально для дворца сервиз получил необычную эмблему – зеленую лягушку в гербовом щите. 

Это столовый сервиз обошелся казне в 14 600 рублей, что по тем временам было суммой немыслимой. Для сравнения: оплата работы архитектора Старова за строительство Таврического Дворца составила 9 600 рублей, садовник Гульд получил 8 600 рублей за обустройство Таврического сада...

По итогам Северной войны, Россия получила земли, именуемые «Кикерики», что по-фински означает «лягушачье болото». Вскоре был проложен Царскосельский тракт и местность стала жилой.

По приказу государыни Екатерины II в 1774 году на «лягушачьем болоте» начали строить Кекерекексиненский дворец. Строительство комплекса завершилось в 1777 году. Сооружения были предназначены для отдыха императрицы во время путешествий, проведения торжественных церемоний награждения и празднования важных церковных дат. В круглом зале на втором этаже дворца награждались военные герои – Кутузов, Суворов, также помещение использовалось для встречи Екатерины II с георгиевскими кавалерами.

Столовый сервиз императрица заказала ещё на этапе закладки фундамента дворца. Летом 1772 года в письме к Вольтеру государыня сообщила, что ей чрезвычайно любы изогнутые линии английских садов и пологие склоны. По мнению царицы, фонтаны заставляют воду течь против природы, тем самым мучая её, английские же петлеобразные пруды кажутся ей очень естественными.

Так как императрица не могла передать поручение лично, заказ на сервиз Екатерины II с лягушками Веджвуд получил через Ивана Ивановича Бецкого. Поверенный показал императрице образцы, та сочла их достаточно красивыми и заказ одобрила. Так как Кекерекексиненский дворец находился на болотистой местности, решено было сделать его эмблемой обычную лягушку. В какой-то момент государыня засомневалась, отказалась оплачивать услуги Веджвуда и работа над сервизом приостановилась. Однако к лету 1774 года работа над сервизом была закончена.

Кекерекексиненский дворец-замок был одним из первых неоготических архитектурных ансамблей в окрестностях Петербурга и, безусловно, наиболее значительным. Мода на неоготику пришла в Россию из Англии, где готическая архитектурная традиция практически не прерывалась даже в период господства неоклассицизма.

В большинстве усадебных комплексов Англии и в составе английских пейзажных парков так или иначе присутствовали средневековые постройки. Это были либо древние готические замки, иногда перестроенные в эпоху Возрождения, либо средневековые церкви и часовни, либо старинные фахверковые жилые дома, по своей структуре восходящие к Средневековью, либо подлинные руины старых готических зданий. Можно сказать, что неоготика XVIII века была перенесена в Россию вместе с «почвой» английского пейзажного парка.

Однако английская «готика» претерпела на русской почве не менее радикальные изменения, чем английский пейзажный парк в целом. Для России было характерно более внешнее восприятие средневековых подлинников, поскольку оно не подкреплялось отечественными архитектурными традициями. Сильная зависимость русской неоготики XVIII века от русского классицизма заметна и в «кекерекексиненских» постройках Фельтена.

Понятно, почему для «готического» путевого дворца был заказан сервиз именно с английскими видами, среди которых было так много готических руин. Каждое изделие сервиза было украшено видами старинных замков, аббатств, усадеб с парками, загородных особняков, городских и сельских пейзажей, величественных природных ландшафтов. Таким образом, создавалась уникальная панорама Великобритании. Компаньон Дж. Веджвуда, Томас Бентли, составил для Екатерины II рукописный каталог с названиями всех видов.

Уникальность сервиза не исчерпывается его художественными качествами. Он представляет еще и значительный исторический интерес: многие изображенные на нем здания и ландшафты давно уже не существуют или значительно изменили свой облик.

Часть пейзажей, в основном виды парков и усадеб, делалась по рисункам с натуры. Но главным источником служили многочисленные гравюры, опубликованные в различных английских изданиях XVIII в. Иногда гравюра или ее фрагмент воспроизводились с большой точностью. Однако, как правило, мастера, наносившие роспись, интерпретировали их в свободной живописной манере, часто изображая реальное историческое здание на фоне фантазийного пейзажа, изображенного в соответствии с эстетическими канонами классицизма. 

Всего столовый сервиз Екатерины II с изображением лягушки насчитывает 994 предмета (в разных источниках указано разное количество – 994, 952 и т.д.) и рассчитан на 52 персоны.

Большая часть предметов сервиза воспроизводит так называемую «королевскую форму», получившую свое название в связи с тем, что по этой модели Веджвудом был исполнен сервиз для Георга III. Однако модели некоторых изделий – компотьеров, мисочек для крема, морожениц – были созданы специально для «Сервиза с зеленой лягушкой». Модифицированный таким образом вариант «королевской» формы получил название «екатерининской». 

 Основную массу сервиза составляют тарелки всех возможных размеров для отдельных персон, множество предметов для общего использования – супницы, салатницы, террины (глубокий сосуд с крышкой, предназначен для подачи горячих мясных блюд с подливой), большие блюда для дичи, овальные блюда для фруктов и овощей, мелкие соусники всех мастей. Так как английский сервиз с лягушкой предполагал сервировку столовую и десертную, набор посуды включал ещё креманки, вазочки для фруктов и желе, бутылочные и рюмочные передачи, мороженицы. Последние представляли собой довольно сложную конструкцию из четырёх частей: сама форма, глубокая форма под мороженое, плотная крышка с отделом для льда и верхняя крышка.

Изделия, входившие в состав обеденной части сервиза (680 предметов), украшались бордюром из дубовых веток, десертной (264 предмета) – бордюром из ветвей плюща.

Предметы сервиза моделировались и обжигались на фабрике «Этрурия» в Стаффордшире, а для росписи привозились в принадлежавшую Веджвуду живописную мастерскую в Челси (тогда предместье Лондона). Сервиз был выполнен из нового для того времени керамического состава, который был стандартизирован Веджвудом в результате усовершенствования традиционного английского фаянса цвета сливок. В 1766 году этот материал был назван «фаянсом королевы» в честь королевы Шарлотты, покровительствовавшей Веджвуду.

Когда работа над сервизом близилась к завершению, большая его часть была выставлена в Портленд-Хаусе на Грик-стрит в Лондоне с тем, чтобы показать сервиз английской публике перед его отправкой в Россию.

24 июня 1780 года состоялся торжественный приём в Кекерекексиненском дворце, на котором тайно присутствовал император Священной Римской империи Иосиф II под именем графа Фалькенштейна. Праздновали десятилетие победы в Чесменской бухте Эгейского моря, в честь этого события дворец переименовали в Чесменский. Ранее король Швеции Густав III под именем графа Готландского также гостил во дворце и присутствовал на праздничном обеде в честь освящения места для строительства храма Иоанна Предтечи. на каждом из этих приёмов столы были сервированы английским сервизом Веджвуд «Зелёная лягушка».

Сервиз, который заказала Екатерина II фаянсовой мануфактуре Веджвуд, не только украсил дворец императрицы, но и значимо увеличил славу мастера, кроме того, расширил ассортимент фирмы. После выпуска сервиза с зелёной лягушкой Веджвуд открыл «Екатерининскую» сервизную серию продукции.

Большая часть сервиза с зелёной лягушкой хранится в Эрмитаже, несколько предметов в Петергофе, часть сервиза – в Коттедже. До наших дней удалось сохранить 700 предметов столового сервиза.

Неоднократно посуда Веджвуда демонстрировалась на выставках, в частности, приуроченных к юбилеям деятельности компании «Веджвуд и сыновья». В 1909 году в Лондоне проводилось празднование 150-летия деятельности фаянсовой мануфактуры. На выставку привезли из России некоторые экспонаты из сервиза  зелёной лягушкой.

Сервиз, и правда, поражает своей красотой и утончённостью. Возле витрин с ним я задерживалась дольше, чем у любого другого экспоната музея. Если будете в Питере, то обязательно посетите Эрмитаж, чтобы хоть раз на него взглянуть...  

Блоги

Сервиз с зеленой лягушкой

19:12, 23 июля 2018

Автор: Encore

Комменты 51

Аватар

Автор,спасибо за пост,так интересно! Сплетник просвещает)

Аватар

Мне на сервизе понравилась только сама лягушка, цвет веселенький. Сервиз монументальный, но очень мрачный). Но история интересная, спасибо.

Аватар

Несколько лет назад этот сервиз выставляли в Москве в Музее декоративно-прикладного искусства-на выставке, посвященной Веджвудскому фарфору. Большая была выставка, подробная - но Лягушачий сервиз оказался круче всех остальных экспонатов.

Аватар

Encore, спасибо за интересный, как всегда, пост. Люблю фарфор, он в заботливых руках вечен.

Аватар

Это произведение искусства, невероятная вещь. Лично у меня, когда я бываю в музеях, уникальные вещи, картины вызывают восторг, удивление, в первую очередь поражают красота и то, что это сделал человек. Хороший пост).

Подождите...