С чего всё началось?
Знаменитая достопримечательность Лондона и Великобритании - Британский музей. Возник он, как это часто происходит с музеями в Англии, чьи жители издавна охвачены страстью к коллекционированию, из частного собрания. Принадлежало оно сэру Хансу Слоуну, лейб-медику. Было оно поразительно разнообразным. Экспонаты естественнонаучного толка соседствовали здесь с этнографическими и археологическими редкостями, историческими реликвиями, картинами, рисунками, книгами и манускриптами. В 1753 году сэр Ханс Слоун умер, завещав свою коллекцию нации. На создание музея, учрежденного специальным актом Парламента, потребовалось 6 лет. К моменту открытия, в 1759 году, его собрание успело пополниться королевской библиотекой. 

Одна из бесспорных жемчужин коллекции Британского музея знаменитые мраморы Парфенона, часто называемые (особенно в английской литературе) мраморами Элджина. Некоторое время они были собственностью  Томаса Брюса, седьмого графа Элджина, коллекционера и археолога любителя. В 1802 году он вывез рельефы фриза знаменитого храма Афины из Греции. В то время граф пребывал на посту английского посла в Оттоманской империи, частью которой была тогда Греция, и не без помощи своего служебного положения этот ценитель прекрасного смог осуществить свой "проект" по перемещению античных ценностей.


Лорд Элджин.


Скульптура Парфенона в Британском музее.  Ионийский фриз

Что это за скульптуры?
С 1802 по 1812 годы английский граф  последовательно собирал и вывозил в Великобританию скульптуры и фризы с Парфенона - главного сохранившегося памятника архитектуры со времен Древней Эллады возрастом более 2,5 тысячи лет. Среди мрамора, который греки считают похищенным с афинского Парфенона, значительная часть рельефного фриза "Панафинейская процессия", опоясывавшего снаружи этот храм, а также одна из кариатид (стилизованная под женскую статую колонна) Эрехтейона и другие мраморные изваяния.


Работы лорда Элджина выполнялись открыто, при поддержке как турецких, так и греческих чиновников между 1801 и 1804 гг. Заключительное разрешение было получено сэром Робертом Адэйром, послом в Константинополе, в феврале 1810 г. от той же самой власти; оно предписывало властям в Афинах разрешить погрузку всех оставшихся предметов старины, собранных лордом Элджином.
В 1810 г. сэр Томас начал неофициальные переговоры с правительством о продаже своего собрания. В 1815 г. за коллекцию он просил 73 600 фунтов (компенсаиця его затрат и 12-ти лет работ, но не ценности скульптур) с предложением, что, если это будет отвергнуто, он согласится на сумму, названную парламентским комитетом. Комитет после дебатов остановился на 35 000 фунтов. 
С тех пор коллекция принадлежит Британскому музею.
Коллекция Элджина включает следующие материалы: 
Парфенон: 247 футов из 524 футов фриза, 
15 из 92 метоп, 
17 фигур фронтона, 
различные архитектурные фрагменты. 
Эрехтейон: караитида, колонна и другие архитектурные фрагменты. 
Пропилеи: архитектурные фрагменты 
Храм Афины Ники: 4 плиты и архитектурыные фрагменты.

Помимо британской, есть и другие коллекции скульптур Парфенона. Материалы Парфенона расходились по миру и до, и после Элгина. Британский музей содержит примерно половину сохранившихся скульптур. 
Остальные разделены между: 
Афины: большие остатки метопов (особенно восточных, северных и западных), фриза (особенно западного) и фронтонов; менее 50 % находятся в экспозиции, и некоторые - на здании, включая самый прекрасный метоп. 
Париж, Лувр: одна плита фриза, один метоп, фрагменты фриза и метопов, голова с фронтона. 
Копенгаген, Национальный музей: две головы с метопа в Британском музее. 
Вюрцбург, университет: голова с метопа в Британском музее. 
Палермо, Museo Salinas: фрагмент фриза. 
Музеи Ватикана: фрагменты метопов, фриза и фронтонов. 
Вена, Kunsthistorisches Museum: три фрагмента фриза. 
Мюнхен, Glyptothek: фрагменты метопов и фриза, не в экспозиции. 

Кстати, в 2006 году Музей Гейдельберга вернул Греции небольшой фрагмент фриза, в разные годы свои акропольские древности вернули на родину Музей Гетти, Музеи Ватикана и даже частный коллекционер из Швеции. Однако речь шла о небольших по размеру и не слишком значимых фрагментах оформления храма.

Как действует Греция или с чего начались судебные иски?
Обретя в 1830 году независимость, греки не раз ставили перед правительством Англии вопрос о возврате увезенных сокровищ, надеясь на добрую волю властей дружественного государства. В ответ - или дипломатическое молчание, или недвусмысленный отказ.
Кампанию по возвращению мраморов Парфенона  в 80-х годах прошлого века начала тогдашний министр культуры Греции Мелина Меркури, которая активно агитировала за возврат ценностей на родину.

В 1990 году, она говорила, что "возврат скульптур Парфенона из Лондона - не просто требование греческого правительства или греческого народа, продиктованное чувством горечи. Возврат фрагментов для обновления мраморного украшения памятника - требование самого памятника. Ведь фриз и другие фрагменты Парфенона - его неотъемлемые составляющие части". 

В октябре 2004 года, встречаясь с британским премьером Тони Блэром, премьер-министр Греции Костас Симитис так сформулировал задачу: вернуть родине фриз Парфенона на время проведения Олимпийских игр 2004 года. При этом он добавил, что вопрос должен быть улажен как можно скорее. Министр культуры Греции Эвангелос Венизелос конкретизировал этот путь, представив его в форме многолетнего заимствования, без разрешения вопроса о собственности.Греческое правительство заручилось в поддержке своих требований высказываниями многих выдающихся деятелей культуры. В разных странах созданы десятки национальных комитетов, борющихся за возвращение мраморов Парфенона.
Греция утверждает, что сокровища Парфенона были украдены у ее народа, Британский музей предпочитает точку зрение, что они наоборот были спасены. И обе стороны в чем-то правы. Конечно, лорд Элджин очень вольно трактовал разрешение турецких властей вывезти на родину несколько "кусков мрамора", на память. Только фриз Парфенона имеет протяженность 150 метров и это, не считая отдельно стоящих изваяний и скульптурных групп портика храма. 

В Афинах состоялся международный форум, посвященный проблеме возвращения мраморов Парфенона в Грецию. Мэр столицы Дора Бакояни заявила, что вопрос возвращения фриз и статуй в Афинский Парфенон должен быть решен, так как историческая справедливость требует, чтобы памятник, принадлежащий всему человечеству, предстал, наконец, во всем своем величии.
Однако на форуме собрались и оппоненты такой точки зрения, например, издатель Майкл Дейли, заметивший, что подобные притязания Греции являются проявлением эгоистического национализма. Дейли напомнил, что мраморы, вывезенные в начале XIX в. из Афин британским послом Эльжиным, нашли достойное место в Британском Музее, который посещают сотни тысяч туристов.
Основной причиной, по которой Греция не может доказать свое право на возвращение на родину мраморов Парфенона, является плохая экологическая ситуация в стране, которая, по мнению ученых, не позволит Греции сохранять "достояние цивилизации" в условиях, продлевающих ему жизнь.

В 2009 году у подножья Акрополя был открыт современный музей, в котором весь третий этаж посвящен метопам Парфенона. Еслиб вы видели это практически пустой зал. Он ждет свои экспонаты.

Летом 2012 года  премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что Великобритания готова закрыть границы для греческих иммигрантов в том случае, если Грецию исключат из еврозоны. Причиной беспокойства главы британского правительств стал доклад МВД страны о том, что Великобритания ожидает притока иммигрантов из тех стран еврозоны, которые испытывают финансовые трудности, в большей степени речь шла о Греции.
Министр иностранных дел Греции Димитрис Аврамопулос в связи с заявлениями британского премьера вызвал на встречу посла Великобритании, чтобы выразить протест заявлениям Кэмерона. А депутат европарламента Хатзимаркакис заявил: «Прежде чем премьер-министр Великобритании закроет границы Великобритании для греков, я думаю, он должен вернуть греческому народу скульптуры Парфенона. Кроме того, я думаю, он предложит всем греческим судовладельцам вывести свой бизнес из Лондона и греческим вкладчикам, которые массово перевели деньги в последние годы в Лондон, чтобы они снять свои вклады. Великобритания является частью проблемы паразитарной экономической модели, которая и привела к кризису в Европе».

В июле 2013 года греческое правительство обратилось в ЮНЕСКО с просьбой убедить британское правительство активнее участвовать в переговорах о возвращении реликвий. Британский премьер Дэвид Кэмерон высказался однозначно против возврата культурных ценностей, находящихся в британских музеях. Напротив, писатель Стивен Фрай считает, что возврат античных реликивий в Грецию продемонстрирует заботу англичан о мировом культурном наследии и подчеркнет отсутствие у Британии имперских амбиций.

В октябре 2014 года супруга американского актера Джорджа Клуни - Амаль Аламуддин провела встречу с членами правительства Греции о юридических возможностях возврата статуй и мраморных панелей Парфенона из коллекции Британского музея. Она входила в группу юристов-экспертов в области возвращения культурных ценностей и приехала в Грецию по приглашению правительства страны.

Британская Guardian сразу отметила, что визит Клуни поможет привлечь внимание и других знаменитостей. И действительно, Джордж Клуни заявил на премьере фильма "Охотники за сокровищами" в Берлине, что было бы неплохо вернуть реликвии Парфенона из Британского музея в Грецию.
Актер Билл Мюррей заявил, что Англия могла бы стать лидером в процессе возвращения искусства туда, где оно было когда-то создано.
Выступление Клуни вызвало волну критики в адрес актера со стороны британского истэблишмента. Мэр Лондона Борис Джонсон заявил, что предложение Клуни можно сравнить с тем, что делали нацисты, когда забирали из музеев образцы искусства.

Но помимо всем известной Амаль Клуни, греческое правительство так же наняло нормального адвоката -  Джеффри Робертсона (он так, на минуточку, выступал в палате лордов парламента Великобритании по вопросу геноцида армян,очень успешно, и считается Королевским адвокатом)


Джеффри Робертсон называл действия Британского музея «культурным вандализмом» и занял гораздно более жесткую позицию, чем Амаль, которая скорее растекалась мыслью по древу и громкими словами не бросалась. Осенью 2014 Британская пресса едва ли не впервые в истории призывает "расстаться с колониальным прошлым", хотя есть и те, кто советует "преодолеть современный национализм", который привязывает произведение искусства к тому месту, где оно было создано. Сегодня существует сразу несколько общественных движений, которые требуют возврата скульптур Парфенона в Акрополь, например Bring them back и Unite the Marbles (поддержку выразили порядка полумиллиона людей). Также за возврат выступают Стивен Фрай, Джордж Клуни, Джуди Денч, Мэтт Деймон, Шон Коннери и еще целый ряд знаменитостей. 

В декабре 2014  ЮНЕСКО объявила о том, что намерена быть посредником между странами и добиться удобного для всех решения. 

В мае 2015 Греция отказалась от намерения через суд добиться от Британского музея возвращения коллекции мраморных скульптур с Парфенона из коллекции лорда Элгина.
Министр культуры Греции выступил с неожиданным заявлением о том, что его страна будет принимать меры дипломатического и политического давления для достижения этой цели.
Таким образом, Греция отвергла рекомендации адвоката Амаль Клуни, которая советовала Греции подать на Британию иск в Международный суд. Амаль Клуни представила греческому правительству доклад объемом в 150 страниц, в котором она рекомендовала официально потребовать репатриации скульптур и в случае отказа обратиться с иском в Международный суд.
Однако министр культуры Греции Никос Ксидакис заявил, выступая по греческому телеканалу заявил: "Нельзя обращаться в суд по любому поводу. Кроме того, исход дел в международных судебных инстанциях всегда ненадежен".
По его словам, отношение в мире к проблеме возвращения скульптур Парфенона меняется и он убежден в том, что Греции необходимо действовать дипломатическими путями.

На декабрь 2016 года ситуация обстояла следующим образом:
The Guardian сообщает,со ссылкой на министра культуры Греции Аристидеса Бальтаса, что министр заявил, что пытается налаживать контакты с международными организациями и ООН и рассчитывает пойти в суд, заручившись поддержкой мирового сообщества. При этом он не отрицает, что существует риск неудачи, после которой Греция потеряет шансы вернуть скульптуры, ставшие частью ее наследия

В апреле 2017 года  Обозреватель газеты Гардиан предложил Британии вернуть мраморные скульптуры Парфенона Греции в рамках соглашения по выходу Великобритании из ЕС  - «Возвращение темы украденных лордом Элгином мраморных скульптур  на стол переговоров по Brexit станет  как благом для Британии, так и триумфом для Европейского наследия», - пишет Джеффри Робертсон в своей колонке, говоря, что сам договор Европейского союза обязывает обе стороны переговоров по Brexit «обеспечить сохранение и укрепление культурного наследия Европы». Амаль Клуни все еще продолжает сотрудничать с Греческим правительством по вопросу возвращения ценностей на родину.
 

На данный момент затишье. Продолжится ли это в дальнейшем и обретет ли большие масштабы и чем кончится - вопрос. Ведь если посмотореть с одной стороны - то лорд Элджин фактически спас часть Парфенона из ослабленной войной Греции. С другой стороны - британцы украли чужие ценности...
Если вернуть Греции Парфенон, придется отдать бюст Нефертити Египту, а ворота Иштар в Ирак. Однако, с другой стороны, сама идея исторической справедливости уже немного померкла после того, как наследники жертв холокоста, только отсудив дедушкиных импрессионистов у европейских музеев, начали их активно продавать.

В 2014 году я сама была в Афинах и что я могу сказать... Ожидала я увидеть нечто другое, но то, что ждало меня там - разочаровало. Ведь Парфенон строили с 447 по 432 г. до н.э., то есть 16 лет. Для сравнения: средневековые христианские соборы Европы возводились нередко веками. Беломраморная громада Парфенона должна парить на фоне яркого адриатического неба, яркого и нереально голубого. А вокруг земля вызженная солнцем. Такой контраст голубого неба, желтой земли и белого мрамора и невероятной античной красоты. Вот что я ждала. Но,увы. 


Да, и по сей день мрамор древних сооружений, огромные колонны и общее величие - впечатляет. Но разруха, явная нехватка средств на работы по восстановлению, все в строительных лесах, при чем 2-3 рабочих и всё, части статуй явно не хватает, что-то да просто валяется. Да, Акрополь и Афины пережили многое. В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох. После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась. Потом разграбление местными жителями и набер всяких типов как лорд Элджерон. И суды их потомков сейчас.

Надеюсь, что когда-нибудь Акрополь вернет себе былое величие.


 

Блоги

Британская лавка украденных древностей. Греция.

15:17, 13 декабря 2017

Автор: KoshKosh

Комменты 114

Аватар

Да , бриташки знатно по всему миру наворовали!

Аватар

или даже переформулирую немного: знал бы кто-нибудь о вратах Иштар, Парфеноне, бюсте Нефертити итд - если бы европейцы не откопали и не вывезли это к себе?

Аватар

понравился пост, хоть и не разделяю точку зрения - о какой ‘украденности’ может быть речь, если грекам/египтянам/персам/етс было обсолютно пофиг на все эти исторические древности. Парфенон был уже тогда развален, на месте черепков врат Иштар собирались строить жд-дорогу, немцы выкупили разрешение провести раскопки. А вот как только эти древности отмыли, изучили, популяризовали, можно даже сказать, сделали ценными - так оказывается, бедненьких обворовали

Аватар

Интересно всё. Пишите по порядку!

V

Вопрос о возвращении культурных ценночтей необычайно сложен, в тот же Британский музей экспонаты попадали по-разному- из бывших колоний, какими были и Египет, и Индия и Палестина ит.д. Каждая коллекция-это отдельная история, с Грецией особый случай.

Подождите...