В горах Нилгири, расположенных на юге Индии, в деревнях племени тода часто можно увидеть такую картину: на пороге дома сидят женщины и вышивают, а мужчины занимаются домашними делами. Здесь царит матриархат.

Впервые о племени тода стало известно в 17 веке, их первооткрывателями были португальские мореплаватели. Второй раз их обнаружили англичане уже в 19 веке, и с тех пор разгадкой тайн, связанных с происхождением этого необычного этноса, занялись ученые. Внешность тодов не типична для Индии, кожа у них более светлого оттенка, а глаза часто зеленые или карие. Формула крови тоже отличается и указывает на то, что народ этот пришлый. У антропологов несколько версий относительно их происхождения: предками тодов могли быть древние шумеры, некогда основавшие «колонию» в Индии, дравиды, скифы и даже – лемурийцы, чей материк в доисторическое время погрузился на дно океана. Во время ритуальных действ тоды используют особый язык «кворжа», который не удалось отнести ни к одной из известных науке языковых групп. Разговорная речь близка к тамильскому и малаялам (дравидийская семья).

На языке тода нет таких слов, как «девочка», «девушка», «женщина». Девочку с рождения называют «молодой матерью», затем она становится «зрелой матерью», а в старости — «почитаемой матерью». Для тода все женщины — матери, а мужчины — отцы. Причем никто не смеет осуждать матерей, которые, если судить по европейским меркам, ведут довольно свободный образ жизни.

Примерно в 13 лет девочку тода лишает невинности мужчина другого рода. После этого она пользуется полной половой свободой, пока не забеременеет.

 Женщина, ждущая ребенка, является самой завидной невестой. Если тот, от кого она забеременела, ей не нравится, она выбирает себе мужа среди других мужчин. У ее избранника даже не возникает вопроса, кто является фактическим отцом ребенка, который отныне принадлежит его роду. А это главное.

Тот, кого женщина выбрала, передает ей свои лук и стрелы. Это означает, что он готов стать отцом будущего ребенка и ее мужем. Впрочем, отказать женщине мужчина не смеет.

Инициатива наказуема. Некоторые наиболее современные мужчины иногда пытаются проявить решительность и позвать понравившихся женщин замуж, но чаще всего встречают решительный отказ.

Свадьба играется после уплаты выкупа. Это деньги или буйволы, которые жених отдает семье невесты. Свадьба обычно отмечается три дня, самым главным из которых является второй. Он начинается с хороводов, после которых проводится сама церемония. Молодые подходят к священному дереву долины, каждому дается по веточке. Кто первым стукнет по лбу суженого своей веточкой, тот и будет в доме хозяином. Однако у тода это скорее формальность. Женщины обладают едва ли не большими правами, чем мужчины.

Традиционно дом украшают изображением рогов буйвола.

 Мужчины тода выполняют самые разнообразные работы по хозяйству, в том числе ухаживают за буйволами — священными животными племени: выгоняют на пастбище, поят, доят, сбивают масло, кипятят молоко. Женщинам не разрешается приближаться к животным и храму. Около каждого храма лежит камень, переступать который женщинам и неженатым мужчинам строго запрещено.

Женщины тода не занимаются тяжелой работой. В то время как мужчины стирают, готовят пищу и занимаются другими хозяйственными делами, они вышивают скатерти, салфетки, шали. Тода известны как искусные вышивальщицы. Покрытую орнаментом одежду используют не только в семьях, но и продают на рынках ближайшего города Ути. А наиболее современные представительницы племени фотографируются в вышитой одежде с туристами. Разумеется, за деньги. И хоть в настоящее время женщины иногда все же включаются в домашние дела, основное хозяйство лежит на плечах мужчин.

Выругаться в присутствии женщины или, тем более, поднять на нее руку — огромный позор, который не смыть до самой смерти. Поэтому женщины часто выступают в роли примирительниц в мужских ссорах и даже драках. Они уверены: даже в пылу гнева никто из драчунов их не ударит и даже не заденет.

Еще одна интересная особенность семейной жизни — полиандрия (форма полигамии, при которой женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах. — Прим. ред.). В племени отмечается два ее вида. В первом случае мужья не связаны между собой родственными узами, а во втором — жена старшего брата автоматически становится женой младших. Раньше второй тип встречался особенно часто, так как не в каждой семье была возможность заплатить несколько выкупов, чтобы у каждого брата была своя жена. Но в настоящее время этот обычай встречается реже, и в селениях все чаще заключаются моногамные браки.

Никто не осуждает женщину, если у нее появляется любовник. Напротив, муж подчиняется ее решению и не мешает другому мужчине выполнить «супружеские» обязанности. А чтобы было видно, что жену нельзя беспокоить, гость оставляет у двери деревянный посох. Это означает, что мужу нельзя входить в дом и необходимо ждать на улице ухода гостя. Если женщина беременеет от любовника, его дети остаются в семье законного мужа, для которого главным является отцовство, причем совсем необязательно, чтобы оно было фактическим.

 Если же у женщины не получается родить ребенка после замужества, она может выбрать для своего мужа другую жену. А себе найти нового партнера. Для тода главным в браке являются дети. Развод воспринимается как нечто обычное. Чаще всего его инициатором выступает женщина, а причиной является другой мужчина, к которому она уходит. При этом репутация женщины не страдает. Никто не может помешать ей уйти к другому, даже ее муж. Желание женщины для мужчины закон. Впрочем, совет племени в таком случае все равно собирается. Но не для того, чтобы обсудить произошедшее, а для того, чтобы решить, сколько буйволов получит муж от человека, к которому ушла его жена. Буйволы — это выкуп. Самое интересное, что «счастливчик», которого она выбрала, тоже не может ей отказать.

http://www.kulturologia.ru/files/u12645/Toda-1.jpg

После замужества женщина уходит жить в семью избранника. Возможно, чтобы избежать кровосмешения при такой бурной жизни женщин, был введен обычай заключать браки только между жителями разных селений.

 Многие женщины поэтому не стремятся замуж, предпочитая оставаться со своими матерями.

 — Кто будет помогать матери, если я уйду? — задает риторический вопрос Манабади, которая является единственной дочерью в семье.

 Манабади 46 лет, она не замужем, и это ее сознательное решение. Замужняя женщина по правилам должна покинуть родную деревню и не сможет часто видеться с матерью. Забота о матери у Манабади сильнее желания иметь детей.

О женщинах заботится в племени каждый мужчина. Представители сильного пола уступают им лучшие места, не позволяют поднимать тяжелые вещи и даже носят на себе старых женщин и детей, когда направляются куда-то на большие расстояния.

Особым уважением пользуются «почитаемые матери» старше 70 лет. Они лишь торжественно сидят на собраниях и раздают благословения. А каждый, кто проходит мимо, должен обязательно засвидетельствовать свое почтение. Главная задача каждого мужчины племени тода — делать жизнь женщин счастливой.

По материалам: moya-planeta, kulturologia

Подпишитесь на наш
Блоги

Матриархат. Племя Тода

14:11, 3 февраля 2017

Автор: Glow26

Комменты 18

I

На последнем фото пожилая женщина, а глаза молодые, обалдеть!

Аватар

Как говорится "happy wife -happy life " (счастливая жена -счастливая жизнь)

Аватар

А я вот в ужасе))) Перспектива стать женой младшим братьям мужа меня бы не обрадовала

Аватар

Да это же просто рай, а не уклад! Какая прелесть. Женщина почитается, как оно и должно быть. :)

V

какое продвинутое общество! нам до него еще расти и расти

Подождите...