Контент опубликован пользователем сайта

Вокруг света

Модерн. Глазго. Макинтош.

17
Модерн. Глазго. Макинтош.

Дабы утолить жажду написания статей и заставить себя уже заняться разработкой продолжения темы диплома, планирую опубликовать на нашем Сплетнике серию постов о Модерне - художественном направлении в искусстве, имеющем столько же разнообразных названий, сколько и  национальных черт в каждой стране, где он имел возможность появиться и развиваться.

Моде́рн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») и «fin de siècle» (букв. «конец века») во Франции, югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль», по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии,  «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

В каждой стране, где архитекторы имели возможность работать с архитектурным ликом города, вы без труда сможете выделить именно этот стиль, но в каждом городе есть свои особенности, но главным является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» изгибов. 

В Великобритании модерн имел место быть только в Шотландии в Глазго благодаря Чарльзу Ренни Макинтошу.

Я решила не мудрить и просто запостить выдержки из своего диплома, возможно написано чересчур пафосно, но мне неохота его переписывать ибо там и так все ёмко :)

                                       Жизненный путь художника

       Гений, новатор, провидец, перфекционист, предтеча модерна Чарльз Ренни Макинтош стал синонимом огромного количества званий. Неизбежная  привычка категоризировать никогда не была так остра, как в случае с Макинтошем, тем не менее благодаря огромному количеству созданных им разных работ трудно дать ему определение точнее, чем дизайнер. Его уникальная экспрессия и язык его художественной энергии ставят его особняком среди всех его современников и последователей, строя мост через пропасть Викторианской эпохи к новому веку.

       «Старые формы в новом обрамлении» было основным принципом перевода традиционного в современный контекст. Видение Макинтоша было выражено новым современным языком, новым шагом вперед для развития архитектуры и дизайна, и самым заметным в Шотландии. Он искал вдохновение вокруг себя, пересмотрев свои художественные амбиции, но он так и не стал тем лидером, готовым стать основоположником собственной школы дизайна. Он шел одинокой тропой и не мог далеко смотреть в будущее архитектуры. Это явилось трагедией, потому что являясь патриотом, Макинтош так и не получил признания, которого он был достоин в родном городе или стране. Несмотря на это, его интуитивное восприятие и стремления открыли двери для будущих поколений художников.

       Школа искусств Глазго была невыполнимым и несравнимым ни с чем проектом, простой и лаконичный подход к интерьеру и экстерьеру дизайна «белых комнат» расходится с Викторианской традицией. Было ли это Модерном? Отчасти да, но Макинтош не предавал сакрального значения орнаменту или декоративным деталям, создавая свой уникальный стиль.  Он был блестящим мастером комбинации флористических и геометрических форм, соединяя декоративность и функциональность.

       Жизнь Макинтоша была полна бедности, неудач и не лишена иронии. Он умер в бедности в относительно молодом возрасте, доживая свои последние годы за границей в изоляции от своих друзей. Но если смотреть на его жизнь с точки зрения его творчества, то меланхоличная жалость становится ошибочной. Огромные усилия, которые он приложил к своим ранним архитектурным проектам, в частности к Школе искусств Глазго, не прошли даром. Он уделял каждой грани своего таланта максимальную важность, к эскизам текстильных работ, мебельному дизайну и акварели он уделял равное художественное видение, энтузиазм и внимание. Его решение посвятить себя акварели было не удивительно, в связи с тем, что на протяжении всей жизни его тянуло писать с натуры и делать наброски. И работы, которые по своему изумительны и не получили должного признания критиков, которого они заслуживали. Несмотря на то, что в своей архитектуре он изобрел абсолютно новый язык, манера письма его архитектурных работ является поистине уникальной, его пейзажи выглядят необыкновенно современными в своей экспрессии.

       Кем на самом деле был этот человек? В студенческие годы в школе искусств он наслаждался дикими гедонистическими днями. Он погрузился в прогрессивную художественную среду школы, под руководством Френсиса Ньюбери, человека, ставшего для него другом на всю жизнь, покровителем и поддерживал Макинтоша в его творческом пути. «Четверка» из Глазго, состоящая из Макинтоша, его друга Герберта МакНейра и сестер Макдональд, Маргарет и Френсис, придумавшая самим себе название и основанное на схожем языке художественного языка. Их мастерские превратились в места встреч для длинных ночей дискуссий и  обменом мнений и художественных стремлений. Чарльз был ядром группы, его талант и открытая натура вызывала восхищение среди студентов.  Очаровательный, добродушный, щедрый и гордый, но в то же время вспыльчивый, высокомерный, упрямый со взрывным характером он был сложной натурой с очень щепетильным отношением к мельчайшим деталям.

        Несомненно все эти аспекты его характера напрямую влияли на его и без того изменчивую архитектурную карьеру. С ним было крайне трудно работать, методы его работы постоянно менялись, в работе ему была важнее точка отсчета, а не общий план проекта. Потерявший веру в себя от отсутствия признания и невозможности повлиять на идеи окружавших его людей, он сильно страдал от депрессии и заниженной самооценки, вследствие чего он и покинул Глазго в первый раз, уехав в Волберсбрик, в надежде пережить старые неудачи.

       Главной константой его жизни была выдающаяся женщина, без которой он, возможно, не стал бы великим мастером. Маргарет Макдональд была на четыре года старше Чарльза и завоевала  его сердце в конце 1890х годов, когда тот был обручен с Джесси Кеппи, сестры Джона Кеппи, бизнес партнера Макинтоша. В 1900 году он расторгнул помолвку, разбив сердце Джесси, закрепив отношения с Маргарет, погрузившись в стабильные отношения, полные взаимного уважения. Маргарет даже смогла подчинить себе сложный темперамент Чарльза. Пара была известна в своих кругах и после своего переезда в Лондон они с головой погрузились в местную культуру, устраивая вечеринки, вливаясь в театральные и художественные группы. Маргарет, являвшаяся участницей Четверки, была выдающейся художницей и мастером по декоративным работам, работая в похожем направлении, что и её сестра Френсис и Герберт МакНэйр. Её влияние на работы Чарльза было отчасти ущербно, потому что её работы были мистическими и нематериальными, часто причисляемые к символизму, и несли романтический характер, и возможно это помешало ему достичь больших успехов в его творчестве. Декоративные элементы в его стиле имели важное значение для Макинтоша, неотделимо от его архитектуры и отношению к форме. Его работы гораздо глубже, чем простой орнамент и манипуляции с пространством – каждый аспект его дизайна имел значение для него. В своих взаимоотношениях с Маргарет, личных и рабочих, они делились вдохновением и идеями, он называл её гением, ставя её талант выше своего. Она была достаточно сильной личностью, чтобы в пройти достойно трудные времена и возвращаться к творчеству.

       Непревзойденные ранние архитектурные  работы Макинтоша, Хилл-хаус и Школа искусств Глазго были одновременно пиком и упадком его карьеры, к моменту завершения строительства Школы искусств удача перестала благоволить Чарльзу. Его работы на родине были проигнорированы возможными заказчиками, в то время как его работы и других участников четверки были высоко оценены их современниками в Вене. Но Макинтош не получил множества заказов заграницей, несмотря на его популярность, возможно это случилось из-за большой загруженности работой в родном Глазго. Ко времени, когда он получить возможность поработать на Континенте, началась Первая Мировая Война и он потерял все связи.

       После его смерти его поместье было оценено в 88 фунтов, а четыре стула – по одному фунту и только сейчас он признан одним из самых выдающихся мастеров Модерна. Не так давно один из его рабочих столов был продан за 720 000 фунтов и сейчас его произведения тщательно ищут и собирают в коллекции. Его смерть прошла незамеченной в 1928 году и по ироничному стечению обстоятельств в этом же году группа австрийских архитекторов выслала ему приглашение отпраздновать его великий вклад и влияние на их архитектуру и дизайн. Непризнанный при жизни и забытый на долгие годы талант Макинтоша вновь засиял.

Жизнь художника была наполнена взлетами и падениями, тщательной выработкой собственного индивидуального стиля, который стал узнаваем благодаря его фирменным элементам декора, таких как: мелкие квадраты, длинные тонкие полосы, стилизованная роза (как самый узнаваемый орнамент автора), сочетание меди и стекла в витражах.

Он является одним из первых дизайнеров, в современном, знакомом нам широком смысле этого слова, являясь человеком, который работал не в одном единственном направлении, а развивал различные грани своего таланта, стараясь добиться совершенства в каждой из них.

Долгие и прочные партнерские отношения с его спонсорами помогли появится на свет многим идеям и теориям дизайнера, помогая разрастись его известности далеко за пределами родного города.

При этом Макинтош сильно страдал от того, что его талант оставался неоцененным его современниками, потому что он шел в разрез с тенденциями, распространенными в Великобритании, которая еще не была готова принять новые веяния Модерна и всячески противилась его проявлениям.

С другой стороны на континенте его работы были приняты очень тепло и сильно повлияли на венских дизайнеров, которые впоследствии следовали за своеобразной «Школой Макинтоша», поглощали его идеи и применяли их в своих работах, позже преобразуя и интегрируя их в свои собственные произведения.

Методом проб и ошибок Макинтош создает разнообразные мебельные формы, которые прошли путь от грубой, хрупкой и дешевой мебели, которая со временем преобразовалась в темную громоздкую мебель, которую сменила воздушная и утонченная светлая мебель, которая была ознаменована как пик творчества мастера, после которого был совершен отход от поиска новых форм, вернувшись к ранним работам, далее переходя к более геометризированным формам, в которых он использует мотив деревянной решетки и параллельных перекладин.

Касаемо интерьеров, в конечном счете он переходит к системе, представляющей своеобразный цветок, когда в нижних этажа используется более мужественный и темный дизайн, а вверх стремится более женственный и светлый.

 

Макинтош старается избавляться от надоевшей строгой викторианской угловатости, вводя в интерьеры прямые линии и избегая большого количества острых углов.

Если бы фортуна была более благосклонно к Макинтошу, возможно смог бы воплотить в жизнь новые интерьеры, разработать новую концепцию дизайна, но его творчество обрывается на периоде работы над геометрическими формами и их взаимодействии и интеграции в жилые пространства.

Сразу после наивысшей точкой в мастерства следует период упадка, всвязи с тем, что у него не было возможности разрабатывать и воплощать в жизнь новые формы мебели из-за того, что дерево не могло вынести этих преобразований. В том числе Макинтош старался уйти от его самых удачных находок с белой мебелью и природными элементами, стараясь создать что-то новое, что бы ему перестать быть заложником одного стиля.

Но творчество Макинтоша было отправной точкой, для возникновения новых стилей, как например Баухаус, открыв дорогу молодым последователям «Школы Макинтоша» как и в Глазго, так и в Вене.

Архитектурное творчество Макинтоша создает новый облик города, превращая его из депрессивного портового города, задымленного благодаря заводам, в новый, прогрессивный и изысканный город, облик которого войдет в историю как «Стиль Глазго».

Отличительной чертой дизайнера было то, что он был способен изобретать свой стиль заново, обращая внимание на все современные веяния, переваривая их и используя в своем творчестве, при этом не ударяясь в эклектику и не относя себя к какому-то определенному стилю, стоя особняком в современном ему искусстве.

 

P.S. В 2010 году Школу искусств признали лучшим зданием Великобритании за прошедшие 175 лет, но в мае 2014 года случилась ужасная трагедия - главное детище Чарльза, Школа искусств Глазго сгорела. 70% убранства удалось спасти, но великолепная библиотека утеряна и сейчас ее восстанавливают.

Само по себе творчество макинтоша настолько огромно, что сложно впихнуть все в один пост, так что, если хотите, могу разделить по направлениям и рассмотреть более подробно.

Спасибо за внимание!

Оставьте свой голос:

229
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Vero_Venecia
Vero_Venecia

Хотим!

avosurt
avosurt

У меня есть стул Макинтоша) дубовый и тяжелый, с этой вытянутой спинкой, устремленной в небеса... К чему это я) Спасибо за картинки, обожаю модерн!

_YearZero_
_YearZero_

avosurt, стул из Хилл Хауса прекрасен, но не шибко практичен)) я бы на заказ сделала кресло с высокой спинкой и мягкое внутри, это да.
Хотя, конечно, будь у меня деньги, я бы с радостью отгрохала ремонт в стиле Макинтоша, но пока только на картинки любуюсь, но думаю отделать стены в стиле обеденной комнаты Хилл Хауса и сделать самой пару светильников :)

avosurt
avosurt

_YearZero_, что бы заделать полный ремонт в таком стиле - нужно жить в таком доме) У меня сугубое имхо, дом внешне и его окружение должно гармонировать с внутренним ремонтом. Так что у меня только стул)
за компом сидеть в таком - самое оно, не горбишься и можно с ногами залезть) даже уютно...

_YearZero_
_YearZero_

avosurt, земляночку отгрохать - это конечно дааа, но как ни странно, икея отчасти помогла создать интерьер в духе даже в скромной комнатушке, сделать стены и люстру было бы неплохо. У меня в принципе слишком уютно, надо разбавить это наконец) Но в продаже только самая попса, тут реально только на заказ делать самые предметы мебели.

avosurt
avosurt

_YearZero_, я на заказ обычно мебель и покупаю... в России это дешевле готовой получается) А вот в Европе - очень дорого(

_YearZero_
_YearZero_

avosurt, я вот думаю может отца мч попросить стругануть, по молодости он мебелью занимался :)

avosurt
avosurt

_YearZero_, правильно, надо привлекать близких к исполнению свой мечты!)
я вот недавно восстанавливала кирпичные стены в квартире... у нас они настоящие, так что требовалось просто отодрать гипсокартон, отчистить от наслоений культурного слоя и прошпаклевать заново швы... все лето возилась, так как ни один профессионал за это не брался. Дорого, сложно, кропотливо. Но на выходе - исполнение мечты близкого человека - квартира в стиле лофт. Ради этого стоило пожертвовать маникюром...

_YearZero_
_YearZero_

avosurt, я вообще давно хочу витражами или разными поделками из стекла заняться, но надо сделать перестановку и ремонт, а то пока банально негде, тянет меня не бабским делом заняться)))
Маникюр дело наживное, а эмоции вещь неподдельная, зато все счастливы :)

avosurt
avosurt

_YearZero_, я тоже хочу витраж на одно окно... но как делать - не знаю, так что пока страшно)

_YearZero_
_YearZero_

avosurt, не так оно и сложно на самом деле, сколько кропотливо. Самое сложное-точная подгонка кусочков друг под друга, полировка и обезжиривание, без полировочной машинки никак не обойтись. Чтобы понять вообще технологию, достаточно разок сходить на мастер класс по безделушкам, суть одинаковая, просто потом посмотреть в интернете как это все вставляется в оконный проем.

medey
medey

Очень интересно, спасибо. Только недавно читала про Макинтоша немного в журнале, а тут как раз целая статья про него. Конечно, Хотим продолжения.

_YearZero_
_YearZero_

medey, сейчас писать начали хоть что-то после кремлевской выставки, но я на нее так и не пошла, не могут же они воссоздать интерьер, а без этого вообще ни о чем. Жаль, что поздно узнала о том, что приезжал главный автор работ по Макинтошу, это было очень обидно.
Когда я подошла к преподавателю и спросила, с каких книг лучше начать изучение вопроса, он ответил просто:"Езжай в Глазго!")))
И был абсолютно прав)))

medey
medey

_YearZero_, да, вроде имя на слуху, а информацию по нему мало где видела. Хотя я не спец, просто любитель)) Ездили в Глазго для написания диплома? Здорово)) Вы и английский наверное знаете отлично. Успехов и пишите еще обязательно, я люблю читать про искусство и картинки рассматривать)) Думаю, тут немало еще таких же любителей найдется))

irina13630807
irina13630807

интересно, бант на фото хорошо смотрится, надо себе навязать)

Potapovna
Potapovna

Спасибо за пост!

Trucs
Trucs

Хотим, очень хотим, спасибо и продолжите, если вас не затруднит))

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Grammy-2017: Бейонсе, Рианна и Канье Уэст среди номинантов музыкальной премии
Лили-Роуз Депп дебютировала на подиуме на показе Chanel
Ирина Шейк снялась в новой чувственной рекламной кампании
Twitter подвел итоги года: "Игра престолов", Кэти Перри, Ким Кардашьян и другие популярные темы и звезды
Принц Гарри снова прилетел в Канаду, чтобы встретиться с Меган Маркл
Как поддерживают форму модели Victoria's Secret: любимые тренировки Адрианы Лимы, Джиджи Хадид и не только
Басков, Михалков, Малахов и другие в клипе Тимати и Григория Лепса "Дай мне уйти" про скандальный развод
Эмили Ратажковски: "Я знаю, что своей карьерой я обязана внешности"
Forbes назвал самых высокооплачиваемых YouTube-блогеров
10 образов с красной дорожки The Fashion Awards-2016: выбираем лучший
Марк Уолберг и Оптимус Прайм в трейлере блокбастера Майкла Бэя "Трансформеры 5: Последний Рыцарь"
Travel-колонка Регины Тодоренко для SPLETNIK.RU: в поисках экстрима — от прыжков в бездну до селфи у кратера действующего вулкана
Мишель Обама в платье Gucci затмила всех гостей на Kennedy Center Honors
Мадонна в тизере нового выпуска "Караоке на колесах": горячие хиты, тверк и все о поцелуе с Майклом Джексоном
Новый бойфренд Мэрайи Кэри Брайан Танака признался ей в любви: "Я так сильно ее люблю!"
Дженнифер Энистон, Оливия Манн и другие на премьере комедии "Новогодний корпоратив"
Модная битва: Карли Клосс против Кристины Орбакайте
Брэд Питт и Анджелина Джоли пришли к согласию о временной опеке над детьми