На создание поста меня натолкнул просмотренный более года назад фильм «Отель «Руанда» (2004). Признаться честно, смотреть фильм было достаточно тяжело. То ли из-за моей избыточной эмоциональности, то ли от того, что до последнего не верилось, что геноцид такого рода был возможен в недавнем прошлом. Невозможно представить, к чему может привести ненависть, копившаяся столетия, и, одновременно с ней, равнодушие многих людей. И кто более жесток - осатаневший и малограмотный житель села, взявшийся за мачете, или политики, закрывающие глаза на зверства, происходящие на другом континенте?


Предыстория
Руанда — небольшая страна в центрально-восточной Африке. С давних времен ее населяли несколько племен, наиболее крупными из которых собственно были племена хуту и тутси. Племена хуту вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, тутси, наоборот, были кочевниками-скотоводами. И, конечно, как всякие порядочные кочевники тутси были более воинственными, и в какой-то период древней истории Руанды они покорили оседлые земледельческие племена хуту. Далее руандийское общество поделилось на две касты — господствующие тутси, которые занимали все руководящие должности (в том числе должность короля Руанды) и наиболее состоятельную часть населения и, так называемый,  «пролетариат» хуту.


В Руанде этническое разделение началось в первые десятилетия двадцатого века, когда сюда приехали бельгийские колониалисты с принципом «разделяй и властвуй». Тогда и был введен в обиход паспорт, в котором фигурировала графа с указанием «хуту» и «тутси». Все ключевые должности в администрации занимали тутси, которых бельгийцы считали аристократией. Они представляли меньшинство населения.


(Руандийский паспорт до 1994 года с графой этноса)
Ситуация начала меняться, когда в результате военного переворота в 1959 году к власти пришел первый президент из племени хуту – Каибанда. Впочем президентом Каибанда пробыл недолго, в результате военного путча к власти пришел тогдашний министр обороны страны, генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (тоже хуту).


(Жювеналь Хабьяримана)
С этого момента и начинается настоящая трагедия небольшой страны. Кровавые события в этой небольшой республике Bосточной Африки начались 7 апреля 1994 года после того, как днем ранее неизвестными был сбит самолет президента хуту Жювенала Хабьяримана. Пришедшее к власти временное правительство, состоящее из представителей народности хуту, обвинило в произошедшем тутси. Отряды ополчения и обычные граждане хуту взялись за острые мачете и начали массовое истребление тех, кого десятилетиями считали своими врагами.


55-летняя Мкиамини Ньирандегея, бывшая сотрудница авиакомпании «Эйр Руанда», вспоминает, как государство и СМИ культивировали чувство ненависти в обществе и готовились к геноциду. «Пропаганда геноцида осуществлялась не только на политическом уровне, но и в местных администрациях, власти распространяли эту идею среди населения, в том числе и молодежи. Мы выросли в этой идеологии разделения. Мы доверяли государству, получали информацию по радио. Для меня было сложно отличить идеологию геноцида от той, что нужно защищаться от врага, который нас атаковал», - говорит Мкиамини Ньирандегея. Сегодня она отбывает пожизненное заключение в тюрьме «1930» города Кигали за участие в геноциде.


(Осужденная за геноцид Мкиамини Ньирандегея)
Находясь в одном из тюремных помещений, одетая в розовый костюм заключенной, Мкиамини объяснила, что пошла на преступные действия, даже, несмотря на то, что ее мама была тутси, а отец - хуту. «Некоторые женщины готовили инструменты для убийства, еду, другие - стояли на блокпостах, призывали своих детей идти убивать тутси, разрушать их дома. Я признаюсь, что была наивной, не была мужественной, у каждого свой характер. Я была из тех женщин, которые стояли на блокпостах и проверяли документы. Мы выявляли тутси, а уже ополченцы их убивали. Может, я и не брала в руки мачете или оружие, но я даже не попыталась им помочь. Я позднее поняла, что участвовала в чем-то ужасном. Когда думаю о прошлом, не могу объяснить, кем я была тогда. К счастью, все закончилось, иначе, не знаю, что бы с нами сейчас было», - так Мкиамини объяснила свою вину, приписав себя к категории подстрекателей.


Только вот смелости не хватило признаться, что на самом деле она – исполнитель и мачете в руки все-таки брала. Первую подняла над головой своего супруга тутси, после чего приказала ополченцам убить собственных детей, подавая пример другим.


«Все были уверены в правильности того, что мы делали», - говорит рядом сидящая с Мкиамини. Женщины до сих пор друг друга называют коллегами. Валери Бемерики работала на «Радио тысячи холмов», которое власти использовали для пропаганды и призывов убивать тутси. Сегодня ее бархатный голос в Руанде вспоминают с ужасом. Эта звезда журналистики стала одной из самых известных подстрекателей, за что ее прозвали «диктором зла» или «голосом геноцида».


(Валери Бемерики)
«Я призывала хуту убивать тутси. Я должна была называть в эфире места, где они скрывались. Организация геноцида была очень тщательной. На всех уровнях мы получали информацию о местах их нахождения. Мы объясняли по радио, что тутси прячутся, чтобы потом напасть на хуту. Мы совершили глупость. Мы не были бдительными. Мы верили в то, что говорили наши власти. Мы им доверяли. Мы признаем, что мы согрешили, поэтому сегодня мы становимся на колени и просим прощения», - говорит Валери.


«Все, кто это слушает: вставайте и боритесь за нашу Руанду. Сражайтесь с любым оружием, которое сможете найти: если у вас есть стрелы, то со стрелами, если есть копья, то с копьями. Мы все должны бороться с тутси. Мы должны прикончить их, истребить их, вымести их из нашей страны. Милосердие — признак слабости. Проявите к ним милосердие, и они снова сделают вас рабами».
Пропаганда по радио RTLM в Руанде, 1994


В Руанде печатались агитжурналы, в которых, в частности, распространялись националистские «Десять заповедей хуту». Вот первые 4 заповеди. В них говорится, что женщины  хуту красивей, порядочней и честнее. Каждый, имеющий связи с женщинами тутси, — предатель. Также утверждается, что все тутси нечистоплотны в бизнесе и что единственное, к чему они стремятся, — это национальное превосходство над хуту.

Лоиг Нсенгиюмва, 20-летний студент-агроном, голос Валери, к счастью, уже не слышал, но о ее «работе» узнал от родителей. Лоиг родился во время геноцида. Он потерял своих бабушек и дедушек, которые жили в области Бугасера, в 30 километрах от Кигали, но его семье удалось выжить. Когда хуту наступали на их квартал в центре столицы, они находились в укрытии в течение месяца. Позднее их спасли силы Руандийского патриотического фронта под командованием тутси Поля Кагаме. Когда резня закончилась, семья Лоига вернулась в свой дом, где до сих пор по соседству живут бывшие враги. «У нас есть сосед, которого зовут Каремира. Он участвовал в геноциде. Я не знаю точно, убивал ли он сам, но он говорил ополченцам, где прятались тутси. Мои родители с его семьей здороваются, но отношения у нас натянутые. Мы не общаемся, я у них дома никогда не был, они у нас тоже. Я думаю, что примирение возможно, может быть, через 50 лет. Иногда во время церемоний памяти жертв появляется чувство мести, но оно сразу исчезает», - рассказал Лоиг по пути к музею геноцида в Кигали.


Интересно, что международное сообщество ровным счетом ничего не сделало. Хотя, конечно, на заседании совета безопасности ООН представители разных стран очень даже обеспокоились этими событиями. Даже Бельгия, чьи миротворцы погибли во время резни, не предприняла никаких активных действий, максимум -  срочно эвакуировали из страны всех европейцев и американцев, которые на тот момент там были. Особенно позорным было поведение солдат ООН в руандийской школе «Дон Боско». Там находился штаб контингента миротворцев ООН и туда под защиту ооновских солдат сбежались сотни Тутси. Вскоре солдатам ООН был дан приказ об эвакуации, и что они сделали? Просто оставили на произвол судьбы, на верную смерть, сотни человек, женщин, детей Тутси, которые нашли в школе временный приют. Сразу, после того как солдаты ООН покинули школу, хуту устроили там кровавую резню.


Геноцид длился примерно 100 дней — с 6 апреля по 18 июля 1994 года. За это время по разным оценкам было убито от 800 000 до 1 000 000 человек. При том что население Руанды по переписи 1991 года составляло 7,7 млн человек. Еще 2 000 000 человек (в основном хуту) бежали из страны, опасаясь возмездия со стороны РПФ. Тысячи из них умерли от эпидемий, быстро распространявшихся в переполненных лагерях беженцев.


(Имена погибших тутси)
Геноцид в Руанде активно освещали в СМИ западные журналисты. Хуту ничуть не стеснялись того, что они творят, и запросто рубили людей мачете на глазах у иностранных наблюдателей. Позже власти Руанды, организовавшие массовую резню, начнут переживать о возможности международного вмешательства и обратятся к гражданам-хуту с просьбой продолжать убийства, но не оставлять трупы на улице. После этого неделями разлагавшиеся на улицах мертвые тела начали покрывать банановыми листьями, чтобы репортеры не могли снимать их с вертолетов.


(Кадр из фильма "Отель "Руанда")
В конце июня в Руанду пришли французские войска. Они расположись на территории, подконтрольной хуту, и по мнению многих наблюдателей, оказали поддержку устроившему геноцид правительству. Правительственные чиновники, солдаты и участники формирований ополченчев, причастные к актам геноцида, бежали в Демократическую Республику Конго (ДРК), а вместе с ними — примерно 1,4 миллиона мирных жителей, в основном хуту, которым внушили, что они будут уничтожены. Тысячи людей умерли от инфекционных болезней, передаваемых через воду.
В 1999 году генсек ООН Кофи Аннан публично принес извинения за «прискорбное бездействие» и «политическое безволие» руководства организации.


Подпишитесь на наш
Блоги

Основано на реальных событиях

18:37, 26 сентября 2016

Автор: lightminded

Комменты 61

Аватар

Ничего с тех пор и не изменилось в мире. Ничем не отличается от Украины 2016- до сего дня. В роли тутси - жители Донбасса. Хуту - "херои незалежной". Достаточно только посмотреть, что они с нашими пленными творят. И всему миру, как и тогда, глубоко параллельно.

M

Насколько бесчеловечны такие вещи... Действительно,и это в 20 веке,после 2ой Мировой. Здесь вспомнила и про резню в Сребренице. 21 век на носу был и такой беспредел не в Африке,не на Востоке или в Азии,а практически в центре Европы..

Аватар

Ох, какой ужас, я слышала о геноциде тутси-хуту, но не знала никаких подробностей. Самое дикое, что это же 90е годы 20 века, наше время - и такая дикость. Особенно меня история со школой поразила. Не представляю, что xedcndjdfkb люди, нашедшие там убежище среди вооруженных профессиональных солдат, когда те собрали вещи и просто ушли, обрекая их на жуткую смерть (( Спасибо вам за пост, полезно такое почитать.

Аватар

Сильный пост, спасибо! Да, это настоящий ужас был в Руаде во время геноцида! Честно, сердце скорбит, когда вникаешь в истории подобные этой.

Аватар

Жутко

Подождите...