Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Всем доброго времени суток, дорогие сплетницы! Прочитала посты про АЛЖИР, решила добавить свои 5 копеек. Так как времени на написание полноценного поста не было, хотелось побыстрее рассказать историю, прошу не быть строгими к данному посту. Конечно, особенно шокировал и сподвиг меня на написание данного опуса пост http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/133135_ot-zhiru-do-a-l-zh-i-r-u, про жировавшую коммунистическую "Элиту" во время голода остальной народной массы. Вот информация из Википедии:

Акмолинский лагерь жён изменников Родины(А. Л. Ж. И. Р.) — разговорное название 17-го женского лагерного специального отделения Карагандинского ИТЛ в Акмолинской области, Казахстан (1938—1953). Климат казахской степи очень суров.Испепеляющая 40-градусная жара и тучи насекомых летом, 40-градусные морозы зимой. И круглый год — не утихающие степные ветра. Зимой — со снегом. Летом — с песком». «Первые этапы пошли в АЛЖИР в январе 1938-го — в самые морозы. 30 гектаров земли, обнесённые двумя рядами колючей проволоки, саманные бараки — это и был концлагерь. Женщин заставляли строить бараки для новых узниц, работать в поле. И до сих пор не известно точно, сколько женщин, стариков и детей навсегда остались лежать в общих степных могилах близ деревни с веселым названием Малиновка»

В АЛЖИРЕ содержались такие известные женщины как сестра маршала М.Н. Тухачевского, жена и дочь А. С. Енукидзе, жёны С. Сейфуллина, Б. Майлина, Т. Рыскулова, С. Кожанова, Т. Жургенова, Н. Нурмакова, С. Асфендиярова (казахская интеллигенция, репрессированная Сталиным) и многие другие.

Нет смысла описывать все ужасы данного заведения, про насилие над женщинами, психологическое, сексуальное и физическое. Про убийства, адские условия содержания, непомерные физические нагрузки, которые убивали многих женщин. В 2007 году на месте лагеря был открыт Музейно-мемориальный комплекс памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР».



Особого, на мой субъективный взгляд стоит история про курт. Рассказала ее Гертруда Платайс — бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен «изменников» родины. Тогда она впервые поведала сотрудникам музея «АЛЖИР», как в первый раз увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам.

Дело было в одно буранное зимнее утро. Женщины-узницы под усиленным надсмотром
конвоя собирали камыш на берегу озера Жаланаш для постройки бараков. У каждой
заключенной была своя норма и для ее выполнения приходилось работать по 17–20
часов в сутки. Измученные женщины буквально валились с ног, когда из зарослей
камыша выскочили старики и дети — местные жители соседнего казахского села
Жанашу. Старшие дали команду, и дети стали забрасывать камнями женщин.
Конвоиры начали громко и жестоко смеяться: мол, видите, вас не только в
Москве, вас и здесь, в ауле, даже дети не любят.

«Было очень больно и обидно и, в первую очередь, морально» — вспоминает
Гертруда Платайс. Такие «избиения» повторялись в течение нескольких дней.
По лицам оскорбленных узниц текли слезы. Они тихо взывали к судьбе и роптали
на несправедливость задурманенных и озлобленных сталинской пропагандой
казахов…
Но однажды обессилев от летевших в нее камней, Гертруда споткнулась и упала
лицом на эти самые камни. Секунду спустя до нее донесся запах творога. Камни,
от которых она так старалась укрыться, пахли сыром и молоком. Она подняла один
из них с земли и положила в рот — он оказался очень вкусным. Она собрала
камешки и отнесла в барак, где находились заключенные, среди которых были и
женщины-казашки. Они рассказали, что это курт, соленые и высушенные на солнце
плотные комочки творога. Оказалось, чтобы хоть как-то помочь пленным
женщинами, местные казахи нашли единственный способ, который не привлекал
внимания надзирателей, ибо был сокрыт под маской жестокого пренебрежения к
пленным. Казахи пережили голодные 1930-е годы, но даже страх потерять своих
детей не останавливал их. Втайне они прятали в кустах кусочки вареного мяса,
лепешки, курт и толокно. Благодарность на всю жизнь сохранилась в сердцах
выживших. «Все лагеря плохие, — рассказывают женщины — но именно в
казахстанских выживали многие и, в первую очередь, благодаря казахам. Они на
себе испытали голод, холод, лишения». Стихотворение «Курт — драгоценный
камень» было написано по воспоминаниям Гертруды Платайс преподавателем истории
Раисой Голубевой.
О, Господи, да это ведь не камень.
От него так пахнет молоком.
И в душе затрепетал надежды пламень,
А в горле встал ком.
Так вот что придумали старики!
Вот за что женщины детьми рисковали!
Они нас от болезни берегли,
Они нас от безверия спасали.
Они поняли, что мы не враги,
А просто несчастные женщины.
И чем смогли — помогли,
Поразив нас своей человечностью.
Я молча поползла по льду,
Собирая драгоценные камни.
Теперь я отвратила от них беду,
Спасая их от охраны.
А ночью в холоднейшем бараке,
На оскверненной палачами земле,
Я, немка, молилась мусульманскому богу,
Да ничего не просила себе.
Я просила старикам здоровья,
Женщинам-матерям — счастья.
Особенно я молилась за детей,
Чтобы они не видели несчастья.
Я прошла все круги ада,
Потеряла веру и друзей,
Но одно я знаю,
Что только так и надо воспитывать детей.
Вот еще ролик, снятый по мотивам данной истории. Его сняли в Казахстане по заказу государства, у нас часто снимают такие ролики, про репрессии, про единство народов. По крайней мере до кризиса снимали.
Хотелось бы надеяться, что больше в истории не будет таких лагерей, не будет так много насилия над беззащитными женщинами. Если вам интересно посмотреть на музей, в комментариях могу написать ссылку на один хороший фоторепортаж.
Всем спасибо за внимание данному посту, надеюсь, что вам, дорогие сосайтницы, не было скучно его читать.
Курт — камень, спасший жизни
20:02, 1 августа 2016
Автор: Miss F

Комменты 28
Спасибо за пост, я тоже после прочтения поста про АЛЖИР вспомнила про эту историю с куртом. Мы-казахи, в-основном добрый и гостеприимный народ, последним делимся. Гости из аула, живущие у городской родни месяцами и годами-эта наша проза жизни).
А ведь казахам и самим было нелегко,и помогая чужим женщинам,они отрывали кусок у своих детей...Кстати,читала,что местные жители помогали и депортированным народам:чеченцам,ингушам,немцам. Очень тронуло стихотворение.
Спасибо большое за пост, когда смотрела по тв этот ролик с трудом сдерживала слезы...
Моя аже, прабабушка рассказывала как русские в с. селекции научили её маму делать варенье в благодарность за то что её мама делилась мясом и молоком.
Моя бабушка (депортированная в 43 году) рассказывала, как казахи буквально спасали от голодной смерти, помогали, сами часто в жестокой нужде, тем, кого привезли и вывалили из вагонов посреди пустыни. Не знаю ни одного казаха, не часто они в Россию ездят, но хорошие, добрые люди были их предки.