Apsaras (अप्सरस्) — написание слова "апсарас" на санскрите и его латинская транскрипция Апсары — вариант русскоязычного названия Апсарас.  

Однажды в индуистской мифологии случился неординарный случай - асуры (демоны или полубоги) объединились с дэвами (богами) и начали пахтать мировой океан. Много чего напахтали. Так наработались, что Брахма решил немого всех развеселить и перед божествами явились красоты необыкновенной девы. Делить между собой соблазнительниц не стали, все-таки и жены (шакти) там уже в большом количестве почти у каждого и хлопотно. Оставили их для всеобщего увеселения.

 

Назвали девчонок апсарами - вышедшими из воды, многоводными, движущаяся в воде (вроде как сразу с намеком на ;) ) - и назначили ответственными за водные ресурсы на земле, соответственно и  за плодородие. Индийские нифмы (хотя последние в сравнении с апсарами всего лишь стыдливые школьницы) принялись за дело рьяно, продвигая кампанию под названием "Чувственная любовь" во всех пределах - и земных и небесных. Пели, танцевали, музицировали суперпрофессионально, так, что громовержец Индра забрал красавиц к себе в Индралоку.

Забрал не всех, некоторых - лаукик (от слова "мирская") - оставил присматривать за ручьями-речками. Тех же, что забрал назвал дайвиками - божественными. С тех пор и повелось придание, что апсара небесная танцовщица. Вместе с новым местом работы , прелестные создания получили ряд существенных бонусов - летать по воздуху на волшебных колесницах, превращаться в кого пожелаешь, насылать любовные безумия. Вместе с тем славились они страстностью, любовью к азартным играм и винишку, в связи с чем павшие герои и различные божественные гости стали завсегдатаями во дворце Индры. Тут прямо-таки сразу же всплывает в памяти двор Валхаллы с валькириями. Сестринство очевидно)

"В сравнении с этими розовоногими небесными девами [апсарами] девушка из рода Шакья, красивейшая на земле, подобна обезображенной обезьяне, у которой отрезали уши и нос. Она не имеет никаких преимуществ, даже частично она не может равняться с ними, здесь и сравнивать нельзя. Эти пятьсот розовоногих апсар намного красивее, намного прекраснее, намного очаровательнее" (Сутра о Нанде).

В "Ригведе" упоминается только одна Апсара, а в "Ахтарваведе" их уже множество. В эпосе и, прежде всего в "Махабхарате", а также многих пуранах апсары становились женами или любовницами гандхарвов - полубогов, верхняя часть туловища которых человеческие, а нижняя либо как у кентавров либо птичья. Они жили вместе с гандхарвами в прекрасных рощах и садах горы Меру, в Мандаре и в столице Амаравати, пели-танцевали, развлекались как могли.

Частенько  по поручению богов апсары соблазняли асуров и аскетов, которые своими подвигами достигали чрезмерной власти над мировым порядком и становились равными богам. Соблазненные теряли свою силу и становились простыми смертными. Так, апсара Тилоттама соблазнила братьев Сунду и Упасунду, из-за нее убивших друг друга; апсара Гхритачи - риши Бхарадваджу, ставшего отцом Дроны; апсара Менака - мудреца Вишвамитру, 3 года соблазняла,  между прочим, а все потому что Индра очень уж боялся, что новый праведник сместит его с пьедестала .  Задания были, кстати, весьма опасными - тот же самый Вишвамитра, придя в чувства, возобновил тапасью (заслуги, грубо говоря) даже тогда, когда Индра послал к нему еще более прекрасную апсару по имени Рамбха. На этот раз мудрец проклял эту, может быть, наиболее ценную из апсар и превратил её в камень на приличный срок (согласно одному источнику - на 10 000 лет, согласно другому - на 1000 лет).

Но иногда апсары влюблялись по-серьезному. Один из примеров - изложенная в "Махабхарате" и "Падма-пуране" история трогательной любви апсары Шакунталы - героини одноименной драмы известного индийского поэта Калидасы, жившего, вероятно, в IV или V в. - и царя Душьянты. 

Шакунтала была дочерью апсары Менаки и риши Вишвамитры - той самой сикусительницв-апсары, соблазнившей не такого уж и мудреца, как оказалось) Менака оставила новорожденную Шакунталу в лесу, где ее охраняли птицы "шакунта" . Затем ее нашел и воспитал отшельник Канва. Как-то раз во время охоты в обитель отшельника попал царь Душьянта. Они с Шакунталой безумно полюбили друг друга и сочетались браком гандхарвов. Когда Душьянта должен был возвращаться домой, он оставил Шакунтале свое кольцо в качестве залога любви. Через некоторое время Шакунтала отправилась к Душьянте, но во время омовения в Ганге уронила кольцо в воду. По умыслу обидевшегося на нее риши царь при встрече не узнал Шакунталу и отверг ее, а мать Менака унесла ее на озеро апсар, где Шакунтала родила сына Бхарату. Тем временем слуги Душьянты принесли ему кольцо, оказавшееся в брюхе пойманной рыбы. Царь вспомнил о своей возлюбленной и отправился искать ее. После многолетних поисков он нашел Шакунталу с сыном на небе и возвратился с ними к себе в столицу.
 

А порою бывали, на современный взгляд, "слегка" неадекватны, я молчу уже о принципах свободной любви, точнее, беспринципности и простецкого отношения к своим детям. Детей они обычно бросали. Их воспитывали отшельники или случайные люди. История любви апсары Урваши и основателя Лунной династии индийских правителей Пурураваса.
Урваши раньше жила "на небесах". Любовью к ней воспылали боги - Митра и Варуна. Она стала женой Митры, но сердце ее лежало к Варуне. Урваши родила двоих сыновей - великих мудрецов Агастью и Васиштхy, и боги не ведали, кто был их отцом. За это они изгнали ее с небес.
В мире смертных Урваши встретила Пурураваса. Когда она увидела его, то полюбила всем сердцем. И царь Пуруравас полюбил ее, очарованный дивной красотою. Они поженились. Но при этом небесная дева поставила два условия, при выполнении которых она останется с земным царем навечно. Одним из них было обязательство царя никогда не появляться перед ней обнаженным (на минуточку).
Они жили счастливо долгие годы, и их любовь друг к другу возрастала с каждым днем. Но вот прошло время, и чтобы вернуть Урваши в стан богов, без которой там было грустно и тоскливо (понятное дело, интересно, а на небесах ребята голиком с апсарой зажигали или тоже с условием?)), Вишвавасу, властитель гандхарвов, сделал так, что Пуруравас темной ночью поднялся с постели обнаженным, а сам осветил его при этом блеском молнии. Увидев это, Урваши покинула своего мужа.
Пуруравас стал странствовать по свету в поисках своей возлюбленной. Обойдя многие страны, он пришел на Курукшетру. Там он увидел покрытое лотосами озеро, по которому плавали лебеди. То были апсары в облике лебедей, и среди них была Урваши. Апсары предстали перед ним в своем истинном облике небесных дев. Пуруравас стал молить о том, чтобы Урваши вернулась к нему, но она была непреклонна. Правда, она пообещала ему отдать их ребенка, если он снова придет через год на озеро .
Пуруравас возвратился через год, Урваши встретила его, и предложила стать гандхарвом. Пройдя предложенные гандхарвами испытания, Пуруравас стал одним их них и снова смог соединиться со своей возлюбленной (понятно, на каких правах, конечно, но ребята не парились особо)

Изваяния и фрески апсар  украшают фасады и интерьеры многих индийских, камбоджийских, индонезийских и китайских буддийских храмов. О безмолвно свидетельствуя о красоте и грациозности этих божественных созданий. Особенно много статуй и барельефов апсар находится в храмовом комплексе Ангкор. Статуи и барельефы апсар сохранились в храмах Каджурахо 950-1050 гг. в Аласканье (Южная Индия), в храмовом комплексе Боробудур (конец VIII - начало IX в.) на о-ве Ява (Индонезия), в пещерном храме Кайлаш (XIII-IX вв.) в Эллоре и Куладабаде (Центральная Индия), в храме в Белуре (1100-1200 г., округ Хасан, Индия), в гротах Лонгмен в Лиаянге (Китай). Фрески апсар V-начала VI вв. известны в пещерах в Аджанте в Западной Индии.

Камбоджийские апсары

В случае всепоглощающей любви или по велению богов апсары - соблазнительницы Индры, дочери наслаждения или сумад атмаджа - могли становиться женами людей. Говорили, что лучше жен, чем они было не сыскать ))

Обновлено 10/07/16 11:48:

А это моя первая апсара, написанная в Камбодже, кстати )) Карандаш.

Подпишитесь на наш
Блоги

Многоводные

11:27, 10 июля 2016

Автор: SilverSpoon

Комменты 20

Аватар

Спасибо, замечательный пост и очень понравился язык изложения

B

какие дамы фигуристые))

Аватар

Всё запутано, но красиво. Имена труднозапоминаемы...)

W

Автор, сделайте пожалуйста пост о менталитете местных.

L

1) Вот бы Малахова туда. Сколько тем для передачи было бы )))

Подождите...