Контент опубликован пользователем сайта

Вокруг света

Многоводные

20
Многоводные

Apsaras (अप्सरस्) — написание слова "апсарас" на санскрите и его латинская транскрипция
Апсары — вариант русскоязычного названия Апсарас.
 

Однажды в индуистской мифологии случился неординарный случай - асуры (демоны или полубоги) объединились с дэвами (богами) и начали пахтать мировой океан. Много чего напахтали. Так наработались, что Брахма решил немого всех развеселить и перед божествами явились красоты необыкновенной девы. Делить между собой соблазнительниц не стали, все-таки и жены (шакти) там уже в большом количестве почти у каждого и хлопотно. Оставили их для всеобщего увеселения.

 

 

Назвали девчонок апсарами - вышедшими из воды, многоводными, движущаяся в воде (вроде как сразу с намеком на ;) ) - и назначили ответственными за водные ресурсы на земле, соответственно и  за плодородие. Индийские нифмы (хотя последние в сравнении с апсарами всего лишь стыдливые школьницы) принялись за дело рьяно, продвигая кампанию под названием "Чувственная любовь" во всех пределах - и земных и небесных. Пели, танцевали, музицировали суперпрофессионально, так, что громовержец Индра забрал красавиц к себе в Индралоку.

Забрал не всех, некоторых - лаукик (от слова "мирская") - оставил присматривать за ручьями-речками. Тех же, что забрал назвал дайвиками - божественными. С тех пор и повелось придание, что апсара небесная танцовщица. Вместе с новым местом работы , прелестные создания получили ряд существенных бонусов - летать по воздуху на волшебных колесницах, превращаться в кого пожелаешь, насылать любовные безумия. Вместе с тем славились они страстностью, любовью к азартным играм и винишку, в связи с чем павшие герои и различные божественные гости стали завсегдатаями во дворце Индры. Тут прямо-таки сразу же всплывает в памяти двор Валхаллы с валькириями. Сестринство очевидно)

"В сравнении с этими розовоногими небесными девами [апсарами] девушка из рода Шакья, красивейшая на земле, подобна обезображенной обезьяне, у которой отрезали уши и нос. Она не имеет никаких преимуществ, даже частично она не может равняться с ними, здесь и сравнивать нельзя. Эти пятьсот розовоногих апсар намного красивее, намного прекраснее, намного очаровательнее" (Сутра о Нанде).

 

В "Ригведе" упоминается только одна Апсара, а в "Ахтарваведе" их уже множество. В эпосе и, прежде всего в "Махабхарате", а также многих пуранах апсары становились женами или любовницами гандхарвов - полубогов, верхняя часть туловища которых человеческие, а нижняя либо как у кентавров либо птичья. Они жили вместе с гандхарвами в прекрасных рощах и садах горы Меру, в Мандаре и в столице Амаравати, пели-танцевали, развлекались как могли.

Частенько  по поручению богов апсары соблазняли асуров и аскетов, которые своими подвигами достигали чрезмерной власти над мировым порядком и становились равными богам. Соблазненные теряли свою силу и становились простыми смертными. Так, апсара Тилоттама соблазнила братьев Сунду и Упасунду, из-за нее убивших друг друга; апсара Гхритачи - риши Бхарадваджу, ставшего отцом Дроны; апсара Менака - мудреца Вишвамитру, 3 года соблазняла,  между прочим, а все потому что Индра очень уж боялся, что новый праведник сместит его с пьедестала .  Задания были, кстати, весьма опасными - тот же самый Вишвамитра, придя в чувства, возобновил тапасью (заслуги, грубо говоря) даже тогда, когда Индра послал к нему еще более прекрасную апсару по имени Рамбха. На этот раз мудрец проклял эту, может быть, наиболее ценную из апсар и превратил её в камень на приличный срок (согласно одному источнику - на 10 000 лет, согласно другому - на 1000 лет).

Но иногда апсары влюблялись по-серьезному. Один из примеров - изложенная в "Махабхарате" и "Падма-пуране" история трогательной любви апсары Шакунталы - героини одноименной драмы известного индийского поэта Калидасы, жившего, вероятно, в IV или V в. - и царя Душьянты. 

Шакунтала была дочерью апсары Менаки и риши Вишвамитры - той самой сикусительницв-апсары, соблазнившей не такого уж и мудреца, как оказалось) Менака оставила новорожденную Шакунталу в лесу, где ее охраняли птицы "шакунта" . Затем ее нашел и воспитал отшельник Канва. Как-то раз во время охоты в обитель отшельника попал царь Душьянта. Они с Шакунталой безумно полюбили друг друга и сочетались браком гандхарвов. Когда Душьянта должен был возвращаться домой, он оставил Шакунтале свое кольцо в качестве залога любви. Через некоторое время Шакунтала отправилась к Душьянте, но во время омовения в Ганге уронила кольцо в воду. По умыслу обидевшегося на нее риши царь при встрече не узнал Шакунталу и отверг ее, а мать Менака унесла ее на озеро апсар, где Шакунтала родила сына Бхарату. Тем временем слуги Душьянты принесли ему кольцо, оказавшееся в брюхе пойманной рыбы. Царь вспомнил о своей возлюбленной и отправился искать ее. После многолетних поисков он нашел Шакунталу с сыном на небе и возвратился с ними к себе в столицу.
 

А порою бывали, на современный взгляд, "слегка" неадекватны, я молчу уже о принципах свободной любви, точнее, беспринципности и простецкого отношения к своим детям. Детей они обычно бросали. Их воспитывали отшельники или случайные люди. История любви апсары Урваши и основателя Лунной династии индийских правителей Пурураваса.
Урваши раньше жила "на небесах". Любовью к ней воспылали боги - Митра и Варуна. Она стала женой Митры, но сердце ее лежало к Варуне. Урваши родила двоих сыновей - великих мудрецов Агастью и Васиштхy, и боги не ведали, кто был их отцом. За это они изгнали ее с небес.
В мире смертных Урваши встретила Пурураваса. Когда она увидела его, то полюбила всем сердцем. И царь Пуруравас полюбил ее, очарованный дивной красотою. Они поженились. Но при этом небесная дева поставила два условия, при выполнении которых она останется с земным царем навечно. Одним из них было обязательство царя никогда не появляться перед ней обнаженным (на минуточку).
Они жили счастливо долгие годы, и их любовь друг к другу возрастала с каждым днем. Но вот прошло время, и чтобы вернуть Урваши в стан богов, без которой там было грустно и тоскливо (понятное дело, интересно, а на небесах ребята голиком с апсарой зажигали или тоже с условием?)), Вишвавасу, властитель гандхарвов, сделал так, что Пуруравас темной ночью поднялся с постели обнаженным, а сам осветил его при этом блеском молнии. Увидев это, Урваши покинула своего мужа.
Пуруравас стал странствовать по свету в поисках своей возлюбленной. Обойдя многие страны, он пришел на Курукшетру. Там он увидел покрытое лотосами озеро, по которому плавали лебеди. То были апсары в облике лебедей, и среди них была Урваши. Апсары предстали перед ним в своем истинном облике небесных дев. Пуруравас стал молить о том, чтобы Урваши вернулась к нему, но она была непреклонна. Правда, она пообещала ему отдать их ребенка, если он снова придет через год на озеро .
Пуруравас возвратился через год, Урваши встретила его, и предложила стать гандхарвом. Пройдя предложенные гандхарвами испытания, Пуруравас стал одним их них и снова смог соединиться со своей возлюбленной (понятно, на каких правах, конечно, но ребята не парились особо)

Изваяния и фрески апсар  украшают фасады и интерьеры многих индийских, камбоджийских, индонезийских и китайских буддийских храмов. О безмолвно свидетельствуя о красоте и грациозности этих божественных созданий. Особенно много статуй и барельефов апсар находится в храмовом комплексе Ангкор. Статуи и барельефы апсар сохранились в храмах Каджурахо 950-1050 гг. в Аласканье (Южная Индия), в храмовом комплексе Боробудур (конец VIII - начало IX в.) на о-ве Ява (Индонезия), в пещерном храме Кайлаш (XIII-IX вв.) в Эллоре и Куладабаде (Центральная Индия), в храме в Белуре (1100-1200 г., округ Хасан, Индия), в гротах Лонгмен в Лиаянге (Китай). Фрески апсар V-начала VI вв. известны в пещерах в Аджанте в Западной Индии.

Камбоджийские апсары

В случае всепоглощающей любви или по велению богов апсары - соблазнительницы Индры, дочери наслаждения или сумад атмаджа - могли становиться женами людей. Говорили, что лучше жен, чем они было не сыскать ))

Обновлено 10/07/16 11:48:

А это моя первая апсара, написанная в Камбодже, кстати )) Карандаш.

 

Оставьте свой голос:

444
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

monrealle
monrealle

я поняла ,откуда взят идеал силиконовых шаров наших недо-аспар:)

SilverSpoon
SilverSpoon

monrealle, эх, нашим недоапсарам до тех стандартов как до луны пешком, хоть надуйся, хоть разденься, хоть станцуй)))

monrealle
monrealle

я поняла ,откуда взят идеал силиконовых шаров наших недо-аспар:)

lisenok
lisenok

Да, в Ангкор-Вате целая галерея апсар на любой вкус

SilverSpoon
SilverSpoon

lisenok, ага, и в Ангкор-вате и на террасе прокаженного короля. Гиды рассказывают, что сколько апсар в комплексе, вообще , столько и мастеров нанимали, чтобы каждый рисовал свою. Врут засранцы, конечно, но лица действительно практически не повторяются.

lisenok
lisenok

SilverSpoon, если это делало ограниченное количество людей, то на трехтысячной апсаре у них должен был случиться приступ бешенства: каждый день одно и то же - эти голые бабы, эти сиськи уже во сне мерещатся!))))

SilverSpoon
SilverSpoon

lisenok, вот аскетами и становились )))

Fox12
Fox12

а раньше я думала, что запутанней жизни богов Олимпа ничего нет)

lisenok
lisenok

Fox12, это потому что индуизм практически не изучают в школе, не упоминают и после, если вы не ушли в профильные науки. Между тем, там такая путаница, Санта-Барбара отдыхает)))

SilverSpoon
SilverSpoon

Fox12, индийская мифология оччч сложная, но красивая :)

flow
flow

Словосочетание "Апсара Тиллоттама" мне впервые встретилось в "Лезвии бритвы" Ефремова. Там дело в Кхаджурахо происходило :)

SilverSpoon
SilverSpoon

flow, да-да-да :) Ефремов вообще умничка, ученые вообще лучшие писатели для меня.

lavaterra
lavaterra

1) Вот бы Малахова туда. Сколько тем для передачи было бы )))

wqer
wqer

Автор, сделайте пожалуйста пост о менталитете местных.

SilverSpoon
SilverSpoon

wqer, можно, конечно, но отчасти я уже написала о менталитете в одном из постов о Камбодже, да и сейчас могу сказать - оч похожи наши менталитеты. Права в семье распределены также как и у нас. Отношение к деньгам такое же. Лень такая же. Приоритеты в жизни - тоже самое. Отношение к родителям - тоже самое. К детям, пожалуй, трепетнее относятся, хотя как посмотреть. 25-летние девушки уже не хотят замуж, потому что надо. Детей в молодых семьях в основном 2, реже 1. Трое я вообще не знаю. К традициям - тоже самое. Кто такой будда сказать вразумительно не могут - бог он для них. Молодежь плюет на традиции. С похорон и свадеб срываются, но хотят , щобфсебуло без песнопений монашеских и трат на них. Городские ведут себя по-западному - ни харьканий, интеллект развитый, учатся мгновенно, если хотят. ))) роскошь любят, правительство не любят, хитрые, жадные, добрые и радушные - кто как)) как у нас - тоже самое.

vsegda_schastliva
vsegda_schastliva

SilverSpoon, я в прошлом году была в Камбодже, удивительная страна, удивительные люди.Но меня очень поразило, что у них невероятно красивые дети, но при этом абсолютно некрасивые взрослые ( на мой взгляд) . Храмы удивительные, особенно на закате. И такие они все расслабленные что ли.

SilverSpoon
SilverSpoon

vsegda_schastliva, да уж, расслабленные они в массе своей - это точно) Вы делайте скидку на то, что Вас встречали как туриста. В этом случае включаются самые хорошие качества. Они не настолько прошаренные как тайцы те же, поэтому включают реально положительное. Особенно на Севере. А по-поводу красоты взрослых, опять же - Вы видели в большинстве случаев ребят из провинций, деревенских ребят. а есть светлые оч красивые кхмеры - из интеллигентных семей, из средней полосы. Оч интересные лица. Красивые действительно.

ofra365
ofra365

Всё запутано, но красиво. Имена труднозапоминаемы...)

Bliss1983
Bliss1983

какие дамы фигуристые))

Hellseher
Hellseher

Спасибо, замечательный пост и очень понравился язык изложения

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Подражая маме: Мэрайя Кэри вышла на сцену со своими детьми
Белокурая малышка: отец Беллы Хадид опубликовал детское фото модели
Стиляги: Дженнифер Лопес поделилась новым фото детей
Третий этап конкурса "Самые стильные в России-2017" по версии HELLO!: классика
Космос вокруг: Дженнифер Лоуренс и Крис Прэтт на фотоколле фильма "Пассажиры"
Ксения Собчак, Наталья Ионова, Яна Рудковская: выбираем лучший образ церемонии "Женщина года-2016"
Мадонна, Рита Ора, Кеша и другие на церемонии Billboard Women in Music 2016
Анна Нетребко готовится к Рождеству с мужем Юсифом Эйвазовым, сыном и друзьями
Анджелина Джоли впервые появилась на публике после объявления о разводе с Брэдом Питтом
Битва платьев: Наталья Ионова против Даши Малыгиной
Рене Зеллвегер оказалась в суде по вине своего бойфренда Дойла Брэмхолла
Барак Обама и его семья разослали свою последнюю рождественскую открытку из Белого дома
Минутка ретро: уцелевший в страшной катастрофе, или Как Кирк Дуглас получил шанс на вторую жизнь
Дети Филиппа Киркорова и других знаменитостей на открытии океанариума в Москве
Райан Рейнольдс рассказал о дочерях, смене пеленок и Блейк Лайвли
Матильда и Сергей Шнуровы отмечают десять лет своего знакомства
Новая провокация от журнала Love: Барбара Палвин vs Шэрон Стоун
Екатерина Климова, Екатерина Одинцова и другие на открытии бьюти-корнера