Контент опубликован пользователем сайта

Вокруг света

Современное искусство по кусочку. Кубизм (1907-1914)

26
Современное искусство по кусочку. Кубизм (1907-1914)

В этом, предыдущих и последующих постах я использую материал из книги Уилла Гомперца "Непонятное искусство", цикла лекций в музее Гараж Ирины Кулик, лекций Дмитрия Гутова, книги Сьюзи Ходж "Современное искусство в деталях", документальных фильмов BBC, и др. 

КУБИЗМ 1907-1914

В предыдущем посте я остановилась на том, что после смерти Сезанна, в 1907 году в Париже была открыта выставка его работ, которая здОрово удивила публику. Конечно, в основном, она вызвала недоумение, однако, были и те, кого увиденное потрясло. 

Среди последних был 26летний испанский художник Пабло Пикассо (1881-1973). Он получил  классическое образование, закончив Мадридскую академию изящных искусств. Однако, сам он в классической манере работать не хотел, в рамках академичности ему было очень скучно. 

Пабло Пикассо, Автопортрет, 1897

Пикассо переезжает в Париж в 1900 году. Спустя некоторое время он знакомится с творчеством импрессионистов, а также с Гертрудой и  Лео Стайн. Брат и сестра коллекционировали современное искусство, имели передовые взгляды, а их квартира  стала местом средоточия парижского бомонда и авангарда. Пикассо быстро становится там частым гостем и знакомится с другим завсегдатаем салона - Анри Матиссом. ( о нем - следующий пост). Вернее, сначала Пикассо видит его картины, которые производят сильное впечатление на испанца. Темперамент Пабло не позволил ему просто признать превосходство Матисса. С этого момента между художниками начинается негласная конкуренция. 

Анри Матисс, Портрет женщины в шляпе, 1905

Однако, их подход был в корне настолько различен, что соперничество быстро себя изжило. На яркость и живость Матисса, у Пикассо была форма и конструкция. 

Пабло Пикассо, Портрет Гертруды Стайн, 1906

Выставка Сезанна стала одновременно открытием и подтверждением правильности того направления творческих поисков, которое выбрал Пикассо. Мыслить мир геометрическими формами было для него понятно и логично. Однако, не только Сезанн стал катализатором новаторского подхода Пикассо.      В Париже открылся музей, посвященный культуре африканских стран. Увиденное там ошеломило Пикассо. Простота  и строгость африканских масок производят впечатление, отсылая к архетипу, прообразу человека.Результатом увиденного стала работа "Авиньонские девицы", которые были "слишком" даже для парижского авангарда. 

Пабло Пикассо, Авиньонские девицы, 1907

Авиньон - улица в Барселоне, знаменитая своими борделями, один из которых мы видим на картине. Тела пяти девушек разрезаны на геометрические фигуры и собраны заново с ощутимой погрешностью. Вместо лиц у двух из них - африканские маски. Небольшой натюрморт в виде чаши фруктов - метафора наслаждений. Здесь сразу несколько важных моментов: во-первых, это прямое продолжение идей Сезанна. Во-вторых, африканские маски, архетип - лейт-мотив всего творчества Пикассо и очень многих художников после. В-третьих, не Сезанном единым, как говорится. Пикассо был большим почитателем Эль Греко, картины которого он изучил от и до. 

Эль Греко, Молитва святого Доминика, 1588

Пикассо вдохновлялся манерой Эль Греко. В частности, это заметно по стилю написания силуэтов - вытянутых, удлиненных и драпировок - никаких мягких, ниспадающих складок - рубленные формы, будто накрахмаленных тканей. Отчасти любовь к Эль Греко отразилась и в "Авиньонских девицах". Стоит ли говорить, что эта работа озадачила даже самых рьяных поклонников современного искусства и самого Пикассо, вроде Гийома Аполлинера?

Картина была на долгие годы спрятаны в стол. Однако, одному человеку направление мысли Пикассо было очень близко. Настолько близко, что Жорж Брак даже предлагает испанцу сотрудничество. 

Жорж Брак, Фото

Пикассо согласился, а финансовую сторону полностью взял на себя Даниэль-Анри Канвейлер - добрая фея художника, предприниматель, вдохновившийся творчеством и идеями Пикассо, обязавшийся покупать его картины. 

Жорж Брак, Пейзаж в Ла Сиота, 1907

Пабло Пикассо, Цветы на столе, 1907

Этот творческий тандем подарил миру кубизм. Кстати, автором термина случайно стал Анри Матисс, саркастично назвавший работы Пикассо набором кубиков. Хотя, что удивляться, даже сейчас очень многие со скепсисом смотрят полотна Пикассо того периода, говоря: "Ну что случилось?Рисовал же нормально парень!"

Здесь нужно понимать - художник больше не хочет просто фиксировать реальность. Он хочет ее создавать. Пикассо и Брак стали работать по принципу - что мы ЗНАЕМ о мире, в ущерб принципу что мы ВИДИМ.  Для этого совершенно обычные вещи раскладывались на элементы, а затем собирались заново художником, который при этом руководствовался исключительно своими знаниями о предмете в целом ( такой метод называется АНАЛИТИЧЕСКИЙ кубизм) 

Например, картина Брака "Скрипка и палитра".

Жорж Брак, Скрипка и палитра, 

Эта еще не та степень кубизма, когда предмет становится совсем не читаемый. Здесь можно спокойно угадать скрипку. Художник дает ее сразу в нескольких ракурсах, как если бы смотрели на инструмент с разных сторон. Ракурсы подобраны так, что мы их легко узнаем. При этом композиция картины стройная- это не свалка из кусков разломанного инструмента, а четкая структура. 

Здесь есть один нюанс. Казалось бы, кубизм - все делим на составляющие и рифмуем, почему тогда сзади на стене висит вполне себе обычный, реальный гвоздь? Да и сама стена тоже будто часть трехмерного пространства, фон?

Это попытка Брака решить проблему, с которой столкнулись художники в процессе творческих опытов. Существовала реальная угроза, что кубистические полотна замкнуться в самих себе, потеряют всякую связь с реальностью. Этого художникам не хотелось, поэтому они искали способ отсылать свои картины к действительности. Ну и, конечно, гвоздь как нельзя выгодней оттенял степень новаторства Брака во всем остальном.

Кстати, Брак и Пикассо использовал приглушенные тона ( излюбленная палитра Сезанна). Оба отдавали себе отчет, что при их методе фовистская ( об этом след.пост) яркость сыграет злую шутку - кричащие цвета создадут сумбур и картина потеряет структурную ясность. 

Я думаю, что использование ярких цветов могло привести примерно к такому: 

Итак, своим гвоздем Брак попытался сохранить связь с реальностью. Пикассо пошел еще дальше и решил включить в картину вырезки из газет и журналов. Это был яркий жест. Как заложника фотографируют с газетой, чтобы было понятно, что действие происходит здесь и сейчас, так и художник, используя прессу, напрямую связывает свою работу с настоящим. 

Пабло Пикассо, Моя Красавица, 1912

( Красавица Пикассо - это его любовница Марсель Умбер. Сложно по данному портрету оценить степень привлекательности девушки, поэтому Пабло дает нам непосредственное текстовое пояснение-)) Пикассо не ограничивается газетными вырезками, поразмыслив, он начинает привносить элементы из повседневного быта в свои полотна без изменений. 

Пабло Пикассо, Натюрморт с плетенным стулом, 1912

Таким образом, кусок клеенки и жгут становятся как частью картины, так и произведением искусства сами по себе. Тут же на новшество реагирует Брак, приклеивают к холсту кусок обоев. Так зарождается СИНТЕТИЧЕСКИЙ кубизм. Сам материал становится живописью, без всякой иллюзии трехмерности, отныне холст двухмерен.

Жорж Брак, Блюдо с фруктами и стакан, 1912

Теперь художники не пытались изобразить предмет, они его просто присваивали. Это изобретение назвали коллаж. Но эту парочку было не остановить. В 1912 году Пикассо выставляет Гитару - то, что раньше использовалось как подспорье при написании картин, теперь само стало произведением искусства. 

Пабло Пикассо, Гитара, 1912

Брак и Пикассо открыли возможность превращения любого объекта в искусство, тем самым дав карт бланш всем последующим поколениям художников 20 века. И вот уже Дюшан ошарашивает публику своим Фонтаном, Уорхолл - банками из под супа, а Херст просто бальзамирует трупы акул. Вот так, а началось все с безобидной картонной гитары.

Марсель Дюшан, Фонтан, 1917

Энди Уорхолл, Кэмпбелл, 1962

Дэмьен Херст, Невозможность смерти в сознании живущего, 1991

Художниками был предложен новый способ увидеть этот мир. 

Кубизм это не просто картины, это предложение сыграть в игру, приглашение посмотреть на все под другими углами. Зритель здесь не пассивный созерцатель, а участник, разгадывающий ребус.

Начало 20 века - то время, когда происходил колоссальный пересмотр тех ценностей, которыми жил мир столетиями. В связи с достижениями в науке ( от фотографии до рентгена и открытий Эйнштейна), появлением Фрейда с его психоанализом, кризисом в политике, религии все начало сдвигаться с привычных позиций. Искусство стало отражать перемены, вернее отношение к ним - в этом одна из его основных задач. Поиск начался и в литературе, и в музыке, и в живописи, и в архитектуре.

Ле Корбюзье, Здание центросоюза в Москве, 1928-36 гг

Как мог художник, чувствуя происходящее, видя ломку всей системы прежнего мироустройства, продолжать писать академические, отвлеченные полотна?Пикассо и Брак очень чутко реагировали на обстановку вокруг и продемонстрировали собственное прочтение современности.

Новый подход очень быстро нашел своих последователей. Фернан Леже, Хуан Грис, Жан Метцингер и Альбер Глез - стали одними из первых. 

Они даже организовали кубистическую выставку в 1911 году. Каждый художник представил свою трактовку кубизма.

Фернан Леже, Сидящая женщина, 1914

Жан Метцингер, Голубая птица, 1914

Альбер Глез, Портрет Игоря Стравинского, 1914

Хуан Грис, Бутылка и стакан на столе, 1914

 

Полотна этих художников уже значительно отличаются от "первообразов". Это, во многих случаях, уже почти полная абстракция, предмет принесен в жертву линии, форме, структуре. Здесь любуешься живописью как таковой - ритмом, композицией, цветовым решением. Кстати, среди кубистов была и художница из Киева, знаменитая Александра Экстер. 

Александра Экстер, Генуя, 1914

Само направление жило недолго. Прошло меньше десяти лет с момента открытий Пикассо и Брака, как кубизму пришел конец. Собственно, как и всему прежнему укладу жизни - началась первая мировая война. 

Однако, наследие кубизма живо до сих пор - это эстетика простых форм в бытовых предметах, графичная архитектура современных зданий, геометричность в дизайне одежде - принты и орнаменты итд. Война развела тандем Пикассо и Брака, однако каждый из них продолжил свои творческие поиски. Но кубизм остался в прошлом.

 

Продолжение следует)

 

источник: wikiart.орг

Оставьте свой голос:

332
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Svt
Svt

Спасибо

Bbridgitt
Bbridgitt

Svt, спасибо!

jacinthe
jacinthe

Статья великолепная, простит меня автор, напишу о другом. Существует ли какой-то другой сайт где модерируют с меньшим остервенением? Задолбали честное слово. Если присмотреться сплетник не такой уж и выдающийся сайт. Точнее он заработал себе реномэ блогами. Нет блогов - нет реномэ. Можно и в другом месте пообщаться. На сайте где либерально можно высказать свое мнение о швабрах и мочалках.Как бы они не модерировали,все равно все знают что из себя представляют эти люди...ну вы поняли

Bbridgitt
Bbridgitt

jacinthe, если честно, я читаю давно, но таких зачисток раньше, по/моему не было..

ziggystarlight
ziggystarlight

спасибо большое за пост))
когда я в первый раз увидела совместные работы Брака и Пикассо, то меня больше всего поразило отчетливое присутствие мысли и идеи в них.
ничего я сейчас революционного насчет Пикассо не скажу, но я так нежно люблю его творчество - за всю эволюцию, за постоянное развитие художественной мысли, за экспрессию в определенных периодах. понимаю, что у каждого зрителя свои удобные для него критерии оценивания искусства и что Пикассо сейчас уж нет дела до того, что иногда его картины нарекают "мазней бомжа" и "детскими каракулями", но прям жуть обидно становится))

Bbridgitt
Bbridgitt

ziggystarlight, спасибо)
Абсолютно разделяю любовь к Пикассо. Когда-то тоже не "втыкала" в тему, но сейчас стало завораживать, особенно в контексте истории, когда начинаешь понимать почему вдруг стали писать по-другому.

klaksa
klaksa

Буквально месяц назад была на выставке Пикассо. Гораздо больше, чем картины и графика, меня поразили его скульптура и керамика. Кстати, они достаточно редко выставляются, потому что зачастую находятся в частных собраниях.

Awaynice
Awaynice

klaksa, аналогично было с моей подругой. Картины его ей вообще не нравятся, а от скульптур пришла в восторг и теперь мечтает об одной :)

klaksa
klaksa

Awaynice, не о козе, случайно?:)

Awaynice
Awaynice

klaksa, нее, не козу. Зато я погуглила козу - какая прелесть ))))

klaksa
klaksa

Awaynice, вблизи, скажу я вам, очень впечатляющее зрелище:))

Awaynice
Awaynice

klaksa, а в каком музее вы её видели?

klaksa
klaksa

Awaynice, Mucem - Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья. Выставка, кстати , открыта до конца августа.

Bbridgitt
Bbridgitt

klaksa, очень интересно!! Я керамику никогда не видела, как жалко, что редко выставляют его в Москве

klaksa
klaksa

Bbridgitt, а еще у него замечательные афиши. И мне очень понравилась серия о корриде. Там и картины. и графика. и рисунок, и керамика. В общем, посещение выставки осталась довольна:)

CLMH
CLMH

klaksa, в музее Пикассо в Малаге его керамики завались.

klaksa
klaksa

CLMH, мы до Малаги еще не доехали пока:))) Та, что видели на выставке, была их частных коллекций.

jacinthe
jacinthe

Автору этой статьи большое спасибо <3

Bbridgitt
Bbridgitt

jacinthe, спасибо вам!

Awaynice
Awaynice

Глоток свежего воздуха среди постов то о проститутках, то о политике, то еще каком-то мусоре в блогах... спасибо, с удовольствием прочитала и уже в избранном.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Игорь Чапурин, Александр Терехов, Марина Юдашкина и другие на презентации дизайнерских елок
73-летний Мик Джаггер стал отцом в восьмой раз
Марат Башаров с бывшей и нынешней женой, Михаил Ефремов и другие на презентации сериала "Пьяная фирма"
"Спасатели Малибу:" Дуэйн Джонсон, Зафк Эфрон и другие в первом трейлере
Итоги года от "Яндекс": "Физрук", "Игра престолов" и другие самые запрашиваемые сериалы
Анджелина Джоли просит Брэда Питта помочь найти нового психотерапевта для их детей
Экс-жених Софии Вергары Ник Лоеб снова подал на нее в суд — от имени эмбрионов их детей
48-летняя Кайли Миноуг с 28-летним женихом Джошуа Сассом в лондонском ресторане
Конкурс на SPLETNIK.RU: кто идет на концерт группы "Моя Мишель"
Под мальчика: Холли Берри сделала короткую стрижку
Эмили Ратажковски в смелой съемке рождественского календаря Love
Тренд: Кендалл Дженнер, Кейт Мосс, Мирослава Дума и другие восстанавливают репутацию леопардового пальто
"Викинг": Данила Козловский, Светлана Ходченкова и Александра Бортич в финальном трейлере
Друзья опровергают слухи о разводе Ким Кардашьян и Канье Уэста
Светские все на открытии бутика Christian Louboutin: Айсель Трудел, Екатерина Мухина и другие
Предшественницы Мелании Трамп: Джеки Кеннеди, Мишель Обама и другие первые леди США
Дженнифер Энистон, Кэти Перри, Оливия Манн на премьере фильма "Новогодний корпоратив"
Эллен ДеДженерес поспорила с Натали Портман на тысячу долларов, что у нее родится девочка