ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ 

1880-1906

Ни один из четырех художников, известных как постимпрессионисты, никогда себя этим словом не называл. В то время, когда Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген и Жорж Сера искали новые пути и средства выражения, такого термина просто не существовало. 

Появился он в 1910 году, благодаря Роджеру Фраю - британскому художнику, критику и музейному куратору. Он устраивал выставку в Лондоне, где демонстрировались работы совершенно разных художников и необходимо было собирательное название, чтобы их объединить.

Задача была непростой, учитывая, что Ван Гога и Сера называли неоимпрессионистами, Сезанн был импрессионистом (по крайней мере, так считалось), а Гогена причисляли к символистам. Кроме того, на выставке были представлены работы Эдуарда Мане, которые и должны были стать основным крючком для публики. В итоге, Фрай назвал выставку " Мане и постимпрессионисты", тем самым, в лучших традициях современного искусства, дав определение новому течению в живописи. 

Термин прижился, но сама выставка получила негативные отзывы и общественное фи. В общем-то, что тоже идеально вписывалось в традицию) 

Тем не менее, сейчас с уверенностью можно сказать, что Фрай был отличным куратором, дальновидным и чутким. Те четыре художника, работы которых он выбрал для выставки, стали основоположниками крупных течений искусства 20 века.

Винсент Ван Гог (1853-1890) - ЭКСПРЕССИОНИЗМ.

Мы можем не знать ни одной картины Ван Гога, но четко помнить про отрезанное ухо и самоубийство. Действительно, биография этого художника захватывает. Камиль Писсарро прекрасно выразился:

"Я заранее знал, что этот человек либо сойдет с ума, либо оставит нас всех далеко позади. Но я никак не предполагал, что он сделает и то и другое сразу". 

Винсент Ван Гог, Автопортрет, 1887

Ван Гог родился в нидерландской деревушке Грот-Зюндерт старшим из шестерых детей. Его отец -Теодор - был священником, а дядя - совладельцем компании, торгующей предметами искусства. Он помог Винсенту пройти там обучение. Ван Гог оказался способным парнем и продолжил работать в компании дяди, куда немного позже пришел и его младший брат Тео, с которым Винсент вел переписку всю оставшуюся жизнь. 

В письмах они обсуждали живопись, литературу, новые идеи и постепенно в них начинает проскальзывать растущее разочарование Ван Гога в торговле произведениями искусства. Ван Гог был верующим и меркантильность, жажда наживы, без которых не обходится бизнес, были ему чужды. В итоге, он ушел из фирмы и поселился в небольшом городке, готовясь стать священником. Но решение его не было окончательным - Ван Гог метался, сомневаясь в выбранном пути.  Тео дал ему необычный совет - стать художником. 

Винсент согласился попробовать. Следующие пять лет он провел в Нидерландах, делая наброски, набивая руку и нащупывая свою художественную интонацию. Тео финансово помогал брату, он оплатил ему и несколько уроков живописи, однако, по сути, Ван Гог так и остался самоучкой.

В 1885 году он пишет свое первое легендарное полотно. " Едоки картофеля" остаются незамеченными современниками. 

Винсент Ван Гог, Едоки картофеля, 1885

Ван Гог стремился стать художником крестьянской жизни. Как бы сказали сейчас, хотел писать "социалку". 

На этом полотне уже виден стиль. Можно не знать названия, не знать ничего про замысел художника и сказать точно - люди на картине живут нищенской жизнью, тяжелым физическим трудом и впроголодь. Об этом говорит цвет, говорят заскорузлые пальцы, согбенные позы. Однако, прямые линии создают ощущение, что хоть этим людям тяжело, но они не сломлены. Возможно, сейчас для нас в этой работе не будет ничего особенного, но до Ван Гога так не писали. 

Для сравнения - крестьяне Милле, например. Или Писсаро. 

Жан Франсуа Милле, Сборщики колосьев, 1857

Камиль Писсарро, Крестьянка, прочесывающая шерсть, 1875

Однако, Ван Гогу было не суждено стать социальным бытописателем. В 1886 году он приезжает в Париж.. И видит цвет, свет, линию.

Ван Гог знакомится с авангардным искусством того времени и берет на вооружение импрессионистский мазок, технику импасто ( когда краска накладывается толстым слоем), еще раз открывает для себя японскую графику. 

Будучи в совершенном восторге, хватается за все подряд и, в итоге, решает перевести дух в сельской местности. Ван Гог едет в Арль. Юг Франции, бушующая зелень, море, солнце. Здесь у художника открывается "второе дыхание" - он пишет за недолгий период около 200 картин, в числе которых и знаменитые "Подсолнухи", "Звездная ночь над Роной", " Терраса кафе".

Винсент Ван Гог, Подсолнухи, 1888

Винсент Ван Гог, Звездная ночь над Роной, 1889

И опять не обошлось без японцев. В письмах к Тео художник говорил о том, что хочет добиться той же простоты и ясности, которые есть в японских гравюрах. "Японцы несколькими уверенными мазками создают изображение с такой легкостью, как мы застегиваем пальто".  И снова, пользуясь моментом, покажу кое-что из японской графики) 

Байрей Коно, вторая половина 19 века

В Арле к Ван Гогу присоединился приятель Поль Гоген (1848-1903). Полтора месяца они работали бок о бок, воодушевляя друг друга. Но на большее темпераментных друзей не хватило - после очередной яростной ссоры Ван Гог в бешенстве обкромсал себе мочку уха.

Поль Гоген, Ван Гог, рисующий подсолнухи, 1888

Тем не менее, этот период для обоих оказался очень плодотворным. Оба нащупывают дальнейший художественный метод. У Ван Гога это - выражение собственных ощущений.

Его картины бугрятся, движутся, живут. На расстоянии они  кажутся объемными. Художник использовал мастихин и собственные пальцы - техника, которой пользовались Рембрандт и Веласкес. Краска становится активным участником самой картины, не просто средством передачи изображения. 

Импрессионисты стремились запечатлеть увиденное, передать правду объективно, как видит глаз. Ван Гог решает пойти еще дальше и выявить правду более глубокую - внутреннего состояния. Его цель изобразить не то, что он видел, а то как он это ощущал. 

Однако, даже такой гений, как Ван Гог опирался в своих поисках на открытия мастеров прошлого. Перекрученные, удлиненные формы и неожиданные ракурсы были визитной карточкой еще одного художника.

Эль Греко, Гора Синай, 1570

Кстати, оба художника были очень религиозны. Тем не менее, сравнивая Эль Греко и Ван Гога - налицо разница в восприятии действительности. Эль Греко влекут мистические и религиозные сюжеты, а Ван Гога - вещи гораздо более прозаичные: кафе, цветы, крестьяне, комнаты-))

Винсент Ван Гог, Комната в Арле, 1888

В 1890 году безумие, сопровождавшее художника бОльшую часть жизни, взяло верх и Ван Гог покончил с собой, выстрелив в грудь. Через несколько месяцев от сифилиса умер и его брат Тео. 

Хотя в то время художник был безвестен и непризнан, уже через три года появляется " Крик" Эдварда Мунка, который можно назвать своего рода  посвящением Ван Гогу. 

Эдвард Мунк, Крик, 1893

Мунк использует метод перекручивание и искажения фигуры, чтобы передать глубинные эмоции. Картина стала пророческий. В ужасе этого кричащего человека, отражается и ужас будущего столетия. 

Тема крика продолжается у ирландского художника Фрэнсиса Бэкон (1909 - 1992), который также продолжил начатое Ван Гогом. 

Фрэнсис Бэкон, Штрихи к портрету папы Иннокентия X Веласкеса.

Бэкон как-то сказал, что "живопись - это отображение нервной системы на холсте". Эти слова могли принадлежать и Ван Гогу. Они отлично характеризуют   одно из самых значительных направлений в искусстве 20 века, которое предвосхитил Ван Гог - экспрессионизм. 

ПОЛЬ ГОГЕН (1848-1903 ). СИМВОЛИЗМ.

Гоген не отличался скромностью и ранимостью. Он считал себя великим художником, о чем не гнушался сообщить при случае и говорил о том, что Ван Гог ему много чем обязан. Однако, это был смелый человек, а главное - смелый художник. 

Поль Гоген, Автопортрет, 1903

В 1882 году после краха фондовой биржи, молодой финансист Поль Гоген , решает стать художником и присоединиться к тусовке импрессионистов, картины которых он, кстати, собирал. Однако, уже  в конце 80х отделяется от них, назвав приверженность импрессионистов натурализму чудовищной ошибкой. 

Поль Гоген, Бретонка с гусем, 1888

Первое, что свидетельствует о разрыве с импрессионизмом, это, конечно, цвет. Второе - сюжет. Картины Гогена были, мягко говоря, далеки от реальности и перегружены тайными смыслами и символами. Если его коллега - Ван Гог- использовал цвет для выражения чувств, то Гоген наращивает интенсивность палитры ради самого сюжета. 

Поль Гоген, Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом, 1888

Эта картина - образец раннего творчества Гогена в постимпрессионистический период. В основе - сюжет о том, как группу бретонок после проповеди посетило божественное видение Иакова, борющегося с ангелом. Цвет в этой картине несет исключительно символическую нагрузку. Если женщины на переднем плане выглядят вполне реалистично, то на второй половине картине Гоген "оторвался". Оранжево-красная трава доминирует над всем. Ветка, разделяющая полотно на две части - аллегорическая грань между земным и небесным. 

Фантастика в "Видении после проповеди" - предвестник сюрреализма. Его бретонки предвосхищают его же таитянок, которые вдохновили многих гениев 20 века, начиная от Пабло Пикассо и Матисса, заканчивая Джакометти и Руссо.

Эта картина превратила Гогена-любителя в Гогена - лидера авангарда. Его причислили к движению символистов, появившемуся благодаря литературе. Гоген продолжил работать в этом направлении, критикуя импрессионистов за неумение рассмотреть что-либо за пределами реальности, находящейся перед их носом. Их рациональный взгляд на жизнь, по его мнению, лишал искусство самого главного - воображения. Ему надоел не только подход импрессионистов, но и их главный сюжет - современная жизнь. 

Материализм - это зло, решил бывший финансист Гоген и отправился на Таити (оставив жену и детей) искать вдохновения среди первозданной природы и аппетитных таитянок. 

Действительно, там он быстро находит свой стиль. Вдохновляясь фольклором аборигенов, освещением и яркими цветами, Гоген пишет серию полотен, на которых изображает жизнь примитивную и первобытную - ту, которая, по его мнению, является наиболее естественной. 

Критикуя импрессионистов, Гоген, тем не менее, пользуется их методом. Двухмерное изображение с помощью цветовых блоков -техника, впервые опробованная Мане и впоследствии взятая на вооружение Моне и Дега, делала картины Гогена плоскими, как детский рисунок. Это впечатление усиливалось тем, что художник утрировал их, полностью искажая естественный цвет. 

Типичное полотно таитянского периода Гогена - картина "Почему ты сердишься?". 

Поль Гоген, Почему ты сердишься?, 1896

Вроде все понятно - сцена из жизни туземцев. Милая, пасторальная обстановка. Трое женщин стоят справа от пальмы и трое сидят слева. Но не всё так просто. Две женщины намереваются войти в хижину и одна из них обнажает грудь, приспустив платье. А девушка в синем саронге с презрением  глядит на парочку под пальмой. Символика, дающая зрителю понять, что перед ним сцена возле борделя, становится более очевидной - женщины, стоящие у хижины держатся с достоинством - их честь не запятнана, в отличии от сидящих девушек на первом плане. Гоген мастерски передает жизненную драму - растление, разложение общества, которое когда-то было девственно и целостно.Вопрос в названии картины риторический - Гоген сокрушается о непорочном образе жизни, который разрушается белыми "колонизаторами", его же согражданами. 

Полотна Гогена очень узнаваемы. Его картины будто немного наивны, но тем не менее поражают своей сложностью. Это не просто изображение полуголых туземцев. Смотрите внимательней и будете удивлены, насколько психологичны эти работы. 

Гоген, восстав против импрессионизма, вернул искусство в область воображения и символики, за что следующие поколения художников будут ему очень признательны.

Продолжение следует)

Подпишитесь на наш
Блоги

Современное искусство по кусочку.Постимпрессионизм. Ван Гог, Гоген.

10:47, 17 июня 2016

Автор: Bbridgitt

Комменты 25

W

Спасибо огромное! Продолжайте, автор.

I

Посоветуйте, пожалуйста, хорошие книги по истории живописи, чтобы было все подробно описано-написано для человека без специальной подготовки. По типу этих постов. А посты и правда очень интересные! Спасибо!

Аватар

Спасибо за пост! Очень люблю такого рода обзорные посты, так как углубляться в искусство вроде некогда, но тем не менее интересно) Исключение - Ван Гог. Удивившись популярности его картин, изучила всю его биографию вдоль и поперек. И только тогда по настоящему понимаешь, за что признали художника, который не рисует сложные картины как у Рафаэля или Микэланджело. Надо наверно и биографию Пикассо будет изучить, так как его творчеством я не прониклась. Картина Мунка это конечно удивительная и сильная вещь.

Аватар

Спасибо большое автору!

Аватар

Вот картина "Почему ты сердишься?" откуда зритель должен догадаться, что сидящие - падшие женщины, а справа святоши? Это же надо будет тогда знать историю написания картины со слов самого художника, какой сюжет он запечатлел! А если бы он не рассказал - тогда кто бы догадался, что такая сложная история стоит за картиной?? Вот что всегда меня убивает в живописи! Если не знаешь четкой, конкретной истории за картиной - фиг о чем догадаешься, что хотели этим сказать! Женщина, стоящая в синем саронге, мне, например, не кажется, что смотрит презрительно на кого-то, мне вот, например, кажется, что она боковым взглядом подмигивает мне и делает заговорщиком, вот я сейчас что расскажу своим товаркам, они просто упадут сидя! Вот что я вижу! А нет, оказывается, она презрительно смотрит на сидящих. Это она-то сердится? Мне казалось, что сердится вообще та, которая отвернулась ото всех, и теперь стоящая женщина пришла к ней с вопросом, почему та сердится. А, нет, оказывается! Это шлюшки и святые! Ну, ёмаё! А кто бы знал???

Подождите...