Контент опубликован пользователем сайта

Вокруг света

Современное искусство по кусочку. ИМПРЕССИОНИЗМ. Часть 1

36
Современное искусство по кусочку. ИМПРЕССИОНИЗМ. Часть 1

Первые 2 части тут http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/131048_sovremennoe-iskusstvo-po-kusochku-chast-1-preimpressionizm и тут http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/131156_sovremennoe-iskusstvo-po-kusochkam-chast-2-eduard-mane

5 апреля 1874 открылась первая выставка импрессионистов. Это была роковая дата, которая изменила не только жизнь каждого из них, но и само течение мировой живописи. 

Эдгар Дега, Три танцовщицы в репетиционном зале, 1873

Однако, накануне выставки, импрессионистов еще не существовало. Были просто приятели, объединенные творческим видением и интересами, которые собирались вместе в кафе "Гербуа" на улице Батиньоль, обсуждая живопись, политику и женщин.  Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Берта Моризо и Клод Моне, уже не надеясь получить добро Парижской Академии Искусств, решили пойти ва банк и организовать свою выставку. 

Мане тоже периодически появлялся среди членов этой "Батиньольской группы", выступая в роли идейного вдохновителя, однако, сам в выставке участия не принял. Вообще говоря, Мане позиционировал себя несколько особняком и берег свое имя от того, чтобы его связывали с новым течением. Тем не менее, это как раз и произошло. Его не просто в дальнейшем причислили к импрессионистам, а назвали самым первым, основоположником движения. Хотя формально это не совсем так. 

Эдуард Мане, Перед зеркалом, 1876

Итак, когда стало понятно, что войны с академией не избежать, художники решили действовать не по одиночке, а организовать "Анонимное товарищество артистов, живописцев, художников, скульпторов, графиков и проч". Провести выставку договорились за месяц до ежегодного Салона, который устраивала Академия. 

Политика у сообщества была самая демократичная - участвовать могли все, кто заплатил взнос, независимо от стилевых и сюжетных предпочтений.  То есть импрессионисты предоставили альтернативную площадку для тех, кто не устроил Академию.

Сама группа организаторов была очень разношерстной. Эдгар Дега и Поль Сезанн не очень вписывались в эту компанию. Позднее они сами критиковали установки и методы импрессионистов. Берта Моризо - единственная женщина в группе попала туда благодаря Мане,  с которым дружила. 

Берта Моризо, Молодая девушка перед зеркалом, 1880

Тем не менее, в этой компании всегда царила добрая, оптимистичная атмосфера, все художники были настроены решительно в своей борьбе за право творческого самовыражения ( ну и права купить себе кусок хл..а, конечно.)

Но уже на следующий день после открытия выставки от радостного подъема не осталось и следа… 

Конечно, даже самые оптимистичные из этой компании не ожидали теплого приема, однако, критика превзошла своей язвительностью все ожидания. 

"Обои и те смотрелись бы более законченными..", "ошметки краски, разбросанные по грязному холсту" ( это они еще Поллока не видели!) - вот примерные оценки критиков.

Кстати, автор этих строк - Луи Леруа вошел в историю, благодаря своему едкому перу. Он даже и не подозревал, что станет автором фактически бренда - одного из самых знаменитых направлений в истории живописи. Леруа дал импрессионизму имя, одновременно показав,чего же стоит мнение критика. 

Одним из полотен, выставленных в тот день, был вид на гавань портового городка Гавра - родины Клода Моне. Работа называлась "Впечатление. Восход солнца" . Леруа не оставил от нее камня на камне. Отталкиваясь от названия картины, он окрестил так и всех художников, работающих в подобной манере: резкие мазки, современная тема, приоритет света и цвета над линией, а главное, желание зрителя не рассматривать картину, а почувствовать ее. Так и появился термин импрессионизм( от фр. Impression - впечатление. )

Клод Моне, Впечатление. Восход солнца, 1872

Как я уже сказала, Мане в выставке не участвовал, однако, Поль Сезанн сделал ему своеобразное посвящение - написал " Современную Олимпию" - работу-ответ на " Олимпию" Мане. 

Поль Сезанн, Современная олимпия, 1873

И хотя сама работа больше напоминает черновой эскиз, в сравнении с работой Мане, Сезанн ( не будь он Сезанн) уделяет огромное внимание композиционной структуре. Забегая вперед ( будет отдельный пост), Сезанн не разделял многое, что было принято импрессионистами. Например, приоритет света над линией или  объекта над композицией. Сезанн уделял структуре картине и контуру не меньшее внимание. Недаром, он - родоначальник кубизма ( привет Пикассо), но об этом потом. 

Так вот, в картине все части уравновешивают друг другу ( букет цветов справа внизу - ковер слева вверху), позы согласованы ( движение рук служанки - положение тела Олимпии и мужчины). Возможно, и не лучшая работа Сезанна, но, по-моему, живая и интересная )

Поль Сезанн, Купальщицы, 1974

У общества художников, помимо Мане, был еще один идейный ( и финансовый) вдохновитель, который заслуживает отдельного упоминания. Поль Дюран-Рюэль был торговцем картин. Именно он подбил художников на то, чтобы устроить выставку, и в этом также проявилась его коммерческая дальновидность.

 Знакомство с будущими импрессионистами произошло в Лондоне, куда Дюран-Рюэль уехал в 1870, держась подальше от воюющей Франции ( война была с Пруссией). Там же нашли убежище Клод Моне и Камиль Писсарро. 

Оба на момент знакомства с Дюран-Рюэлем практически бедствовал (Моне еще приходилось содержать любовницу и ребенка). В общем, для обоих художников встреча с торговцем была очень кстати. Как и для самого Дюран-Рюэля. Недаром, у него был нюх на талант. Достаточно было посмотреть на работы художников, чтобы понять, куда двигаться дальше. Он сразу же купил картины Моне и Писсарро для своей галереи в Лондоне. 

Камиль Писсаро, Кухонный сад, 1874

 

Однако, этим его предпринимательская отвага не ограничилась. Он освободил художников от зависимости от Академии, выплачивая им ежемесячную стипендию, обязался покупать их картины и обеспечить на них коммерческий спрос и, тем самым, изменить сам способ функционирования художественного рынка. Оставалось понять как же это сделать. 

До знакомства с Моне и Писсарро, Дюрант-Рюэль сотрудничал с барбизонцами -  группой художников, работающих в деревне Барбизон под Парижем. Ее главные представители -Жан Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле стали создателями новой пейзажной живописи. Именно они первыми стали работать на пленэре, как только это стало возможным, благодаря изобретению тюбиков для краски. 

Камиль Коро, Пейзаж у реки, 1874

Жан Франсуа Милле, Ночная охота на птиц, 1874

Так как барбизонцы пользовались популярностью у публики, Дюран-Рюэль избирает следующую тактику - на их выставках  постепенно добавлять работы своих новых подопечных.  Предполагалось, что зрители увидят в них продолжение традиций Коро и Милле. 

Дюран-Рюэль подметил, что спрос на современное искусство меняется. Революция - политическая и техническая- способствовала появлению нового социального типа - буржуа. Новые богачи отличались запросами от своих предшественников, Дюран-Рюэль обоснованно предполагал, что это относится и к художественным предпочтениям. 

Современная жизнь во всех её проявлениях - вот, что интересовало новое общество. Тяжеловесные, мрачные полотна с изображением сюжетов, которые были непонятны большинству горожан, уже никого не цепляли. 

Динамичные, яркие полотна со сценами городской жизнь могли показаться куда более привлекательными.  Торговец также призывал художников рисовать картины приемлемых для городской квартиры масштабов, что еще раз доказывает, насколько тонким чутьем он обладал. И оно его не подвело.

Клод Моне, Автопортрет с беретом, 1886

Камиль Писсаро, Автопортрет, 1873

Клод Моне начинал карикатуристом, но его творческий вектор изменился после встречи с живописцем Эженом Буденом. 

Эжен Буден, Трувиль, 1864

Именно Буден приучил Моне работать на воздухе непосредственно перед объектом. Также на подход к живописи Моне повлияло знакомство с голландским мастером Яном Бартольдом Йонгкиндом. Его светлая палитра и умение запечатлеть природу в её непосредственной красоте произвели впечатление на юного художника. 

Ян Бартольд Йонгкинд, Гавань в Этрета, 1852

Моне поделился свежими идеями с друзьями из школы искусств. Такой подход многим оказался по душе - Писсаро, Ренуар, Сезанн и Сислей были из их числа. 

В 1869 году Моне и Ренуар посетили знаменитый в Париже "Лягушатник". Оба нашли тему отдыха горожан подходящей. Результатом стали две работы 69 года, написанные практически с одной и той же точки. Отличная возможность для того, чтобы сравнить стили обоих художников. 

Клод Моне, Лягушатник, 1869

Огюст Ренуар, Лягушатник, 1869

Итак, сюжет обеих картин схож: светское мероприятие в кафе на понтоне возле купальни. Оба полотна с динамичным мазком, яркими цветами и сценой из современной жизни. Однако, работы различаются стилем и подходом. 

Ренуара интересуют люди: их наряды, жесты, позы.  Моне же гораздо больше увлечен пейзажем - игрой света, бликами воды, прозрачностью неба.  Эта страсть к цвету и свету в дальнейшем только крепла. 

Наиболее яркие впечатления, повлиявшие на его дальнейшее творчество, Моне получил, будучи в Лондоне. Его пленила манера знаменитейшего британского художника, можно сказать, первого авангардиста - Уильяма Тернера. Его работы, действительно, радикально отличались от всего, что предлагало время. Для того, чтобы яснее представить себе, что такое Тернер во второй половине 19 века, можно сравнить его картины с картинами современников. Например, с Иваном Константиновичем Айвазовским.

И.К. Айвазовский, Буря на море ночью, 1849

Уильям Тернер, Пароход у входа в гавань во время шторма, 1843

Комментарии, как мне кажется, излишни. В то время, когда Моне жил в Лондоне,  там можно было увидеть картину Тернера "Дождь, пар и скорость".

Уильям Тернер, Дождь, пар и скорость, 1844

Здесь сразу несколько новшеств. Во-первых, сюжет. Это полотно, практически, футуристическое. Технический прогресс давал о себе знать, менялось само восприятие окружающей реальности. Из окна поезда мир виделся совершенно по-другому, нежели из экипажа. Во-вторых, изобразительный метод. Золотая пелена дождя растворяет, размывает все очертания. Мы скорее не видим картину, а чувствуем ее. Кстати, тема вокзалов, поездов будет одной из любимых у Моне впоследствие. 

Клод Моне, Вокзал Сен -Лазар, 1877

И еще одним источником вдохновения, которые нашел для себя Моне  был лондонский смог. Кстати, это опять -таки, результат технического прогресса и открытия производств в черте города. Сейчас знаменитые лондонские туманы рассеялись вместе с переносом предприятий за черту города. 

Но тогда серая пелена размывала контуры города, создавая природное сфумато ( прием, который использовал да Винчи - размыв контура для большей правдоподобности), что впечатлило Моне не меньше тернеровских полотен. 

Клод Моне, Темза ниже Вестминстера, 1871

Это полотно, на первый взгляд, не покажется особо новаторским. Однако, во времена Моне оно было ультрамодернистским. Мелкие подробности опущены ради художественной целостности картины. Основные "герои" - это свет и цвет, а мост и здание парламента выступают призрачными силуэтами, указывающими на плотность тумана. 

Кстати, здесь прослеживается влияние японской ксилографии - укиё-э - которыми восторгались Моне и Мане.  Асимметричное построение картины ( когда бОльшая часть объекта находится с правой стороны)  - это обычный прием укиё-э для усиления эмоционального воздействия 

Утагава Хиросигэ, Станция Оцу, 1833 -34

Асимметрия в композиции была характерна для еще одного художника из общества импрессионистов. Но об этом будет след пост, потому что про импрессионистов коротенько сказать не получается)

И немного Моне под занавес:

 

 

 

 

Оставьте свой голос:

688
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Jula-la
Jula-la

Спасибо, автор. Замечательная серия постов...

Jula-la
Jula-la

Спасибо, автор. Замечательная серия постов...

Bbridgitt
Bbridgitt

Jula-la, спасибо!

Bioanna
Bioanna

Спасибо большое! безумно интересный пост!

MrsMermaid
MrsMermaid

Мой любимчик у импрессионистов Ренуар. У его "Портрета дочерей Поля Дюрана Рюеля", 1882 я могу стоять вечно, не переставая удивляться: ну как, как художник мог создать такое удивительное, полное жизни и красок полотно более чем 130 лет назад? И краски, и солнечный свет, и улыбки детей. Гениально. К сожалению не могу вставить фото в комментарий.
Но, может ссылка откроется.
http://www.canvaz.com/gallery/25020.htm

Bbridgitt
Bbridgitt

MrsMermaid, я тоже люблю Ренуара. Он прожил долгую жизнь, в старости руки были скрючены артритом, так он просил привязывать кисти бинтами и продолжал рисовать. Просто удивительная любовь к своему делу!

MrsMermaid
MrsMermaid

Bbridgitt, мне фильм "Последняя любовь" о Ренуаре очень понравился.

Bbridgitt
Bbridgitt

MrsMermaid, я не смотрела! Спасибо, в список на выходной просмотр!

Kz2020
Kz2020

Большое спасибо☺☺☺

ocean_7777
ocean_7777

Тоже хочу сказать большое спасибо! Вы интересно пишете, с удовольствием почитала. Я обожаю импрессионистов, больше всего эмоций у меня вызывают именно их картины. Какие же красивые картины Моне, просто что-то потрясающее!

MrsMermaid
MrsMermaid

Спасибо за моих любимых импрессионистов. Продолжайте, пожалуйста.

nevasv
nevasv

Большое спасибо!

Tequila77
Tequila77

лет 10 назад у уличных художников увидела репродукцию картины, на которой изображена старинная улочка и идущие под зонтами люди. не купила сразу, художницу больше не видела. мне говорили, что это картина Константина Коровьева, но у него не нашла эту работу. Может, у кого-нибудь есть варианты? Подскажите, пожалуйста.

Bbridgitt
Bbridgitt

Tequila77, пока не соображу, что это может быть.. Если наткнусь в процессе поиска материала - напишу!

Tequila77
Tequila77

Bbridgitt, о, спасибо!

Tequila77
Tequila77

Tequila77, Константин Коровин, конечно же)

Petra-ana-andre
Petra-ana-andre

Очень познавательно, спасибо

wqer
wqer

Продолжайте, автор. Ждем с нетерпением.

kristabelle
kristabelle

Клод Моне чудесен.

kristabelle
kristabelle

Мой любимчик у импрессионистов, как раз Клод Моне. И его полотна как иллюстрации к романам Ги де Мопассана.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Брэд Питт и Анджелина Джоли пришли к согласию о временной опеке над детьми
Сыну Ким Кардашьян Сейнту исполнился один год: поздравления с днем рождения от звездных родственников
Фанаты Леди Гаги после ее выступления заговорили о том, что певица сделала пластическую операцию
Приемная дочь Мадонны завоевала четыре медали на соревнованиях по спортивной гимнастике
Рената Литвинова в Лондоне: встреча с Диной Корзун, новая шляпка и другие приключения
Во всей красе: обнаженный Том Харди в новогоднем номере Esquire
Instagram недели: американец и его кот творят странные вещи
Конкурс на SPLETNIK.RU: выиграйте билеты на концерт группы "Моя Мишель"
СМИ: Анастасия Стоцкая ждет второго ребенка
Любовь по-французски: Марион Котийяр и Гийом Кане в Париже
Кендалл Дженнер в видеоролике журнала Love помогает скрасить ожидание праздника
Сиенна Миллер, Вин Дизель и другие гости Юрия и Юлии Мильнер на вручении научной премии
Готовимся к главной ночи года вместе с "Эконика": новогодняя коллекция обуви и аксессуаров
Учимся держать ракетку: Алла Пугачева опубликовала забавное видео с дочерью Лизой
Что у вас в бардачке: Инна Маликова о своей машине
Змея-искусительница: Кайли Дженнер в объективе Терри Ричардсона
Кристина Орбакайте, Валерия Гай Германика и другие на бьюти-девичнике
Дженнифер Энистон на шоу Saturday Night Live: "Пора забыть о сериале "Друзья!"