Контент опубликован пользователем сайта

Вокруг света

Мини-путеводитель по британскому театру

25
Мини-путеводитель по британскому театру

На украинском ресурсе platfor.ma на ночь глядя нашла интересную лаконичную статью про британский театр. Думаю полезен для тех, кто впервые в Лондоне захочет сходить в театр))

Программа National Theatre Live (в Украине — «Британский театр в кино/Theatre HD») сделала театр Великобритании для многих стран если не ближе, чем родная сцена, то уж точно самым доступным из прочих. Благодаря этой программе британские спектакли уже несколько лет смотрят зрители 35 стран. Если вы любите театр и планируете поездку в Лондон, то наверняка захотите увидеть один из этих спектаклей вживую. Как не заблудиться в сотнях названий, куда пойти театралу-иностранцу и как вообще устроен британский театр, Platfor.ma разбиралась вместе с кандидатом искусствоведения, театроведом, экспертом в области зарубежного театра Яной Партолой.

Уровень «Basic»
(Шекспировский «Глобус»)

Первое правило, которое стоит усвоить начинающему театральному туристу, звучит так: «Не ищите в Лондоне театральные кассы».
Если вы едете в Великобританию, планируйте посещение спектакля заранее. Кассы в городе есть, но билеты на громкие премьеры раскупаются за несколько месяцев, поэтому их необходимо бронировать так же, как вы бронируете места в отеле. К счастью, почти все театры имеют собственные сайты с продажей билетов онлайн. Там цена обычно ниже, к тому же можно попасть на различные акции, розыгрыши и скидки.
Для большинства украинцев наилучшим выбором будет поход в «фасадные» столичные театры с хрустальными люстрами и красными ковровыми дорожками, ставшие местными достопримечательностями вроде Тауэрского моста или Биг-Бена. Это Королевский национальный театр (Royal National Theatre), Королевский оперный театр «Ковент-Гарден» (Royal Opera House Covent-Garden) и Шекспировский «Глобус» (Shakespeare's Globe).

«Глобус» был построен в 1997 году в 200 метрах от начального местоположения оригинального театра, в котором работал Шекспир. Внешнее и внутреннее устройство современного «Глобуса» повторяет, насколько это возможно, своего прародителя. «Все максимально приближено к настоящему шекспировскому театру, – объясняет Яна Партола. – В здании нет крыши, вокруг сцены нет мест для сидения, спектакли смотрят стоя. Но это довольно дорого — билет стоит от 20 фунтов за спектакль. Фактически, это театр-музей. Спектакли там всегда костюмированные, женские роли в большинстве случаев играют мужчины, как это было во времена Шекспира. “Глобус” позволит вам подтвердить все ваши стереотипы об английском театре, при этом качество спектаклей очень хорошее».
«Ковент-Гарден» – народное имя театра, данное по имени плодово-овощного рынка. Настоящее название – «Royal Opera House». Это классический театр оперы и балета с очень дорогими постановками, которые, впрочем, хорошо окупаются. Лондонцы, как и жители всей Британии, воспринимают поход в «Ковент-Гарден» как статусное времяпровождение, поэтому готовятся к этому вечеру заранее, выкупая билеты за много месяцев. Попасть туда иностранцу — большая удача. И стоит это удовольствие ещё дороже, чем в «Глобусе».

(«Ковент-Гарден»)

Королевский национальный театр может похвастаться самыми дорогими и красивыми драматическими постановками. Чаще всего здесь ставят, конечно, национальное достояние — Шекспира, но не только. Это во многом консервативный театр, опирающийся на классику и опытных исполнителей, поэтому он популярен у туристов со всего мира. Кроме того, Национальный театр, как официально главный театр королевства, принимает у себя труппы из разных городов и участвует во многих национальных и международных проектах.

Уровень «Advanced»

Второе правило: «Английские театры совсем не похожи на украинские».
В Англии театры — это здания. У них нет режиссёров, актёров, драматургов, только администрация, технический персонал и креативный директор, который определяет репертуарно-художественную политику театра. Каждый спектакль — это проект, для выполнения которого заключается контракт с автором пьесы, постановщиком, актёрами. Контракт может быть на определённое количество представлений или на сезон.

(The Old Vic)

«Спектакли идут столько, сколько ходит публика — 30 раз или 300 раз, – рассказывает Яна Партола. – У нас актёры в театре получают зарплату независимо от того, ходит публика или нет. В Украине я знаю, что в этом театре постоянно работают такие-то актёры, я их люблю, поэтому хожу в их театр. Но лондонцы больше обращают внимание на пьесу или на звезду, а не на имя площадки».
Однако тем, кто хочет увидеть современный английский театр, стоит выучить названия зданий, в которых ставят самые важные и громкие премьеры. Это театры Вест-Энда — например, The Old Vic, Drury Lane, Barbican, Lyceum. При этом много интересного происходит и за пределами Вест-Энда, например, в театрах Almeida, Donmar, Royal Court. В последнем можно увидеть ультрасовременную драму, в том числе зарубежные пьесы.

Разделение театров на Вест-Энд и Офф-Вест-Энд условное и сложилось исторически. Вест-Энд для Лондона — как Бродвей для Нью-Йорка. Здесь можно увидеть настоящих звёзд и главные премьеры. Местные театры посещает почти 15 млн зрителей в год, а продажи билетов превышают 500 млн фунтов. Театры за пределами Вест-Энда более маргинальны и чаще полагаются на гранты и субсидии. Многие из этих площадок вмещают 50-100 зрителей, а цены на билеты могут начинаться от 5 фунтов. Но зато здесь начинают карьеру многие будущие звёзды и тут больше склонны к смелым экспериментам. Кроме того, здесь ставят пьесы украинцев Натальи Ворожбит и Павла Арье. Впрочем, как обычно, разделение условно и граница зыбка.
«Если вы хотите увидеть настоящий, живой английский театр, перед поездкой посмотрите, что идёт в эти дни. Как и лондонцам, туристам стоит ориентироваться на названия пьесы и на актёрский состав. Обратите внимание, заказав билеты онлайн, вам ещё нужно будет их вовремя выкупить, иначе бронь слетит», – советует Яна Партола.

Уровень «Expert»

Третье правило: «За пределами Лондона тоже есть театры».
Для самих англичан театральная столица — это Лондон. Жители разных городов страны в поисках прекрасного отправляются именно туда. Но каждый настоящий любитель театра должен посетить Стрэтфорд-на-Эйвоне, родной город Шекспира, где в 1932 году построили театр его имени. Изначально в нём ставили только пьесы маэстро, но появились новые, молодые режиссёры, постепенно расширившие репертуар. Впрочем, спектакли здесь, несмотря на «музейность» театра, очень достойные. Поездка в Стрэтфорд обязательно сопровождается экскурсией по шекспировским местам. А лучше всего посетить город во время Дней Шекспира — это ближайший уик-энд к 23 апреля, дню рождения и смерти поэта. В этом году, кстати, исполняется 400 лет со дня его кончины.

Но самое главное театральное событие в Великобритании — «Эдинбургский Фриндж» (Edinburgh Fringe). Он был создан в протестные 1960-е группой театралов, которых не хотели брать на национальный театральный фестиваль. В итоге их альтернативный форум превзошёл по масштабам все остальные, сохранив независимый и радикальный дух.
За три недели на «Фриндже» показывают более 3 000 спектаклей, шоу, перфомансов — там есть и драма, и хореография, и уличный театр, и всё это — с утра до ночи. Жюри фестиваля формирует из участников шоу-кейс лучших британских спектаклей, который British Council предлагает для показа по всему миру.
«И создание шоу-кейсов на "Фриндже", и "Британский театр в кино" – это пропаганда национального театра в мире. Но не только, – считает Яна Партола. – Британские спектакли, которые можно посмотреть в кинотеатрах — как правило, победители национальных театральных премий. Поэтому экранизируют эти постановки не только для мира, но и для себя — они создают национальный архив. В это вкладываются большие деньги, и в этом проявляется отношение государства к культуре».

Уровень «Shakespeare»

Четвёртое правило: «Он не принадлежал эпохе — он на все времена» (Бен Джонсон, английский драматург, современник и главный противник Шекспира).

Обилие пьес Шекспира в современных постановках — одна из главных особенностей английского театра. Но при этом сами англичане её не особенно замечают. Влияние, которое он оказал на национальную драматургию, настолько велико, что его невозможно изъять из английского театра — всё построено на его наследии. Каждый год выходят десятки премьер по его пьесам, и попасть на одну из них — большая удача для туриста. Всё-таки, Шекспир нам куда понятнее большинства современных драматургов. Англичане думают, что он — английский, но мы-то знаем, что он — всемирный, а значит, и наш тоже.

«Темы Шекспира — общечеловеческие, и, поскольку люди мало меняются, он остаётся актуальным, - соглашается Яна Партола. - Если режиссёр берётся за Шекспира, значит ему есть, что сказать, и это высказывание должно быть значимым. Да, он долгое время был довлеющей классикой, но в эпоху постмодернизма, когда переосмыслялось привычное, он был необходим. Потому что Шекспир — это то, что знают все. Он стал удобной моделью как для традиционного театра, который его превозносит, так и для авангарда, оспаривающего Шекспира. Против него удобно восставать, его удобно свергать с пьедестала. Ну а кого же ещё?»

Текст: Денис Куклин, projects.platfor.ma (фото взяты оттуда же)

Оставьте свой голос:

241
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Foxi2012
Foxi2012
Показать комментарий
Linki
Linki

Foxi2012, не знаю, как театр, национальная опера постоянно полная.

Очень жалею, что не успела сходить на Фауста во Франка, где Ступка-отец и Ступка-сын играли Мефистотеля и Фауста соответственно. Очень хвалили.

Foxi2012
Foxi2012

Linki, наверное к нам и не ездят на гастроли теперь из Украины, про разные спектакли из Европы слышу , а украинские не попадаются

runningfree
runningfree

Foxi2012, вы уж извините, но я не хочу вам отвечать.

Foxi2012
Foxi2012

runningfree, не хотите, не надо, кто заставляет?

Opuntia
Opuntia

Foxi2012, вас покусал майдановец? у вас прямо яд с зубов капает

Malecka
Malecka

я так покупала на "Гамлета" с Тэннантом билеты, но приехать не смогла - передала подруге... так там какая-то волшебная акция была при покупке, что она еще к этому бесплатно на три постановки сходила (причем не плохие спектакли были)...
сейчас бы с радостью на the master builder с Рэйфом Файнсом сходила (люблю и Файнса и Ибсена), но не с нынешним курсом)))

Lizbeth
Lizbeth

Создателям Theatre HD низкий поклон, хоть так приобщиться в прекрасным постановкам с шикарными актерами. На многие спектакли со звездами билеты в Лондоне нереально поймать за месяцы. На Кориолана билеты раскупали за 5 минут, а в день спектакля в кассе висело объявление, что билетов не будет (обычно с утра выкидывают возвратные билеты). На Гамлета с Бенечкой билеты тоже распродали быстро, но там хотя бы зрительный зал большой.
В Ковент Гарден огромный зал, билеты заранее есть на всё и всегда, да и за пару дней почти на любую постановку можно найти билетик. Но цены там кусачие, это да, хорошие билеты за 200 фунтов, увы.
Так что эти сеансы в кино - это просто мегашанс. Еще бы записывали побольше спектаклей! И на двд бы выпускали ((

Aleksandra
Aleksandra

Lizbeth, Кориолан ставили в Donmar Warehouse, судя по записи спектакля, зал там действительно не очень большой.

Lizbeth
Lizbeth

Aleksandra, ну да, об этом и речь, что зал маленький, в главной роли звезда - билеты улетели с космической скоростью (( Хотя у меня и есть пара друзей, которые путем невероятных ухищрений все-таки билеты вырвали ))

TheLastUnicorn
TheLastUnicorn

Lizbeth, я ходила на Кориолан. Покупку билетов планировали как спец операцию) я сидела на сайте а подруга стояла в очереди в театр за час до открытия продаж. В итоге на сайте 0 за секунды, а у неё получилось взять последний ряд балкона. Ну видели мы в основном затылки оттуда, зал буквально 4-5 рядов внизу и 3 сверху. Ну что я могу вам сказать, я преданная почитательница таланта и всего прочего Томаса нашего Хиддлстона этак года с 2012, но выйдя со спектакля в разочаровании я сказала что "даже лестница играла лучше, чем он" :/ все хочу пересмотреть в кинотеатре (надеюсь на плохой ракурс в театре, парад планет или Меркурий не в том доме...:) ) и таки изменить своё мнение, но что то все не получается.

Zakolochka12
Zakolochka12

TheLastUnicorn,вот это вы меня удивили про Томанашевсё,так удивили! А я мечтала попасть на спектакль с его участием!

Chelsea061
Chelsea061

TheLastUnicorn, у меня также проходила покупка билетов на Гамлета всея-английского -спец операция и долгая подготовка=)
ps. Я тоже никак не могу попасть на "Кориолана" в рамках Theatre HD, может, это все тот же Меркурий беду отводит и от меня, и от вас? Чтобы не разочароваться в театральном таланте Томми окончательно

Lizbeth
Lizbeth

Chelsea061, не надо заранее настраиваться. Хороший спектакль и очень хорошая там работа Хиддлстона. Просто надо заранее быть готовым к тому, что это тяжелый спектакль, далеко не самая хитовая и запоминающаяся пьеса.

Chelsea061
Chelsea061

Lizbeth, кстати, о тяжелом...таким для меня стало "Суровое испытание" с Ричардом Армитиджем, вы смотрели, как вам?
Заранее я не настраиваюсь на какие-то определенные впечатления, ибо все познается по окончании просмотра, но спасибо за совет.

Rayna
Rayna

TheLastUnicorn, Вы знаете, действительно, от ракурса очень многое зависит. Я вот с балконов, особенно боковых, вообще действие не воспринимаю. Так что при Вашем раскладе наверное просто наслаждалась бы близостью к прекрасному))))

Lizbeth
Lizbeth

TheLastUnicorn, у меня друзья ходили на этот спектакль даже и по два раза, потом смотрели в кино с удовольствием. Я сама его видела только в кино, но от актерской работы Тома и Марка Гэтисса получила огромное удовольствие. Думаю, у вас просто всё неудачно сошлось - места неудачные, очень тяжелая для восприятия пьеса Шекспира, совсем не запоминающийся текст, поэтому и такое впечатление.

TheLastUnicorn
TheLastUnicorn

Lizbeth, Я люблю Шекспира и часто хожу на него. Кориолан в целом мне понравился, Гэтисс был шикарен и другие актеры были очень неплохи. А Том, на удивление, разочаровал, даже не знаю почему. Все хочу посмотреть в кино, ибо есть у меня подозрение, что Том именно экранный актер.

marra
marra

TheLastUnicorn, странно. Из кино все вышли под впечатлением - при этом у нас в компании фанатов Тома нет вообще. (Мне он временами нравится, но в последние время смотрю посты на сплетнике, и опять удивляюсь - ну чисто же внешне он "никакой":)))) Короче, может "не его день" был...

Mormona
Mormona

Уууу, моя тема! Хожу здесь в театры часто и очень их люблю. Очень нравится как актеры взаимодействуют с публикой - вовлекают в само действо, либо подходят и общаются перед началом спектакля. Видела много хороших комедийных постановок. Там и публика не только хлопает и смеется, но и улюлюкает и всячески реагирует на происходящее на сцене. Цены - немаленькие весьма на все без исключения спектакли. Никогда не видела стоимость в пять фунтов. Иногда покупаю билеты на сайте распродаж - с пометкой - лучшие места из доступных такого-то сектора зрительного зала - вот они могут быть и подешевле на порядок, но неизвестно какие места этого сектора достанутся, возможно, что с ограниченным обзором. Один раз я так и попала. В общем, о театрах могу рассказывать вечно. Они - одни из лучших в мире, действительно.

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Леди Гага написала эмоциональное эссе о своем посттравматическом расстройстве и жизни после насилия
Екатерина Вилкова, Катя Добрякова и другие звезды на бьюти-вечеринке
Брэд Питт обвинил Анджелину Джоли в том, что она травмирует психику детей
Последние дни президентства: Барак и Мишель Обама дали совместное интервью
Итоги года от YouTube: караоке с Адель и другие самые популярные видеоролики
Физкультминутка: Шэрон Стоун делает зарядку в маникюрном салоне
Самый молодой премьер Ковент-Гардена Сергей Полунин: за что его полюбил Голливуд
Дональд Трамп стал Человеком года по версии журнала Time
Шик и блеск: новогодняя коллекция Bella Potemkina
Влюбленные в Лондоне: Софи Тернер и Джо Джонас на свидании
Опыт редакции и блогеров SPLETNIK.RU: патчи для области вокруг глаз
Елочка, гори: Полина Гагарина и Дмитрий Исхаков уже готовы к празднованию Нового года
Любовное настроение: Меган Маркл носит ожерелье с инициалами принца Гарри
Люди в черном: Джада Пинкетт-Смит и Уиллоу Смит на показе Chanel Metiers d’Art
Хакеры опубликовали в Сети фото обнаженной звезды сериала "Игра престолов" Мэйси Уильямс
11-летний Круз Бекхэм дебютировал на радио со своим первым синглом
Мэрайя Кэри приехала на зажжение огней в Empire State Building с новым бойфрендом Брайаном Танакой
Не боится перемен: Кэти Холмс отрезала челку