Контент опубликован пользователем сайта

Вокруг света

Самолет - самый безопасный вид транспорта?

232
Самолет - самый безопасный вид транспорта?

В связи с некоторым ажиотажем вокруг все-знают-какой авиакомпании и нарастающих страхов сплетниц и других страждущих, я решила написать этот пост в защиту "самолетов" и авиации как таковой. 

Здесь я попробую ответить на некоторые, как мне кажется, часто всплывающие на Сплетнике вопросы и высказаться по безопасности самолетов как таковой. 

Мнение: "Это ужасно, в российской авиации столько ведер с болтами, которые чудом взлетают и чудом приземляются - каждый раз, как русская рулетка".

Ответ: это и правда, и неправда. Больше, как мне кажется, неправда. Везде - в любой стране, в любой авиакомпании найдутся самолеты, в которых будет что-то сделано/починено не 100% идеально. Самолет - это сложная система, требующая постоянного ремонта и ухода, исключить абсолютно все ошибки и предотвратить все недоделки просто невозможно. Но это не делает самолеты - ни у нас, ни где-либо еще - ведром с болтами. В конструкции самолета заложен принцип МИНИМАЛИЗАЦИИ ущерба остальным частям конструкции, при неисправности какой-либо одной. Грубо говоря, если что-то одно сломалось, (за ооочень редким исключением) всегда есть возможность безопасно посадить самолет. 

Также, стоит учитывать то, что любая авиакатастрофа очень сильно бьет по имиджу компании и даже страны, поэтому "ведро с болтами" никто в полет не выпустит.

По мелочам: старый самолет - не обязательно плохой, легкая тряска в самолете или, например, выход на второй круг - еще не повод паниковать. Вы ведь не бросаетесь в слезы, если вас немного трясет в машине? Это просто особенности дороги. Так и для самолета - это просто особенности воздушного коридора, предусмотренные конструкцией самолета и подготовленностью пилота.

Для наглядности, можно взять за критерий - за сколько летных часов у той или иной модели, в среднем, была катастрофа. Упавший самолет A321 был из семейства Airbus A320 - по данным samolety.org, для него соответствует результат в 1 катастрофу на 14 050 200 летных часов (и это далеко не худший результат). Упавший самолет имел общую наработку 55 772 лётных часа. Для сравнения, самым опасным назван Boeing 737 JT8D с одной авиакатастрофой на 507 500 летных часов.

Вывод: падение самолета это всегда исключительный случай, вызванный множеством факторов. Говорить, что весь парк самолетов компании/аэропорта/страны - плох и летать с ними опасно - нельзя. Недочеты можно выявить (почти) везде, к катастрофе сама по себе неисправность привести не может, может привести только стечение обстоятельств

Насколько же вероятно это "стечение обстоятельств"? Перейдем к следующему вопросу - 

Мнение: "Самолеты - не самый безопасный вид транспорта?"

Ответ: Думаю, будет показательной картинка:

 

На картинке приведена относительная безопасность разных видов транспорта, сопоставляемых на единицу пройденного ими растояния. Статистика - вещь упрямая. 

Мнение: "Ясное дело, это была бомба. Двигатель разве может так уж вдруг взорваться?"

Ответ: может, был и взрыв, а может и нет. Теоретически к разлому самолета может привести не только взрыв. Еще раз, падение самолета - это всегда очень сложное расследование.

Может ли теоретически взорваться двигатель - может. Двигатель может, например, загореться - и тогда следует выключить его совсем. История знает безопасные посадки при выключении и одного, и двух двигателей (например, Авария Boeing 737 в Новом Орлеане - самолет приземлился без тяги обоих двигателей). А, например, в 2010 году даже при взрыве двигателя самолет благополучно приземлился (см. Инцидент с Airbus A380 над островом Батам).

В условиях напряженной обстановки в обществе, естественно, что люди легко видят в катастрофах теракт, но это не обязательно так. Когда через два месяца после 9/11 на Нью-Йоркский пригород Куинс рухнул авиалайнер компании "American Airlines", все решили, что это был теракт, пока не было доказано обратное - виноваты были турбулентность и ошибка пилота.

А теперь перейдем к главному - Почему же все-таки падают самолеты и что сделано для нашей безопасности?

Дальше данные из Википедии - 

Наиболее распространенной причиной авиакатастроф является человеческий фактор.

По статистике причины распределяются следующим образом:

Ошибки пилотов — 50%:

ошибки пилотов неспровоцированные — 29%,

ошибки пилотов, вызванные сложными метеоусловиями — 16%,

ошибки пилотов, вызванные отказами техники — 5%.

Отказы авиатехники — 22%.

Погодные условия — 12%.

Терроризм — 9%.

Ошибки наземного персонала (авиадиспетчеров, авиатехников и др.) — 7%.

Другие причины — 1%.

Самый опасный участок полёта — это взлёт и посадка из-за малой высоты полёта и, как следствие, недостатка времени для оценки возникшей проблемы и её решения. 

На графике ниже - количество зарегестрированных авиационных инцидентов в зависимости от года.  Как видите, кривая идет вниз. Дальше копипаста с одного сайта:

Каждую секунду в воздухе находится от 4000 до 10000 самолетов! Каждый день совершается десятки тысяч рейсов. Ежегодно на самолетах летают больше 5 миллиардов человек, т.е образно — все население Земли. Общее количество жертв авиакатастроф — 300-400 человек. Из полета не возвращается ОДИН! из 12 миллионов человек. То есть, в Москве, условно, за год гибнет один человек!

А вот в различных ДТП столица теряет около 30 тысяч человек ежегодно, т.е. в 30000 раз больше. Гораздо опаснее ездить на автобусе, вы ведь не боитесь автобусов, верно? Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет чтобы попасть в аварию.

Мой небольшой комментарий по возможным опасностям полета и превентивным мерам по защите: как вы видите, основной причиной является ошибка пилотов. И в этой сфере на сегодняшний день сделано очень много - кроме серьезной подготовки, множества тренировок на компьютерных моделях, тестах стрессоустойчивости, повсеместно введен автопилот - это значит, что за полет во многом ответственнен автопилот, который не пугается и не отвлекается, а ведет самолет точно в соответствии с данными, получаемыми с приборов. (из часто упоминаемой сплетницами тряски, например, выведет). В случае необходимости автопилот можно выключить - на случай опасных ситуаций у пилотов всегда с собой "инструкция по опасностям", в которой четко прописано, что делать и как вывести самолет из опасности.

Стоит ли говорить, что даже иерархия пилотов и их "свобода в действиях" тоже жестко регламентируются?

Отказы авиатехники - с развитием мира все реже происходят поломки и все лучше предусматриваются даже худшие гипотетические ситуации. Например, если самолет потеряет ключевые для полета датчики высоты, в сегодняшнем глобализованном мире есть возможность быстро послать самолет-спаситель, который проведет "потерявшийся" самолет до аэропорта. 

Погодные условия - и здесь все неплохо. Сейчас мы способны определять даже такие "мелочи", как микро-завихрения и стаи птиц. 

Терроризм - террористические акты в воздухе за всю историю авиации вряд ли насчитают больше пары десятков. Всегда ужасно, когда это все-таки происходит, но говорить о том, что это распространенное явление, которого стоит бояться, нельзя. 

Ошибки диспетчера - скорее всего, пережиток прошлого - почти всегда были вызваны плохой техникой, в паре случаев - их переутомлением. Техника сегодня, очевидно, намного лучше и точнее, а для предупреждения второго случая были во многом пересмотрены правила наблюдения за самолетами как таковые - так, чтобы нагрузка на диспетчера была снижена, а его действия во время проверялись. 

В целом, хотелось бы пожелать нам всем спокойного полета, без катастроф и происшествий. Погибшие навсегда останутся в памяти людей, любая катастрофа - это, безусловно, огромная потеря и слишком большая цена того, что мы еще чему-то научимся и еще что-то пересмотрим.

И напоследок, еще несколько фактов о самолетах с сайта (samolety.org):

- Самолет держится в воздухе так же уверенно, как и любой автомобиль на дороге, а судно в море.

- В самолете абсолютно все системы дублируются, а некоторые даже имеют по 2-3 запасных дубликата: часто в самолете 4 тормозные системы, 3 системы выпуска шасси, 3 топливные системы, 3противопожарные системы, 3 системы управления и т.д.

У пассажирского самолета, как минимум, два двигателя. Отказ сразу всех двигателей ничтожно мал. Например, в среднем, единичный отказ двигателя происходит на 2 миллиона часов налета, а это 228 лет беспрерывной эксплуатации!

- Согласно существующим требованиям для самолётов пассажирской авиации, самолёт, при отказе одного из моторов, должен сохранять способность лететь без снижения (при нормальном полётном весе и в простых метеоусловиях) и безопасно совершать нормальную посадку.

Например, на популярном Boeing 737, регламентное время аварийного полета на одном двигателе — 2 часа.

 - Двигатель — одна из самых дорогих частей самолета. Его цена около 10 миллионов долларов, поэтому за ними очень тщательно следят и ухаживают.

- У каждой авиакатастрофы своя причина, причем, часто не одна, а стечение обстоятельств. Каждый такой случай тщательно изучается и предпринимаются меры для того, чтобы он больше не повторился

- Каждый год общий пассажиропоток увеличивается на 10%, а количество аварий уменьшается на 15%.

Оставьте свой голос:

1649
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Juleta555
Juleta555

Короче!! Летаем дальше)))

janinakom
janinakom

Juleta555, конечно, летаем) я смотрела интервью с экспертом по атомным бомбам, так вот шанс случайного детонирования атомной бомбы 1 к миллиону!!! А самолет падает 1 на миллиард))

LusillaDrake
LusillaDrake

janinakom, а я скажу, что статистика, выведенная из расстояния в пути - крайне некорректна.

janinakom
janinakom

LusillaDrake, есть статистика на количество взлетов. Там процент катастрофы мал 0.00001% вроде, может и того меньше. А ученный тот рассуждал о том, что с этими бомбами постоянно проводятся какие-то манипуляции. Например, транспортировка. Я не знаю подробностей, но он рассказывал, что прецеденты были

Stavrida
Stavrida

Я всегда боялась летать. Потому что, если авария на земле, есть хоть какой- то шанс выжить, если же что случается в воздухе, то там уже не выберешься.

Helenhunter
Helenhunter

Stavrida, согласна с вами,я того же точно мнения,увы если это и случиться- вариантов выжить никаких(

janinakom
janinakom

Helenhunter, как же тогда есть выжившие в авиакатастрофах?) Я как человек, который пересмотрел все расследования авиакатастроф по нешнл географик говорю, что люди выживают. Не часто, но шанс есть. Я тоже летать боюсь, но в машинах тоже шансов бывает нет, и сплющивает, и горят машины, и взрываются...

lenulkaz
lenulkaz

janinakom, к сожалению, подтверждение в том что авто опаснее самолета подтвердилось недавно с моим знакомым - он просто сидел в машине (выяснял обстоятельства с водителем этой машины, правда наобочине КАД), а сзади наехала фура и раздавила машину, в которой они сидели... Водитель умер, знакомый в коме. Думаю в случае с самолетами такое вряд ли возможно....

janinakom
janinakom

lenulkaz, ой как жаль( тоже была почти подобная ситуация, но все живы остались. Была еще ситуация, нас на КАДе зажало между двумя фурами, одна фура нас почти под другую загнала, но каким-то чудом разъехались. Они нас не видели вообще! Но знаете, самолеты на земле тоже сталкиваются. Мощная катастрофа двух боингов 777 на Тенерифе. Из-за террористической атаки на аэропорт соседнего города, все самолеты направлялись в небольшой аэропорт Тенерифе. Опустился туман. Один из пилотов заблудился на незнакомом взлетном поле и оказался на взлетной полосе, другой пилот, не до понял диспетчера и начал взлет без разрешения. Из-за тумана он не увидел, что на полосе другой самолет. Столкновение. Погибло то ли 500, то ли 700 человек! Во взлетавшем самолете погибли все, в самолете на земле человек 100 выжили. Ну и прошлогодняя катастрофа во Внуково, когда из-за ошибки диспетчера самолет столкнулся со снегоуборочной машиной.
ПС. Ребята, выключайте телефоны, потому что они создают помехи в кабине пилота и он может неправильно растолковать ситуацию из-за того, что какое-то слово "зашуршало". От этого реально может быть авария на взлете(

madambirulevo
madambirulevo

janinakom, на Тенерифе лётчик не понял английский прононс диспетчера с жутким испанским акцентом...

janinakom
janinakom

madambirulevo, у нас, наверное, разные источники) в том фильме, который я смотрела, говорилось о помехах, разной интерпретации команд и нервозности капитана Ванзантена, который был очень недоволен задержкой

koteno4ek
koteno4ek

Stavrida, согласна, и еще про статистику- в ней учитывается, что на самолете среднестатистический человек летает 2-4 раза в год, а на машине ездит каждый день.

Surovaya_Pravda
Surovaya_Pravda

Stavrida, плюс в самолете люди, если в сознании, некоторое время полностью осознают неминуемую гибель - даже если все закончится в итоге благополучно.

Stavrida
Stavrida

Surovaya_Pravda, это да. Помню весной, когда пилот ГерманВингс направил самолёт в гору, то падали 8 минут и люди всё осозновали.

Peppy
Peppy

Surovaya_Pravda, это именно то, чего я боюсь. Не смерти как таковой, а именно процесса осознания неминуемой гибели

Surovaya_Pravda
Surovaya_Pravda

Peppy, смертный страх это называется. И никому не миновать. Только у кого-то секунда, а у кого-то 9 минут

lirushka
lirushka

Stavrida, вот я поэтому давно думаю - вот интересно, люди давно изобрели способ спасения для летчиков военного самолета или вертолета - катапульту, так почему же до сих пор не спроектирована модель самолета с катапультированием пассажиров при опасности? Айрбас321 начал падать 22 ч. 20 мин. (за точность часов не ручаюсь, но за точность минут - сама видела в новостях этот отчет), а столкнулся с землей в 22. 26 мин., т.е. у людей было целых 6 минут для спасения, если бы изобрели пассажирский самолет с катапультированием кресел с пассажирами. Я не инженер по специальности, поэтому как бы задаюсь вопросом просто: неужели так сложно произвести самолет со способностью катапультироваться пассажирам в момент смертельной опасности?

SaYa
SaYa

lirushka, я тоже об этом думала, но ответ, наверное, очевиден, устройство огромного самолета конструктивно не может предусмотреть "откидывания" верха как у военного самолета, это раз, второе, высота на которой летает пассажирский лайнер выше, а значит имеем дело с другой атмосферой, давлением, ну, и самое очевидной, прыжок с парашютом кажется простым спасением в кино, но в жизни отважиться на него на так то просто, нужно знать технику выполнения, правила приземления, а если в ситуации, когда есть шанс посадить самолет, все захотят прыгать? общая паника сыграет злую шутку.

lirushka
lirushka

SaYa, насчет всех этих моментов я тоже думала, поверьте. И вот поэтому и говорю, что уже столько лет не могут СКОНСТРУИРОВАТЬ, н-р, выброс кресла не вверх, а вниз и вбок, т.е. ведь на самом деле конструкторы какие-только виды техники не придумывают, а вот реально нужную конструкцию катапульты до сих пор не придумали. Поэтому я полагаю, что тут дело не в том, что не могут, а в том, что сатой самолет, вероятнее всего, обойдется в разы дороже! А стоимость самолетов и так очень высока.
А насчет того, что паника и всё такое - мол, страшно, не каждый решится - я думаю, что если у человека в такой страшный момент неминуемой гибели не сработал бы инстинкт самосохранения в виде попытки катапультироваться, то реально такой человек совсем трус, или совсем ку-ку... Ну, и соответственно, тогда сам виноват - не воспользовался шансом. И поэтому я именно о катапульте говорю, а не о раздаче парашютов всем пассажирам.

lenulkaz
lenulkaz

lirushka, да как в мультике про Капитана Врунгеля, когда он закурил в самолете...

Загрузить еще

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Мимими дня: Кристина Асмус опубликовала видео со своим мужем Гариком Харламовым
Бехати Принслоу поделилась новыми фотографиями своей беременности
Звездный Instagram: подготовка к Хэллоуину и трогательные снимки звезд с детьми
Рианна в розовом наряде отправилась по делам в Нью-Йорке
Елена Перминова с мужем и детьми отдыхает на Мальдивах
Стало известно, когда состоится свадьба принца Гарри и Меган Маркл
Мария Кожевникова "наказывает" себя в спортивном зале до крови: видео
Примерного семьянина Эвана МакГрегора застали за поцелуями с коллегой Мэри Элизабет Уинстэд
Бейонсе опубликовала новое фото с голым животом
Ченнинг Татум и Дженна Дьюэнн-Татум показали свои костюмы на Хэллоуин
Битва платьев: Наташа Поли против Джордан Данн
Принц Гарри и Меган Маркл покупают дом в Англии
Мэрайя Кэри отправилась по делам в платье с глубоким декольте
Кайя Гербер в джинсовом кейпе на презентации в Нью-Йорке
Дом Ким Кардашьян и Канье Уэста попытались ограбить
Первый этап конкурса "Самые стильные в России-2018": самая стильная пара
Актер "Игры престолов" Питер Динклэйдж стал отцом во второй раз
Бритни Спирс повторила свой образ из клипа Baby One More Time: видео