Долго мы думали-решали, куда ехать осенью, в итоге выбор пал на Австрию. А поиск билетов привел к более дешевому варианту с пересадкой в Сербии. Ну, а почему нет? Лучше ту же разницу в билетах спустить в прогулке по Белграду, тем более, что просто так туда лететь не собиралась, а так - посмотрю, оценю, когда б еще в Сербию выбралась?

И вот, страна из бывшей Югославии, третья из тех, которые я посетила, встретила нас ранним ветреным утром. Пустой аэропорт, таможенник ставит штамп, не глядя, и мы выходим из аэропорта Николы Теслы в поисках автобуса. В самом аэропорту не оказалось камеры хранения. Это важно - не закрыто, не на ремонте, ее нет вообще. Мы с чемоданами в итоге поехали на центральный вокзал, где нас встретил сортир типа "дырка в полу" за 30 рублей в переводе на наши деньги и камера хранения, стоившая чуть ли не дешевле туалета.

Время было около половины восьмого, когда мы, скинув багаж, отправились осматривать город. Белград спал: на улице изредка проезжали машины, прохожих не было, даже вокзал казался вымершим, да и в лагере беженцев поблизости от ж/д вокзала палатки стояли как будто пустые.

Белград атмосферой своей создает ощущение дежа вю: ты как будто возвращаешься обратно в прошлое, за секунду до начала девяностых - вот-вот нагрянут бандиты, разгул девяностых, почти все готово: на окраинах теснятся халупы цыган - деревянные не-пойми-что из говна и веток, пардон, из какой-то фанеры и целлофана.  На улицах ближе к 12 появляются непонятные торговцы, продающие с покрывала всяческую ерунду, начиная от спичек. На вокзале стоят старые неработающие табло, создается впечатление, что поезда сюда приходят крайне редко. Стены исписаны граффити, как на политическую тему, так и простыми про то, что такой-то - наркоман, а такая-то слаба на передок.  В городе пусто, тихо и непривычно провинциально после Москвы. Белград скорее похож на южный город, причем даже не Ростов, а поменьше, где дома невысоки, погода теплая, траффик небольшой. Редкие дома новостроя и офисных центров продираются через строения примерно годов 80-х.

Храм Святого Саввы - самый крупный православный храм на Балканах - до конца не отделан. Внутри пол - залитый бетон и частично покрыты мрамором стены. Однако, храм работает. Церковь Святого Марка - тоже относительный новострой, тридцатых годов прошлого века.

Из действительно древнего можно посмотреть крепость Калемегдан, которую начинали строить еще во времена римлян, а потом с переменным успехом разрушали и восстанавливали. В крепости есть военный музей, где собрано много всякого интересного, но я на таких пушках все детство висела, поэтому для меня в этом ничего такого не было.

Рядом с крепостью находится зоопарк, довольно маленький. Мы не пошли, т.к. в планах был зоопарк венский.  От крепости в итоге мы прогулялись до Кнез Михайлова - большая пешеходная зона, где большинство зданий имеет историческую и архитектурную ценность, кроме того, там магазинчики, кафешки и все такое.  Нам рекомендовали вкусностей в кафешке "Хлеб и кифле" - и это действительно было то, что надо для завтрака.

После мы пошли в местечко Скадарлия - это район в духе Арбата, где обычно много кафешек и тусят всевозможные творческие личности местного пошиба. Надо понимать, что мы были утром около 11, когда кафешки только открывались, а творческие личности, надо думать, отсыпались после вчерашнего.

В центре города осталось полуразрушенное здание, где раньше располагалось Министерство обороны. 7 мая 1999 года здание сильно пострадало во время бомбардировки Белграда в ходе операции Allied Force, проводимой войсками НАТО.  С тех пор здание не восстанавливалось и сохранялось как память о тех событиях. Рядом с ним стоит солдат в форме.  Говорят, что здание планируют все же привести в порядок и отстроить заново, но кто их знает. Сейчас на развалинах уже растут небольшие деревца. Жизнь побеждает.

На обратном пути к вокзалу прошли через лагерь беженцев - так ближе было. В другом месте наткнулись на остатки лагеря, которые сгребали в мусоровоз. Я так понимаю, один из перевалочных пунктов, откуда беженцы уже уехали дальше.

Что я могу сказать: 95% беженцев - мужчины призывного возраста. В основном они кашеварили, играли в волейбол. Изредка среди них бегали дети - тоже преимущественно мальчики. Во всем лагере встретили только трех женщин.  В массе своей все даже не дружелюбны, а скорее нейтральны. Ты их не трогаешь, они тебя тоже, все на своей волне.  Местные организовывали им какую-то кухню, привозили горячую еду.

Что можно интересного найти в Белграде?

1. Еда. Сербская кухня вкусная. У них божественная выпечка, вообще вся. Можно попробовать бурек - это такое блюдо, когда в слоеное тесто в стиле пахлавы заворачивают начинку. Начинка обычно трех видов - сир (творог), месо (мясо) и крумпель (картофель). Из сытной еды плескавица зело вкусна и сытна. Ежели вы - хрупкая девушка, берите одну порцию на двоих, иначе не влезет.

2. Говорят, хороша анатомическая обувь Грубин. Но она такая страшная на вид, что я даже смотреть не стала :)

3. Хотела сказать - мужчины, но сербы куда менее симпатичны, чем те же черногорцы. И стрижены поголовно под Виктора Крама, в общем, я была разочарована.

4. Музей Николы Теслы, куда мы не попали, т.к. представление происходит в определенные часы, которые нам были неудобны, но тоже говорят - очень здорово.

5. Самое главное - это город для прогулок. Неспешно прогуляться по улочкам, посмотреть смену караула возле Рабочего кабинета Президента Республики, пройтись по небольшим рынкам.

6. И, конечно, насладиться сербским языком, где вроде бы все понятно, но как-то чудно и красиво. Едешь в автобусе и слышишь, как объявляют остановки: Неделько Гвозданович... Это ведь их ухо не режет, а я с ходу подруге предложила: Давай найдем тебе такого мужчину, а то я уже тост на свадьбу придумала, чего зря пропадать: Я рада, что ваши отношения продлились дольше, чем на это намекало имя жениха и скрепились теперь, не побоюсь этого слова, гвоздями! Нет, шутки шутками, но язык чудесный.

7. Летайте сербскими авиалиниями! Они чудесны, обходительны, дают напитки со льдом и алко и "молимо просят" не курить во время полета.

В общем и целом, это был чудесный день и прекрасный опыт познания чего-то нового. Возможно, я еще вернусь в эту страну, но уже тогда, когда пройдет это Межвременье, чтобы посмотреть на новый Белград.

Подпишитесь на наш
Блоги

Путешествие в Сербию

18:30, 21 октября 2015

Автор: lisenok

Комменты 44

Аватар

А я сейчас в Белграде))) но завтра домой... люблю его самой нежной любовью))) из-за этого, наверное, не вижу его разбитости (только красивую потрепанность)...

для меня сербы -гопники и бритоголовые скинхеды, я с ними работала в америке 4 года, грубоватые , парни даже могут девушку оскорбить . У нас такой серб Синиша был, он хотя и был женатый с детьми, обижал и даже обзывал девушек -сослуживиц и меня в том числе, потом его уволили когда число жалоб на него уже зашкаливало

Я была пару дней в Белграде, мне очень понравилось. Вкусная еда, очаровательные люди. Тогда еще был чм по футболу и все там болели за хорватов в матче с бразильцами)

Аватар

Спасибо! Интересно. Надо съездить как- нибудь.