Более двух тысяч лет назад в Индии сформировалась кастовая система общества, поделившая людей по жесткой иерархической лестнице. Первая успешная попытка борьбы с несправедливыми индуистскими законами была предпринята 3 февраля 1930 года – тогда впервые неприкасаемый был избран членом городского совета. С 50-х годов XX века под эгидой ООН кастовая иерархия постепенно разрушается, сегодня она уже считается незаконной, а за проявление дискриминации индийцу грозит тюремное заключение. Однако религию, существовавшую тысячелетиями, оказалось, нельзя уничтожить даже развитием цивилизации и правопорядка. В деревнях Индии до сих пор придерживаются законов древних дхармашастр, делящих жителей на «чистых» людей – брахманов – и неприкасаемых – ачхут, до которых нельзя дотрагиваться и которые существуют в обществе фактически на правах рабов.

К неприкасаемым (на хинди — «ачхут») относятся те, на кого возложен тяжелый физический труд, например — уборщики и кожевники. А еще — рыбаки, мясники, проститутки, бродячие артисты, уличные ремесленники. Положение их, наверное, даже хуже, чем у черных рабов в Америке: с теми хотя бы можно было общаться. Индийские же неприкасаемые не имеют права даже поздороваться с человеком более высшей касты, а также дотронуться до его вещей. В случае, если такое происходит, «чистый» после контакта должен целый месяц отмываться в храме священной водой и молить богов о прощении. Индуистский закон запрещает ачхут питаться в обычных столовых, носить нарядные одежды, брать воду из общественных колодцев, возделывать землю и получать образование. Считается, что неприкасаемые несут на себе «грязь» своей профессии, а следовательно, могут «осквернить» своим прикосновением человека или пищу, а своим присутствием — жилище или храм.

Изучение истории древней Индии дает ответ на вопрос о причинах возникновения столь жестокой системы сословно-профессионального деления общества. Она кроется в перенаселении страны, которое приводит к молниеносному распространению инфекций. Медицины как таковой не было и единственным средством спасения от заражения было изоляция потенциальных источников заразы - основных групп риска, в которые входили определенные «грязные» профессии. Однако вследствие религиозного общественного уклада, дело зашло намного дальше, чем просто разумное ограничение контактов. В итоге, через десятки поколений, люди грязных профессий постепенно стали изгоями, живущими в крайней нищете в отдельных районах. В некоторых южных областях нечистыми были объявлены не только прикосновение, но даже тень и сам вид неприкасаемого, и им под страхом смерти запрещалось выходить днем из дому. При попадании тени от ачхут на члена высшей касты неприкасаемого тут же насмерть забивали камнями.

Почему же эти люди на протяжении веков покорно подчиняются этим жестоким законам? Ответ заключен в искренней религиозности подавляющего большинства индийцев. Свыше 80% населения страны исповедуют индуизм, в основе которого — идеология дхармы. Это понятие включает в себя категории морали, долга, права и определяет круг обязанностей каждого человека. Их выполнение обеспечивает счастье в следующей земной жизни. Несоблюдение дхармы ведет к страданиям в будущей жизни. Страх перед ними настолько силен, что его не удается искоренить до сих пор даже под угрозой тюрьмы. Родился неприкасаемым? Значит, много грешил в прошлой жизни. Если же ты покорностью и тяжким трудом сумеешь искупить свои грехи, то в дальнейших перерождениях сможешь подняться чуть выше по кастовой лестнице.

Теперь низшие касты от дискриминации защищает индийская конституция: им открыт доступ в святилища, магазины и другие общественные места. В деревнях им разрешено пользоваться общественными колодцами и заниматься земледелием. Более того, в отдельной статье говорится о том, что государство берет неприкасаемых под свою опеку, выделяет им бесплатно и гарантирует определенный процент мест не только в органах власти, но и в университетах. А с 1997 по 2002 год даже президентом Индии был «неприкасаемый» — Кочерил Раман Нараянан.

Однако закон стал действовать только на относительно просвещенных горожан, а в сельских поселениях и небольших городках он просто не работает. Для религиозных деревенских жителей главным руководством к действию по-прежнему остается закон предков, дхармашастры. Неприкасаемых стали пускать в кафе, но они обязаны пользоваться отдельной посудой. Теперь им можно делать покупки в магазинах, но не как все: они говорят, что им нужно, кладут деньги на порог и с порога же забирают свой товар. Детям ачхут разрешили посещать общие школы, однако они до сих пор не имеют права сами наливать себе воду — дабы не осквернить ее — и обязаны ждать, пока им не поможет представитель других каст. В результате они порой часами не могут утолить жажду.

По указу №22, принятому еще в 1955 году, в случаях любой дискриминации, будь то запрет входить в храм или запрет пользования обычной посудой в ресторане, нарушитель может быть наказан тюремным заключением на срок до 6 месяцев или штрафом до 500 рупий! Даже любые словесные оскорбления этих людей запрещены, хотя в последнее время вошло в обиход слово «далит», что буквально означает «попираемый ногами». Однако законы не действуют: сельские жители по сей день настолько боятся ритуального осквернения, что не примут воду из рук неприкасаемого, даже умирая от жажды. Некоторые социологи считают, что кастовая система сохраняется в Индии еще и из-за практических причин. Люди более высших каст не привыкли к грязной работе. Вряд ли кто-то добровольно согласится чистить выгребные ямы и убирать трупы животных с городских улиц.

Стоит отметить, что в Индии неприкасаемые — далеко не самые несчастные люди. Хуже всего относятся к вдовам. Сегодня потерявшие мужа уже не должны сжигать себя на погребальном костре умершего, как раньше, но они по-прежнему не имеют права работать, обязаны брить голову и носить простую одежду, а общаться с ними могут только самые близкие родственники. Все люди, включая самих ачхут, убеждены, что контакты с вдовой навлекают на человека страшное проклятие, в результате которого в будущей жизни он переродится в навозного червя.

Сергей Тихонов. expert.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

Неприкасаемые.

00:25, 2 мая 2015

Автор: Ballinta

Комменты 172

Аватар

Ситуация с изнасилованиями в Индии отчасти сложилась из-за крайне пуританской культуры. Секс до брака, публичные поцелуи и обьятия все это в глубинке до сих пор может закончится публичным избиением палками, в больших городах и туристических местах все это не так строго. Большинство индианок не приемлет европейскую одежду считая ее недобающей и неженственной Плюс очень большое распространие ислама на территории Индии в последние годы, сильно сказываются на отношении к вещам противоречащим их культуре. В больших городах идет европезация полным ходом, в деревнях особенно мусульманских наоборот все движется к шариату. Но часто молодежь из деревни приезжают в города на заработки и попадая в ситуацию абсолютной свободы без надзора семьи и старейшин, у них рвет башню и начинается криминал. Собственно в РФ такая же ситуация с мигрантами с Кавказа и Средней Азии. Столкновение разных культур увы приводит к очень печальным последствиям. Даже в штате Гоа известном своей свободой, случаются происшествия когда туристов совершающих оскорбительные действия лупасят всей деревней бамбуковыми палками.

Аватар

Мне интересно читать про Индию, смотреть док. Фильмы и передачи Но сама никогда не поеду, так печься ежесекундно о здоровье себя и семьи, постоянно находиться в опасности умереть от заражения или отравления.. Нееее Индия-только для фанатов и отчаянных любителей экзотики

Аватар

Кстати, тем, кто интересуется Индией, хочет понять ее или просто любит путешествовать, советую: Грегори Дэвид Робертс "Шантарам". Настолько вдохновенно написано, так много противоречивых образов, что кажется, будто ты вместе с героем видишь все разнообразие, все краски Индии. Книга художественная.

Аватар

Ну может касты у них отменили, но вряд ли они после стольких тыщ лет так легко перестроятся. В Индии настолько всего много, все так перемешено, так сложно и просто одновременно...Всегда поражала картинка: женщины в ярких сари ремонтируют терракотовую дорогу. Кирки, ломы, палящее солнце, красная глиняная дорога-и женщина в нарядной одежде изящно несет на голове огромную корзину , наполненную булыжниками...Девочка торговка , похожая на маленькую верткую обезьянку , темная как головешка -что то активно впаривает двум красавцам индийцам с белоснежной кожей и внешностью молодого Кришны . Они из одной страны-но между ними космос.Беззубая бабка колет на асфальте лед , тут же добавляет его в мороженое и видя мою оторопь-подмигивает и протягивает мне стаканчик. Хиджры на городском базаре-грубые мужские черты лица и абсолютно ацкий ярчайших макияж, женская одежда-и тяжелые крепкие руки... Блин, да Индия это столько всего! И это нельзя так тупо разграничить: тут касаемые - а тут уже нет. Это очень европейский подход и ближе он нас не делает.

N

Как же хорошо жить в России

Подождите...