О спорт, ты - мир! Инциденту  с Хорватией посвящается.

Что произошло в 1969 году в Ташкенте?

Дружба народов в СССР была одним из основных идеологических постулатов. Ее воспитывали в людях с детства, о ней писали в газетах и снимали фильмы. И в целом внедрение этой идеи шло достаточно успешно – конфликтов на национальной почве было немного. Однако иногда они все же случались.

Стадион «Пахтакор», 4-12 апреля 1969 года

4 апреля 1969 года на центральном стадионе Ташкента «Пахтакор» состоялся первый матч 31-го футбольного сезона Чемпионата СССР по футболу среди команд Высшей лиги.

Играли узбекский «Пахтакор» и минское «Динамо».

Согласно некоторым источникам, противником «Пахтакора» были самарские «Крылья Советов», но в турнирной таблице они находятся в другой подгруппе, а значит, встретиться в первой игре сезона не могли. Игра этих команд состоялась 27 сентября этого же года.

Ташкентцы забили гол, но судья его не засчитал. Тогда на узбекских трибунах появились плакаты националистического содержания, начались словесные перепалки между болельщиками команд. Проигрыш команды хозяев со счетом 0:1 разогрел толпу до предела, и по окончании матча беспорядки вылились на улицы Ташкента.

Начались драки между группами узбекской и русской молодежи, движение по центральному проспекту Навои, находившемуся рядом со стадионом, было перекрыто. Узбеки нападали на русских.

По словам очевидцев, толпы хулиганов с криками "Ур!" («Бей!»), гиканьем и руганью гонялись по улицам города за женщинами, одетыми в европейские платья. Они валили их наземь, разрывали одежду в клочья, оставляя голыми. Когда из общежития строительного техникума кто-то, увидев происходящее, выкрикнул: "Что вы делаете, сволочи!", окна здания забросали камнями. Толпа кричала: "Ур урус!" («Бей русских!»).

Милиция не могла остановить беспредел, у многих свидетелей сложилось впечатление, что блюстители порядка сочувствовали узбекам. Хулиганов старались оттащить от жертв, но этим все и ограничивалось. Беспорядки продолжались несколько дней: 8 апреля после матча между «Пахтакором» и московским «Спартаком», а также 12 апреля 1969 года после встречи с московским же «Торпедо».

Властям все же удалось навести порядок в городе. Для этого пришлось задействовать оперативные силы МВД, спецсредства и военную технику. Были арестованы около тысячи человек.

Почему это произошло?

Численность русского населения в Узбекистане сильно возросла после трагических событий апреля 1966 года, когда со всей страны в Ташкент съехались тысячи людей, чтобы ликвидировать последствия страшного землетрясения.

После окончания восстановительных работ большинство вернулось на родину, но многие остались жить в Ташкенте.

Это были высококвалифицированные специалисты, такие как строители, учителя, врачи, инженеры.

на фото-только что отстроенные здания и инфраструктура Ташкента после землетрясения 1966

Андрей Чиланзарский в своей замечательной книге "Цвети родной Узбекистан! Но только - без меня", достойной внимательного прочтения, пишет, что беспорядки в Ташкенте случились в 1968 году якобы из-за из-за необходимости отдать строителям 20% жилплощади:

"Наверное, многие помнят землетрясение 1966 года, после которого вся страна отстраивала Ташкент. На многих домах даже названия городов остались. Однако и тогда не обошлось без конфликта. Обезумевшая толпа бесчисленных узбеков вышла на митинг на центральном стадионе "Пахтакор" с требованием к русским строителям убираться из Узбекистана. Причиной их возмущения стал тот факт, что строители смогут остаться в Ташкенте и получить 20% жилья. Было это году в 1968-м."

Примерно с марта 1969 года ситуация стала угрожающей. Многие русскоязычные жители Ташкента чувствовали агрессию узбекской молодежи и отчуждение старшего поколения местных. По почте стали рассылать письма с угрозами расправы и требованиями покинуть Узбекистан, между русской и узбекской молодежью начали происходить драки.

Неудача узбекской команды в футбольном матче стала детонатором в условиях сложившейся напряженности.

Есть мнение, что беспорядки были не слишком похожи на спонтанные.

Историк Л. Левитин писал: «Согласованность и размах действий участников массовых беспорядков в течение трех дней, бесспорно, превышали уровень спонтанной организованности. Кто же стоял за спиной участников этих событий? Во всех этих случаях милиция, состоявшая в подавляющем большинстве из узбеков, действовала вяло и, по существу, не пресекала противоправные действия. Впоследствии это квалифицировалось как безответственность и трусость, а не как солидарность с действиями толпы, которая, кстати, милиционеров не трогала».

Чем все закончилось?

В прессе националистический характер беспорядков старательно замалчивался. Для поддержания порядка в Ташкент из Москвы был прислан спецбатальон. Произошла «чистка» рядов местной милиции. Новые кадры были набраны из числа бывших военных и мобилизованных с промышленных предприятий.

События повторились в Ташкенте 27 сентября того же года во время матча между «Пахтакором» и самарскими «Крыльями Советов».

Узбеки пришли с плакатами «Русские – вон!», выкрикивали речёвки антирусского содержания. По окончании игры толпа радикально настроенной молодежи организовала «коридор», через который пришлось пройти всем, кто был на стадионе.

При этом вооруженные кольями и ножами узбеки избивали славян. Защититься не было возможности. После хулиганы врывались на улицы и в общественный транспорт, искали там русских и избивали их. На подавление беспорядков были брошены силы милиции и военные.

Власти старательно избегали упоминания о национальной неприязни и представили дело как хулиганство на почве спортивных страстей. Но русское население Ташкента протестовало и писало жалобы в Москву с требованиями разобраться. Поэтому в 1974 году из центра в город прибыла комиссия во главе с заместителем генерального прокурора Гусевым.

Следователи выявили оппозиционные Рашидову националистические структуры, нашли их связь с функционерами узбекского ЦК и Президиума. Например, председатель Верховного суда Пулатхаджаев приказывал прекращать дела в отношении задержанных погромщиков. Суд признал его виновным и назначил наказание в виде 10 лет лишения свободы.

Когда следствие вышло на председателя Совета министров Узбекистана Рахманкула Курбанова и председателя Верховного совета республики Ядгар Насретдинову, последняя на заседании ЦК покаялась в содеянном, рассказала о взятках и публичных домах для членов ЦК. В итоге Кремль решил не придавать полученные сведения огласке и ограничился снятием этих фигурантов с постов.

Так о чем это я?

Да.

Спорт- ты мир. Войны не нужно. Все люди- братья. 

Источник: russian7.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

Почему спорт должен оставаться только спортом

07:10, 14 июля 2018

Автор: elena_dokuchaewa

Комменты 485

Аватар

--> Поэтому там очень много, как ни странно, несмотря на то, что это город хлебный, мы знаем там десятки писателей, которые умерли от голода. То есть тоже все зависело от того, в какую степень этих лимитов попадешь. И тут не надо всегда забывать о том, что есть обе стороны. Была невероятная доброта, но и был, например, я точно знаю (можно открыть дневники Всеволода Иванова), всплеск антисемитизма в Ташкенте, когда сказали, что привезли евреев – и это вызвало вот такие разговоры очень тяжелые в парикмахерских, вот на таком бытовом уровне. То есть было всё.

Аватар

>>> -- Ташкент – город хлебный, это известно давно. И эвакуация в Среднюю Азию действительно стала одним из явлений нашей культуры, не правда ли? -- Да. Просто если чуть-чуть забежать назад, то все-таки в Ташкент, как и в Чистополь, писателей, режиссеров, художников и академиков отправили все-таки 14 октября, когда были подогнаны специальные поезда, потому что Москва бежала, и мы это прекрасно знаем. И здесь был как бы двойной момент, потому что она бежала… Это было не только спасение "золотого запаса", но и в общем некоторый страх Сталина того, как интеллигенция встретит, в случае чего, немцев. Это абсолютно документальный факт. Потому что люди, которые не уехали, многие были арестованы. Я имею в виду – из интеллигенции. И так эти поезда, наполненные, я бы сказала, самыми яркими людьми нашей страны… В частности, например, писатель Зощенко был самолетом специальным привезен в Москву, чтобы он выехал в Среднюю Азию. Так же было и с Ахматовой. Это были поезда, которые шли с Любовь Орловой, Эйзенштейном. По описаниям, Любовь Орлова выходила из поезда и пела для того, чтобы поезд пропустили, потому что он шел больше двух недель до Ташкента. А что касается самой ташкентской эвакуации, то она, с одной стороны, например, для многих была каким-то счастьем. Но не надо забывать, что первая улица, на которой поселили писателей, улица Карла Маркса – это было место совнаркома, для того чтобы писатели там заселились, тоже в достаточно трудных условиях, и были выселены местные жители. То есть это было абсолютно такое выселение. Даже не уплотнение, а именно выселение. И там началась, конечно, достаточно сложная жизнь, потому что, насколько мне известно, первые лимиты, первые пайки – это начало 42-го года, конец 41-го года. Я имею в виду то, что вспоминают сами писатели. Поэтому сначала люди на рынках торговали всем, что они привезли. Сначала это обмен. В общем, достаточно голодная ситуация. -->

Аватар

>>> Пронзительнейшая история изложена в одном из романов Дины Рубиной: площадь Ташкентского вокзала, эвакуированные люди, выгруженные из эшелонов, сидят на своих вещах. Сидят сутки. А на следующие сутки их всех разбирают по семьям. В годы Великой Отечественной войны Средняя Азия была одной из важнейших тыловых баз воюющей армии, когда в восточные, северные и южные регионы единой страны потянулись эшелоны, наполненные беженцами с запада Советского Союза. Большую роль сыграла каждая из советских республик, в том числе Киргизия и Узбекистан. С лета 1941-го и до конца декабря 42-го в советскую Киргизию было эвакуировано почти 140 тысяч человек, из них более 16 тысяч прибыло из блокадного Ленинграда. В Узбекистан же перевезли более 1 миллиона советских граждан, из них 200 тысяч были дети. Многие потеряли семьи. У всех были разные судьбы. Некоторые даже не знали своих имен. Когда в Ташкент стали приходить эшелоны с детьми-сиротами, эвакуированными из оккупированных нацистами территорий, то женщины Узбекистана кинули клич "Брать детей в семьи!". Одна из таких семей кузнеца Шоахмеда Шамахмудова и его супруги Бахри Акрамовой приютила 15 осиротевших детей, среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, татарка, еврей, немка и казах. Тысячи семей последовали примеру Шамахмудовых..."

Аватар

У россиян всем есть клички - те "пиндосы", другие "черномазые", "айзеры", "узкоглазые", "хохлы", "жиды" и т.д. И вы еще кого-то обв няете в национализме. Вы нетерпимы к другим людям. У вас ярковыраженая ненависть к людям др.национальностей. и кто вы после этого?!.....

Аватар

"Все люди братья",-сказали русские. Все ваши братья уже хлебнули вашей "братской любви". Спасибо, не хочется больше. Русские сами сначала плюют на все четыре стороны,а в ответ ждут что их должны любить и уважать. Вы внутри своей страны друг друга готовы поубивать. Ненависть в вашем обществе к своим же соотечественникам уже давно перешла грань. Ваш мир=ненависти ко всему миру.

Подождите...