на фото выше Особняк Г.И. Веге, превью - доходный дом Г.И. Веге.

Особняк Г.И. Веге (м. Улица Дыбенко, Октябрьская наб., 38с)

Георгий Веге был промышленником, основавшим ультрамариновый завод (ныне НПО «Пигмент»). Особняк при заводе построен в 1890-м году неизвестным автором.

Особняк примечателен как образец стиля эклектики. Он был украшен богатой лепниной и литьем, настенными и потолочными росписями, множеством зеркал и позолоты. Еще здесь были известные на весь город своей красотой витражи, которые теперь хранятся отдельно от рам.

На второй этаж ведет лестница, украшенная лепниной и различными картинами. Наверху можно найти просторное помещение, которое, очевидно, служило хозяевам гостиной. Стены в этой комнате расписаны узорами в виде роз, на потолку - лепные розетки.

К сожалению, сейчас особняк погибает. Сырость и грибок внутри губят отделку, снаружи до 80 см. булыжника — культурный слой 20 века.

Восстановлению он уже не подлежит, хотя городские активисты считают, что это не так, просто никто не хочет сильно тратиться. В любом случае, будьте аккуратны, собираясь туда на фотопрогулку - особняк находится в аварийном состоянии.

Особняк Брусницыных (м. Приморская, Василеостровская, Кожевенная линия, д. 27)

Любители мистики знают наверняка, что знаменитое зеркало, по легенде связанное с самим графом Дракулой, до сих пор находится в здании особняка Брусницыных.

Судя по сохранившимся историческим документам, в конце XVIII века на Васильевском острове (на пересечении Косой и Кожевенной линий) было возведено каменное здание, фасадом выходившее на прибрежную сторону. Позже в это место были переведены кожевенные заводы Санкт-Петербурга, руководить которыми была назначена некая госпожа Фишер, вдова европейского купца. Через полвека предприятие и здание вместе с ним приобрёл купец Николай Брусницын. Под его чутким руководством и по проекту архитектора А. С. Андреева особняк был коренным образом перестроен, расширен, были достроены дополнительные помещения и верхние этажи.

В конце XIX столетия поместье перешло по наследству сыновьям Николая Брусницына, которые также внесли свои коррективы в его архитектуру: потолки стали более высокими, был возведён зимний сад и изменена отделка интерьеров. С высоты птичьего полёта особняк стал напоминать правильную букву «ш» (три отдельные крыла для каждого из троих братьев). Что касается архитектуры, особняк Брусницыных является одним из ярких примеров эклектики – своеобразного коллажа из разнообразных архитектурных веяний разных эпох и народов: неовизантийского, неорусского, неоготического, индо-сарацинского, неомавританского и неоренессанса.

Чтобы придать своему жилищу солидный и модный заграничный вид, владельцы самого крупного в Северной Пальмире кожевенного предприятия денег явно не пожалели. Однако до сих пор остаётся странным тот факт, что Брусницыны предпочли обустроить своё шикарное жилище в непосредственной близости от собственных кожевенных заводов и потому вынуждены были «наслаждаться» запахами, которые те постоянно источали. С другой стороны, для России XVIII-XIX столетий это было вполне нормальной практикой – богачи часто селились на окраине городов, неподалёку от своих предприятий, чтобы иметь возможность постоянно контролировать производство.

В наши дни особняк Брусницыных больше известен не как жилище успешных русских предпринимателей, а как место, где в начале XX столетия хранилось магическое зеркало, которое, если верить городским легендам, в своё время принадлежало кровопийце графу Дракуле и было настоящим проклятием для каждого, кто осмелился в него посмотреть.

Особняк Струка (м. Лесная, Красногвардейский пер., 23А)

Один из представителей редчайшего типа достопримечательностей - особняков при промышленных предприятиях.

Особняк Струка - одна из немногих построек в стиле модерн в дереве. Особняк являлся частью завода имени Ильича. Вместе с домом Экваля на той же улице, он принадлежит к редкому виду построек - особняк при промышленном предприятии.

Другая отличительная черта этого здания в том, что выполнен он в так называемом усадебном стиле, внешне этот маленький городской особняк очень напоминает загородную усадьбу. Окнами он выходит в тихий переулок, где можно прогуляться, как по спокойной сельской улочке.

Сейчас здание пустует, туда можно попасть с экскурсией.

Особняк Экваля (м.Лесная, Красногвардейский пер., 15)

Карл Экваль был владельцем Чугунолитейного и механического завода в Петербурге. При заводе был сооружен и особняк для семьи его владельца.

Здание является образцом стиля модерн, только набиравшего силу в то время. Примечательно, что двухэтажный особняк выполнен из дерева, что не характерно для этого стиля, дом Экваля - один из очень немногих представителей деревянного модерна в Петербурге.

Хозяин будущего особняка заказал проект никому не известному на тот момент архитектору Лидвалю. Позже Лидваль станет одним из известнейших мастеров модерна в империи, а особняк Экваля до сих пор популярен у профессионалов как первое творение этого зодчего.

Характерные для стиля черты присущи и особняку - широкие окна, растительный орнамент, фактурная штукатурка.

Дача Гаусвальд (м.  Крестовский Остров, Каменный остров, 2-я Берёзовая аллея, 32)

В Санкт-Петербурге, на Каменном острове, расположено впервые построенное в России деревянное здание в стиле модерн – дача Гаусвальд, названная так в честь семейства булочного мастера Гаусвальда.

Этот дом был построен в 1898 году по заказу булочного мастера Гаусвальда для его супруги Евгении Карловны. Проект создавался известными архитекторами В. И. Чагиным и В. И. Шёне. Владимир Иванович Чагин получил образование в академии художеств, и к моменту начала работы над дачей Гаусвальд уже участвовал в нескольких крупных проектах, а после Октябрьской революции занимался реконструкцией и восстановлением многих памятников архитектуры. Именно он одним из первых стал строить в Петербурге здания в стиле модерн, большинство из которых создавал совместно с Василием Ивановичем Шёне.

Каменный остров уже в те годы был привилегированным районом Санкт-Петербурга, где жили многие известные и состоятельные люди: купец Елисеев, крупный промышленник Путилов, выдающиеся учёные.

Дача Гаусвальд является первым в России зданием в стиле модерн, большая часть которого построена из дерева. При этом соблюдены характерные для этого архитектурного стиля асимметрия, изломанные линии крыши и некоторые другие детали. Центральная двухэтажная часть постройки деревянная, к ней прилегает одноэтажное строение, имеющее полукруглый портал. Цокольная часть облицована бутовой плитой, использовавшейся при строительстве большинства коттеджей на Каменном острове. На первом этаже были расположены жилые хозяйские комнаты, а на втором – кабинет и апартаменты для гостей. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что очень многое при создании дачи Гаусвальд было взято из классической английской коттеджной архитектуры, а другие утверждают, что в чертах здания прослеживается «баварский» стиль.

В первые годы после Октябрьской революции Каменный остров, к тому моменту переименованный в остров Трудящихся, стал пустовать, и в его элитных домах поселились беспризорники, которых со временем становилось всё больше. Тогда по решению властей в даче Гаусвальда разместилась детская колония. Беспризорные дети проживали здесь до 1923 года и растаскивали всё, до чего могли добраться - цветные витражные стёкла с изящными свинцовыми вставками разбирались питомцами колонии на грузила для удочек и прочие надобности.

В середине 1920-х годов в даче Гаусвальд разместился профилакторий Ленинградского металлического завода, а сам Остров Трудящихся стал местом сосредоточения дач крупных чиновников. На протяжении советской эпохи внешний вид дачи Гаусвальд привлекал внимание создателей многих известных кинофильмов. В этом доме Ян Фрид снимал свои «Дон Сезар де Базан» и «Летучую мышь», а в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова дача Гаусвальд превратилась в особняк Ирен Адлер.

После распада Советского Союза для дачи наступили тяжёлые дни. Это здание было приобретено частной фирмой, которая на протяжении двадцати лет никак его не использовала, и дом пришёл в полное запустение. После проведения исследования выяснилось, что более 80% деревянных построек практически разрушено плесенью. Ознакомившись с заключением специалистов, власти решили снести все пострадавшие деревянные конструкции. Впрочем, этого так и не произошло. Ещё через несколько лет была осуществлена новая проверка аварийности, в результате которой окончательно было принято решение разобрать все деревянные части здания, а впоследствии на их месте установить постройку, созданную по проекту архитектора Рафаэля Даянова... Но и сейчас дача Гаусвальд по-прежнему находится в плачевном состоянии.

Особняк Эрнеста Игеля (м. Петроградская, Каменноостровский пр., 60)

В 1894 году французский купец Эрнест Игель приобрел участок земли на Петроградской стороне вместе с деревянным домом и оранжереей.

Здесь он открыл блестящий ресторан французской кухни, назвав его незамысловато - «Эрнест». Три года спустя дом был перестроен в камне, и Петербург получил еще один характерный образец архитектурной эклектики.

Источником вдохновения для архитекторов Ковшарова и Зонна, занимавшихся проектом дома для Игеля, служил стиль Людовика XVI. Помимо самоого особняка, на участке выстроили еще несколько каменных сооружений, объединенных общими архитектурными чертами.

После революции дом занимал Дом пролетарской культуры, райсовет и прочие чиновники. Фасад старинного особняка находится в аварийном состоянии, зато интерьеры хорошо сохранились.

Дом Фолленвейдера (м. Черная речка, Большая аллея, д. 13)

Здание, открывшее в России эпоху северного модерна и едва не погубившее принца Флоризеля и господина Оформителя.

Среди многочисленных аллей парка «Тихий отдых», который занимает весь Каменный остров Петербурга, можно увидеть несколько зданий начала двадцатого века, невольно обращающих на себя внимание. Среди них особняк, построенный в 1905 году для модного швейцарского портного Э. Г. Фолленвейдера российским придворным архитектором Робертом-Фридрихом Мельцером.

На фоне парковых деревьев в водной глади отражается белоснежный домик с крышей из красной черепицы. Весь он как бы составлен из различных частей: многогранных и четырехгранных башенок, выступающих балкончиков с навесами, высоких и плоских кирпичных труб на скатах крыши, расположенных под разными углами. Такое разнообразие дополняется окнами десяти видов.

Подобное сочетание белых стен и красной черепичной крыши чаще можно увидеть в Финляндии или Скандинавии, чем в России. Специалисты называют этот особняк первым образцом архитектуры северного модерна в Петербурге. А в народе дом чаще называют Теремком, уж очень он напоминает сказочное строение.

В годы советской власти здесь располагался санаторий, затем по 2009 год включительно в здании размещалось Генеральное Консульство Дании. Сейчас это частное домовладение и дальнейшая его судьба неизвестна. Поговаривают, что здесь будет гостиница.

Информация для киноманов: в этом особняке проходили съёмки таких прекрасных советских фильмов, как «Господин оформитель» (дом Грильо) и «Приключения принца Флоризеля» (Клуб самоубийц), а на лужайке перед зданием произошел финальный поединок принца Флоризеля и Председателя.

кудагоу.ком

Подпишитесь на наш
Блоги

Заброшенные особняки Петербурга

11:36, 23 марта 2015

Автор: Morkovich

Комменты 19

R

Как жаль, что многое не ценим..... потеряем эти особняки.

Аватар

Посмотрите во что превратили бывший путевой дворец Екатерины Великой. СПб, Гастелло 15. Сейчас это ВУЗ с соответствующими пристройками. http://p1.citywalls.ru/photo_92-94389.jpg?mt=1310728838

Аватар

Эх, больше животных мне жаль вот такие архитектурные шедевры. Больше такой красоты не делают, а созданное исчезает(

Аватар

Как же так можно, при желании все и сохраняется и восстанавливается прекрасно

Аватар

Интересно, можно ли попасть в особняк Бруснициных, очень красивое место!

Подождите...