Опубликовано пользователем сайта

Про звезд

Донатас Банионис

15
Донатас Банионис

Интервью "Российской газете"

- Моя любимая Вия Артмане незадолго до смерти написала духовное завещание, в котором просила крестить ее по православному чину и похоронить на русском кладбище в Риге. Вия так и написала: "В знак благодарности к русскому народу…" Я могу только догадываться, сколько ее дум легло в эти строчки. Так вот и для меня Россия много значит. В Россию часто зовут, но, в основном, отказываюсь - теперь стал бояться расстояний, хотя раньше я их не замечал: когда снимали картину "Красная палатка", то мы добрались до Северного Полюса - картина снималась именно там...

В моем багаже - восемьдесят один фильм. А это, поверьте, много. Картина, которая мне принесла известность - бесспорно, "Никто не хотел умирать". 

После этого меня стали узнавать. А в этом фильме у меня роль председателя сельсовета, и некоторые горячие литовские головы меня отчаянно за нее ругали. Дескать, я там такой просоветский. Но в картине показана трагедия литовского крестьянства, когда людей эшелонами увозили в Сибирь. Я помню сам этот ужас, когда без суда и разбирательств приезжали на хутор и давали два часа на сборы и все. Старух и грудничков грузили в товарные вагоны только за то, что во дворе было две коровы. Так и было. Я все это видел своими глазами. 15-16 июня 1941 года самые большие эшелоны, груженные литовцами, ушли в Сибирь. У меня до сих пор стоит в ушах крик этих людей. Все не могли понять: за что?.. Потом, после распада Союза во всем стали винить русских - я всегда был против таких высказываний, и чем не мало врагов нажил в Литве. Понимаете, подлость не имеет национальности, пальцем указывали литовцы, грузили в вагоны русские, украинцы, латыши, а руководил всем этим грузин. И список этот можно продолжать и продолжать. Народы тут не причем.

Сейчас, когда мне восемьдесят семь и когда в окно смотрю уже больше, чем в зеркало, я очень много думаю: мне на советскую власть обижаться не за что. Я ведь очень много снимался, и не только в отечественном кино.

В 1971 году меня не выпускали в Америку, даже не объясняя причины. Не выпускали свои, в Вильнюсе, когда узнали об этом в Москве, то сказали: что за безобразие? И я на месяц улетел в Чикаго. Вот и такая была "рука Москвы"…

Скажу, что сегодня жизнь в России для меня небезынтересна, я часто смотрю российские новости, люблю канал "Культура". Но новостей позитивных нахожу мало.

Сейчас вместе со старостью пришла бессонница, и я много думаю ночами. Недавно вспомнил случай, после того как вышел на экраны фильм "Солярис" и мою работу в этой картине хвалили все: и враги, и друзья. Вскорости пришло письмо из Куйбышевской области, в котором одна женщина мне писала так: "Дорогой Банионис, мы Вас очень любим, но больше в такой халтуре, как "Солярис", не снимайтесь никогда…" Глубокое искусство это не для всех. Хотя с Тарковским работать было очень трудно. Очень! Он был бесконечно глубокий человек, и весь в себе. Часто не находил слов, чтобы выразить то, что он хочет. Ходит, что-то мыкает, морщится, а ты поди угадай, что ему нужно. Мог несколько раз за час подойти и попросить открыть глаза и закрыть, и посчитать то до десяти, то до двадцати. Внутри Андрея кипела редкая, не похожая ни на чью жизнь. Он, по-моему, сам очень от этого страдал…

...Знаете что мне сегодня страшно? Что с уходом нашего поколения связь между Россией и Литвой станет слабеть все сильнее и сильнее. Ну как можно не ставить Чехова только потому, что он русский? Он мировой! Чайковский, Станиславский - это фигуры общечеловеческого масштаба. Я даже Максима Горького отношу к мировым гуманистам, а не к советским.

Я сегодня веду жизнь пенсионера. Живу даже затворнически. То, что творится на улице, понимаю плохо. Но жизнь-то - качели: взлеты и падения неизменно идут друг за другом. Большинство спектаклей и сегодняшних сериалов не могу смотреть, там одно кривляние. И никто не терзается вопросом: "Быть или не быть?"… Шекспир ушел, остались собачки в цирке. Сегодня Гамлета играют в основном те, кто не задает себе этот сакраментальный вопрос, не мучаются им.

Вы понимаете, у меня сегодня уже нет никакой мечты. Может, вам это покажется странным или даже страшным. Живу, и все. Уже не осталось никого из друзей. Из тех, с кем я начинал работать в 1941 году, из моей молодости уже никого не осталось. Она вся на погосте. Уже ничего не цепляет в этой жизни. У сына - своя жизнь, у внуков - своя. Единственное, о чем мечтаю, еще съездить в Петербург. Этот город мне очень близкий по душе. Я там много снимался. Там столько всего было. Моего и только моего…

Интервью "Комсомольской правде"

«Я совсем по-другому живу»

-Какой же вы все-таки красавец... 

- Ой, старость…Вот сейчас в театре (в Паневежисе - Авт.) был юбилей, 70 лет, по телевизору показывали моих друзей. Смотрю, какие они старики уже... Я туда не поехал, потому что нет сил. Театр в 1941 году открылся, в марте. А я приехал поступать туда через месяц. Мой друг, который уже был принят в труппу, представил меня режиссеру Юозасу Мильтинису. А я от волнения забыл текст - ой, думаю, провалился... Мильтинис посмеялся и говорит: поехали! И 1 июня я уже был зачислен как актер-кандидат.

- Получается, у вас летом будет юбилей: 70 лет актерской деятельности?

-Я теперь в театре единственный, кто пришел еще при Советской власти, до войны. Ни одного живого уже нет.

-Какой же безумный век мы пережили! Вот приехала я в командировку, смотрю на Литву - и не узнаю. Самая богатая республика Советского Союза - какой театр, какое изобразительное искусство! А сейчас - пустые улицы. Говорят, что все литовцы (почти миллион!) уехали работать в Ирландию и в Англию. Как вы тут выживаете?

- Живу. Читаю мало. Никуда не выезжаю, хотя приглашали и в Москву, и в Ленинград. Там кресло имени меня построили, мне фотографию прислали. Такое, знаете, как для короля! Я не поехал, потому что уже трудно. Ну, нет сил. Сижу дома. Утром встаю в 11 часов, завтракаю, потом телевидение смотрю. И все. Когда жена умерла, я совсем по-другому стал жить.

- Какое событие последнего времени заставило вас испытывать наиболее яркие эмоции?

- Не могу назвать ни одного. Ну, неинтересно! Ни телевидение, ни театр. Мильтинис нам преподавал, что на сцене должен быть человек умный. А теперь не люди, а клоуны какие-то кривляются. Не люблю я смотреть это телевидение, потому что то, что они играют, это принципиально не мой вкус. Штампы страшные... Нас в свое время обвиняли: зачем вы, мол, нам жизнь показываете, надо театр показывать, что-нибудь эдакое в белой муке и без штанов. А Мильтинис хотел наоборот - чтобы не было театра. Как по Чехову и Станиславскому. Это принцип театра, чтоб не было театральности, а жизнь была раскрыта, человеческая душа. 

Никакой я не разведчик

- Должна признаться, что проезжая через Паневежис в те годы, когда вы еще там жили, я мечтала случайно встретить вас на улице. Сам город, честно сказать, меня разочаровал. Почему вы столько лет прожили так далеко от столиц?

- Потому что там был мой театр… Мильтинис нас учил, что жизнь есть жизнь, а театр - это место, где должно быть искусство. И поэтому всю свою силу, все мысли надо отдавать театру, а не ресторанчикам.

- К сожалению, в театре вас не видела, только в кино.

- Я был абсолютно уверен, что никогда не буду сниматься. Мой первый фильм назывался «Адам хочет быть человеком». Сидишь, а оператор говорит – руку надо держать вот так. О, теперь снимаем. Думаю – ну что за дурацкий оператор? Ему важен не смысл, а кадр. Я думал, что никуда не гожусь. А потом, когда на четвертом по счету фильме оператором был Грицис, все было совсем наоборот. Он говорит – репетируйте, а я посмотрю. И мы – я, Вия Артмане, другие – ведем себя, как в жизни. Только после фильмов «Никто не хотел умирать» и «Мертвый сезон» я и понял, что такое настоящее кино.

- Это ваше метание по городу, переживания, выплеснутые на экран... Просто завораживающий какой-то фильм. Скажите, вас в «Мертвом сезоне» специально к роли готовили ?

- Мы с моим прототипом Кононом Молодым все время были рядом. Я с ним говорил и репетировал. А Савва Кулиш за нами наблюдал, и только потом уже снимал. Хотя меня с роли сняли, знаете об этом?

- Почему?

- Сказали, что никакой я не разведчик. Там нужен был настоящий советский герой - высокий, широкоплечий, светлоглазый. А у меня все было наоборот. Мне так и говорили: советский разведчик должен по-другому выглядеть в кино. Как Штирлиц. Вот английский шпион может таким быть, а советский должен быть высокого роста. Штамп, а что поделать? Но за меня заступились сам Конон Молодый и режиссер Савва Кулиш. Я и не знал ничего. Отснялся в небольшой части фильма, приехал домой, а меня из Паневежиса не вызывают и не вызывают. Потом звонят. Приехал в Ленинград, спрашиваю: почему так долго не вызывали? А декорации были не готовы - говорят. Савва Кулиш, наверное, просто не хотел меня обидеть. 



- Мы, зрители, волей по неволе смешиваем актера с его ролью. Вы, конечно, знаете, сколько людей пошли в разведку потому, что именно вы сыграли эту роль. Вас в нынешней Литве за это не упрекают ?

- Мне даже Путин при встрече сказал, что после фильма захотел стать разведчиком.

- И как вы отреагировали?

- Посмеялся. Если ему нравится быть разведчиком, пусть будет. 

- Но то, что вам пришлось играть такую роль, внутреннего диссонанса не вызывало?

- Нет, нет. Мне было интересно быть человеком в данных обстоятельствах. 

- Фильм начинается фразой «За мои 42 года меня ни разу столько не фотографировали». А сколько вам тогда было лет?

- Я родился в 1924-м. Значит, 44. У меня есть одна личная фотография: Конон Молодый и я. Вот, смотрите - это и есть мой прототип. Мы похожи немножко.

 Сценарий был написан по книге его мемуаров, их издали только на польском языке, потому что по-русски было запрещено. Мне приятно было играть не абстрактного разведчика, а человека, которого я знаю, потому что мы рядом с ним жили в гостинице. 

Пространство обожания

-Это правда, что вас однажды не узнала литовский министр культуры?

- А-а-ай, было такое. Назначили нового министра, женщину, был какой-то праздник, и я был приглашен. И я захотел у нее что-то спросить про кино или про театр. Она смотрит на меня – извините, кто вы такой? Она по какой-то протекции была, из провинции, но зато была знакома с нашим тогдашним президентом, вот ее и назначили. Через полгода ушла. Но ее освободили не из-за меня. Потом писали в газетах о том, что она и правда не знала, кто я такой.

- Вот это да! Я не хочу в очередной раз вспоминать Советский Союз, но вот скажите, вы, как актер - почувствовали сужение пространства обожания после того, как вы стали жить в независимой Литве? Все-таки миллионы ваших поклонников остались за границей.

- Так точно. Недавно я пошел в какое-то учреждение по делам. Там женщина сидит. Смотрит и спрашивает – кто вы такой? Банионис. Да кто ты такой – Банионис? Я и ушел. Ну, что поделать - она, видимо, не смотрит кино. В России так не было бы. Там только зайдешь в троллейбус, так сразу: ой, ой, садитесь, садитесь. Я могу и сам билет купить, но это как бы показывает уважение. 



- В России давно были в последний раз?

- Давно. Я никуда не выезжаю. Хотя до этого ездил много, в Европе точно нет страны, где не был. В Японии два раза, в Америке девять .

- Пожелайте чего-нибудь вашим российским обожателям и передам им от вас самый свежий привет.

- Самую большую благодарность за то, что меня там до сих пор помнят. Где бы я ни был бы в России – в Питере, Москве или в Горьком - все меня узнавали. Значит, моя миссия, как художника, не пропала даром, а оставила смысл. Где-то в душе у людей остались мои роли и мои мысли. Около 80 фильмов, если посчитать… «Никто не хотел умирать» - первый фильм, где я получил всякие награды. Потом «Берегись автомобиля», я там снимался рядом со Смоктуновским, который уже был звездой. Дальше «Мертвый сезон», потом «Король Лир», «Гойя», «Солярис». Я уже знал, что есть такой режиссер Тарковский. Но знал и то, что его фильм «Андрей Рублев» был запрещен. И когда приехал на пробы, попросил Андрея, чтобы он показал мне этот самый «Андрей Рублев». И он дал мне ключик и маленькое помещение, где просматривают киноматериалы - только, говорит, никому не говори, а то нас накажут. И я посмотрел... И так обрадовался - такое это для меня было достижение искусства кино, самое-самое высокое!… Но потом, уже после Каннского фестиваля, фильм разрешили и он пошел по всему миру. А когда меня надо было утверждать на эту роль, надо было получить разрешение из театра. Я попросил, чтобы нашему руководителю, Мильтинису этот фильм показали тоже. Пленку тайно привезли в Паневежис. После просмотра он молча вышел, ничего мне не сказав. На следующий день говорит – Донатас, поезжай, тут искусство высочайшего уровня... Так что в «Солярисе» я снимался, и Тарковский для меня был большим-большим счастьем.

Ну а потом были другие фильмы: «Открытие», «Приключение принца Флоризеля», «Змеелов», «Пьющие кровь» с Мариной Влади. Если посчитать, всего 83 фильма. Последний вышел в 2010 году, литовский. Еще и не вышел, кажется, только отснялся. 


- Вы говорите, что сниматься больше не хотите. А есть ли такая роль, которой вас можно было бы соблазнить?

- Надо, чтобы дело того стоило… Если снимать будет кто-нибудь из режиссеров, которому я могу доверять, можно было бы и сняться. Но не кривляться только, не надо мне всего этого. Говорят, наш вкус безнадежно испорчен. Ну что поделать?...

5 самых известных фильмов Баниониса

«Солярис»

«Никто не хотел умирать»

«Мертвый сезон»

«Бегство мистера МакКинли»

«Змеелов»

Фото из кинофильмов. 

Оставьте свой голос:

232
+

Комментарии 

Войдите, чтобы прокомментировать

Maria-Salina
Maria-Salina

Очень приятное впечатление производит

blinds
blinds

А хорошее,всё таки, было у нас СОВЕТСКОЕ КИНО!!!!!

alfa-omega
alfa-omega

blinds, и у нас были отличные актеры-личности. не хуже западных

blinds
blinds

alfa-omega, Западные с нашими и рядом не стояли,по большому,актёрскому счёту

blinds
blinds

Чушь какую -то написала.Сразу вспомнила Лоуренса Оливье

blinds
blinds

Чушь какую -то написала.Сразу вспомнила Лоуренса Оливье

alwina
alwina

alfa-omega, наши , старой школы актёры,в основном - лучше, это западных пересчитать

sharra
sharra

В "Мертвом сезоне" очень нравился, я в детстве очень много фильмы советские про шпионов любила. Очень давно смотрела с ним интервью,но до сих пор помню ,
очень прямой человек искренний и безхитростный , не жеманничал в общем такое редкость на телевидение и в жизни тоже

blinds
blinds

sharra, Жеманничают наши нынешние,у которых стройки и ипотеки.

koko-Y
koko-Y

Спасибо за пост! Какой пркрасный и глубокий, искренний Человек... был... Многим нашим современникам почитать и поучиться. У него вся наша история перед глазами прошла. И ни на кого не затаил обиды, честно все написал. Как же жаль что все они уходят:(((((((((((

SilverSpoon
SilverSpoon

боже, автор, спс Вам за это интервью. как глоток чистого воздуха. Бонионису веч память. скорее бы наелось общество и снова повернулось к искусству лицом.

Lytaya
Lytaya

У меня с ним сразу солярис вспоминается

alfa-omega
alfa-omega

Lytaya, он там очень органичен

tutelka
tutelka

Именины сердца,а не интервью,да и сам Банионис тоже.Хочу добавить еще кое что-из другого его разговора.Он в свое время женился на девушке,у которой были репрессированы родные ,и ей угрожала высылка-можно сказать,пожалев,а потом счастливо прожил с ней всю жизнь.Все это время ,в Америке, женщина,которая была влюблена в него смолоду- и уехавшая впоследствии-следила за его жизнью и успехами,собирала вырезки и тд.И когда узнала о смерти жены-тут же появилась на горизонте-а ведь оба уже были очень немолоды.Началась переписка и даже были визиты-но,конечно,ничего не получилось,он не смог представить себя с другим человеком.Вот такие детали.

Ellena
Ellena

Комментарий скрыт модератором

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Станет ли племянница принцессы Дианы новой иконой моды? Выбираем лучший образ Китти Спенсер

Станет ли племянница принцессы Дианы новой иконой моды? Выбираем лучший образ Китти Спенсер

Звездный стиль 14991 44
Кендалл Дженнер встретила в супермаркете мужчину, который хочет убить Кардашьян

Кендалл Дженнер встретила в супермаркете мужчину, который хочет убить Кардашьян

Новости 14659 47
Эван Шпигель рассказал о семейной жизни с Мирандой Керр и их новорожденным сыном

Эван Шпигель рассказал о семейной жизни с Мирандой Керр и их новорожденным сыном

Звездные дети 14479 21
20-летняя гимнастка Яна Кудрявцева и 28-летний хоккеист Дмитрий Кугрышев помолвлены: фото кольца

20-летняя гимнастка Яна Кудрявцева и 28-летний хоккеист Дмитрий Кугрышев помолвлены: фото кольца

Звездные пары 11906 46
Влад Топалов учит нас "домострою:" "Женщина обязана хорошо выглядеть, быть матерью и женой — две ее главные функции"

Влад Топалов учит нас "домострою:" "Женщина обязана хорошо выглядеть, быть матерью и женой — две ее главные функции"

Новости 18070 154
Мелания Трамп встретилась с детьми-мигрантами в куртке с надписью "Мне все равно, а вам?": пользователи сети возмущены

Мелания Трамп встретилась с детьми-мигрантами в куртке с надписью "Мне все равно, а вам?": пользователи сети возмущены

Звездный стиль 12925 39
Аргентина в бешенстве. Взгляд изнутри: фанат поплатился за пошлую выходку в адрес россиянки

Аргентина в бешенстве. Взгляд изнутри: фанат поплатился за пошлую выходку в адрес россиянки

Новости 62401 340
Видео дня: топ-10 самых дорогих свадебных платьев звезд
Новорожденный сын Евы Лонгории болеет за сборную Мексики на ЧМ-2018
54-летняя бывшая жена Сильвестра Сталлоне Бриджит Нильсен родила пятого ребенка
Модная битва: Хлоя Морец против Кати Мухиной
Актеры одной роли: Гарри Поттер, мама Стифлера и другие
Дочь Виктории и Дэвида Бекхэм растет фанаткой Тейлор Свифт
Британцы гадают, кто станет крестным родителем сына принца Уильяма и Кейт Миддлтон
Итальянские мотивы, легенда о леди Годиве и спорт: изучаем лукбуки летних коллекций российских брендов
Юлия Барановская, Татьяна Геворкян и другие на вечеринке в Москве
Лето на "Сплетнике": Ольга Серябкина, Юлия Пересильд и Джиджи Хадид отдыхают в бикини
Видео дня: Ева Лонгория о беременности
Звезда сериала "Секс в большом городе" Синтия Никсон рассказала, что ее дочь — трансгендер
Битва платьев: Нико Торторелла против модели
Подробности предстоящей свадьбы Кита Харингтона и Роуз Лесли: звезды съезжаются в замок в Шотландии
Амаль Клуни в "национальных" шароварах прилетела в Торонто
Безумный Шляпник одобрил бы: самые яркие образы со скачек Royal Ascot 2018
Бен Аффлек был замечен на свидании с Линдсэй Шукус на волне слухов о ее беременности
Маша Федорова, Марина Александрова, Елена Темникова, Наоми Харрис и другие звезды на презентации Tiffany & Co в Лондоне