Великие актрисы прошлого столетия: Софи Лорен, Бриджит Бардо, Катрин Денёв, Ингрид Бергман, Марлен Дитрих, Рита Хэйворт.. этот список можно продолжать довольно долго. Все они совершенно разные, каждая индивидуальна. Но объединяет их многое! Красота! Мужчины, сотнями падавшие около их ног! Чувство стиля! И, как часто случалось, почти неизвестные никому родители, любовь к танцам и музыке, первоначальные неудачи в кино и разбитое сердце! К таким женщинам невозможно оставаться равнодушным, таких женщин остается только обожать и боготворить, десятки раз пересматривая фильмы, в которых они блистали! Об одной из таких "звезд" я и хочу сегодня рассказать! Ибо эта женщина, ослепительная Рита Хейворт, первая послевоенная суперзвезда, действительно разбила не одно мужское сердце, при этом умудрившись "спасти" одно единственное ('The Shawshank Redemption' 1994).

image

Рита Хэйворт (англ. Rita Hayworth), урожденная Маргарита Кармен Кансино (англ. Margarita Carmen Cansino) родилась 17 октября 1918г. в Бруклине, штат Нью-Йорк, США в семье известного цыганского танцора Эдуардо Кансино-старшего и Вольги Хейворт, хористки из шоу Флоренса Зигфельда ("Девушки Зигфельда"). Маргариту Кармен Кансино никто не спрашивал, хочет ли она учиться танцевать. Говорят, отец привел Риту в танцкласс в 1921 трехлетней крошкой, и эта школа составила все ее образование. Рита оказалась настолько способной ученицей, что в 1926 г. попала на съемочную площадку фильма «La Fiesta». Думаете, «в тот день она проснулась знаменитой»? Ничего подобного. Восьмилетней девчонке предстояло еще десять лет отплясывать хабанеру и другие танцы вместе с родителями, прежде чем состоялся ее официальный дебют в кино.

Во время одного из таких номеров с волосами черными, как крыло ворона и слегка большими зубами она была обнаружена представителем компании Fox Уинфилдом Шиханом, который помог ей получить контракт. Указанная в титрах как Рита Кансино, она играла экзотических латинских танцовщиц в таких фильмах, как: "В пампасах под луной" (Under the Pampas Moon, ее первая роль в художественном фильме), "Ад Данте" (Dante's Inferno) и "In Caliente" (ее одолжили Warner Brothers) и даже произнесла короткий диалог в роли египетского служанки в "Чарли Чан в Египте"в том же году. Не было бы счастья... В 1937 Рита вышла замуж за Эдварда Чарлза Джадсона, весьма необычного субъекта, имевшего репутацию голливудского Монте-Кристо. Его знали все, но никто не знал, откуда у него деньги (поговаривали, что его бизнес по продаже автомобилей — лишь прикрытие). Риту подобные толки не смущали — темные личности были ей не в диковинку со времен выступлений в голливудских ночных клубах. Возобладал трезвый расчет: Эд Джадсон обещал открыть перед ней двери киностудии «Коламбиа Пикчерз». Муж сдержал слово, но потребовал от жены очень серьезных жертв. Именно он предложил ей назваться Хейворт, чуть изменив девичью фамилию ее матери, и брать уроки сценической речи. Именно он заставил ее перекрасить волосы в рыжий цвет, высветленный на лбу и становящийся более темным на затылке. Но главное — именно Эд настоял на решительной метаморфозе, которой должно было подвергнуться лицо Риты Кансино, чтобы полностью оправдать новые имя и образ. На это ушло больше года. Еженедельно Рита посещала мучительные сеансы электролиза, чтобы поднять линию волос на три четверти дюйма и облагородить линию лба. Ежедневно она увлажняла непослушные жесткие кудри, дедушкино наследство, специальными маслами, промывала лучшими шампунями и красила, чтобы вытравить все следы испанского происхождения. Наконец, ей пришлось изменить форму носа у знаменитого пластического хирурга Джоэла Прессмана. Так родилась златокудрая Рита Хейворт.

В 1941 г. на киностудии «ХХ век Фокс» решили переснять в цвете полюбившуюся зрителям картину «Кровь и песок» — знойную мелодраму, известную нам по недавнему римейку с Шарон Стоун. Изначально роль Доки Соль (знойной красотки, морочившей голову наивным тореадорам) продюсеры берегли для красотки Кэрол Лэндис, однако ту не устраивала перспектива показаться на экране с копной рыжих волос, как требовалось по сценарию. А кроме Лэндис на «Фоксе» актрис нужного амплуа не было, и продюсерам не оставалось ничего, как арендовать у «Коламбии» Риту Хейворт. Та, разумеется, согласилась. В итоге образ Доки Соль стал одним из лучших в послужном списке актрисы. Вскоре Риту выбрал для совместной работы в фильмах «Ты никогда не будешь богаче» (1941) и «Ты никогда не была восхитительнее» (1942) Фред Астер, недавно ушедший со студии RKO и расставшийся с давней партнершей Джинджер Роджерс. Рано или поздно эти люди должны были встретиться. Астер называл Риту одной из своих любимых партнерш - танцевала она бесподобно, а соблазняла и того лучше.

"Ты никогда не была восхитительнее", 1942 На «ХХ век Фокс» Хейворт вернулась не просто кинозвездой, а национальной любимицей. 11 августа 1941 г. ее фото неглиже (смелость по тем временам неслыханная!) появилось на обложке солидного журнала Life. Отныне снимок полуобнаженной красавицы перестал считаться в США скандальным — он приравнивался к произведениям искусства эпохи Возрождения.

image

Обложка журнала LIFE от 11 августа 1941 года. Именно это фото было приклеено к первой в мире ядерной боеголовке, сброшенной американцами на атолл Бикини.Так Рита стала секс-бомбой. Желая ковать железо (точнее, чеканить золото), пока оно горячо, «Фокс» спешно ставит для Хейворт костюмный мюзикл «Моя девушка Сэл» и в эпическую драму «Легенды Манхеттена» (оба 1942). Столь напряженная работа не могла не сказаться на личной жизни актрисы. В том же году Хейворт развелась с Джадсоном, чтобы выйти замуж за Виктора Мэтьюра, с которым играла в «Моей девушке Сэл», но... Актер и режиссер Орсон Уэллс, чья новаторская радиопостановка «Войны миров» 1938 г. свела с ума всю Америку, в начале сороковых переживал трудные времена. Его новейший фильм «Гражданин Кейн» (1941) провалился в прокате, а медиамагнат Уильям Херст, узнавший себя в главном герое, назвал Уэллса коммунистом, что для тогдашних американцев было страшным проклятием. Год спустя Уэллс, будучи в Южной Америке на съемках очередной картины, однажды решил скрасить досуг просмотром какой-нибудь незатейливой мелодрамы. Выбор пал на «Кровь и песок». За достоверность дальнейшего не ручаемся, но легенда гласит, что дело было так. Когда фильм закончился, режиссер встал и, ни слова не говоря, направился к выходу. Встревоженные друзья нагнали его на лестнице: «Неужели такое плохое кино?» — «Причем тут кино! — закричал Уэллс. — Завтра же улетаю в Штаты. Нет, сегодня!» — «Зачем?» –«Жениться на Рите Хейворт». С тем Орсон Уэллс и помчался навстречу судьбе. Брак Риты с Мэтьюром не состоялся, в 1943 г. она вышла за Уэллса. Что ж, быстрота и натиск часто окупаются. Хотя бы на первых порах!

image

Рита Хэйворт и Орсон Уэллс Через год на экраны вышел второй цветной фильм с Ритой Хейворт — роскошный мюзикл «Девушка с обложки». Партнером красавицы выступал главный конкурент Фреда Астера на титул лучшего голливудского танцора всех времен — Джин Келли. Он вывел Риту Хейворт на высшую звездную орбиту, хотя ее следующая картина «Сегодня и ежевечерне», история Лондонского мюзик-холла, который не закрывался даже на время гитлеровских бомбежек, была значительнее. Когда вторая мировая война закончилась, американцам потребовались символы мирной жизни. Бомбу, взорвавшую тогда общественное мнение, испытывали не на полигонах Невады, а в лучших кинотеатрах страны. Называлась она «Гилда». Это была новая мелодрама с Ритой Хейворт. Ажиотаж картина создала неимоверный. «Хейворт показывает стриптиз перед камерой!» — возмущались цензоры. Ревнивые жены руками закрывали глаза мужьям, лишь бы они не видели, как эта длинноволосая длинноногая Хейворт снимает (о, ужас!) перчатку на глазах у изумленной публики.Действительно, Рите Хейворт достаточно было снять перчатку, чтобы покорить миллионы мужчин разного возраста, семейного положения и политических взглядов. Интересный факт: в кинофильме "Побег из Шоушенка" (1994), снятом режиссёром Фрэнком Дарабонтом по повести Стивена Кинга «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка», в одной из сцен именно "Гилду" смотрят заключенные.

image

Между тем, несмотря на огромное количество мужчин, которых когда-либо соблазнила Рита, многие считают, что любовь к Орсону Уэллсу, была главной в жизни Риты. Она родила ему свою первую дочь, Ребекку. Но ни брак, ни тем более творческий союз «Уэллс–Хейворт» не просуществовали долго. Они прожили вместе пять лет без шести дней, и по иронии судьбы предстали на экране вместе лишь после развода, в картине 1948 г. «Леди из Шанхая». Тем не менее Рита доверилась ему, как всегда доверялась мужчинам, и решилась для этого фильма сменить облик вновь. К ужасу боссов «Коламбии» Хейворт обрезала свои роскошные локоны (а они, между прочим, считались важнейшим коммерческим достоянием киностудии!) и перекрасилась в платиновую блондинку. Консервативная публика не могла с этим примириться, и картина провалилась в прокате. Рядовым зрителям было наплевать на изумительно снятые сцены, когда Хэйворт отражается во множестве зеркал. Теперь их называют волшебными, в них ясно читается: Уэллс любил свою бывшую супругу и после развода.

кадры из фильма "Леди из шанхая". Орсон Уэллс и Рита Хэйворт.

Орсон и Рита

Провал картины, в которой Рита страстно желала показать себя не «девушкой с обложки», а серьезной актрисой, привел к глубокому творческому кризису. В том же 1948 г. она впервые побывала в Европе и на французской Ривьере встретила Али Хана — сына всемирно известного исламского духовного лидера, а по совместительству миллионера и плейбоя. Вспыхнула новая любовь, а вместе с ней желание последовать примеру Греты Гарбо — уволиться с «фабрики грез» по собственному желанию. Влюбленная пара объехала всю Европу, появилась на Каннском фестивале, заполонила обложки модных журналов и вызвала скандал в среде моралистов, поскольку Али Хан не был разведен с прежней женой. В Голливуд Рита Хейворт вернулась только для того, чтобы расторгнуть контракт с Коламбией, выплатить неустойку в четверть миллиона долларов и, по слухам, плюнуть в лицо главе киностудии Гэрри Кону, тирану и интригану, всегда стремившемуся контролировать и карьеру, и личную жизнь актрисы. Орсон Уэллс в своих воспоминаниях так отзывался о ее роковом решении: «Она занимала положение, о котором многие не могли и мечтать, но которое не приносило ей никакой радости. Она ненавидела своих героинь. Ей не нравилось быть Ритой Хейворт». Она получила титул принцессы, осуществила мечту каждой маленькой американки. Но принцесса-то была не сказочная, а вполне реальная, к тому же восточная. На несколько лет Рита как бы выключилась из жизни. Увы, ореол романтического побега из Голливуда быстро потускнел. Али Хан осознал выгоду жизненного кредо, позже и совсем по другому поводу сформулированного как: «Если б я был султан, был бы холостой». Некогда самая яркая звезда Голливуда сидела в четырех стенах: ни работы, ни друзей, ни, по большому счету, семьи — даже дочь Жасмин, родившаяся в этом браке, не повлияла на Али Хана. Рита развелась с ним в 1951г. и через год, практически без гроша в кармане, пошла на поклон к ненавистному ей Гэрри Кону. Тот согласился забыть былые обиды и немедленно свел ее с Гленном Фордом для картины «Любовь в Тринидаде». Однако попытка повторить успех «Гилды» не удалась. Звездный поезд Риты уже ушел, и догнать его было чертовски сложно. В отчаянии она прибегла к опыту великой Аллы Назимовой, трагической красавицы немого кино. Та пыталась спасти свою карьеру, сыграв Саломею. Расчет, казалось был верным — Хейворт самой природой была предназначена для роли библейской искусительницы. Но в фильме 1953 г. заглавная героиня превратилась во второстепенную, ее история шла вразрез с основным действием. Виноват в этом был, прежде всего, режиссер, но те, кто покупал билеты на фильм с Ритой Хейворт разочаровлись в актрисе. После «Саломеи» Рита впала в тяжелейшую депрессию. Обеспокоенная тем, что не может повторить успех середины 40-х, Рита в очередной раз поссорилась с Коном и покинула «Коламбию». Она вышла замуж за певца Дика Хэймса, но их союз распался через два года. Смирив гордыню, она вернулась на киностудию и сыграла в отличной картине «Приятель Джоуи» всесте с Фрэнком Синатрой и Ким Новак. Но это был, по сути, ее последний успех. Пятым мужем Риты Хейворт стал продюсер Джеймс Хилл, который и занял Риту в фильме «За отдельными столиками», который позднее номинировали на Оскар.

Вскоре Хейворт зачастила к психоаналитику и стала пить. Все решили, что эта хандра — только блажь стареющей кинозвезды. На самом деле все оказалось гораздо серьезнее. То были первые симптомы болезни Альцгеймера, которую врачи не сумели вовремя определить. Роковая халатность эскулапов, и в результате богиня любви медленно ветшала, даже не подозревая, что с ней происходит. К началу 70-х она практически не могла работать — на съемках ее «лебединой песни», картины «Гнев господний» (1972) ей подсказывали каждую реплику. Она умерла 15 лет спустя, 14 мая 1987г., находясь на попечении дочери Жасмин. У Риты Хейворт было все — деньги, слава, поклонники. Не было лишь настоящей любви. Не потому ли она, несомненно большая актриса, осталась в истории кино лишь как Гилда, девушка с обложки и секс-бомба номер один? Образ Риты Хэйворт в искусстве: 1.Образ дивы присутствует на страницах романа Мануэля Пуига Предательство Риты Хейворт; 2.В уже упомянутой книге Стивена Кинга «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» главный герой, сидя в тюрьме, делает дыру в стене для побега, которую прикрывает плакатом с изображением Риты Хейворт;

3.Героиня фильма "Малхолланд Драйв" (режиссер Дэвид Линч), теряет память и приходит в себя в чужом доме; когда её просят представиться, ей на глаза попадается афиша с Ритой Хейворт, и она называется Ритой; 4.Образ дивы присутствует в фильме "Когда дедушка любил Риту Хейворт" (2001г., режиссер Ива Шваркова), основанном на воспоминаниях режиссера.

Спасибо за внимание!

Подпишитесь на наш
Блоги

Рита Хейворт: богиня безответной любви.

22:33, 29 января 2010

Автор: juli_darsy

Комменты 12

O

Отличная актриса - с трагической судьбой.

K

спасибо juli_darsy :)

Аватар

она для меня девушка с плаката из книги Стивена Кинга.Но потрясающе красива была.

Аватар

Большое спасибо! Красота, и интересно!

Аватар

очень красивая.. а по сути, счастлива не была(

Подождите...